Уникальный идентификатор дела
11RS0018-01-2020-000335-63
УСТЬ-КУЛОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 июля 2020 года по делу № 2-203/2020
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи О.В. Барбуца,
при секретаре судебного заседания О.П. Евпловой,
с участием помощника прокурора Е.А. Поповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом гражданское дело по иску прокурора Усть-Куломского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению Ручевская средняя общеобразовательная школа об обязании устранить нарушения законодательства о защите прав инвалидов и об образовании,
установил:
Прокурор Усть-Куломского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением об обязании муниципального общеобразовательного учреждения Ручевская средняя общеобразовательная школа (далее - МОУ Ручевская СОШ) в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы с применением рельефно-точечного шрифта Брайля по адресу: <адрес>, установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, установить направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения, а также тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях; об обязании администрации муниципального района «Усть-Куломский» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование названных мероприятий. В обоснование иска указано, что в ходе проведенной проверки установлено нарушение действующего законодательства, а именно: при входе в здание МОУ Ручевская СОШ для инвалидов по зрению не установлена информационное табло (тактильная табличка) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы, а также информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Попова Е.А. настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям указанным в иске, исковые требования уточнила, в частности, отказалась от исковых требований к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование названных мероприятий.
Представитель ответчика – директор МОУ Ручевская СОШ Холопова Н.В. в судебном заседании исковые требования признала.
Представитель ответчика - администрации муниципального района «Усть-Куломский» Карманова М.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что учредителем МОУ Ручевская СОШ в соответствии с пунктом 1.4 Устава является муниципальное образование муниципального района «Усть-Куломский». Функции и полномочия Учредителя осуществляет Управление образования администрации муниципального района «Усть-Куломский». В соответствии с пунктом 1.9 Устава Школа от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. На основании пункта 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Согласно подпункту 8 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения. В силу положений пункта 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Как указано в пункте 3 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Исходя из требований пункта 6 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях, финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. В части 1 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» указано, что бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Пунктом 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым данного пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения. Таким образом, собственник имущества бюджетного учреждения несет субсидиарную ответственность лишь по обязательствам такого учреждения, связанным с причинением вреда гражданам. При таких обстоятельствах отсутствуют законные основания для привлечения администрации муниципального района «Усть-Куломский» в качестве соответчика по данному гражданскому делу. МОУ Ручевская СОШ в дальнейшем не лишено возможности получения субсидии на выполнение мероприятий по устранению нарушений законодательства о защите прав инвалидов и об образовании в установленном законом порядке.
Представитель ответчика - администрации муниципального района «Усть-Куломский» Лебедева О.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы представителя ответчика Кармановой М.В.
Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Принимая во внимание, что отказ прокурора от исковых требований в этой части не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд в соответствии со статьями 39, 45, 220, 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) пришел к выводу о принятии отказа прокурора Усть-Куломского района от исковых требований к администрации муниципального района «Усть-Куломский».
Статьей 7 Конституции Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ), который гарантирует инвалидам социальную защиту, представляющую собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (часть 1 статьи 2).
В соответствии с пунктами 5, 6 части 1 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, а также обеспечивают дублирование необходимой для инвалидов информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее – Порядок).
Исходя из положений подпункта «а» пункта 4 Порядка, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
Требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении закреплены в СП 59.13330 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных Приказом Минрегиона Российской Федерации от 14.11.2016 № 798/пр.
На основании пункта 6.5.9 вышеуказанного Свода Правил информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м: перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов); перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения.
При входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм (пункт 8.1.6).
Из материалов дела усматривается, что в нарушение требований действующего законодательства здание МОУ Ручевская СОШ не имеет информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, а также тактильной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании.
Как видно из ответа Управления образования администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № объекты образовательных организаций не оснащены носителями информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам услуг (рельефно-точечный шрифт Брайля, звуковая и зрительная информация, надписи и знаки); финансовые средства, предназначенные для приведения объектов образования в соответствии вышеуказанным требованиям, не предусмотрены; на официальных сайтах всех образовательных организаций размещены утвержденные паспорта доступности и планы мероприятий («дорожные карты», так как в Усть-Куломском районе нет организации общества инвалидов, согласовывает данные паспорта Коми Республиканская организация «Всероссийской общество инвалидов», в связи с этим паспорта доступности согласованы частично (большая загруженность КРО «ВОИ»).
Согласно Дорожной карте ОСИ (приложение к Паспорту доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ)) требуемые прокурором для исполнения мероприятия по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объекта и предоставляемых услуг запланированы МОУ Ручевская СОШ на конец 2025 года.
МОУ Ручевская СОШ относится к объектам социальной инфраструктуры, поэтому в образовательном учреждении должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к ним инвалидов. Предлагаемые прокурором меры к изменению конструктивных элементов здания не ведут, а представляют собой меру, обеспечивающую минимальную адаптацию и удовлетворение потребностей инвалидов по зрению.
Доказательств тому, что в МОУ Ручевская СОШ в настоящее время для инвалидов по зрению установлена информационные табло с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы и мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании ответчиком не представлено. Выявленные нарушения ущемляют права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствуют направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
В силу части 2 статьи 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного прокурором требования с учетом уточнений в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. При таких обстоятельствах с ответчика - МОУ Ручевская СОШ в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Усть-Куломского района удовлетворить.
Возложить обязанность на муниципальное общеобразовательное учреждение Ручевская средняя общеобразовательная школа в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы с применением рельефно-точечного шрифта Брайля по адресу: Республика Коми, <адрес>, установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, установить направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения, а также тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях.
Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения Ручевская средняя общеобразовательная школа в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский» государственную пошлину в размере 300 рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: подпись.
Мотивированное решение составлено 28 июля 2020 года.
Копия верна. Судья О.В. Барбуца