Решение по делу № 2а-2864/2022 от 30.06.2022

Дело №2а-2864/2022

22RS0066-01-2022-003676-57

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Барнаул 25 июля 2022 года

Железнодорожный районный суд г. Барнаула в составе

председательствующего судьи Ретивых А.Е.,

при секретаре Пауль К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 о прекращении права на управление транспортным средством и признании недействительным водительского удостоверения,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Октябрьского района г. Барнаула обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2, в котором просит прекратить действие права на управление транспортными средствами у ФИО2 имеющего водительское удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ на право управления транспортными средствами категории «B, C, D, CE» до ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований ФЗ «О безопасности дорожного движения». В ходе проверки установлено, что согласно сведений КГБУЗ «Городская больница <адрес>» административный ответчик <данные изъяты> В подтверждении своих доводов ссылается на положения ст.ст.1, 12, 1065, 1079 ГК РФ, требования ст.ст. 23 и 25, 28 ФЗ «О безопасности дорожного движения», <данные изъяты>

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчик, страдающий указанным заболеванием, в нарушение требований закона обладает правом на управление транспортными средствами, являющимися источником повышенной опасности, в результате чего нарушаются права граждан на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации.

Помощник прокурора <адрес> ФИО5 в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивала по вышеизложенным основаниям.

Административный истец прокурор <адрес>, административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому данное обстоятельство не может быть препятствием для рассмотрения судом административного дела по существу.

С учетом изложенного суд считает возможным рассмотреть настоящее дело при данной явке.

Выслушав помощника прокурора, изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в абзацах 4, 5 пункта 1 постановления Пленума от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Регулируемые Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон №196-ФЗ) общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Принятие и исполнение решения о прекращении действия права на управление транспортным средством предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (ст. 1 Федерального закона №196-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортным средством, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица.

На основании ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Согласно ст. 23 Федерального закона №196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании, и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, целью которого является определение у водителей транспортных средств кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения (ст. 24 Федерального закона №196-ФЗ).

Право на управление транспортными средствами в соответствии с ч. 4 ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» подтверждается водительским удостоверением.

Как следует из материалов дела, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ выдано водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «B, C, D, CE» сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании п. 1 ст. 23.1 Федерального закона №196-ФЗ медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.

Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 23.1 Федерального закона №196-ФЗ).

Таким образом, федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 №377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, которым определены медицинские психиатрические противопоказания для водителей транспортных средств, включающие хронические и затяжные психические расстройства с тяжелым стойким или часто обостряющимися болезненными проявлениями (выражение формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально), а также алкоголизм, наркомания, токсикомания.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно которому противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе

<данные изъяты>

Согласно материалам дела административный ответчик наблюдается врачом <данные изъяты>

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ФИО2 страдает заболеванием, которое препятствует наличию у него права на управление транспортными средствами.

В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами может являться выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п.18 постановления Пленума от 26.01.2010 №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью гражданина» по смыслу статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации источником повышенной опасности следует признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека.

Транспортные средства создают повышенную вероятность причинения вреда окружающим. Управление автотранспортными средствами лицами, имеющими медицинские противопоказания к указанному виду деятельности, способно усугубить эту вероятность, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения.

Установленные судом по настоящему делу фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что состояние здоровья административного ответчика, в частности, диагностированное у него заболевание, препятствует управлению им транспортными средствами, создает реальную угрозу жизни и здоровью как самого водителя, так и иных участников дорожного движения.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Реальная опасность причинения вреда административным ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований и о прекращении действия права ФИО2 на управление транспортными средствами категории «B, C, D, CE» до ДД.ММ.ГГГГ по водительскому удостоверению .

На основании ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и подп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ФИО2 в доход местного бюджета - муниципального образования г. Барнаул подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Прекратить действие права на управление транспортными средствами ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющему водительское удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ категории «B, C, D, CE» до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета - муниципального образования г. Барнаул государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.Е. Ретивых

2а-2864/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Октябрьского района г. Барнаула
Ответчики
Бирюков Андрей Викторович
Другие
Прокуратура Железнодорожного района г.Барнаула
Суд
Железнодорожный районный суд г. Барнаул
Судья
Ретивых Александр Евгеньевич
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny.alt.sudrf.ru
30.06.2022Регистрация административного искового заявления
30.06.2022Передача материалов судье
04.07.2022Решение вопроса о принятии к производству
04.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.07.2022Судебное заседание
25.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.08.2022Дело оформлено
25.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее