24RS0013-01-2021-002646-70
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 ноября 2022 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского рая в составе:
председательствующего судьи Демидовой В.В.
при секретаре Лошмановой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Емельяновского района Красноярского края в интересах неопределённого круга лиц и муниципального образования Емельяновский район к администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управление земельно – имущественных отношений администрации Емельяновского района», Юрковой Наталье Анатольевне о признании незаконным постановления, признании недействительным договора, исключении из ЕГРН регистрационной записи, признании незаконным разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, признании здания с автопарковкой самовольной постройкой, понуждении к сносу здания с автопарковкой, прекращении права собственности на земельный участок, снятии земельного участка с кадастрового учета,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Емельяновского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Емельяновский район с иском к администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управление земельно– имущественных отношений администрации Емельяновского района», Юрковой Н.А. о признании незаконным постановления главы Емельяновского района Красноярского края от 17.09.2020 № 1363 о предоставлении Юрковой Н.А. земельного участка по адресу: п. Солонцы, квартал Центральная промзона, участок № 4 общей площадью 4300 кв.м. из категории земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - для строительства офисного здания с автопарковкой с к.н. № в собственность за плату; признании недействительным договора купли-продажи от 05.10.2020 № 53 земельного участка с кадастровым номером №, заключенного администрацией Емельяновского района Красноярского края и Юрковой Н.А.; исключении из Единого государственного реестра недвижимости регистрационной записи о регистрации права собственности Юрковой Н.А. на земельный участок с кадастровым номером №; признании незаконным разрешения на строительство офисного здания с автопарковкой на земельном участке с кадастровым номером №, выданного Юрковой Н.А. 04.04.2018; признании незаконным разрешения на ввод в эксплуатацию офисного здания с автопарковкой на земельном участке с кадастровым номером №, выданного Юрковой Н.А. 21.08.2018; признании офисного здания с автонарковкой с к.н. № самовольной постройкой; обязании ответчика Юркову Н.А. снести офисное здание с автопарковкой с кадастровым номером №; прекращении права собственности Юрковой Н.А. на земельный участок с кадастровым номером №; снятии с кадастрового учета земельного участка с к.н. №.
Требования мотивировал тем, что проведенной прокуратурой района проверкой выявлен факт незаконного предоставления администрацией Емельяновского района Красноярского края земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 4300 кв.м. категория - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - для строительства офисного здания с автопарковкой, а также незаконной выдачи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объекта недвижимого имущества. Так, 26.06.2014 на основании постановления и.о. руководителя администрации Емельяновского района Красноярского края от 26.06.2014 № 1695 администрацией Емельяновского района Красноярского края и Бауэр В.В. заключен договор № 765 аренды земельного участка с кадастровым номером №. 05.05.2015 Бауэр В.В. и Юрковой II.А. заключен договор уступки прав, по условиям которого Юркова Н.А. приняла все права и обязанности по договору аренды земельного участка от 26.06.2014 № 765. 4.08.2018 и.о. начальника отдела архитектуры МКУ «УправЗем» выдано Юрковой Н.А. разрешение на строительство офисного здания с автопарковкой на земельном участке с к.н. №. 21.08.2018 и.о. начальника отдела архитектуры МКУ «УправЗем» выдано Юрковой Н.А. разрешение на ввод в эксплуатацию офисного здания с автопарковкой на земельном участке с к.н. №. 25.10.2018 Юркова Н.А. на основании разрешения на ввод в эксплуатацию от 21.08.2018 зарегистрировала право собственности на офисное здание с автопарковкой, назначение объекта: нежилое, общая площадь 43,6 кв.м. по адресу: п. Солонцы, квартал Центральная промзона, к.н. №. Постановлением главы Емельяновского района от 17.09.2020 № 1363 предоставлен Юрковой Н.А. земельный участок с кадастровым номером № в собственность за плату. Во исполнение постановления главы Емельяновского района от 17.09.2020 № 1363 администрацией Емельяновского района Красноярского края и Юрковой Н.А. заключен договор купли-продажи от 05.10.2020 № 53 спорного земельного участка. Учитывая, что земельный участок предоставляется в собственность для эксплуатации имеющегося на нем сооружения, площадь земельного участка должна быть соразмерна площади сооружения. Учитывая, что Юрковой Н.А. на праве собственности принадлежит нежилое здание площадью 43,6 кв.м., предоставление последней в собственность земельного участка площадью 4300 кв.м. противоречит требованиям земельного законодательства. Договор купли-продажи земельного участка должен быть квалифицирован, как ничтожная сделка, что является основанием для применения последствий недействительности такой сделки (статья 167 ГК РФ). Разрешение на строительство офисного здания с автопарковкой на спорном земельном участке с кадастровым номером № и разрешение на ввод в эксплуатацию спорного здания являются незаконными.
2.06.2021 прокуратурой района совместно со специалистом- консультантом отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов (Центральный) Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству проведено обследование охранной зоны р. Нанжуль на земельном участке с кадастровым номером № в целях оценки соблюдения требований природоохранного законодательства при эксплуатации объекта недвижимого имущества собственником земельного участка Юрковой Н.А. В ходе обследования выявлено, что в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе р. Нанжуль (в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранная зона составляет 50 м., прибрежная защитная полоса - 30 м.) на земельном участке с кадастровым номером № Юрковой Н.А. размещено складское и офисное помещение. Участок покрыт асфальтовым покрытием, бетонными плитами (на некоторых участках). На территории осуществляется складирование строительного материала, на участке в водоохранной зоне размещены отходы производства - бетон, битый камень, на прибрежной защитной полосе расположен отвал размываемого грунта. В результате покрытия поверхности полностью изолирующими материалами происходит перераспределение естественного стока с поверхности, оказывающее косвенное негативное воздействие на водные биоресурсы реки Кача (р. Нанжуль- левый приток первого порядка реки Кача). Согласно акту по итогам обследования водоохранной зоны р. Нанжуль строительство складского и офисного помещения на спорном земельном участке не согласовывалось с Енисейским территориальным управлением Росрыболовства. Земельный участок с кадастровым номером № распoложен в общественно-деловой зоне (ОД) согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования Солонцовский сельсовет. Спорный земельный участок расположен в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе р. Нанжуль вдоль ее береговой полосе. В связи с чем, спорное офисное здание является самовольной постройкой. В данном случае надлежащим способом защиты нарушенного права, влекущим восстановление положения, существовавшего до нарушения прав, может являться освобождение спорного земельного участка путем сноса строения, имеющего признаки самовольной постройки.
Ст. помощник прокурора Емельяновского района Стонт Н.В. исковые требования поддержала. Представитель ответчиков администрации Емельяновского района, МКУ «УправЗем» Хасиева Н.Э. (по доверенности от 5.07.2022, 25.07.2022-л.д. 147, 147а т.3), третье лицо Бауэр В.В., являющийся так же представителем ответчика Юрковой Н.А. (доверенность- л.д.93 т.2), представитель ответчика Юрковой Н.А. – ЮрковП.Д.(по доверенности-л.д.136 т.3) против удовлетворения требований возражали.
В судебное заседание третьи лица Управление Росреестра по Красноярскому краю, Федеральное агентство по рыболовству Енисейское территориальное управление, ООО «Победа» не явились, извещались (л.д. 151, 153, 154 т.3).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу требований ст. 29 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 1.03.2015) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Как установлено ст. 31 ЗК РФ (в редакции на день предоставления Бауэр В.В. спорного земельного участка в аренду- до 1.03.2015), гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. 6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В соответствии с требованиями ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа: 6) земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В силу требований ст. 222 ГК РФ (ред. от 03.08.2018) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка. 2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п.1). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п.2).
Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В силу ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (п.2 ст.166 ГК РФ).
В судебном заседании ст. помощник прокурора Емельяновского района пояснил, что ч.ч. 15, 16 ст. 65 Водного кодекса РФ установлены виды деятельности, которые запрещены в границах водоохранных зон. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В соответствии с ст. 50 Федерального закона о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов от 20.12.2004 № 166-ФЗ при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В силу ч. 16 ст. 50 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В ходе судебного разбирательства установлено, что весь земельный участок расположен в водоохранной зоне р. Нанжуль и ее прибрежной защитной полосе. На момент получения разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию согласование с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на ведение строительных работ в водоохранной зоне и ее прибрежной защитной полосе Юрковой Н.А. не получено и в органы местного самоуправления в лице Муниципального казенного учреждения «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», администрации Емельяновского района не представлено. Ведение в водоохранной зоне деятельности, которая может оказать влияние на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания, должно осуществляться только при наличии согласования применяемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, в том числе, является отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 ГрК РФ, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка (часть 13 статьи 51 ГрК РФ). Основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство служило отсутствие документов, подтверждающих согласование реконструкции объекта капитального строительства с федеральным агентством по рыболовству. Таким образом, получение указанного заключения о согласовании после получения Юрковой Н.А. разрешения на строительство от 04.04.2018 и разрешения на ввод в эксплуатацию офисного здания от 21.08.2018 свидетельствует о возможности ведения хозяйственной деятельности на спорном земельном участке, однако, не подтверждает законность действий органа местного самоуправления при выдаче разрешительной документации, поскольку последним нарушена процедура ее предоставления в связи с нарушением требований части 13 статьи 51 ГрК РФ.
Не соразмерно предоставление земельного участка площадью 4300 кв.м. на основании регистрации на нем нежилого здания общей площадью 43,6 кв.м., более чем в 98 раз превышающей площадь строения. Основанием заключения договора купли-продажи указанного земельного участка явилось наличие в его границах объекта капитального строительства, в связи с чем Юрковой Н.А. предоставлено право выкупа земельного участка на основании ст. 39.20 ЗК РФ, как собственнику расположенного на таком участке объекта недвижимости по льготной цене. В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ. Из п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ следует, что, если иное не установлено настоящей статьёй или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. При этом, согласно ст. 273 ГК РФ, п. 1 ст. 35 ЗК РФ собственник объекта недвижимости имеет право на использование соответствующей части земельного участка, занятой этим объектом, и необходимой для его использования. Согласно разъяснениям, изложенным в постановлениях Президиума ВАС РФ от 01.03.2011 № 13535/10 и от 03.04.2012 № 12955/11, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов либо органов местного самоуправления об отказе в предоставлении земельных участков необходимо исследовать вопрос о том, является ли площадь испрашиваемого заявителем земельного участка объективно необходимой для целей нормальной эксплуатации (использования) по назначению расположенного на нем объекта недвижимости (здания, строения, сооружения). При этом, отмечено, что площадь необходимого в таком случае земельного участка определяется с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Проверкой установлено, что на момент заключения договора купли- продажи спорного земельного участка Юрковой Н.А. не представлено доказательств соответствия площади испрашиваемого земельного участка размеру участка, необходимого для использования и эксплуатации недвижимых объектов, соответствующая оценка со стороны МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» не дана, подтверждение законности соразмерности предоставления земельного участка Юрковой Н.А. представлена лишь в рамках судебной экспертизы, что свидетельствует о нарушении органом местного самоуправления указанных требований закона на момент заключения договора купли-продажи и издания постановления № 1363 от 17.09.2020.
В пункте 3 статьи 39.6 ЗК РФ закреплено, что граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов, в том числе, в случае, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 13, 14 или 20 статьи 39.12 данного Кодекса). Подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии, в том числе, условия, что на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого заключен без проведения торгов. Согласно результатам проверки установлено, что 22.06.2018 МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» в адрес Юрковой Н.А. направлена информация о том, что действия договора аренды от 26.06.2014 № 765 продлено на неопределенный срок на основании ст. 621 ГК РФ.
Указанное также свидетельствует о незаконности договора аренды с Юрковой Н.А., поскольку ответчиком не принято во внимание, что земельный участок предоставлялся для строительства офисного здания с парковкой для легковых автомобилей, согласно сведений ЕГРН объектов, зарегистрированных за ответчиком, на спорном земельном участке по состоянию на 22.06.2018 не имеется, как и объекта, не завершенного строительством, в связи с чем, орган местного самоуправления, установив отсутствие оснований для продления договора аренды спорного земельного участка без проведения торгов, не имел права на продление договора на неопределенный срок, минуя процедуру проведения торгов, без наличия на то соответствующих правовых оснований. Предоставлена Юрковой Н.А. необоснованная преференция и созданы для нее конкурентные преимущества перед другими лицами, потенциально готовыми принять участие в конкурентной борьбе за право доступа к земельному ресурсу.
Доводы ответчика со ссылками на пункт 2 статьи 621 ГК РФ о возобновлении договора аренды на тех же условиях на неопределенный срок в случае, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, подлежат применению к договорам аренды публичного земельного участка лишь в тех случаях, когда арендатор на основании действующего земельного законодательства имеет право на заключение нового договора аренды без проведения торгов. В рассматриваемом случае, оснований для предоставления спорного земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 39.6 ЗК РФ не имеется.
Третье лицо Бауэр В.В., представители ответчика Юрковой Н.А. суду поясняли, чтоземельный участок предоставлен администрацией Емельяновского района Юрковой Н.А. на законных основаниях, с соблюдением всех требований нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок предоставления земельных участков. Находящиеся на земельном участке здания построены и зарегистрированы в ЕГРН с соблюдением требований, предъявляемых к строительству объектов недвижимости, поэтому не могут являться самовольными постройками. 04.04.2013 комиссией в составе: руководителя управления земельно- имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района, и.о. начальника отдела архитектуры управления земельно-имущественных отношений и архитектуры, главы МО Солонцовского сельсовета, архитектора МО Солонцовского сельсовета, и.о. начальника АТЦ Емельяновского района ОАО «Ростелеком», начальника ЛУ №1 «Ростелеком» составлено заключение о пригодности земельного участка площадью 4300 кв.м. для строительства офисного здания с автопарковкой (акт выбора и обследования земельного участка). Вместе с подписанием акта выбора утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (КПТ). 27.03.2014 администрацией Емельяновского района Красноярского края вынесено постановление № 604 о предварительном согласовании земельного участка площадью 4300 кв.м. по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, квартал Центральная промзона, уч. № 4 для строительства офисного здания с автопарковкой. 26.06.2014 администрацией Емельяновского района Красноярского края вынесено постановление № 1695 о предоставлении участка для строительства офисного здания с автопарковкой в аренду. 26.06.2014 с администрацией подписан договор аренды земельного участка для целей строительства офисного здания с автопарковкой. 05.05.2015 право аренды перешло от Бауэра В.В. к Юрковой Н.А. по договору уступки. 27.05.2016 администрацией Емельяновского района Красноярского края вынесено постановление № 603 об утверждении градостроительного плана земельного участка «для строительства офисного здания с автопарковкой. 04.04.2018 Управлением земельно-имущественных отношений выдано разрешение на строительство офисного здания с автопарковкой. 21.08.2018 Управлением земельно-имущественных отношений выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. 17.09.2020 администрацией Емельяновского района Красноярского края вынесено постановление № 1363 о предоставлении земельного участка в собственность за плату. 05.10.2020 с администрацией заключен договор купли-продажи земельного участка. 16.10.2020 зарегистрировано право собственности на участок в ЕГРН. На протяжении времени с 2013 года во всех документах на земельный участок имелось наименование о виде разрешенного использования - для строительства офисного здания с автопарковкой. Использование земельного участка, а так же расположенных на нем зданий не нарушает требования закона в области водоохранной зоны. В материалы дела представлено заключение № 08/3138 от 07.09.2021 Енисейского территориального управления Федерального Агентства по Рыболовству, согласно которому разрешено осуществление деятельности при строительстве и эксплуатации офисных зданий с автопарковкой и складскими помещениями. Таким образом, исковые требования являются незаконными и необоснованными, поскольку специалистами в области водоохранной деятельности дано заключение об отсутствии каких-либо ограничений к использованию земельного участка. Площадь земельного участка, приобретенного Юрковой Н.А. у администрации Емельяновского района, является соразмерной для целей эксплуатации расположенных на нём зданий, с учётом существующего вида разрешенного использования. В настоящее время на территории земельного участка имеются строения, сведения о которых внесены в ЕГРН: офисное здание, назначение: нежилое, общей площадью 43,6 кв.м. (право собственности зарегистрировано 25.10.2018); хозяйственная постройка с котельной, назначение: нежилое, общей площадью 129 кв.м. (право собственности зарегистрировано 09.06.2021). Вматериалы дела представлено заключение специалистов ООО «Максимум» (в редакции дополнения №1), согласно которому предоставление земельного участка площадью 4300 кв.м. для эксплуатации складской базы с офисным зданием соответствует его целевому назначению и является обоснованной. Такое основание как «несоразмерность участка» для отказа в предоставлении земельного участка в действующем законодательстве отсутствует. Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень основания для отказа в предоставлении земельного участка. Перед предоставлением земельного участка в собственность через его выкуп проверено наличие оснований для отказа. Поскольку такие основания отсутствовали, а так же были соблюдены требования по его разрешенному использованию, земельный участок предоставлен для выкупа Юрковой Н.А. Просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчиков администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управление земельно – имущественных отношений администрации Емельяновского района» против удовлетворения иска возражала, указывала, что в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Муниципальное образование Емельяновский район, которому принадлежали полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, выступает по настоящему делу самостоятельно ответчиком, следовательно, самостоятельно представляет свои интересы, без помощи прокурора. Таким образом, у прокурора отсутствуют основания для обращения с данным исковым заявлением в отношении конкретного лица. Как следует из пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Согласно положениям статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Прокурором не представлены доказательства и основания для признания договора купли- продажи, заключенного администрацией Емельяновского района в лице МКУ «УправЗем» и Юрковой Н.А., незаконным. Также не указаны основания недействительности данной сделки (п. 1 ст. 168 ГК РФ, ст. 169 ГК РФ, ст. 170 ГК РФ). По требованиям об оспаривании разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию полагала, что истцом пропущен процессуальный трёхмесячный срок (ч.1 ст.219 КАС РФ). С момента выдачи разрешения на строительство прошло шесть лет, с момента выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию- около года. Согласно Правилам землепользования и застройки Солонцовского сельсовета земельный участок с кадастровым номером № находится в общественно-деловой зоне (ОД). В силу ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется) при осуществлении строительства, и дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства. Список документов, предоставляемых вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство, установлен частью 7 ст. 51 Градостроительного кодекса. При этом требование о предоставлении положительного заключения экспертизы проектной документации объекта капитального строительства не распространяется на объекты, указанные в пп. 5 части 2 ст. 49 Градостроительного кодекса. Офисное здание с автопарковой является таким объектом. Соответственно, оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство не имелось, заключение экспертизы не требовалось. В силу ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 16 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов; сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду. Доказательств отсутствия таких сооружений в здании истцом не представлено. Само по себе нахождение объекта в водоохранной зоне не является препятствием для получения разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 26 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", даже отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. Соответственно, отсутствие такого разрешения не может являться также единственным и достаточным основанием для сноса самовольной постройки в тех случаях, когда право собственности на такую постройку уже признано в установленном законом порядке. Какие-либо данные о том, что объект недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в установленном законом порядке, нарушает градостроительные, строительные, противопожарные санитарные либо иные нормы и правила, в исковом заявлении отсутствуют.
Третье лицо ООО «Победа» суду сообщило, что с 10.01.2022 ООО «Победа» является арендатором земельного участка, площадью 3300 кв.м., а так же расположенного на нём офисного здания, площадью 43 кв.м., по адресу: <адрес>, срок аренды - 11 месяцев.
Как установлено в судебном заседании, 10.10.2012 Бауэр В.В. обратился с заявлением в администрацию Емельяновского района о предоставлении земельного участка для строительства офисного здания в п. Солонцы с парковкой для автотранспорта в районе центральной зоны (л.д. 60 т.1).
04.04.2013 комиссией в составе: руководителя управления земельно- имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района, и.о. начальника отдела архитектуры управления земельно-имущественных отношений и архитектуры, главы МО Солонцовского сельсовета, архитектора МО Солонцовского сельсовета, и.о. начальника АТЦ Емельяновского района ОАО «Ростелеком», начальника ЛУ №1 «Ростелеком» подписан акт выбора и обследования земельного участка (л.д. 58-59 т.1)
Постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края от 27.03.2014 № 604 предварительно согласовано место размещения земельного участка площадью 4300 кв.м. по адресу: <адрес> для строительства офисного здания с автопарковкой площадью 4300 кв.м. (л.д. 62 т.1).
19.06.2014 Бауэр В.В. обратился в администрацию Емельяновского района с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу: п. Солонцы, квартал Центральная Промзона, участок № 4, с к.н. №, общей площадью 4300 кв.м., с видом разрешенного использования- для строительства офисного здания с автопарковкой, категория земель- земли населенных пунктов в аренду сроком 4 года (л.д. 58 т.1).
Постановлением от 26.06.2014 № 1695 администрацией Емельяновского района Красноярского края предоставлен земельный участок с к.н. 26.06.2014 с видом разрешенного использования- для строительства офисного здания с автопарковкой в аренду на срок 4 года (л.д. 75 т.1).
26.06.2014 администрацией Емельяновского района Красноярского края и Бауэр В.В. заключен договор аренды № 765 земельного участка с к.н. № общей площадью 4300 кв.м. с видом разрешенного использования-для строительства офисного здания с автопарковкой сроком на 4 года; по акту приема – передачи от 26.06.2014 указанныйземельный участок передан арендатору (л.д. 71-74 т.1).
05.05.2015 по договору об уступке прав Бауэр В.В. уступил, а Юркова Н.А. приняла на безвозмездной основе права и обязанности по договору от 26.06.2014 № 765 аренды земельного участка с к.н. № (л.д. 81т.1).
27.05.2016 администрацией Емельяновского района Красноярского края вынесено постановление № № об утверждении градостроительного плана земельного участка для строительства офисного здания с автопарковкой (л.д. 179-184 т.1).
4.04.2018 МКУ «УправЗем» выдано разрешение № № на строительство офисного здания с автопарковкой по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, квартал Центральная промзона, уч. № 4, на земельном участке с к.н. № (л.д. 41 т.2).
21.08.2018 МКУ «УправЗем» выдано разрешение № № на ввод в эксплуатацию офисного здания с автопарковкой по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, квартал Центральная промзона, уч. № 4 (л.д. 109 т.1).
25.10.2018 зарегистрировано право собственности Юрковой Н.А. на спорное здание с к.н. №, расположенное на земельном участке с к.н. № (л.д. 158-159 т.3).
13.08.2020 Юркова Н.А. обратилась в администрацию Емельяновского района с заявлением о предоставлении в собственность земельный участок с к.н. № площадью 4300 кв.м., на данном участке зарегистрирован объект недвижимости- офисное здание с автопарковкой (л.д. 47 т.1).
Согласно акту обследования объекта земельных отношений от 27.08.2020, проведенному на основании обращения начальника отдела земельно-имущественных отношений (внутреннее), в результате обследования с выездом на место объекта земельных отношений установлено: на момент обследования земельный участок с кадастровым номером № огорожен по периметру забором из сетки рабицы, на территории земельного участка находятся складированные строительные
материалы (бетонные плиты, металл), так же в северной и южной частях земельного участка находятся строения неизвестного использования, строение с северной стороны располагается на бетонной площадке, имеет оконные и дверные проёмы, обшито металлопрофилем, крыша накрыта профлистом, с южной стороны имеет оконные и дверной проёмы, располагается на фундаменте, крыша накрыта профлистом, наружная отделка строения покрыта фасадной штукатуркой (л.д. 50-56 т.1).
Постановлением от 17.09.2020 № 1363 администрацией Емельяновского района Красноярского края предоставлен земельный участок с к.н. № Юрковой Н.А. в собственность за плату (л.д. 96об т. 2).
5.10.2020 администрацией Емельяновского района и Юрковой Н.А. заключен договор купли-продажи № 53 земельного участка с к.н. №, договор имеет силу передаточного акта (л.д. 95 т.1).
16.10.2020 зарегистрировано право собственности Юрковой Н.А. на спорный земельный участок (л.д. 14-20 т.1).
Согласно заключению № 08/3138 от 07.09.2021 Енисейского территориального управления Федерального Агентства по Рыболовству земельный участок площадью 4300 м2 (к.н. №) расположен по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, квартал Центральная промзона, участок 4. Данный земельный участок полностью располагается в границах водоохранной зоны ручья без названия. По данным Енисейского филиала ФГБУ «Главрыбвод» ручей без названия (в материалах - ручей Нанжуль) - левобережный приток первого порядка р. Кача, впадает ориентировочно на 10 км от устья. Приток второго порядка р. Енисей. Вред водным биоресурсам и среде их обитания наносится в результате сокращения (перераспределения) естественного стока с деформированной поверхности водосборного бассейна водного объекта в границах водоохранной зоны водотока. Величина вреда, причиняемого водным биологическим ресурсам, в натуральном выражении составит 2,98 кг. Согласно п. 31 Методики, если учётная величина последствий негативного воздействия менее 10 кг в натуральном выражении, проведение мероприятий по восстановлению водных биоресурсов не требуется. Учитывая локальный характер намечаемой деятельности, Управление считает воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания допустимым и согласовывает деятельность при строительстве и эксплуатации офисных зданий с автопарковкой и складскими помещениями по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, квартал Центральная промзона, участок № 4 для Юрковой Н.А. на срок производства работ 6 мес. (для каждого объекта) и период эксплуатации 49 лет, при выполнении следующих условий: выполнить природоохранные мероприятия, предусмотренные проектной документацией; исключить забор водных ресурсов их водных объектов при эксплуатации зданий без согласования с Управлением; исключить сброс неочищенных сточных вод в водные объекты и на рельеф; известить Управление о начале производства работ (л.д. 66-70 т.2).
Рассматривая дело по заявленным истцом основаниям и представленным доказательствам, суд учитывает, что 10.10.2012 Бауэр В.В. обратился с заявлением в администрацию Емельяновского района о предоставлении земельного участка для строительства офисного здания в п. Солонцы с парковкой для автотранспорта в районе центральной зоны; 04.04.2013 подписан акт выбора и обследования земельного участка; постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края от 27.03.2014 № 604 предварительно согласовано место размещения земельного участка площадью 4300 кв.м. по адресу: <адрес> для строительства офисного здания с автопарковкой площадью 4300 кв.м.; 19.06.2014 Бауэр В.В. обратился в администрацию Емельяновского района с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, с к.н. №, общей площадью 4300 кв.м., с видом разрешенного использования- для строительства офисного здания с автопарковкой, категория земель- земли населенных пунктов в аренду сроком 4 года; постановлением от 26.06.2014 № 1695 администрацией Емельяновского района Красноярского края предоставлен земельный участок с к.н. 26.06.2014 с видом разрешенного использования- для строительства офисного здания с автопарковкой в аренду на срок 4 года.
Судом не установлено оснований к признанию незаконным формирования земельного участка с к.н. №, его предоставления Бауэр В.В. без торгов, поскольку Бауэр В.В. обратился в администрацию с заявлением по вопросу формирования земельного участка согласно действующей на момент обращения редакции ЗК РФ- до 1.03.2015, 04.04.2013 подписан акт выбора и обследования земельного участка, доказательств обратного истцом не представлено.
Судом по делу назначена комплексная земельно- градоустроительная экспертиза для выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела (л.д. 112-113 том 2).
Согласно заключению проведенной по делу ООО «Кадастровый центр «Альтернатива» судебной экспертизы от 25.08.2022 № 083-08/2022, с учетом дополнения к указанному заключению от 2.09.2022 (л.д. 20-123, 131-132 т. 3) в ходе проведения инструментального (геодезического) координирования на местности фактических характерных поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, выраженных и закрепленных с использованием объектов искусственного происхождения, определено их фактическое местоположение. Фактическое закрепление существующих на местности границ (частей границ) земельного участка с кадастровым номером № выполнено конструкцией ограждение – металлическая сетка с круглыми опорными металлическими столбами, задними фасадными сторонами объектов недвижимости по всему периметру с организацией по южной и западным границам 2-х «входных групп» (ворота), для беспрепятственного кругового движения длинномерного и большегрузного транспорта. Исследуемый земельный участок в плане имеет многоугольную сложную форму, огражденную не по всему периметру, частично ограждение отсутствует с северной стороны, замощение территории исследуемого участка выполнено асфальто-бетонным твердым покрытием на 90% от общей площади. Доступ (проезд/проход) на земельный участок с кадастровым номером № осуществляется с западной и южной стороны с земель общего пользования – ул. Молодежная, земли неразграниченной государственной собственности кадастрового квартала №. В пределах фактических границ земельного участка с кадастровым номером № площадью 4300 кв.м., выраженных и закрепленных на местности объектами искусственного происхождения, расположены объекты недвижимости в капитальном и временном исполнении: 1. Объект недвижимости, общая этажность – 1, нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 43.6 кв.м. наименование - офисное здание с автопарковкой, год завершения строительства – 2018; 2. Объект недвижимости 2-х этажное нежилое здание кадастровый номер №, площадью 129 кв.м., год завершения строительства – 2020.3. 2 (два) объекта вспомогательного использования, сооружение - пункт охраны,общая этажность – 1, основным несущим элементом является металлический каркас, собранный на сварке из горячекатаного швеллера №12-14, угловых стоек из металлического уголка 75-100 мм и поперечных металлических стоек из уголка 50 мм. 4. 4 (четыре) открытых площадки для складирования и хранения: стандартные контейнеры заводского изготовления (2-5 тонн), оборудование и механизмы: (бетономешалки, транспортеры шнековые, ленточные), емкости для воды, арматура d-12/14, металлические уголки, швеллера, трубы асбестовые, утеплитель «Пеноплекс», облицовочный и силикатный кирпич, плиты перекрытий различного размера, ФБС, лестничные марши, плиты дорожные, фанера и пиломатериал, доска, иные древесные материалы, вторичное сырье и отходы деревообработки.
По результатам выполненных работ по выносу границ в натуру характерных поворотных точек, в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН с 09.06.2014, в сравнении с результатами камеральной обработки данных, полученных при инструментальном обследовании натурных (геодезических) измерений на местности фактических границ земельного участка с кадастровым номером №, выраженных и закрепленных объектами искусственного происхождения – установлено соответствие местоположения границ и конфигурации исследуемого земельного участка. Строительство указанных объектов недвижимости в капитальном исполнении на земельном участке с кадастровым номером № выполнено в соответствии с местом допустимого размещения зданий, строений, сооружений, указанных на «Чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования» Градостроительного плана земельного участка №№.
В соответствии с письмом Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) от 27.06.2022 № 08-3024 систематизированный свод документированных сведений о водных объектах (ГВР) не содержит информации о протяженности ручья Нанжуль, расположенном в п. Солонцы Емельяновского района Красноярского края, о местоположении береговой линии (границы водного объекта), границе водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы ручья Нанжуль – не установлены.
В свою очередь, в соответствии с формой 1.9-ГВР: наименование водного объекта – Нанжуль, тип водного объекта – ручей, код водного объекта – №
При проведении анализа актуальных сведений Единого государственного реестра недвижимости установлено, что местоположение береговой линии (границы водного объекта) ручей Нанжульне определено в соответствии с п. 14 постановления Правительства РФ от 29.04.2016 года № 377 «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», в том числе, отсутствует описание местоположения береговой линии, а именно, координаты характерных поворотных точек определенных с точностью, установленной для определения координат характерных точек границ земельных участков, примыкающих к береговой линии (границе водного объекта).
В соответствии с «Заключением о согласовании деятельности в рамках строительства и эксплуатации офисных зданий с автопарковкой и складскими помещениями, расположенных по адресу: <адрес> от 07.09.2021 № 08/3138 Енисейского территориального управления и указанных в заключении данных Енисейского филиала ФГБУ «Главрыба» ручей без названия (в материалах – ручей Нанжуль) – левобережный приток первого порядка р. Кача, впадает ориентировочно на 10 км от устья. Приток второго порядка р. Енисей (р. Енисей, р. Кача, ручей без названия (Нанжуль), протяженность водотока ручья Нанжуль около 6.5 км (водоохранная зона (ВЗ) 50 метров). Объект недвижимости, общая этажность – 1, нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 43.6 кв.м., наименование - офисное здание с автопарковкой, год завершения строительства – 2018, расположен на расстоянии: - до южной границы (в створе точек 11 – 12; 12 – 13) земельного участка с кадастровым номером №, сведения о которой содержатся в ЕГРН с 09.06.2014 года: с западной стороны ОКС: 1.0 метр, с восточной стороны ОКС: 0.77 метра, - до береговой линии (границы водного объекта) ручей Нанжуль: от западного угла ОКС: 36.25 метра, от восточного угла ОКС: 40.92 метра. Объект недвижимости, 2-х этажное нежилое здание кадастровый номер №, площадью 129 кв.м., год завершения строительства – 2020, расположен на расстоянии: - до северной границы (в створе точек 3 – 4; 4 – 5) земельного участка с кадастровым номером №, сведения о которой содержатся в ЕГРН с 09.06.2014: с западной стороны ОКС: 0.10 метра с восточной стороны ОКС: 0.45 метра, - до береговой линии (границы водного объекта) ручей Нанжуль: с западной стороны ОКС: 6.19 метра, с восточной стороны ОКС: 9.48 метра.
В соответствии с письмом Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) от 27.06.2022 № 08-3024 систематизированный свод документированных сведений о водных объектах (ГВР) не содержит информации о протяженности ручья Нанжуль, расположенном в п. Солонцы Емельяновского района Красноярского края, местоположение береговой линии (границы водного объекта), граница водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы ручья Нанжуль – не установлены. В соответствии с формой 1.9-ГВР: наименование водного объекта – Нанжуль, тип водного объекта – ручей. 1. границы водоохраной зоны и прибрежной защитной зоны, береговой полосы ручья Нанжуль, расположенного на территории п. Солонцы Емельяновского района Красноярского края»– не внесены в ЕГРН, в том числе, не осуществлены действия по определению ширины, описанию границ, координат и опорных точек, границы не установлены на картографическом материале, информационные знаки не установлены, сведения о типе и наименовании водного объекта, текстовое и графическое описание, схемы в формате XML – отсутствуют. 2. береговая линия не внесена в ЕГРН, координаты, отображающие береговую линию (границу водного объекта) ручья Нанжуль, расположенного на территории п. Солонцы Емельяновского района Красноярского края» - отсутствуют.
В материалах дела, информационных письмах Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы), Енисейского филиала ФГБУ «Главрыба» не содержится координатное описание береговой полосы в местной системе координат МСК 167 (зона 4) – границы водного объекта ручей Нанжуль, расположенного на территории Красноярского края, в соответствии с требованиями действующего законодательства – не описаны и не внесены в ЕГРН в установленном законом порядке.
В соответствии с «Заключением о согласовании деятельности в рамках строительства и эксплуатации офисных зданий с автопарковкой и складскими помещениями, расположенных по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, квартал Центральная промзона, участок № 4» от 07.09.2021 № 08/3138 Енисейского территориального управления и указанных в заключении данных Енисейского филиала ФГБУ «Главрыба» ручей без названия (в материалах – ручей Нанжуль) – «левобережный приток первого порядка р. Кача, впадает ориентировочно на 10 км от устья. Приток второго порядка р. Енисей (р. Енисей, р. Кача, ручей без названия (Нанжуль), протяженность водотока ручья Нанжуль около 6.5 км (водоохранная зона (ВЗ) 50 метров). На большей протяженности является водотоком сезонного действия, функционируя в весенне-летний период. Питание смешанное, осуществляется за счет инфильтрации поверхностных вод и атмосферных осадков, в меньшей степени за счет выхода подземных вод. Гидрологический режим характеризуется весенним половодьем. В зимний период ручей перемерзает, возможны наледи. В водотоке преобладают каменисто-глинистые грунты, но местами встречаются и глинистые. Скорость течения до 0.3-0.6 м/с».
Земельный участок с кадастровым номером № расположен: - вне пределов береговой полосы (5 метров) ручья Нанжуль (код водного объекта – №, - в прибрежной защитной полосе (50 метров) ручья Нанжуль (код водного объекта – №, - в водоохранной зоне (50 метров) ручья Нанжуль (код водного объекта – №).
На основании заявления Бауэр В.В., с целью отвода (выделения) земельного участка, без указания площади в кв.м., для строительства офисного здания с парковкой для автотранспорта (л.д. 60-61 том 1) органом местного самоуправления подготовлен «Акт выбора и обследования земельного участка для строительства» от 04 апреля 2013 года со «Схемой размещения участка М 1:3000» согласованной в установленном порядке (л.д. 76-77 том 1), срок согласования акта установлен до 31.12.2013.
Результаты выбора земельного участка для строительства офисного здания с автопарковкой оформлены Актом выбора и обследования земельного участка для строительства от 04 апреля 2013 года, земельный участок площадью 4300 кв.м. признан пригодным для осуществления строительства, технические характеристики объекта строительства – двухэтажного здания (определить проектом) с асфальтобетонным замощением для парковки, в том числе, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 29.05.2013 утверждена постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края «О предварительном согласовании места размещения объекта – офисного здания с автопарковкой на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> от 27.03.2014 № 604.
Государственный кадастровый учет (ГКУ) земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4300 кв.м., проведен филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» на основании «Акта выбора и обследования земельного участка для строительства от 04.04.2013» и схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории от 29.05.2013, утвержденных постановлением от 27.03.2014 № 604 «О предварительном согласовании места размещения объекта-офисного центра с автопарковкой на земельном участке, расположенном по адресу: Российская Федерация, <адрес>».
При исследовании вопроса о возможности образования земельного участка с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для строительства офисного здания с автопарковкой, установлено, что исследуемый земельный участок образован 09.06.2014 администрацией Емельяновского района Красноярского края, уполномоченной на распоряжение такими земельными участками, в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" из земель, кадастрового квартала №, государственная собственность на которые не разграничена.
Орган местного самоуправления (администрация Емельяновского района Красноярского края) действовал в пределах своих полномочий и постановлением от 27.03.2014 № 604 утвердил акт выбора и обследования земельного участка от 04.04.2013 и схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории от 29.05.2013 с предварительным согласованием место размещения объекта – офисного здания с автопарковкой. При этом, образуемому земельному участку установлены характеристики: площадь, местоположение, целевое назначение (в целях осуществления строительства), категория земель.
Согласно письму администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 19.08.2022 на запрос Юрковой Н.А. от 02.08.2022 в 2014 году, на момент образования земельного участка с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для строительства офисного здания с автопарковкой, площадью 4300 кв.м. Правила землепользования и застройки поселка Солонцы Емельяновского района Красноярского края были разработаны и утверждены в установленном порядке Решением Солонцовского сельского Совета депутатов 27.12.2011 № 21-74р, в соответствии с которыми образуемый земельный участок располагался в территориальной зоне «зоны делового, общественного и коммерческого назначения (ОД.1)».
Зоны делового, общественного и коммерческого назначения включают в себя участки территории поселка, предназначенные для размещения объектов делового назначения, предпринимательской деятельности, культуры. Предельные размеры образуемых земельных участков (минимальные и максимальные) для данного вида разрешенного использования – не установлены.
Таким образом, утверждение органом местного самоуправления Акта выбора и обследования земельного участка от 04.04.2013 и «Схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории от 29.05.2013» образуемого участка, площадью 4300 кв.м., в месте его расположения, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, квартал Центральная промзона, участок №4, категория земель – земли населенных пунктов с видом разрешенного использования – для строительства офисного здания с автопарковкой, осуществлено с учетом действия градостроительного регламента, установленного для территориальной зоны «зоны делового, общественного и коммерческого назначения (ОД.1)» и основных видов разрешенного использования, включающих в себя возможность размещения: административных объектов, иных объектов делового назначения, предпринимательской деятельности, не требующих установления санитарно-защитных зон и возможностью организации открытых площадок для временной парковки автотранспорта.
В соответствии с отсутствием в Правилах землепользования и застройки п. Солонцы Емельяновского района Красноярского края, утвержденные Решением Солонцовского сельского Совета депутатов 27.12.2011 № 21-74р, действовавших в период с 27.12.2011 по 25.12.2015, установленных предельных размеров образуемых земельных участков и требований к размещению и строительству объектов - Актом выбора и обследования земельного участка от 04.04.2013, районной комиссией участок площадью 4300 кв.м. признан пригодным для строительства, с предписанием об определении характеристик здания, строения разработанной проектной документацией.
В соответствии с разработанной проектной документацией, подготовленной ООО «ПромПроектГрупп» в 2018 году с обоснованием проектных решений, Управлением земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края выдано Разрешение на строительство 04.04.2018 № RU24837001 – 364.
В дальнейшем, в отношении построенного объекта капитального строительства, соответствии с проектной документацией, подготовленной ООО «ПромПроектГрупп» Управлением земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края выдано Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию 21.08.2018 № №.
Мероприятия по сохранению биологических ресурсов и уменьшения воздействия на окружающую среду, в том числе деятельность в рамках строительства и эксплуатации офисных зданий с автопарковкой и складскими помещениями, расположенных в пределах земельного участка с кадастровым номером №, разработаны Юрковой Н.А., и сданы на согласование в ФГБУ «Главрыбвод».
Соответствует вид разрешенного использования образованного земельного участка с кадастровым номером №: для строительства офисного здания с автопарковкой – основным видам разрешенного использования территориальной зоны «зоны делового, общественного и коммерческого назначения (ОД.1) Правил землепользования и застройки п. Солонцы Емельяновского района Красноярского края, утвержденных Решением Солонцовского сельского Совета депутатов 27.12.2011 № 21-74р.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки п. Солонцы Емельяновского района Красноярского края, утвержденными Решением Солонцовского сельского Совета депутатов 27.12.2011 № №, зоны делового, общественного и коммерческого назначения включают в себя участки территории поселка, предназначенные для размещения объектов делового назначения, предпринимательской деятельности, культуры. Предельные размеры образуемых земельных участков (минимальные и максимальные) для данного вида разрешенного использования – не установлены.
При проведенном исследовании установлено соответствие фактического вида разрешенного использования: «для строительства офисного здания с автопарковкой, для объектов общественно-делового значения, склады (код 6.9») земельного участка с кадастровым номером №– основным видам разрешенного использования территориальной зоны «зоны делового, общественного и коммерческого назначения (ОД.1)» Правил землепользования и застройки п. Солонцы Емельяновского района Красноярского края, утвержденных Решением Солонцовского сельского Совета депутатов № 6-19 Р от 25.12.2015.
В соответствии с заявлением Юрковой Н.А. от 17.06.2021 № № в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю об установлении/изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № на ВРИ: для строительства офисного здания с автопарковкой, для объектов общественно-делового значения, склады (код 6.9), выдано Уведомление об отказе во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица от 07.07.2021 № №1 в связи наличием ареста на основании определения Емельяновского районного суда Красноярского края от 17.06.2021 (л.д. 99-103об том 1).
При проведении экспертного исследования 15.04.2022 с визуальным обследованием объектов экспертизы, установлен фактический баланс площадей функциональных зон земельного участка с кадастровым номером №.
Проектная расчетная площадь (4300 кв.м.) и баланс фактической площади (4300 кв.м.) с определением функциональных зон исследуемого земельного участка соответствует и соразмерна площади приобретенного Юрковой Н.А. у администрации Емельяновского района Красноярского края по договору купли-продажи от 05.10.2020 земельного участка с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для строительства офисного здания с автопарковкой, в том числе, для эксплуатации расположенных на нем капитальных объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, с учетом установленного фактического вида использования земельного участка в соответствии с целями его использования в территориальной зоне «Общественно - деловая зона (ОД)».
Заключением по обоснованию размера земельного участка с к.н. № для эксплуатации складской базы с офисным зданием и автопарковкой, дополнением № 1 к указанному заключению, подготовленным ООО «МАКСИМУМ» № 421/5-21-ПЗ, установлено, что предоставление земельного участка площадью 4300 кв.м., с кадастровым номером № для эксплуатации складской базы с офисным зданием, соответствует его по целевому назначению и является обоснованной; размещение объектов складских площадок выполнено в пределах границ земельного участка с кадастровым номером № (исключено использование территории под складские площадки за границами отведенного земельного участка); размываемые навалы грунта (за границей территории) убраны (л.д. 136-171 т.1).
Суд принимает заключение проведенной по делу судебной экспертизы в качестве относимого и допустимого доказательства, поскольку выводы экспертов соответствуют исследовательской части, подробно мотивированы, соответствуют совокупности представленных в материалы дела сторонами доказательств, данное заключение представляются суду мотивированными, обоснованными и правильными. Документы, подтверждающие специальное образование экспертов, к заключению приложены.
Учитывая установленные по делу обстоятельства: местоположение береговой линии (границы водного объекта) ручей Нанжульне определено в соответствии с п. 14 постановления Правительства РФ от 29.04.2016 № 377 «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», в том числе, отсутствует описание местоположения береговой линии, а именно, координаты характерных поворотных точек определенных с точностью, установленной для определения координат характерных точек границ земельных участков, примыкающих к береговой линии (границе водного объекта), земельный участок с кадастровым номером № расположен вне пределов береговой полосы (5 метров) ручья Нанжуль, в прибрежной защитной полосе (50 метров) ручья Нанжуль, в водоохранной зоне (50 метров) ручья Нанжуль, спорный земельный участок образован 09.06.2014 администрацией Емельяновского района Красноярского края, уполномоченной на распоряжение такими земельными участками, в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" из земель, государственная собственность на которые не разграничена, орган местного самоуправления (администрация Емельяновского района Красноярского края) действовала в пределах своих полномочий, утверждение органом местного самоуправления Акта выбора и обследования земельного участка от 04.04.2013 и «Схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории от 29.05.2013» образуемого участка, площадью 4300 кв.м., в месте его расположения, по адресу: Красноярский край, <адрес> категория земель – земли населенных пунктов с видом разрешенного использования – для строительства офисного здания с автопарковкой, осуществлено с учетом действия градостроительного регламента, установленного для территориальной зоны «зоны делового, общественного и коммерческого назначения (ОД.1)» и основных видов разрешенного использования, включающих в себя возможность размещения: административных объектов, иных объектов делового назначения, предпринимательской деятельности, не требующих установления санитарно-защитных зон и возможностью организации открытых площадок для временной парковки автотранспорта, в соответствии с отсутствием в Правилах землепользования и застройки п. Солонцы Емельяновского района Красноярского края, утвержденных Решением Солонцовского сельского Совета депутатов 27.12.2011 № 21-74р, действовавших в период с 27.12.2011 по 25.12.2015, установленных предельных размеров образуемых земельных участков и требований к размещению и строительству объектов - Актом выбора и обследования земельного участка от 04.04.2013, районной комиссией участок площадью 4300 кв.м. признан пригодным для строительства, с предписанием об определении характеристик здания, строения разработанной проектной документацией, в соответствии с разработанной проектной документацией Управлением земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края выдано Разрешение на строительство 04.04.2018 № № – 364, в отношении построенного объекта капитального строительства, соответствии с проектной документацией шифр: 52.7 – 2018, подготовленной ООО «ПромПроектГрупп» Управлением земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края выдано Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию 21.08.2018 № №, мероприятия по сохранению биологических ресурсов и уменьшения воздействия на окружающую среду, в том числе деятельность в рамках строительства и эксплуатации офисных зданий с автопарковкой и складскими помещениями, расположенных в пределах земельного участка с кадастровым номером №, разработаны Юрковой Н.А., и сданы на согласование в ФГБУ «Главрыбвод», при проведенном исследовании установлено соответствие фактического вида разрешенного использования: «для строительства офисного здания с автопарковкой, для объектов общественно-делового значения, склады (код 6.9») земельного участка с кадастровым номером №– основным видам разрешенного использования территориальной зоны «зоны делового, общественного и коммерческого назначения (ОД.1)» Правил землепользования и застройки п. Солонцы Емельяновского района Красноярского края, утвержденных Решением Солонцовского сельского Совета депутатов № 6-19 Р от 25.12.2015, при проведении экспертного исследования 15.04.2022 с визуальным обследованием объектов экспертизы установлен фактический баланс площадей функциональных зон земельного участка с кадастровым номером №, проектная расчетная площадь (4300 кв.м.) и баланс фактической площади (4300 кв.м.) с определением функциональных зон исследуемого земельного участка соответствует и соразмерна площади приобретенного Юрковой Н.А. у администрации Емельяновского района Красноярского края по договору купли-продажи от 05.10.2020 земельного участка с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для строительства офисного здания с автопарковкой, в том числе, для эксплуатации расположенных на нем капитальных объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, с учетом установленного фактического вида использования земельного участка в соответствии с целями его использования в территориальной зоне «Общественно - деловая зона (ОД)», суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Емельяновского района Красноярского края в интересах неопределённого круга лиц и муниципального образования Емельяновский район к администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управление земельно – имущественных отношений администрации Емельяновского района», Юрковой Н.А. о признании незаконным постановления, признании недействительным договора, исключении из ЕГРН регистрационной записи, признании незаконным разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, признании здания с автопарковкой самовольной постройкой, понуждении к сносу здания с автопарковкой, прекращении права собственности на земельный участок, снятии земельного участка с кадастрового учета отказать.
Суд с учетом буквального толкования ст. 222 ГК РФ и установленных по делу обстоятельств относится критически к доводу истца о том, что спорное здание с к.н. № является самовольной постройкой. Так, местоположение береговой линии (границы водного объекта) ручей Нанжульне определено в соответствии с п. 14 постановления Правительства РФ от 29.04.2016 № 377, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств, что у Юрковой Н.А. были основания полагать, что она производит строительство спорного здания в прибрежной защитной полосе (50 метров) ручья Нанжуль, в водоохранной зоне (50 метров) ручья Нанжуль, в соответствии с разработанной проектной документацией Управлением земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края выдано Разрешение на строительство 04.04.2018 № №, в отношении построенного объекта капитального строительства, соответствии с проектной документацией ООО «ПромПроектГрупп» Управлением земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края выдано Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию 21.08.2018 № №. При указанных обстоятельствах суд приходит к убеждению, что отсутствуют установленные законом основания к сносу спорного здания.
Учитывая, что при проведении экспертного исследования 15.04.2022 с визуальным обследованием объектов экспертизы установлен фактический баланс площадей функциональных зон земельного участка с кадастровым номером №, проектная расчетная площадь (4300 кв.м.) и баланс фактической площади (4300 кв.м.) с определением функциональных зон исследуемого земельного участка соответствует и соразмерна площади приобретенного Юрковой Н.А. у администрации Емельяновского района Красноярского края по договору купли-продажи от 05.10.2020 земельного участка с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для строительства офисного здания с автопарковкой, в том числе, для эксплуатации расположенных на нем капитальных объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, суд относится критически к доводам истца о недействительности разрешения на строительство от 4.04.2020, договора передачи в собственность.
Поскольку по результатам выполненных работ по выносу границ в натуру характерных поворотных точек судебной экспертизой установлено соответствие местоположения границ и конфигурации спорного земельного участка, а так же, что строительство объектов недвижимости в капитальном исполнении на земельном участке с кадастровым номером № выполнено в соответствии с местом допустимого размещения зданий, строений, сооружений, указанных на «Чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования» Градостроительного плана земельного участка №№, суд относится критически к доводам истца о недействительности разрешения на ввод в эксплуатацию офисного здания с автопарковкой от 21.08.2020.
Истцом не представлено в соответствии со ст. 56 ГПК РФ убедительных доказательств нарушения ответчиками норм земельного законодательства при формировании и предоставлении спорного земельного участка, как в аренду, так и в собственность, оснований недействительности договора купли-продажи от 5.10.2020, признании незаконным постановления от 17.09.2020.
Суд полагает не соответствующим буквальному толкованию ст. 621 ГК РФ довод истца о том, что Юрковой Н.А. и администрацией Емельяновского района должен в 2018г. быть заключен новый договор аренды земельного участка.Более того, согласно буквальному толкованию п. 3 статьи 39.6 ЗК РФ право на заключение нового договора аренды земельных участков без проведения торгов имеется в случае, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов.
Довод истца о том, что основанием к удовлетворению исковых требований является то обстоятельство, что земельный участок предоставлялся для строительства офисного здания с парковкой для легковых автомобилей, согласно сведений ЕГРН объектов, зарегистрированных за ответчиком, на спорном земельном участке по состоянию на 22.06.2018 не имеется, как и объекта, не завершенного строительством, суд полагает не соответствующим буквальному толкованию ст. 621 ГК РФ. Указанное истцом обстоятельство, по мнению суда, не имеет правового значения.
Юрковой Н.А. соблюдены требования законодательства о предназначении полосы земли вдоль береговой линии для общего пользования, что подтверждается фотографиями, изготовленными при проведении судебной экспертизы (л.э. 17, 18).
Таким образом, при рассмотрении дела судом не установлено нарушений ответчиками при формировании земельного участка его предоставлении в аренду и передачи в собственность требований закона и нарушения прав иных лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Емельяновского района Красноярского края в интересах неопределённого круга лиц и муниципального образования Емельяновский район к администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управление земельно – имущественных отношений администрации Емельяновского района», Юрковой Наталье Анатольевне о признании незаконным постановления, признании недействительным договора, исключении из ЕГРН регистрационной записи, признании незаконным разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, признании здания с автопарковкой самовольной постройкой, понуждении к сносу здания с автопарковкой, прекращении права собственности на земельный участок, снятии земельного участка с кадастрового учета отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца после составления мотивированного решения.
Председательствующий В.В. Демидова
Мотивированное решение изготовлено 5.12.2022