№2-527/2023
УИД26RS0018-01-2018-000420-80
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 27 марта 2024года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи ФИО11,
судей ФИО10, ФИО12
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды СК по доверенности ФИО4,
на решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 21 декабря 2023 года по иску прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края о возложении обязанности произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов и произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов,
заслушав доклад судьи ФИО10,
установила:
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, со ссылками на Постановление Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 N 27-П, на ст. ст. 4, 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарном эпидемиологическом благосостоянии населения», ст. 6, 51, 80.1, 80.3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», на Постановление Правительства Ставропольского края от 02.07.2012 г. № 221-п «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края», просил суд возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края
обязанность произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенного в 1 км. на юго-восток от <адрес>, с кадастровым номером 26:01:040903:6, площадью 53 000 кв. м., в течение 3-х месяцев после вступления решения в законную силу
и произвести ликвидацию объекта накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенного в 1 км. на юго-восток от <адрес> с кадастровым номером 26:01:040903:6, площадью 53 000 кв. м. в течение 6-ти месяцев после вступления решения в законную силу.
В обоснование иска указано, что к полномочиям Министерства природных ресурсов и ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в области охраны окружающей среды относится выявление объектов накопленного вреда окружающей среде в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации и организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, является полномочием органов государственной власти Ставропольского края в лице Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.
Согласно сведениями из ЕГРН несанкционированная свалка расположена на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.
Вывоз твердых бытовых отходов и их хранение осуществлялось на указанном земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, который объектом для размещения отходов не являлся, поверхность которого искусственного, водонепроницаемого покрытия не имеет и не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, ограждение отсутствует. На указанную свалку отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение, подъездные пути с твердым покрытием к ней отсутствуют.
Выявленные нарушения закона посягают на интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как наличие несанкционированных свалок отходов потребления влечет загрязнение окружающей природной среды, способствует распространению инфекционных заболеваний, а так же могут повлечь иные тяжкие последствия - причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, каковыми являются лица, постоянно или временно проживающие на территории Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края.
Для включения объекта накопленного вреда окружающей среде ( далее – ОНВОС) в государственный реестр объекта накопленного вреда окружающей среде (далее – ГРОНВОС) необходимо представить заявление с включении объекта в ГРОНВОС. После включения в государственный реестр объекты категорируются в соответствии с установленными критериями, утвержденными приказом Минприроды России от 04 августа 2017 года № 435 «Об утверждении критериев и срока категорирования объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке». Учитываются объем и масса накопленных отходов, площадь загрязненной территории, количество населения, на которое оказывается негативное влияние отходов, наличие опасных веществ на объекте и другие факторы.
В администрации городских и муниципальных округов Ставропольского края были направлены рекомендации по вопросам подготовки заявки о включении ОНВОС в ГРОНВОС, порядок подготовки документации для включения в ГРОНВОС размещен на официальном сайте Министерства в подразделе «Федеральный проект «Чистая страна» раздела «Деятельность» по адресу: http://www.mpr26.ru/deyatelnost/okhrana- okruzhayushchey-sredy/.
Собственником земельного участка, либо установленным лицом, чьи действия повлекли загрязнение земельного участка, самостоятельно принимаются меры, которые должны обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
В кадастр отходов включены 5 ОНВОС в Красногвардейском муниципальном округе Ставропольского края с кадастровыми номерами: 26:01:010901, 26:01:080309, 26:01:061401, 26:01:131103, 26:01:070814.
Правительство Российской Федерации утвердило перечень новых инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. Одна из которых «Генеральная уборка», срок реализации федерального проекта «Генеральная уборка» 2022 - 2030 гг. После предоставления кадастра отходов в адрес Минприроды России, Минприроды России проводит отбор ОНВОС путем их приоритезации с учетом степени воздействия объектов на здоровье граждан и продолжительность их жизни.
Минприроды Ставропольского края в адрес Минприроды России направлены предложения о включении объектов HBOC, расположенных на территории края в проект «Генеральная уборка». В рамках реализации проекта «Генеральная уборка» Роспотребнадзор и Росприроднадзор проводят инвентаризацию и обследование ОНВОС.
Обжалуемым решением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 21 декабря 2023 года исковое заявление прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края о возложении обязанности произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов и произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов, - удовлетворено.
Суд возложил на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обязанность произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенного в 1 км. на юго-восток от с. Привольного с кадастровым номером 26:01:040903:6, площадью 53 000 кв. м. в течение 3 месяцев после вступления решения в законную силу и произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенного в 1 км. на юго-восток от с. Привольного с кадастровым номером 26:01:040903:6, площадью 53 000 кв. м. в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольскому краю по доверенности ФИО4 просит решение суда от 21 декабря 2023 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске.
Указывает, что судом не исследован вопрос о собственнике спорного земельного участка. Считает, что поскольку министерство не является собственником и, соответственно не имеет распорядительных полномочий на данный земельный участок, то нет оснований для возложения гражданско-правовой ответственности в виде выполнения обязанности по выполнению работ, указанных в иске.
Указывает на необходимость комплексного участия всех ветвей органов власти на всех уровнях в решении вопросов ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Считает необоснованным исключение из числа ответчиков органа местного самоуправления сельского поселения и муниципального района, соответственно.
Судом не была дана оценка о правах и обязанностях органов власти, которые могут быть владельцами, распорядителями или пользователями данного земельного квартала, а именно не привлечены в качестве третьих лиц Министерство имущественных отношений Ставропольского края и ГКУ СК Земельный фонд Ставропольского края.
Указывает на неисполнимость судебного решения.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Красногвардейского района Ставропольского края ФИО5 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции явился представитель процессуального истца - прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Ставропольского края ФИО6 Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте его рассмотрения надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки не сообщили. В соответствии с положениями ч.3 ст.167, ч.1 ст.327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, выслушав представителя процессуального истца – ФИО6, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и представленных на нее возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении данного дела.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Красногвардейского района Ставропольского края по заданию прокуратуры Ставропольского края в 2017 году проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Привольненского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края законодательства об охране окружающей природной среды при обращении с отходами производства и потребления, в ходе которой в деятельности администрации выявлены нарушения экологического, земельного законодательства.
05.04.2016 года прокурором Красногвардейского района Ставропольского края в адрес главы администрации муниципального образования Привольненского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления.
29.04.2016 года главой муниципального образования Привольненского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края на представление прокурора района подготовлен ответ о рассмотрении представления и проведении работы по устранению нарушений закона, в котором указано, что земельный участок располагается в вырытых глиняных карьерах бывшего кирпичного завода, на полигон осуществляется вывоз ТБО и других бытовых отходов муниципального образования, а также с/х производителями и предприятиями. Эксплуатация свалки нарушает законные интересы жителей муниципального образования на охрану здоровья, благоприятную окружающую природную среду. Ответственному лицу объявлено замечание.
26.02.2018 года по результатам проверки главой муниципального образования Привольненского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края ФИО9, помощником прокурора ФИО7, специалистом администрации ФИО8 составлен акт осмотра организованной свалки, в результате осмотра установлено, что в границах сельского поселения на земельном участке в 1 км. на юго-восток от с.Привольного находится несанкционированная свалка бытовых отходов в виде разработанного карьера ликвидированного кирпичного завода, площадь территории составляет 53 000 кв.м., с кадастровым номером 26:01:040903:6, объем ТБО на момент осмотра составил около 4 000 куб.м. На свалке осуществляется складирование ТБО и ТКО населением и предприятиями, захоронение осуществляется механическим путем еженедельно под контролем работников администрации.
Судом установлено, что указанная свалка твёрдых бытовых отходов находится на исторически сложившейся территории Привольненского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края, а земельный участок под свалкой находится в границах данного муниципального образования, государственная собственность на который не разграничена, на вышеуказанный земельный участок длительное время вывозились и складировались твёрдые бытовые отходы.
Вступившим в законную силу 26.06.2018 года решением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 21.05.2018 года по настоящему делу исковое заявление прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Привольненского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края о возложении обязанности по разработке проекта рекультивации и проведению рекультивации земельного участка с кадастровым номером 26:01:040903:6, занятого свалкой твердых бытовых отходов, и взыскании судебных расходов, было удовлетворено частично.
На администрацию муниципального образования Привольненского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края возложена обязанность разработать проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером 26:01:040903:6, занятого свалкой твердых бытовых отходов, в срок до 01.04.2019, а также - провести рекультивацию указанного земельного участка, занятого свалкой твердых бытовых отходов в срок до 01.10.2019.
Данное решение суда не было исполнено, ответчику неоднократно предоставлялись отсрочки исполнения, в том числе, определением от 21.12.2021 до 31.12.2023.
Определением Красногвардейского районного суда от 16.08.2023 решение суда от 21.05.2018 в связи с принятием Постановления Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 № 27-П отменено по новым обстоятельствам.
В ходе нового рассмотрения дела определением суда первой инстанции от 09.10.2023 принято уточненное исковое заявление прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц, которым изменен предмет исковых требований и круг ответчиков по делу.
Так, прокурор в интересах неопределенного круга лиц предъявил к администрации Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края, Привольненскому территориальному управлению администрации Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края требования о возложении обязанности разработать расчет стоимости ликвидации свалок твердых бытовых отходов, обеспечить финансирование ликвидации свалок отходов и ликвидации свалки твердых бытовых отходов.
Определением суда от 30.11.2023 вновь приняты уточненные исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.39 ГПК РФ к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, в которых процессуальный истец просил о возложении на Министерство обязанности произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов и произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном в 1 км. на юго-восток от с. Привольного Красногвардейского района, с кадастровым номером 26:01:040903:6, площадью 53 000 кв. м., в течение 3-х месяцев после вступления решения в законную силу.
При этом, определением от 30.11.2023 суд удовлетворил ходатайство прокурора об исключении из числа ответчиков, как ненадлежащих, администрации Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края и Привольненского территориального управления администрации Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края (т.2 л.д. 54-58).
При рассмотрении настоящего гражданского дела судом установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанную свалку твёрдых бытовых отходов.
Разрешая исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обязанности произвести инвентаризацию и ликвидацию объекта накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном в 1 км. на юго-восток от с. Привольного с кадастровым номером 26:01:040903:6, площадью 53 000 кв.м., суд первой инстанции, применив положения ст.5 Федерального закона от 04.08.2023 № 449-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступивший в силу с 01.10.2023, ст.ст.80.1 и 80.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции Федерального закона от 04.08.2023 № 449-ФЗ), Положение о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, утвержденное постановлением Правительства Ставропольского края от 02.07.2012 (в редакции от 15.11.2023), пришел к выводу о необоснованном отказе ответчика во включении указанной свалки ТБО (объекта накопленного вреда окружающей среде) в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (ОНВОС), указав, что в соответствии с новым правовым регулированием именно в обязанности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края входит как включение указанной свалки в государственный реестр ОНВОС, так и ликвидация этой свалки.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, ввиду неправильного применения норм материального права к спорным правоотношениям по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков возлагается обязанность проводить мероприятия как по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, так и по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (абзац 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закона об отходах производства и потребления)).
Пунктом 1 статьи 13.4 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В силу статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 (далее - Правила № 1156), территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденными в установленном порядке субъектом Российской Федерации.
Как указано в пункте 18 Правил № 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
При этом под несанкционированными свалками отходов понимаются территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов (пункт 4.13 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст).
Разрешая указанный спор и возлагая на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обязанности по инвентаризации свалки твердых бытовых отходов на земельном участке в кадастровом квартале 26:01:040903:6, площадью 53 000 кв.м., суд первой инстанции, применив новое правовое регулирование, а именно – положения ст.5 Федерального закона от 04.08.2023 № 449-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в силу с 01.10.2023, и ст.ст.80.1 и 80.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции Федерального закона от 04.08.2023 № 449-ФЗ), не учел, что указанные законоположения не распространяются на спорные правоотношения, связанные с ликвидацией несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, возникшей до 01.01.2018.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 80.1 Федерального закона от 04.08.2023 № 449-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на которую сослался суд первой инстанции, выявление объектов накопленного вреда окружающей среде применительно к территориям, расположенным в границах земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, осуществляется органами местного самоуправления таких муниципальных образований, применительно к иным территориям – органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 80.3 Федерального закона от 04.08.2023 № 449-ФЗ предусмотрено, что ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется в отношении объектов накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
В силу пункта 2 статьи 80.3 указанного Федерального закона организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде применительно к территории, расположенной в границах земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, осуществляется органами местного самоуправления такого муниципального образования, применительно к иным территориям – органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти или подведомственными ему федеральными государственными бюджетными учреждениями, федеральными государственными казенными учреждениями.
Вместе с тем, указанные нормы права к спорным правоотношениям не применяются, поскольку администрацией Красногвардейского муниципального округа Ставропольского заявка о включении несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке в 1 км. на юго-восток от с. Привольного с кадастровым номером 26:01:040903:6, площадью 53 000 кв.м, в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среды (ОНВОС) после вступления в силу Федерального закона от 04.08.2023 № 449-ФЗ (после 01.10.2023), не подавалась.
Так, в соответствии с п.1 ст.5 Федерального закона от 04.08.2023 № 449-ФЗ, вступившего в силу с 01.10.2023, положения статьей 80.1 и 80.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции указанного Федерального закона) не применяются в отношении материалов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, поступивших до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.
При таком положении, учитывая, что указанная в иске свалка, расположенная в 1 км. на юго-восток от с. Привольного с кадастровым номером 26:01:040903:6, площадью 53 000 кв.м., образовалась в период с 2003 года до 01.01.2018, согласно акту осмотра состояния организованной свалки на территории муниципального образования Привольненского сельсовета Красногвардействого района Ставропольского края от 26.02.2018 объем ТБО на момент осмотра составил около 4000 куб.м., складирование ТКО и ТБО осуществлялось населением и предприятиями муниципального образования, и закрыта до 01.01.2018 (т.1 л.д.8-13), указанная свалка твердых бытовых отходов в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде не включена, материалы о включении ее в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде после введения нового правового регулирования не направлялись, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края не имеется.
Постановлением от 30 мая 2023 года № 27-П Конституционный Суд дал оценку конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 10 и 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами.
Указанные законоположения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой они, действуя в нормативной связи, служат основанием для решения вопроса о возложении на орган местного самоуправления муниципального образования (в частности, городского поселения или муниципального района) обязанности по самостоятельной (за счет средств местного бюджета) ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или о взыскании с данного муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией указанных мест в случае, когда этот орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно либо не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если указанные места расположены в границах данного муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, либо на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Оспоренные положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, применяемые совокупно или обособленно, являются правовым основанием для возложения на орган местного самоуправления муниципального образования соответствующей обязанности или для взыскания таких расходов в указанном случае, если места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов расположены в границах муниципального образования:
на земельных участках, находящихся в государственной собственности, поскольку не обеспечено финансирование (либо - если доказано, что твердые коммунальные отходы размещены преимущественно населением муниципального образования, - справедливое гарантированное софинансирование) Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации исполнения органами местного самоуправления указанной обязанности;
на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, при этом отсутствуют как прямое указание в федеральном законодательстве на полномочия органов местного самоуправления по ликвидации таких мест на указанных землях и земельных участках, сопровождаемое одновременным закреплением форм участия Российской Федерации или субъектов Российской Федерации в финансовом обеспечении осуществления этих полномочий, так и закон субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с передачей им финансовых ресурсов;
притом что не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
Конституционный суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований соответствующую обязанность либо предусматривающих взыскание с муниципального образования таких расходов в указанном случае. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения в соответствии с пунктом 1 резолютивной части данного Постановления, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование. Неисполнение такого судебного решения до получения из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации соответствующего финансирования или справедливого (в объеме, не менее установленного в судебном решении) софинансирования и до истечения разумного срока на использование соответствующих средств по целевому назначению не должно быть основанием для взыскания с муниципального образования или органа местного самоуправления исполнительского сбора либо для применения ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения данного Постановления соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора):
из федерального бюджета - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в федеральной собственности;
из бюджета субъекта Российской Федерации - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;
из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях) - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Как следует из материалов дела, указанная свалка твёрдых бытовых отходов находится на территории Привольненского сельсовета Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края, земельный участок под свалкой находится в границах данного муниципального образования, государственная собственность на который не разграничена.
Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории такого городского округа, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац 3).
Согласно Уставу Красногвардейского муниципального округа в обязанность администрации входит организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального округа; участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов.
Сославшись на указанное выше Постановление Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 года № 27-П, суд первой инстанции фактически не учел правовую позицию, изложенную в указанном постановлении, обязательную к применению, необоснованно исключил из числа надлежащих ответчиков администрацию Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края, на территории которого находится земельный участок, расположенный в 1 км. на юго-восток от с. Привольного с кадастровым номером 26:01:040903:6, площадью 53 000 кв.м., где размещена свалка твердых бутовых отходов, образовавшаяся до 01.01.2018, ответственность за которую должна нести администрация Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края в пределах имеющихся у нее бюджетных средств. При этом в случае отсутствия денежных средств, необходимых для ликвидации указанной свалки не рассмотрел вопрос о софинансировании за счет средств бюджета Ставропольского края, а при необходимости, с привлечением средств федерального бюджета.
Разрешить данный вопрос в рамках апелляционного рассмотрения настоящего дела суд апелляционной инстанции лишен возможности, поскольку в соответствии с п.6 ст.327 ГПК РФ в суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких исковых требований, об изменении предмета или оснований иска, и о замене ненадлежащего ответчика.
В то же время, процессуальный истец – прокурор Красногвардейского района Ставропольского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц, не лишен возможности обратиться в суд в общем порядке с исковыми требованиями, заявив их к надлежащему ответчику (ответчикам), с учетом необходимого софинансирования мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки из средств бюджета Ставропольского края, а равно, федерального бюджета.
Учитывая изложенное, принятое по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, на основании п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 21 декабря 2023 года – отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края о возложении обязанности
произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенного в 1 км. на юго-восток от с.Привольного с кадастровым номером 26:01:040903:6, площадью 53 000 кв. м. в течение 3-х месяцев после вступления решения в законную силу, и произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном в 1 км. на юго-восток от с. Привольного с кадастровым номером 26:01:040903:6, площадью 53 000 кв. м. в течение 6-ти месяцев после вступления решения в законную силу – отказать.
Апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды СК по доверенности ФИО4 – удовлетворить.
Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев со дня его вступления в законную силу в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Пятигорск) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено 01.04.2024.
Председательствующий:
Судьи: