Дело № 2- 1202/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
село Юсьва 9 октября 2018 года
Кудымкарский городской суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Юсьва) в составе:
председательствующего судьи Баяндиной Е.В.,
при секретаре Крохалевой Е.С.,
с участием прокурора Бурковой Ж.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Юсьвинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Юсьвинского муниципального района о понуждении к совершению действий,
установил:
Прокурор Юсьвинского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Юсьвинского муниципального района Пермского края о возложении обязанности организовать проведение ремонта автомобильной дороги. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой района по коллективному обращению жителей с. Крохалево, п. Купрос - Волок проведена проверка по факту неудовлетворительного состояния мостов через р. Кырдымка в с. Крохалево, р. Иньва на участке дороги Крохалево - Купрос, и ненадлежащему состоянию участка автомобильной дороги Крохалево - Купрос - Волок. В ходе проведенной проверки установлено, что ровность покрытия проезжей части мостов через р. Кырдымка и р. Иньва, расположенных на участке автомобильной дороги «Габово - Купрос» администрацией Юсьвинского муниципального района не обеспечена, на них имеются повреждения в виде полного разрушения верхнего деревянного настила с правой стороны (мост через р. Кырдымка), выявлены разрушение, прогнивание верхнего и нижнего настила моста через р. Иньва, на полотне мостов имеются сквозные отверстия, затрудняющие движение транспортных средств. Мосты через р. Кырдымка и р. Иньва на вышеуказанном участке автомобильной дороги являются единственным проездом в с. Купрос из с. Крохалево. Из - за ненадлежащего состояния мостов в апреле 2018 года был отменен автобусный рейс Кудымкар - Крохалево, который дополнительно следовал до с. Купрос, что существенно затрудняет реализовать права граждан на благоприятную среду обитания в административном центре Купросского сельского поселения. Помимо того, длительное время в ненадлежащем состоянии находится участок автомобильной дороги Крохалево - Купрос, имеется колейность, вдоль дороги отсутствуют водоотводные канавы, которые являются одной из причин разрушения дорожного полотна, на поворотах вдоль данного участка дороги имеются ивы и другие деревья, которые препятствуют видимости, что может привести к негативным последствиям. Также на данном участке дороги осуществляются перевозки обучающихся МБОУ «Крохалевская средняя общеобразовательная школа» на школьном автобусе по утвержденному маршруту «Крохалево - Купрос». Установленные нарушения в содержании автомобильной дороги общего пользования нарушают право граждан на благоприятную среду обитания, создают угрозу безопасности дорожного движения, что может повлечь причинение вреда жизни, здоровью, имуществу участников дорожного движения и создать предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций. 06 августа 2018 года в адрес главы района - главы администрации Юсьвинского муниципального района внесено представление, которое рассмотрено, требования прокурора в указанной сфере правоотношений исполнены частично в части ремонта мостового сооружения через р. Кырдымка, в остальной части требования по приведению в нормативное состояние участка автомобильной дороги «Крохалево - Купрос» и осуществления ремонта моста через р. Иньва на указанном участке оставлены без удовлетворения. Просил обязать администрацию Юсьвинского муниципального района в срок организовать выполнение ремонтных работ на участке автомобильной дороги «Крохалево - Купрос» и привести данный участок дороги в нормативное состояние в соответствии с федеральным законодательством до 1 июля 2019 года, провести ремонт моста через р. Иньва, расположенного на участке автомобильной дороги «Крохалево - Купрос», в срок до 01 февраля 2019 года.
В судебном заседании прокурор Буркова Ж.С. исковые требования поддержала, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, уточнила заявленные требования. Просила обязать администрацию Юсьвинского муниципального района организовать выполнение ремонтных работ на участке автомобильной дороги «Крохалево - Купрос» 21 – 31 км и привести данный участок дороги в нормативное состояние в соответствии с федеральным законодательством в срок до 1 июля 2019 года, провести ремонт моста через р. Иньва, расположенного на участке автомобильной дороги «Крохалево - Купрос», в срок до 01 февраля 2019 года.
Ответчик в судебное заседание не явился, направил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело без участия их представителя.
Заслушав пояснения истца, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Статья 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ гласит, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 12 вышеуказанного закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая:
принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района.
ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
В ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дано понятие автомобильная дорога. Это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. К элементам обустройства автомобильных дорог отнесены сооружения, к которым относятся, в том числе дорожные ограждения.
Согласно п. 10 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
В силу п. 10 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.ст. 3, 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Устава муниципального образования «Юсьвинский муниципальный район» к вопросам местного значения Юсьвинского района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Юсьвинского района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Юсьвинского района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пунктом 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93 предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, а также установлены предельно допустимые повреждения покрытия и сроки их ликвидации.
Согласно п. 2.2 методических рекомендаций по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах, утвержденных распоряжением Росавтодора от 30.08.1999 № 7-р, при содержании мостовых сооружений основными задачами являются обеспечение круглогодичного, непрерывного, безопасного и комфортного движения транспортных средств с установленными расчетными для дороги скоростями и расчетными осевыми нагрузками, а также движения пешеходов; обеспечение технически исправного состояния сооружений и расчетного срока их службы при минимальных затратах труда и материально-технических ресурсов; систематическое улучшение транспортно-эксплуатационного состояния сооружений с учетом роста интенсивности движения и массы транспортных средств на автомобильных дорогах; поддержание в надлежащем состоянии внешнего вида сооружений.
В судебном заседании установлено, что автомобильная дорога «Крохалево - Купрос» Юсьвинского муниципального района включена в казну муниципального образования «Юсьвинский муниципальный район», является дорогой местного значения вне границ населенных пунктов в границах Юсьвинского района в грунтовом исполнении.
Таким образом, в силу приведенных выше правовых норм обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги «Крохалево - Купрос» Юсьвинского муниципального района возложена на администрацию Юсьвинского муниципального района Пермского края.
Как установлено судом, ровность покрытия проезжей части моста через р. Иньва, расположенного на участке автомобильной дороги «Крохалево - Купрос» администрацией Юсьвинского муниципального района не обеспечена, на нем выявлены разрушение, прогнивание верхнего и нижнего настила моста, на полотне моста имеются сквозные отверстия, затрудняющие движение транспортных средств. В ненадлежащем состоянии находится участок автомобильной дороги Крохалево – Купрос 21 – 31 км, имеется келейность, вдоль дороги отсутствуют водоотводные канавы, на поворотах вдоль данного участка дороги имеются ивы и другие деревья, которые препятствуют видимости.
Согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 09 августа 2018 года на участке автомобильной дороги Габово – Купрос 31 км на мосту через р. Иньва дорожное полотно не соответствует требованиям безопасности: частично разрушен верхний деревянный настил, имеется сквозные отверстия.
Вышеуказанные обстоятельства также подтвердил допрошенный в судебном заседании свидетель М.А.В.
06 августа 2018 года в адрес главы района - главы администрации Юсьвинского муниципального района внесено представление, которое рассмотрено, требования прокурора в указанной сфере правоотношений исполнены частично в части ремонта мостового сооружения через р. Кырдымка, в остальной части требования по приведению в нормативное состояние участка автомобильной дороги «Крохалево - Купрос» и осуществления ремонта моста через р. Иньва. на указанном участке оставлены без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что обязанность по надлежащему обеспечению безопасности дорожного движения и соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, в силу закона возлагается на администрацию Юсьвинского муниципального района Пермского края, которая не исполняется ответчиком надлежащим образом, суд приходит к выводу о необходимости возложения на администрацию Юсьвинского муниципального района Пермского края обязанности обеспечить проведение ремонта автомобильной дороги «Крохалево - Купрос» Юсьвинского муниципального района с 21 км по 31 км, и моста через р. Иньва, расположенного на участке автомобильной дороги «Крохалево - Купрос».
При этом суд принимает во внимание, что оставление данных автомобильных дорог в том виде, в котором они существуют, представляет общественную опасность, создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, и оставление их в таких условиях, может нанести существенный вред охраняемым интересам личности, общества. Следовательно, суд считает доводы представителя ответчика о том, что требованиями прокурора нарушаются права ответчика на самостоятельное решение вопросов местного значения, в пределах предоставленных законодательством полномочий, несостоятельными.
Руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Юсьвинского района удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию Юсьвинского муниципального района организовать выполнение ремонтных работ на участке автомобильной дороги «Крохалево - Купрос» с 21 км по 31 км и привести данный участок дороги в нормативное состояние в соответствии с федеральным законодательством в срок до 1 июля 2019 года, провести ремонт моста через р. Иньва, расположенного на участке автомобильной дороги «Крохалево - Купрос», в срок до 01 февраля 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Юсьва) в течение месяца со дня вынесения решения.
Председательствующий: Е.В. Баяндина
<данные изъяты>
<данные изъяты>