Решение по делу № 2а-148/2019 от 29.04.2019

Дело № 2а-148/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июня 2019 года                 с.Сергокала

Сергокалинский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Магомедова Ю.А.,

при секретаре Амадзиевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Сергокалинского районного суда Республики Дагестан административное дело по административному исковому заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш в защиту законных интересов неопределённого круга потребителей к Администрации МР «Сергокалинский район», Администрации СП «Село Маммаул» о признании незаконным бездействия и обязании принять меры по устранению нарушений требований санитарного законодательства в части организации питьевого водоснабжения населения,

у с т а н о в и л:

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш обратился в суд в защиту законных интересов неопределённого круга потребителей с указанным административным исковым заявлением, мотивируя требования тем, что в соответствии со ст. 45 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Постановлением Правительства РФ от 02.02.2006 г. №60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга» (далее - Положения) для оценки, выявления изменений и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания осуществляется государственный социально - гигиенический мониторинг. Согласно п. 6 вышеуказанного Положения, в целях ведения мониторинга используются данные осуществляемых федеральными органами исполнительной власти наблюдения:

а)    за состоянием здоровья населения;

б)    за факторами среды обитания человека, включая социальные (структура и качество
питания, безопасность пищевых продуктов, водоснабжение, условия быта, труда и
отдыха).

ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан в г. Избербаш (далее - Роспотребнадзор) осуществляется наблюдение за состоянием водоснабжения в населенных пунктах Сергокалинского и Каякентского района и г.Избербаш.

В силу положений пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 21, 28, 30, 33 части 1 ст.14.

В тоже время п.З ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 го да №131-Ф3 определено, что уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 ст.14 вопросов местного значения городских поселений (в том числе и предусмотренная п.4 организация водоснабжения).

В соответствии с заключенным соглашением между Администрацией МР «Сергокалинский район» и администрацией СП «Село Маммаул» к деятельности администрации СП относится организация водоснабжения на территории села. Таким образом, именно и администрация СП «Село Маммаул» и МР «Сергокалинский район» является лицом, ответственным за соблюдение требований к качеству и безопасности воды, подаваемой населению, с использованием централизованной системы водоснабжения. Администрации СП «Село Маммаул» и МР «Сергокалинский район» осуществляет деятельность по водоснабжению населения питьевой водой и как ресурсоснабжающая организация, обеспечивающая потребителей коммунальной услугой, в силу закона является исполнителем услуги.

В соответствии п. 10 ст. 23 ФЗ № 416 органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет") сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнение этих планов, вместе с тем при мониторировании официального сайта отсутствуют данные о размещении указанной информации.

    Также в соответствии п. 11 ст. 23 ФЗ № 416 в случае существенного ухудшения качества питьевой воды, выявленного по результатам исследований в процессе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды, орган местного самоуправления обязан проинформировать об этом население в средствах массовой информации, в том числе разместить соответствующую информацию на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет"), однако указанную работу в силу отсутствия результатов производственного контроля качества и безопасности питьевой воды или по каким то иным причинам не проводится.

Согласно п.2.5 СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2001 N ЗОН) при возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, обязаны немедленно принять меры по их устранению и информировать об этом ТО Роспотребнадзора, однако гарантирующей организацией не обеспечивается представления информации по авариям и утечкам на водопроводных и канализационных сетях.

Не обеспечивается промывка и дезинфекция участков аварий (порывов) на водопроводных сетях, с контрольным отбором проб воды на лабораторное исследование, что является нарушением СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы").

В соответствии с ч. 2 ст. 40 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300 - 1 «О защите прав потребителей», Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает обращение в суд в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей.

В силу ст. 46 указанного Закона, Федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), вправе предъявлять иски в суды о признании действий продавцов (изготовителей, исполнителей) или организаций, выполняющих функции продавцов (изготовителей), противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона РФ от 07 февраля 1992 года, № 2300 - 1 «О защите прав потребителей», иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту пребывания истца.

В соответствии с ч. 3 указанной статьи Закона, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

На основании ст. 40 Закона «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 года № 2300-1, просит суд:

Признать незаконным бездействие администрации СП «Село Маммаул» и МР «Сергокалинский район» выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства, установленных ст. 18, ст. 19, ст.21 ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.23, ст.25, ст.40 ст.41 ФЗ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

Обязать администрацию СП «Село Маммаул» и МР «Сергокалинский район» с момента вступления в законную силу решения суда принять меры по устранению нарушений санитарного законодательства в части организации питьевого водоснабжения населения, а именно:

- Обеспечить исполнения программы производственного контроля (ППК) качества и безопасности питьевой воды по объему, номенклатуре и периодичности в соответствии) табл. 14 программы производственного контроля и представлять сведения по результатам > производственного контроля лабораторных исследований и испытаний, в том числе, свидетельствующих о несоответствии качества воды установленным требованиям, в ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш (срок -ежемесячно и при несоответствии качества воды в течении 3 рабочих дней со дня получения результатов лабораторных исследований и испытаний);

Разработать и утвердить инвестиционную программу, касающуюся качества питьевой воды

Обеспечить размещения в средствах массовой информации и на официальном сайте сельского поселения в сети "Интернет" сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов (срок - ежегодно).

Обеспечить размещения в средствах массовой информации и на официальном сайте сельского поселения в сети "Интернет" соответствующую информацию в случае существенного ухудшения качества питьевой воды, выявленного по результатам исследований в процессе производственного контроля качества питьевой воды (по мере возникновения ситуации).

Обеспечить представления информации по авариям и утечкам на водопроводных и канализационных сетях со сроками их устранения в ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш (ежедневно).

Обеспечить промывку и дезинфекцию участков аварий (порывов) на водопроводных сетях, с контрольным отбором проб воды на лабораторное исследование по устранению.

Обязать администрацию МР «Сергокалинский район» и СП «Село Маммаул» довести решения суда до потребителей через СМИ в течении 10 дней с момента вступления в силу решения суда.

В судебное заседание представитель административного истца ТО Управление Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш по доверенности Рамазанова Д.Г. не явилась, представила суду заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, а также указала, что не возражает против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.

Представитель административного ответчика Администрации МР «Сергокалинский район» по доверенности Камбулатов Х.Х. в судебное заседание не явился, представил суду заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, а также указал, что не возражает против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.

Представитель административного ответчика Администрации СП «Село Маммаул» Джупанов М.Д. в судебное заседание не явился, представил суду заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, а также указал, что не возражает против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.

Изучив материалы дела, оценивая представленные доказательства по делу в их совокупности, суд считает, что административное исковое заявление ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш в защиту законных интересов неопределённого круга потребителей о признании незаконным бездействия ответчика Администрации МР «Сергокалинский район» и Администрации СП «Село Маммаул» и обязании их принять меры по устранению нарушений требований санитарного законодательства в части организации питьевого водоснабжения подлежит удовлетворению только к ответчику Администрации СП «Село Маммаул» по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Постановлением Правительства РФ от 02.02.2006 г. №60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга» (далее - Положения) для оценки, выявления изменений и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания осуществляется государственный социально - гигиенический мониторинг. Согласно п. 6 вышеуказанного Положения, в целях ведения мониторинга используются данные осуществляемых федеральными органами исполнительной власти наблюдения:

а)    за состоянием здоровья населения;

б)    за факторами среды обитания человека, включая социальные (структура и качество
питания, безопасность пищевых продуктов, водоснабжение, условия быта, труда и
отдыха).

В силу положений пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 21, 28, 30, 33 части 1 ст.14.

В тоже время п.З ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 го да №131-Ф3 определено, что уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 ст.14 вопросов местного значения городских поселений (в том числе и предусмотренная п.4 организация водоснабжения).

В соответствии п. 10 ст. 23 ФЗ № 416 органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет") сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнение этих планов, вместе с тем при мониторировании официального сайта отсутствуют данные о размещении указанной информации.

    Также в соответствии п. 11 ст. 23 ФЗ № 416 в случае существенного ухудшения качества питьевой воды, выявленного по результатам исследований в процессе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды, орган местного самоуправления обязан проинформировать об этом население в средствах массовой информации, в том числе разместить соответствующую информацию на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет"), однако указанную работу в силу отсутствия результатов производственного контроля качества и безопасности питьевой воды или по каким то иным причинам не проводится.

Согласно п.2.5 СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2001 N ЗОН) при возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, обязаны немедленно принять меры по их устранению и информировать об этом ТО Роспотребнадзора, однако гарантирующей организацией не обеспечивается представления информации по авариям и утечкам на водопроводных и канализационных сетях.

В соответствии с ч. 2 ст. 40 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300 - 1 «О защите прав потребителей», Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает обращение в суд в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей.

В силу ст. 46 указанного Закона, Федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), вправе предъявлять иски в суды о признании действий продавцов (изготовителей, исполнителей) или организаций, выполняющих функции продавцов (изготовителей), противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона РФ от 07 февраля 1992 года, № 2300 - 1 «О защите прав потребителей», иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту пребывания истца.

В соответствии с ч. 3 указанной статьи Закона, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Судом установлено, что действительно администрацией СП «Село Маммаул» не проводились предусмотренные законодательством мероприятия по контролю качества и безопасности питьевой воды, по разработке и утверждению инвестиционной программы касающейся качества питьевой воды.

Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела уведомлением ТО Управление Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш к главе администрации СП «Село Маммаул» о результатах анализа лабораторного мониторинга качества водопроводной воды СП «Село Маммаул» за 2018 год от 28 января 2019 года.

    В силу положений части 4 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

Согласно Решению собрания депутатов МР «Сергокалинский район» №28 от 2.03.2016 года администрация МР «Сергокалинский район» передала осуществление части своих полномочий администрациям сельских поселений : Организация в поселении сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; Организация водоснабжения населения, водоотведения.

В соответствии с заключенным соглашением между Администрацией МР «Сергокалинский район» и СП «Село Маммаул» к деятельности администрации СП относится организация водоснабжения на территории села. Таким образом, именно администрация СП «Село Маммаул» является ответственным за соблюдение требований к качеству и безопасности воды, подаваемой населению, с использованием централизованной системы водоснабжения. Администрация СП «Село Маммаул» осуществляет деятельность по водоснабжению населения питьевой водой и как ресурсоснабжающая организация, обеспечивающая потребителей коммунальной услугой, в силу закона является исполнителем услуги.

Принимая во внимание указанное, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований только к ответчику администрации СП «Село Маммаул».

Руководствуясь ст.ст. 175, 176, 179 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административных исковых требований Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш в защиту законных интересов неопределённого круга потребителей к Администрации МР «Сергокалинский район» о признании незаконным бездействия и обязании принять меры по устранению нарушений требований санитарного законодательства в части организации питьевого водоснабжения населения отказать.

Административные исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш в защиту законных интересов неопределённого круга потребителей к Администрации СП «Село Маммаул» о признании незаконным бездействия и обязании принять меры по устранению нарушений требований санитарного законодательства в части организации питьевого водоснабжения населения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации СП «Село Маммаул» выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства, установленных ст. 18, ст. 19, ст.21 ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.23, ст.25, ст.40 ст.41 ФЗ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

     Обязать администрацию СП «Село Маммаул» с момента вступления в законную силу решения суда принять меры по устранению нарушений санитарного законодательства в части организации питьевого водоснабжения населения, а именно:

- Обеспечить исполнения программы производственного контроля (ППК) качества и безопасности питьевой воды по объему, номенклатуре и периодичности в соответствии) табл. 14 программы производственного контроля и представлять сведения по результатам > производственного контроля лабораторных исследований и испытаний, в том числе, свидетельствующих о несоответствии качества воды установленным требованиям, в ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш (срок - ежемесячно и при несоответствии качества воды в течении 3 рабочих дней со дня получения результатов лабораторных исследований и испытаний);

        Разработать и утвердить инвестиционную программу, касающуюся качества питьевой воды;

        Обеспечить размещения в средствах массовой информации и на официальном сайте сельского поселения в сети "Интернет" сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов (срок - ежегодно);

        Обеспечить размещения в средствах массовой информации и на официальном сайте сельского поселения в сети "Интернет" соответствующую информацию в случае существенного ухудшения качества питьевой воды, выявленного по результатам исследований в процессе производственного контроля качества питьевой воды (по мере возникновения ситуации).

        Обеспечить представления информации по авариям и утечкам на водопроводных и канализационных сетях со сроками их устранения в ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш (ежедневно).

        Обеспечить промывку и дезинфекцию участков аварий (порывов) на водопроводных сетях, с контрольным отбором проб воды на лабораторное исследование по устранению.

Обязать администрацию СП «Село Маммаул» довести решение суда до потребителей через СМИ в течении 10 дней с момента вступления в силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение десяти дней со дня принятия судом решения через Сергокалинский районный суд Республики Дагестан.

Судья                      Ю.А. Магомедов

2а-148/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ТО Управление Роспотренбнадзора
Ответчики
Администрация СП "с. Маммаул"
Администрация МР "Сергокалинский район"
Суд
Сергокалинский районный суд Республики Дагестан
Судья
Магомедов Юсуп Абдулкадырович
Дело на сайте суда
sergokalinskiy.dag.sudrf.ru
25.03.2020Регистрация административного искового заявления
25.03.2020Передача материалов судье
25.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
25.03.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2020Вынесено определение о назначении с.з. (после вынесения решения) для совершения процессуальных действий по инициативе суда
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2020Дело оформлено
25.03.2020Дело передано в архив
28.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее