Решение по делу № 2-643/2017 от 31.05.2017

                                                                                                         Дело № 2-643/2017 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                                

23 июня 2017 года                                                                                        г. Шарья

Судья Шарьинского районного суда Костромской области Шушков Д.Н., с участием помощника Шарьинского межрайонного прокурора Л.М.О., при секретаре Ивановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуШарьинского межрайонного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ТСЖ «Юбилейная 3» о возложении обязанности по определению места сбора ртутьсодержащих ламп, заключению договора,

                                                         УСТАНОВИЛ:

Шарьинский межрайонный прокурор в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ТСЖ «Юбилейная 3» о возложении обязанности:

организовать проведение общего собрания собственников жилых помещений в доме по адресу: _________, на котором определить место для предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп перед передачей их специализированным организациям для дальнейшего сбора, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения;

надлежащим образом проинформировать потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в доме по адресу: _________ местах предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп;

заключить со специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности, договор по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отработанных ртутьсодержащих ламп.

Требования мотивируются тем, что Шарьинской межрайонной прокуратурой на основании указания прокуратуры Костромской области проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, а также законодательства, направленного на обеспечение безопасного обращения с отходами I и II классов опасности. В ходе проведенной проверки установлено, что на территории городского округа г. Шарья потребителями ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах не определены места сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп. Так, согласно сведениям представленным ответчиком, установлено, что потребителями ртутьсодержащих ламп, проживающих в доме, где создано ТСЖ, не определено место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, договор по сбору ртутьсодержащих ламп со специализированной организацией, не заключен. Потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп, являются органы местного самоуправления, лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, а также иные лица, организующие места первичного сбора и размещения, в том числе граждане, проживающие в многоквартирных домах, общественные отношения которых сложились в результате использования ртутьсодержащих ламп. Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ТСЖ является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе. В многоквартирном доме выбран способ управления в виде ТСЖ, последним с ООО «Управляющая компания» заключен договор на оказание услуг по содержанию общедомового имущества. В соответствии с условиями данного договора ООО «Управляющая компания» не осуществляет работы по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, соответственно, ТСЖ в силу вышеприведенных положений законодательства обязано организовать проведение общего собрания собственников жилых помещений дома, на котором определить место для предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп перед передачей их специализированным организациям для дальнейшего сбора, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения. Учитывая, что в силу п. 9 Правил сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации, ТСЖ необходимо заключить со специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности, договор по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отработанных ртутьсодержащих ламп. Принимая во внимание, что не определение места сбора отработанных ртутьсодержащих ламп в жилом доме свидетельствует о неправомерном обращении с опасными отходами производства и потребления, и данные действия могут повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, Шарьинским межрайонным прокурором принято решение об обращении в суд с соответствующим исковым заявлением.

В судебном заседании помощник Шарьинского межрайонного прокурора Л.М.О. заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика Р.О.Н., просившей о рассмотрении дела без её участия, указавшей, что с исковыми требованиями прокурора она согласна.

В судебном заседании представитель ООО «Управляющая компания» Н.А.Н. пояснил, что возражений против исковых требований не имеется.

Дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица администрации городского округа г. Шарья, просившего о рассмотрении дела без его участия.

Выслушав пояснения прокурора, представителя ООО «Управляющая компания» изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей42 КонституцииРФ установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со ст. 3 указанного Закона хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 3 указанного Закона основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 9 ст. 10 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 03 сентября 2010 года N 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее- Правила).

Согласно п. 2 Правил потребителями ртутьсодержащих ламп являются юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, а также физические лица, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением.

В силу п. 8 (1) Правил у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов и содержащихся в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.

Согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

В силу ч. 2.2 указанной статьи при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

В силу п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, безопасность для жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Согласно подпункту д(1) п. 11 указанных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.

Согласно пункту 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681, отработанные ртутьсодержащие лампы - это ртутьсодержащие отходы, представляющие собой выведенные из эксплуатации и подлежащие утилизации осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента. Местом первичного сбора и размещения является место для предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп перед передачей их специализированным организациям для дальнейшего сбора, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения.

В соответствии с п. 5 Правил накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов.

Пунктом 6 Правил установлено, что не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп, а также их накопление в местах, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, за исключением размещения в местах первичного сбора и размещения и транспортирования до них.

В силу п. 8(2) Правил место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяется собственниками помещений в многоквартирных домах или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, по согласованию с соответствующей специализированной организацией.

Согласно п. 9 Правил сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.

Из материалов дела следует, что у ответчика в настоящее время не определены места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, не заключен договор со специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении требований подпункта д(1) п. 11 Правил содержания общего имущества, пп. 4, 5, 8, 9 Правил, и, как следствие, о нарушении закрепленного статьей 42 Конституции РФ права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку существует потенциальная угроза возникновения заболеваний граждан и загрязнения окружающей среды вследствие несоблюдения ответчиком требований в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологических правил.

На основании изложенного требования Шарьинского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                             РЕШИЛ:

Исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать ТСЖ «Юбилейная 3»:

организовать проведение общего собрания собственников жилых помещений в доме по адресу: _________, на котором определить место для предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп перед передачей их специализированным организациям для дальнейшего сбора, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения;

надлежащим образом проинформировать потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в доме по адресу: _________ местах предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп;

заключить со специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности, договор по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отработанных ртутьсодержащих ламп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шарьинский районный суд.

Председательствующий:                                                      Д.Н. Шушков

Решение вступило в законную силу __________

2-643/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Шарьинский межрайонный прокурор
Ответчики
ТСЖ "Юбилейная 3"
Другие
Администрация городского округа г. Шарья Костромской области
Суд
Шарьинский районный суд Костромской области
Дело на сайте суда
sharinsky.kst.sudrf.ru
31.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.05.2017Передача материалов судье
05.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.06.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.06.2017Предварительное судебное заседание
23.06.2017Судебное заседание
28.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее