Дело № 2-302/2020 судья Калько И.Н. 2020 год
(№ 33-3601/2020)А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
22 декабря 2020 года г. Тверь
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,
судей Комаровой Ю.В. и Климовой К.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зиявудиновой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Пойменовой С.Н.
дело по апелляционной жалобе Максименковой И.А.
на решение Бологовского городского суда Тверской области от 06 августа 2020 г., которым постановлено:
«Исковые требования Максименковой И.А. к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Тверской области о включении периода учебы в срок исчисления выслуги лет для назначения пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, взыскании пенсии с учетом индексации и ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, с учетом индексации и компенсации за нарушение срока выплаты выходного пособия, удовлетворить частично.
Взыскать со Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тверской области в пользу Максименковой И.А. компенсацию за нарушение срока выплаты выходного пособия в сумме **** рубля ** копеек.
В удовлетворении исковых требований Максименковой И.А. к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Тверской области о возложении обязанности включить в срок исчисления выслуги лет для назначения пенсии время учебы до определения на службу из расчета один год за шесть месяцев службы, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, о взыскании пенсии с 03.09.2016 г. по 01.10.2018 г. с учетом индексации, в том числе и в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком; о взыскании ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну за период с 01.10.2018 г. по 08.05.2019 г. с учетом индексации, за исключением периода нахождения ею в отпуске по уходу за ребенком, отказать в полном объеме».
Судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Максименкова И.А. обратилась в суд с иском (с учетом уточнений в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ) к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Тверской области (далее СУ СК России по Тверской области, ответчик) о возложении обязанности включить в срок исчисления выслуги лет для назначения пенсии время учебы до определения на службу, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, взыскании пенсии с учетом индексации и ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, с учетом индексации и компенсации за нарушение срока выплаты выходного пособия.
В обоснование заявленных требований истец Максименкова И.А. указала, что с 03 апреля 2009 г. она была принята на федеральную государственную службу в следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Тверской области, где проходила службу, имея уже стаж службы ** лет ** месяцев ** дня в органах внутренних дел. 15 января 2011 г. создано СУ СК России по Тверской области, которое явилось правопреемником следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Тверской области, где она продолжила прохождение службы вплоть до увольнения в связи с выходом на пенсию – до 08 мая 2019 г. Выслуга лет для назначения пенсии рассчитана СУ СК России по Тверской области в календарном исчислении 20 лет 00 месяцев 00 дней по состоянию на 30 июля 2017 г., и с этого же дня ей была назначена ежемесячная пенсионная надбавка в размере 50 % от денежного содержания, которая не выплачивалась ей до момента выхода из декретного отпуска, то есть до 01 октября 2018 г. Полагает, что работодателем при исчислении срока выслуги лет для назначения пенсии необоснованно исключена половина периода ее обучения в среднем специальном учебном заведении до поступления на службу.
Кроме того, в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06 марта 2017 г. по 01 октября 2018 г. ей неправомерно не выплачивалась ежемесячная пенсионная надбавка в размере 50 % от денежного содержания, поскольку ежемесячная пенсионная надбавка не входит в исчисление среднего заработка, а, значит, она имела основания для получения данной пенсионной надбавки в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Также ей в период с 03 сентября 2016 г. по 08 мая 2019 г. (за исключением периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком) без законных к тому оснований не выплачивалась ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Вместе с тем, право на данную выплату закреплено соглашением от 26 января 2016 г. № 195/16 к трудовому договору от 03 апреля 2009 г. № 242/09, которым в пункт 3.1 раздела 3 трудового договора внесены обязательства по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, с ограничениями, предусмотренными в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» и иными нормативными правовыми актами о государственной тайне. Данная надбавка установлена ей приказом руководителя следственного управления от 26 января 2016 г. № 14-к.
При увольнении работодателем нарушен срок окончательного расчета, установленного приказом и.о. руководителя следственного управления от 07 мая 2019 г. № 181-к, который произведен частично 14 мая 2019 г., а полностью лишь 05 июня 2019 г.
С учетом изложенного просит суд обязать СУ СК России по Тверской области включить в срок исчисления выслуги лет для назначения пенсии время учебы до определения на службу из расчета один год за шесть месяцев службы, произвести перерасчет пенсии и взыскать ее с 03 сентября 2016 г. по 01 октября 2018 г. с учетом индексации, в том числе, и в период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком; взыскать со СУ СК России по Тверской области причитающуюся ей сумму ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере 20 % должностного оклада с 03 сентября 2016 г. по 08 мая 2019 г. с учетом индексации, за исключением периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком; взыскать со СУ СК России по Тверской области проценты за нарушение срока выплаты выходного пособия в сумме **** руб. ** коп.
Определением Бологовского городского суда Тверской области от 08 мая 2020 г., вынесенным в порядке досудебной подготовки, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено УМВД России по Тверской области, в порядке статьи 47 Гражданского процессуального кодекса РФ для дачи заключения привлечена Государственная инспекция труда в Тверской области.
В судебном заседании истец Максименкова И.А. поддержала заявленные исковые требования с учетом уточнений, просила их удовлетворить, полагала срок исковой давности по требованиям о взыскании ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, не пропущенным, в то же время просила его восстановить со ссылкой на неудовлетворительное состояние здоровья, не позволявшее ей своевременно обратиться в суд.
Представитель ответчика СУ СК России по Тверской области Турина А.В. заявленные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Пояснила, что пособие по уходу за ребенком начисляется по установленной форме Фондом социального страхования Российской Федерации, а не работодателем, в связи с чем отсутствовали основания для выплаты истцу в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком ежемесячной пенсионной надбавки в размере 50 % от денежного содержания. Надбавка за работу с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, выплачивается только за те периоды, когда работник с ними знакомился. Поскольку в спорный период истец не знакомилась с секретными документами, оснований для выплаты данной надбавки не имеется. Период обучения не был учтен при подсчете срока выслуги лет для назначения пенсии в связи с отсутствием сведений о государственной аккредитации учебного учреждения. Кроме того, заявила ходатайство о пропуске истцом срока обращения в суд по требованиям о взыскании ежемесячной надбавки за работу с документами, содержащими государственную тайну.
Третье лицо УМВД России по Тверской области и Государственная инспекция труда в Тверской области, будучи надлежащим образом извещенными о дне, времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Максименковой И.А. ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции, предлагается принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывается на то, что судом неправильно применены и истолкованы нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Кроме того, срок давности по требованию о взыскании ежемесячной надбавки за сведения, составляющие государственную тайну, не пропущен, так как о положенных, но не произведенных выплатах истцу стало известно только при окончательном расчете при увольнении, а именно из приказа от 07 мая 2019 г. № 181-к, полученного для ознакомления 08 мая 2019 г. При этом, судом необоснованно отклонены доводы истца об уважительных причинах пропуска срока для обращения в суд о взыскании указанной надбавки.
В связи с непривлечением к участию в деле лица, чьи права и обязанности в силу закона затрагиваются при рассмотрении заявленных истцом требований, судебной коллегией, с учетом положений части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, принято решение о переходе к рассмотрению дела по иску Максименковой И.А. к СУ СК России по Тверской области о включении периода учебы в срок исчисления выслуги лет для назначения пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, взыскании пенсии с учетом индексации и ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, с учетом индексации, и компенсации за нарушение срока выплаты выходного пособия по правилам производства в суде первой инстанции.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 22 октября 2020 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечен Следственный комитет Российской Федерации (далее – СК России).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась истец Максименкова И.А., представители ответчиков СК России, СУ СК России по Тверской области Морозова О.В. и Суворов Е.А.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, об уважительности неявки не сообщили, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали, поэтому в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ их неявка не препятствует рассмотрению дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Максименкова И.А. уточнила заявленные исковые требования в части размера взыскиваемых ею денежных средств. Просила взыскать с ответчика ежемесячную надбавку к денежному содержанию в размере 50 % пенсии за период с 03 сентября 2016 г. до 03 марта 2017 г. в размере ***** руб. ** коп., ежемесячную надбавку к денежному содержанию в размере 50 % пенсии в период с 03 марта 2017 г. до 01 октября 2018 г. при нахождении в отпуске по уходу за ребенком в размере ****** руб. ** коп., ежемесячную надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, с 01 октября 2018 г. по 08 мая 2019 г. в размере ***** руб. ** коп. и проценты за задержку выплат при увольнении в размере **** руб. ** коп. В остальной части исковые требования поддержала. В обоснование заявленных требований ссылалась на те же обстоятельства, которые приводились истцом в обоснование заявленных исковых требований в суде первой инстанции, дополнительно указав, что срок исковой давности по требованиям о взыскании ежемесячной надбавки к денежному содержанию в размере 50 % пенсии и ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, не пропущен, в то же время просила его восстановить со ссылкой на занятость на работе, неудовлетворительное состояние здоровья и нахождением на больничном с ребенком.
Представители ответчиков СК России, СУ СК России по Тверской области Морозова О.В. и Суворов Е.А. возражали по заявленным требованиям, ссылаясь на те же обстоятельства, которые приводились представителем ответчика СУ СК России по Тверской области в обоснование своей позиции в суде первой инстанции, дополнительно указав, что истцом пропущен срок обращения в суд по требованиям о взыскании ежемесячной надбавки к денежному содержанию в размере 50 % пенсии и ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Вместе с тем в силу части 3 приведенной нормы вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
Судебная коллегия приходит к выводу, что такого рода нарушение допущено судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в обоснование заявленных требований истец, в числе прочего, ссылается на положения заключенного с ней трудового договора от 03 апреля 2009 г. № 242/09, а также на условия дополнительных соглашений к нему.
Из текста дополнительного соглашения от 26 января 2016 г. № 195/16 усматривается, что в качестве нанимателя истца указан Следственный комитет Российской Федерации, от имени которого дополнительное соглашение к трудовому договору подписано руководителем управления кадров СК России ФИО1.
Дополнительное соглашение скреплено печатью СК России, указан адрес организации: <адрес>.
Разрешая данный трудовой спор, суд первой инстанции оставил приведенные обстоятельства без внимания, неправильно определил круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле, не рассмотрел вопрос о привлечении к участию в деле в качестве ответчика СК России, ограничив его право на участие в деле.
Кроме того, интересы СК России затрагиваются и в связи с тем, что требования Максименковой И.А. сводятся к взысканию денежных средств.
Согласно подпункту 18 пункта 7 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» Следственный комитет является субъектом бюджетного планирования и осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Принимая во внимание, что суд вышеприведенные требования закона не учел судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда в соответствии с положениями пункта 4 части 4 и части 5 статьи 330 Гражданского процессуального РФ подлежит отмене.
Отменяя решение суда и принимая по делу новое решение, судебная коллегия исходит из следующего.
Из материалов дела усматривается, что с 01 сентября 1995 г. по 24 июня 1997 г. истец Максименкова И.А. обучалась в <данные изъяты>, по окончании обучения ей выдан диплом № по специальности «<данные изъяты>», присвоена квалификация «<данные изъяты>».
В период с 29 июля 1997 г. по 02 апреля 2009 г. истец Максименкова И.А. проходила службу в УВД по Тверской области, с 03 апреля 2009 г. по 15 января 2011 г. - в следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Тверской области; с 15 января 2011 г. по 08 мая 2019 г. - в СУ СК России по Тверской области, замещая с 26 января 2016 г. должность федеральной государственной службы <данные изъяты>.
Приказом СК России от 06 мая 2019 г. № 206-кт Максименкова И.А. освобождена от замещаемой должности и уволена 08 мая 2019 г. по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ, частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».
13 мая 2019 г. истец обратилась в СУ СК России по Тверской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет.
Заключением о назначении пенсии за выслугу лет № 69/51, утвержденном и.о. руководителя СУ СК России по Тверской области 30 мая 2019 г., Максименковой И.А. на основании пункта «а» части 1 статьи 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» назначена пенсия за выслугу лет с 09 мая 2019 г. в размере ***** руб. ** коп.
Выслуга лет истца для назначения пенсии в календарном исчислении составила ** год ** месяцев ** дней (29 июля 1997 г. - 02 апреля 2009 г. - служба в органах внутренних дел; 03 апреля 2009 г. - 15 января 2011 г. – служба в следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Тверской области; 15 января 2011 г. -08 мая 2019 г. служба в СУ СК России по Тверской области).
Из материалов дела также следует, что истцу приказом СУ СК России по Тверской области от 22 сентября 2017 г. № 281-к в соответствии с частью 14 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» с 30 июля 2017 г. установлена ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 % пенсии, которая могла быть назначена.
Указанная надбавка истцу не выплачивалась до 01 октября 2018 г. в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком.
Обращаясь в суд с иском о возложении на СУ СК России по Тверской области обязанности включить в срок исчисления выслуги лет для назначения пенсии время учебы в <данные изъяты> и произвести перерасчет пенсии, Максименкова И.А. ссылается на то, что ответчик в нарушение требований действующего законодательства не включил в выслугу лет для назначения пенсии период ее обучения с 01 сентября 1995 г. по 26 июня 1997 г. в <данные изъяты>. При включении указанного периода в выслугу лет из расчета один год за шесть месяцев службы, право на назначение пенсии, и, следовательно, право на получение ежемесячной надбавки к денежному содержанию, предусмотренной частью 14 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ, у нее возникло бы с 04 сентября 2016 г.
Отношения, связанные с прохождением службы в СК России, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 13 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-Ф3 пенсионное обеспечение сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и членов их семей осуществляется применительно к условиям и нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части второй статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»), с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Лицам, проходившим службу в Следственном комитете, в выслугу лет для назначения пенсии, исчисленную в соответствии с законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей, также засчитывается срок их службы в федеральных органах исполнительной власти или федеральных государственных органах в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 мая 2012 г. № 411 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации» утверждены Правила исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете Российской Федерации.
В соответствии с Правилами в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета засчитывается, помимо прочего, время службы (работы, обучения): в Следственном комитете в должностях, по которым предусмотрено присвоение специального (воинского) звания, со дня назначения на должность (подпункт «а» пункта 2 Правил); в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, исчисленное (в том числе в льготном исчислении) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и их семьям» (подпункт «б» пункта 2 Правил); указанное (в том числе в льготном исчислении) в постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации», которое подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (за исключением абзаца двадцатого пункта 1 и абзаца четвертого пункта 1(1) указанного постановления) (подпункт «г» пункта 2 Правил).
Абзацем четвертым пункта 2 постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (абзац введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. № 854 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 1469) установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается время обучения их до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 01 января 2012 г.
Частью 7 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования, в частности среднее профессиональное образование подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании (пункт 2 части 7 статьи 60 названного Закона).
Из содержания приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 установлен порядок зачета в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел периодов их обучения в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях до поступления на службу (из расчета два месяца обучения за один месяц службы), что позволяет увеличивать выслугу лет для назначения пенсии, и имеет целью поощрение к поступлению на службу лиц, имеющих профессиональное образование (среднее профессиональное образование или высшее образование). При этом период обучения в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях подлежит зачету в стаж службы сотрудника, поступившего на службу в органы внутренних дел до 01 января 2012 г., для назначения ему пенсии за выслугу лет при условии завершения освоения сотрудником до его поступления на службу образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, подтвержденного документом об образовании и о квалификации, выдаваемым в установленном порядке. Каких-либо иных условий (получение только юридического образования) для включения в выслугу лет сотрудника, поступившего на службу в органы внутренних дел до 01 января 2012 г., учебы законодатель не предусмотрел.
Материалами дела подтверждено, что истец Максименкова И.А. завершила освоение образовательных программ в <данные изъяты>, получила соответствующий уровень образования, что подтверждено дипломом, и поступила на службу в органы внутренних дел до 01 января 2012 г.
Учитывая, что согласно подпункту «г» пункта 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета в соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 13 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» засчитывается время службы (работы, обучения), указанное (в том числе в льготном исчислении) в постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941, которое подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, принимая во внимание, что в постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 указано, что в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел, поступивших на службу до 01 января 2012 г., включаются периоды их обучения в гражданских профессиональных образовательных организациях до поступления на службу (из расчета два месяца обучения за один месяц службы), то имеются правовые основания для включения в срок исчисления выслуги лет для назначения пенсии времени учебы Максименковой И.А. в <данные изъяты> до определения на службу.
Вопреки утверждениям ответчиков, само по себе дальнейшее прохождение службы Максименковой И.А. в органах прокуратуры и применение при расчете выслуги лет для назначения пенсии подпункта «б» пункта 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, согласно которому в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации засчитывается время службы (работы, обучения) в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, исчисленное (в том числе в льготном исчислении) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и их семьям», не исключает возможности применения при назначении пенсии Максименковой И.А. подпункта «г» пункта 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации и зачета как времени службы в УВД по Тверской области с 29 июля 1997 г. по 02 апреля 2009 г., так и времени обучения до поступления на службу по очной форме в образовательной организации по основной образовательной программе среднего профессионального образования.
Ссылка представителей ответчиков на то, что Правила исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 02 мая 2012 г. № 411, распространяются на правоотношения, возникшие с 01 января 2012 г., а истец была принята на службу в следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Тверской области в апреле 2009 г., и, следовательно, исчисление выслуги лет для назначения пенсии истцу регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 942, отклоняется судебной коллегией, поскольку основана на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами отношения.
В суде апелляционной инстанции представителями ответчиков не оспаривалось то обстоятельство, что в личном деле истца на момент назначения пенсии имелся диплом о получении Максименковой И.А. среднего профессионального образования до поступления на службу в органы внутренних дел.
Кроме того, как следует из материалов дела, указанный период обучения истца был учтен СУ СК России по Тверской области при назначении истцу с 03 сентября 2016 г. ежемесячной доплаты за выслугу лет в соответствии с пунктом 5 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ и Правилами исчисления выслуги лет для установления доплаты за выслугу лет сотрудникам СК России, утвержденными приказом Председателя СК России от 24 июня 2016 г. № 51, что также подтверждает, что СУ СК России по Тверской области было известно о наличии у истца среднего профессионального образования, полученного до поступления на службу в органы внутренних дел.
Принимая во внимание, что в силу действующего законодательства период обучения истца в <данные изъяты> подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии, включение указанного периода в выслугу лет влечет увеличение размера пенсии с даты ее назначения, учитывая, что у ответчика СУ СК России по Тверской области имелись все необходимые документы о наличии у истца среднего профессионального образования, полученного до поступления на службу в органы внутренних дел, то у СУ СК России по Тверской области отсутствовали основания для не включения указанного периода в выслугу лет истца для назначения пенсии.
С учетом изложенного исковые требования Максименковой И.А. о возложении обязанности на СУ СК России по Тверской области включить в срок исчисления выслуги лет для назначения пенсии время учебы в <данные изъяты> с 01 сентября 1995 г. по 24 июня 1997 г. до определения на службу из расчета два месяца учебы за один месяц службы, а также о возложении на СУ СК России по Тверской области обязанности произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с даты ее назначения подлежат удовлетворению.
Разрешая исковые требования Максименковой И.А. о взыскании ежемесячной надбавки к денежному содержанию в размере 50 % пенсии (далее пенсионной надбавки) в период с 03 сентября 2016 г. до 03 марта 2017 г. в размере ***** руб. ** коп. и в период с 03 марта 2017 г. до 01 октября 2018 г. в размере ****** руб. ** коп., судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с частью 14 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации» проходящим службу сотрудникам Следственного комитета, имеющим выслугу не менее 20 лет и право на предусмотренное частью 13 настоящей статьи пенсионное обеспечение, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть им назначена.
Согласно приказу СК России от 12 ноября 2012 г. № 73 «Об организации выплаты сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, имеющим специальные звания, ежемесячной надбавки к денежному содержанию в размере 50 % пенсии, которая могла быть назначена», назначение указанной надбавки не носит заявительный характер, она устанавливается работодателем со дня, следующего за днем возникновения права на пенсию за выслугу лет. В случае получения сотрудником какого-либо вида пенсии ежемесячная надбавка устанавливается не ранее дня прекращения выплаты пенсии (пункты 1, 2 Приказа).
Из буквального толкования приведенных выше положений следует, что основными условиями назначения и получения пенсионной надбавки являются наличие у сотрудника СК России права на получение пенсии за выслугу лет, продолжение службы в СК России, получение денежного содержания.
На основании части 1 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации» денежное содержание сотрудника Следственного комитета состоит из должностного оклада; доплат за специальное звание, за выслугу лет, за особые условия службы (в размере 175 процентов должностного оклада), за сложность, напряженность и высокие достижения в службе; надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей служебным обязанностям, за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», за нагрудный знак «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации»; премий по итогам службы за квартал и за год; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Выплата надбавки, установленной частью 14 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-Ф3, напрямую зависит от выплаты денежного содержания сотруднику Следственного комитета.
В соответствии со статьей 256 Трудового кодекса РФ по заявлению женщины (отца, бабушки, деда, других родственников или опекунов, фактически осуществляющих уход за ребенком) ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. За время отпуска по уходу за ребенком выплачивается ежемесячное пособие по государственному социальному страхованию или соответствующие денежные компенсации.
Выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет осуществляется в соответствии с нормами статьи 11.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», в связи с чем, указанное пособие не относится к денежному содержанию сотрудника Следственного комитета.
Несмотря на то, что на период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность), выплата заработной платы в период указанного отпуска работодателем не производится.
Соответственно, в период нахождения сотрудника Следственного комитета в отпуске по уходу за ребенком указанный сотрудник не исполняет служебных обязанностей и не получает денежного содержания, в связи с чем отсутствуют основания для оплаты данного периода как фактически отработанного, в том числе для выплаты находящемуся в таком отпуске сотруднику пенсионной надбавки к денежному содержанию.
Из материалов дела усматривается, что приказом руководителя СУ СК России по Тверской области от 03 марта 2017 г. № 86-к Максименковой И.А. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет на период с 03 марта 2017 г. по 18 июня 2018 г.
Приказом от 08 июня 2018 г. № 172-о истцу предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет на период с 19 июня 2018 г. по 18 декабря 2019 г.
Согласно приказу и.о. руководителя следственного управления от 18 сентября 2018 г. № 217-к, изданного на основании заявления Максименковой И.А., истец фактически приступила к исполнению служебных обязанностей по выходу из отпуска по уходу за ребенком c 01 октября 2018 г.
Приказом руководителя следственного управления от № 281-к с 30 июля 2017 г. Максименковой И.А. установлена ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 % пенсии, которая могла быть назначена, в сумме **** руб. ** коп., но не выплачивалась в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком. Приказом от 23 января 2018 г. № 21-к указанная надбавка с 01 января 2018 г. установлена в размере ***** руб. ** коп., приказом от 05 февраля 2018 г. № 32-к с 01 февраля 2018 г. размер надбавки составил ***** руб. ** коп., приказом от 17 июля 2018 г. № 178-к данная ежемесячная надбавка с 30 июля 2018 г. установлена в размере ***** руб. ** коп., приказом от 19 октября 2018 г. № 247-к с 24 августа 2018 г. истцу установлена указанная надбавка в размере ***** руб. ** коп.
Таким образом, пенсионная надбавка начислялась и выплачивалась истцу после окончания отпуска по уходу за ребенком.
Учитывая приведенные выше нормы законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что выплата ежемесячной надбавки к денежному содержанию в размере 50 % пенсии, которая могла быть назначена сотруднику Следственного комитета, может включаться в денежное содержание сотрудника и напрямую зависит от выплаты денежного содержания сотруднику Следственного комитета.
Поскольку в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком истцу денежное содержание не выплачивалось, судебная коллегия считает, что правовые основания для выплаты истцу указанной надбавки в период с 03 марта 2017 г. до 01 октября 2018 г. отсутствовали.
В суде апелляционной инстанции представителями ответчиков СК России и СУ СК России по Тверской области заявлено ходатайство о пропуске истцом срока обращения в суд по требованиям о взыскании пенсионной надбавки за период с 03 сентября 2016 г. до 01 октября 2018 г.
На сотрудников Следственного комитета (кроме военнослужащих) распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (часть 3 статьи 15).
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту, и обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров (статья 2 Трудового кодекса РФ).
Статьей 381 Трудового кодекса РФ установлено, что индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (статьи 382 Трудового кодекса РФ).
Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены статьей 392 Трудового кодекса РФ.
Согласно части 1 статьи 392 Трудового кодекса РФ в редакции, действующей до внесения изменений Федеральным законом от 03 июля 2016 г. № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда», работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Частью 2 статьи 392 Трудового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 272-ФЗ, действующей с 03 октября 2016 г., установлено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие (часть 3 статьи 12 Трудового кодекса РФ). Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом (часть 4 статьи 12 Трудового кодекса РФ).
Федеральным законом от 03 июля 2016 г. № 272-ФЗ не установлено, что действие изменений, внесенных в статью 392 Трудового кодекса РФ, распространяется на отношения, возникшие до 03 октября 2016 г.
К спорным отношениям, возникшим до вступления в действие новой редакции статьи 392 Трудового кодекса РФ, должен применяться срок обращения в суд, действующий на момент возникновения спорных правоотношений (невыплаты пенсионной надбавки), к отношениям, возникшим после вступления в действие указанного выше Федерального закона – новая редакция статьи 392 Трудового кодекса РФ.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями 1, 2 и 3 статьи 392 Трудового кодекса РФ, они могут быть восстановлены судом (часть 4 статьи 392 Трудового кодекса РФ).
В абзаце пятом пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Из материалов дела следует, что при включении в выслугу лет для назначения пенсии указанного выше периода обучения, выслуга лет истца на 03 сентября 2016 г. будет составлять 20 лет, и у Максименковой И.А. с 04 сентября 2016 г. возникает право на пенсию за выслугу лет, и, следовательно, право на получение ежемесячной надбавки к денежному содержанию в размере 50 % пенсии, которая могла быть назначена истцу. Указанная надбавка за сентябрь 2016 г. истцу должна была быть выплачена в октябре 2016 г., за октябрь 2016 г. – в ноябре 2016 г., за ноябрь 2016 г. – в декабре 2016 г., за декабрь 2016 г. – в январе 2017 г., за январь 2017 г. – в феврале 2017 г., за февраль 2017 г. – в марте 2017 г. и т.д., за сентябрь 2018 г. – в октябре 2018 г.
С иском о взыскании пенсионной надбавки за период с 03 сентября 2016 г. до 01 октября 2018 г. Максименкова И.А. обратилась 10 апреля 2020 г., то есть с пропуском предусмотренного статьей 392 Трудового кодекса РФ годичного срока обращения в суд.
Доводы истца о том, что спор о выплате указанной ежемесячной надбавки относится к сфере не трудовых, а пенсионных отношений, поэтому статья 392 Трудового кодекса РФ не применима к данным отношениям, отклоняются судебной коллегией.
Истец просит взыскать невыплаченную денежную надбавку, предусмотренную частью 14 статьи 35 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации», в которой идет речь о сотрудниках Следственного комитета, проходящих службу, то есть находящихся в трудовых отношениях с работодателем, указанная надбавка является ежемесячной надбавкой к денежному содержанию, и выплачивается в составе денежного содержания сотрудника.
С учетом изложенного положения статьи 392 Трудового кодекса РФ применимы к заявленным истцом исковым требованиям о взыскании задолженности по ежемесячной надбавке к денежному содержанию в размере 50 % пенсии.
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд истец ссылается на то, что в период с 01 августа 2016 г. по 10 августа 2016 г., с 01 сентября 2016 г. по 02 марта 2017 г. она в связи с беременностью была временно нетрудоспособной и находилась в отпуске по беременности и родам, в период с 03 марта 2017 г. по 01 октября 2018 г. находилась в отпуске по уходу за ребенком и не знала, что ей только с 30 июля 2017 г. назначена ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 % пенсии.
Вместе с тем, выйдя на работу после отпуска по уходу за ребенком 01 октября 2018 г. и получив не позднее 05 ноября 2018 г. за работу за октябрь 2018 г. денежное довольствие, в состав которого была включена ежемесячная надбавка, предусмотренная частью 14 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ, Максименкова И.А. могла и должна была узнать о неверном исчислении выслуги лет для назначения пенсии и неверном расчете размера спорной надбавки и в установленные законом сроки обратиться в суд за защитой нарушенных прав.
Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности обратиться в суд за защитой нарушенных трудовых прав на получение ежемесячной надбавки к денежному содержанию в период с 05 ноября 2018 г. по 10 апреля 2020 г., Максименковой И.А. не представлено.
Ссылка истца на то, что с выходом на работу у нее была большая загруженность, не может быть принята судебной коллегией в качестве уважительной причины пропуска срока обращения в суд с указанными требованиями. Нахождение на иждивении истца малолетнего ребенка не может быть признано судебной коллегией в качестве уважительной причины пропуска срока обращения в суд, поскольку указанное обстоятельство не препятствовало истцу принять решение о досрочном выходе на работу из отпуска по уходу за ребенком и приступить к исполнению своих трудовых обязанностей.
Доказательств того обстоятельства, что Максименкова И.А. не могла и не должна была узнать о неверном исчислении выслуги лет для назначения пенсии с момента выхода из отпуска по уходу за ребенком, истцом не представлено.
Исходя из части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также разъяснений постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» (пункты 10 и 15), истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске. Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.
С учетом соответствующего заявления СУ СК России по Тверской области и СК России, поскольку судом апелляционной инстанции установлен факт пропуска истцом без уважительных причин срока для обращения в суд по требованиям о взыскании ежемесячной надбавки, предусмотренной частью 14 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ, за период с 03 сентября 2016 г. по 01 октября 2018 г., то в соответствии с требованиями вышеуказанных положений закона оснований для удовлетворения данных исковых требований не имеется.
Разрешая исковые требования Максименковой И.А. о взыскании невыплаченной ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, с 01 октября 2018 г. по 08 мая 2019 г. в размере 24003 руб. 80 коп. судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно абзацу 2 статьи 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» государственная тайна - это защищаемые РФ сведения в области ее военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Конкретный перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, приведен в статье 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1. При этом сведениям, составляющим государственную тайну, присваиваются степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно» (статья 8 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1).
В соответствии со статьей 21 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.
Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим, государственную тайну. Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии: процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ; преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.
Согласно пункту 3 Разъяснений о порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 мая 2011 г. № 408 «О порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны», выплата процентных надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, производится с момента письменного оформления соответствующего решения (приказа, распоряжения, указания) руководителя (командира) государственного органа, органа местного самоуправления, организации, воинской части (далее - приказ (распоряжение, указание) о работе гражданина на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную тайну, соответствующей степени секретности в соответствии с должностными регламентами (должностными обязанностями).
В приказе (распоряжении, указании) о работе гражданина на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную тайну, указываются должность (звание) гражданина, его фамилия, имя, отчество, дата оформления и номер допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, размер устанавливаемой процентной надбавки.
Приказ (распоряжение, указание) издается не реже одного раза в год. Приказ (распоряжение, указание) издается также при внесении изменений в штатное расписание (штат), номенклатуру должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне, в случае изменения формы допуска граждан к государственной тайне, при приеме граждан на работу (службу) и их увольнении.
На основании части 4 статьи 4 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий устанавливают размеры предоставляемых социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях.
Приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 15 января 2011 г. № 9 «Об организации работы со сведениями, составляющими государственную тайну, в Следственном комитете Российской Федерации» утверждена Инструкция о выплате ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) работников Следственного комитета Российской Федерации, допущенных к государственной тайне на постоянной основе.
Согласно пункту 2.1 Инструкции работникам, допущенным к
государственной тайне на постоянной основе, выплачивается ежемесячная
процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со
сведениями, составляющими государственную тайну (далее - надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну) в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют документально подтвержденный доступ на законных основаниях, в следующих размерах: а) 50-70 процентов – за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности»; б) 30-50 процентов - за работу со сведениями, имеющими степень секретности «совершенно секретно»; в) 10-15 процентов за работу со сведениями, имеющими степень секретности «секретно», при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий; г) 5-10 процентов - за работу со сведениями, имеющими степень секретности «секретно», при оформлении допуска без проведения проверочных мероприятий.
При определении размера надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, учитывается объем сведений, к которым работники имеют доступ, продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений.
В силу пункта 2.2 Инструкции допущенными к государственной тайне на постоянной основе считаются работники, которые имеют оформленный в установленном порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности и на которых возложена обязанность постоянно работать со сведениями, составляющими государственную тайну, в силу должностных обязанностей.
Под постоянной работой со сведениями, составляющими государственную тайну, понимается работа с этими сведениями независимо от порядка и условий получения (в виде письменного документа, при использовании технических средств, в процессе обучения и др.), а также ее продолжительности и периодичности в течение года.
Согласно подпункту «в» пункта 2.3 Инструкции выплата надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, производится на основании приказов руководителей следственных органов СК России, военных следственных органов СК России - подчиненным работникам.
На основании пункта 2.5 Инструкции приказ о выплате надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, издается не реже одного раза в год с учетом изменений в штатном расписании, Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203.
Пунктом 2.6 Инструкции установлено, что надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, выплачивается со дня подписания приказа о выплате указанной надбавки (если самим приказом не установлена иная дата).
Пунктом 2.8 Инструкции установлено, что надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, выплачивается работникам по месту службы (работы) одновременно с выплатой денежного содержания (заработной платы).
В силу пункта 2.9 Инструкции надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, не выплачивается: работникам, отстраненным в установленном порядке от исполнения должностных обязанностей; работникам, допуск которых к государственной тайне в установленном порядке прекращен; работникам, освобожденным в установленном порядке от работы на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную тайну; лицам, работающим по совместительству и получающим такую надбавку по основному месту работы; лицам, занятым на работе с почасовой оплатой труда; лицам, работающим на основании договоров гражданско-правового характера; работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком; лицам, находящимся в отпуске, предоставляемом при увольнении со службы (работы); работникам, имеющим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, переведенным на должности, которые в номенклатуре должностей отсутствуют.
Выплата надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, прекращается со дня, следующего за днем отстранения от исполнения должностных обязанностей, прекращения допуска к государственной тайне, освобождения от работы на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную тайну.
Из материалов дела усматривается, что приказом СК России от 26 января 2016 г. № 95-кт Максименкова И.А. назначена на должность <данные изъяты>.
В связи с указанным назначением с Максименковой И.А. заключено соглашение № 195/16 к трудовому договору от 03 апреля 2009 г. № 242/09, которым, помимо прочего, внесены изменения в пункт 3.1 трудового договора в части обязательства по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
В силу указанных изменений Максименкова И.А. по роду своей деятельности и на основании своих обязанностей допущена к государственной тайне, добровольно приняла на себя обязательства, связанные с допуском к сведениям, составляющим государственную тайну, на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
Представитель нанимателя принял на себя обязанность выплачивать сотруднику, допущенному к государственной тайне на постоянной основе, ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, установленную в соответствии с формой допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.
Приказом руководителя СУ СК России по Тверской области от 26 января 2016 г. № 14-к «Об объявлении приказа «О назначении И.А. Максименковой» истцу по 31 марта 2016 г. установлена ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере 15 % должностного оклада.
На основании приказа руководителя СУ СК России по Тверской области от 21 марта 2016 г. № 56-к на период с 01 апреля 2016 г. по 30 июня 2016 г. Максименковой И.А. устанавливалась ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере 15 % должностного оклада.
Согласно приказу руководителя СУ СК России по Тверской области от 01 июля 2016 г. № 133-к на период с 01 июля 2016 г. по 30 сентября 2016 г. Максименковой И.А. устанавливалась ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере 15 % должностного оклада.
На основании приказа руководителя СУ СК России по Тверской области от 04 октября 2016 г. № 247-к на период с 01 октября 2016 г. по 31 декабря 2016 г. Максименковой И.А. устанавливалась ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере 15 % должностного оклада.
Ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, выплачивалась Максименковой И.А. до 31 июля 2016 г.
Оплата надбавки не производилась ввиду нахождения истца в период с 08 августа 2016 г. по 28 августа 2016 г., с 02 сентября 2016 г. по 04 сентября 2016 г. в ежегодном оплачиваемом отпуске, а в период с 01 августа 2016 г. по 10 августа 2016 г., с 01 сентября 2016 г. по 02 марта 2017 г. - ввиду временной нетрудоспособности Максименковой И.А., поскольку в указанный период выплата денежного содержания сотруднику не производилась.
Из материалов дела усматривается, что ознакомление Максименковой И.А. со сведениями, составляющими государственную тайну, имело место 03 февраля 2016 г. После указанного срока и до момента увольнения со службы работа с такими сведениями в какой-либо форме истцом не осуществлялась, соответствующие приказы, кроме указанных выше, руководителем СУ СК России по Тверской области не издавались.
Поскольку, исходя из содержания приведенных выше нормативных положений, для получения ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, необходимо не только наличие в трудовом договоре работника условия о выплате данной процентной надбавки, наличие оформленного в установленном законом порядке допуска к сведениям соответствующей степени секретности, но и решение руководителя о выплате такой надбавки, в отсутствие приказа об установлении Максименковой И.А. ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, у истца не возникло право на получение спорных сумм за период с 01 октября 2018 г. по 08 мая 2019 г.
Кроме того, согласно требованию статьи 392 Трудового кодекса РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Поскольку иное не предусмотрено Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», при определении сроков выплаты денежного содержания сотрудника Следственного комитета надлежит руководствоваться нормой статьи 136 Трудового кодекса РФ, в силу которой заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Согласно приказу СУ СК России по Тверской области от 10 апреля 2018 г. № 63 «О сроках выплаты денежного содержания» предусмотрено выплачивать причитающееся работникам денежное вознаграждение в следующие сроки: заработная плата за первую половину месяца - 20 числа ежемесячно, окончательный расчет - 5 числа ежемесячно либо накануне, если день выплаты совпадает с выходным или нерабочим праздничным днем.
Надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, является ежемесячной и выплачивается сотрудникам одновременно с выплатой денежного содержания (заработной платы).
Получая в спорный период (с 01 октября 2018 г. по 08 мая 2019 г.) работы у ответчика денежное содержание без надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (о чем истцу было известно из расчетных листков, в которых отсутствуют сведения о начислении спорной надбавки), о предполагаемом нарушении своих прав истец могла или должна была узнать с момента получения заработной платы за каждый месяц спорного периода, соответственно, установленный статьей 392 Трудового кодекса РФ срок обращения в суд с требованиями о взыскании задолженности по заработной плате (удержанных сумм) должен исчисляться отдельно по каждому месяцу спорного периода.
К моменту подачи истцом настоящего иска 10 апреля 2020 г. годичный срок обращения в суд по требованию о взыскании надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за период с октября 2018 г. по март 2019 г. пропущен.
Доводы истца Максименковой И.А. о том, что о нарушении своего права она узнала только после увольнения со службы, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку получая заработную плату за каждый месяц спорного периода, Максименкова И.А. понимала какие именно выплаты производятся, имела возможность выяснить основания, по которым спорная надбавка не начисляется и не выплачивается.
Доказательств уважительности причин пропуска срока обращения в суд по указанным требованиям истцом не представлено. Ссылка истца на исполнение ею в указанный период служебных обязанностей, загруженность по работе, не может быть принята судом апелляционной инстанции в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд. Доказательств, подтверждающих, что в период с 06 ноября 2019 г. по 10 апреля 2020 г. истец была временно нетрудоспособна, находилась на больничном листе по уходу за ребенком, и была лишена возможности обратиться в суд за защитой своих трудовых прав, истцом в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований Максименковой И.А. о взыскании спорной надбавки за период с октября 2018 г. по 08 мая 2019 г. не имеется.
Разрешая исковые требования Максименковой И.А. о взыскании процентов за задержку выплат при увольнении в размере **** руб. ** коп., судебная коллегия считает их подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что приказом и.о. руководителя управления кадров СК России от 06 мая 2019 г. № 206-кт Максименкова И.А. 08 мая 2019 г. уволена из следственного управления по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.
Окончательный расчет произведен с истцом Максименковой И.А. 14 мая 2019 г. - выплачено денежное содержание, 05 июня 2019 г. - выплачено выходное пособие.
Согласно статье 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
Право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено и статьей 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».
В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня, после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Из приведенных положений статьи 236 Трудового кодекса РФ следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.
Учитывая, что причитающиеся при увольнении: денежное содержание, компенсация за неиспользованный отпуск, материальная помощь, выплачены Максименковой И.А. несвоевременно, исковые требования в части взыскания компенсации за нарушение срока выплаты указанных денежных средств подлежат удовлетворению.
Размер процентов за задержку выплат при увольнении денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск и материальной помощи за период с 09 мая 2020 г. по 14 мая 2020 г. составляет *** руб. ** коп. (из расчета ****** руб. ** коп. x 7,75 x 1/150 x 6 = *** руб. ** коп., где ****** руб. ** коп. - сумма выплат при увольнении, 7,75 % - ключевая ставка ЦБ России, 6 дней — количество дней просрочки).
Вместе с тем, оснований для взыскания компенсации за просрочку выплаты истцу выходного пособия в размере 16 окладов не имеется.
В силу пункта 1 части 15 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» сотрудникам Следственного комитета, имеющим право на пенсионное обеспечение, предусмотренное частью 13 настоящей статьи, при увольнении в связи с выходом на пенсию выплачивается выходное пособие.
Выходное пособие сотрудникам Следственного комитета за полные годы выслуги от 20 календарных лет и более выплачивается в размере 20 должностных окладов с доплатой за специальное звание или с окладом по воинскому званию (пункт 4 части 17 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»).
Порядок и условия выплаты денежного содержания и иных выплат, гарантированных сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, в том числе при увольнении их со службы, не предусматривает выплату компенсации в случае не выплаты в день увольнения причитающихся сотруднику денежных средств.
Статья 236 Трудового кодекса РФ применяется при задержке выплаты заработной платы и приравненных к ней платежей, тогда как из содержания части 17 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ, определяющей условия выплаты выходного пособия, следует, что выходное пособие при увольнении со службы не является формой оплаты за труд и не входит в состав денежного содержания сотрудников СК России. Эти выплаты относятся к социальным гарантиям в связи с прохождением службы и увольнением со службы.
При таких обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, правовых оснований для взыскания компенсации за просрочку выплаты истцу при увольнении выходного пособия не имеется.
Учитывая, что исчисление выслуги лет для назначения пенсии истцу Максименковой И.А. относится к компетенции СУ СК России по Тверской области, нарушение срока выплаты денежных средств, причитающихся Максименковой И.А. при увольнении допущено также СУ СК России по Тверской области, оснований для удовлетворения иска к Следственному комитету Российской Федерации судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Бологовского городского суда Тверской области от 06 августа 2020 г. отменить.
Постановить по делу новое решение, которым исковые требования Максименковой И.А. к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Тверской области о включении периода учебы в срок исчисления выслуги лет для назначения пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, взыскании пенсии с учетом индексации и ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, с учетом индексации и компенсации за нарушение срока выплаты выходного пособия, удовлетворить частично.
Возложить на Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Тверской области обязанность включить в срок исчисления выслуги лет для назначения пенсии время учебы Максименковой И.А. в <данные изъяты> с 01 сентября 1995 г. по 24 июня 1997 г. до определения на службу из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
Возложить на Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Тверской области обязанность произвести перерасчет пенсии за выслугу лет Максименковой И.А. с даты назначения.
Взыскать со Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тверской области в пользу Максименковой И.А. компенсацию за нарушение установленного срока выплат при увольнении в сумме *** рублей ** копеек.
В остальной части иска и в иске к Следственному комитету Российской Федерации отказать.
Председательствующий С.Н.Пойменова
Судьи Ю.В.Комарова
К.В.Климова