Дело № 2а-2633/2021
УИД: 26RS0017-01-2021-004404-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2021 года г. Кисловодск
Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Безруковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Посуховой П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Кисловодского городского суда по адресу: 357744, город Кисловодск, пр. Ленина,22, тел/факс (87937)-2-61-23, E-mail: kislovodsk.stv@sydrf.ru, дело по административному исковому заявлению Главного Управления Министерства юстиции <адрес> к Межрегиональной общественной организации «Северо-Кавказская волейбольная Ассоциация» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление Министерства юстиции <адрес> обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором просит признать прекратившей свою деятельность Межрегиональную общественную организацию «Северо-Кавказская волейбольная Ассоциация» и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц, указав в обоснование требований, что Межрегиональная общественная организация «Северо-Кавказская волейбольная Ассоциация» (далее - Организация, учетный № 4103) зарегистрирована в соответствии с положениями Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и ст. 10 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Организация создана в соответствии с положениями ст. 21 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон № 82-ФЗ) по решению общего собрания учредителей (протокол от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением принято решение о государственной регистрации Организации (учётный № Органом ФНС ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о государственной регистрации Организации ОГРН № ИНН № В соответствии со ст. 38 Закона № 82-ФЗ, Положением о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня Главных управлений Министерства юстиции <адрес> утвержденных Приказом Минюста № 25 от 03.03.2014, Главное управление Министерства юстиции <адрес> (далее - Главное управление) осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений уставным целям. Закон № 82-ФЗ обязывает общественные объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами, в том числе: ежегодно информировать Главное управление, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; информировать Главное управление об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании но форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В нарушение ст. 29 Закона № 82-ФЗ организация не представила документы, содержащие отчет о своей деятельности с указанием действительного места нахождения, о персональном составе руководящих органов ДД.ММ.ГГГГ Организацией не представлены также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за 2018 год по форме, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций». Срок предоставления отчетности установлен постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 «О мерах но реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» до ДД.ММ.ГГГГ года следующего за отчетным. В соответствии со ст. 38 Закона №82-ФЗ Главным управлением Организации вынесено предупреждение, обязывающее устранить выявленные нарушения законодательства до 01.07.2019 (от 16.05.2019 исх.№26/03-3987). Предупреждение направлено в адрес Организации, содержащийся в ЕГРЮЛ, и адрес регистрации руководителя Организации. Почтовое отправление, направленное по адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ, возвращено почтовым отделением по причине истечения срока хранения. Почтовое отправление, направленное по адресу регистрации руководителя вручено ДД.ММ.ГГГГ (уведомление о вручении № Нарушения Организацией в установленные сроки не устранены. В рамках обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также в целях совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок предоставления в Минюст России (его территориальные органы) отчетности некоммерческими организациями, Минюстом России издан приказ от 26.05.2020 № 122, которым устанавливаются сроки представления отчетности некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, а также структурными подразделениями иностранных некоммерческих неправительственных организаций. Сроки представления отчетности ДД.ММ.ГГГГ года следующего за отчетным. Согласно приказу срок представления отчетности ДД.ММ.ГГГГ перенесен на ДД.ММ.ГГГГ За непредставление Организацией отчетности ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со ст. 38 Закона № 82-ФЗ Главным управлением Организации вынесено предупреждение, обязывающие устранить выявленные нарушения законодательства в срок до 01.07.2020 (исх. № 26/03-5585 от 22.07.2020). Предупреждение направлено в адрес Организации, содержащийся в ЕГРЮЛ, и адрес регистрации руководителя Организации. Почтовое отправление, направленное но адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ, возвращено почтовым отделением но причине истечения срока хранения. Почтовое отправление, направленное по адресу регистрации руководителя вручено адресату ДД.ММ.ГГГГ (уведомление о вручении №). В установленные сроки, нарушения, указанные в предупреждении, Организацией не устранены. ДД.ММ.ГГГГ в Главное управление поступило заявление ЗАБ – председателя Организации с просьбой прекратить деятельность Организации и исключить из ЕГРЮЛ, так как организация не осуществляет свою деятельность из-за недостаточности денежных средств, так же, невозможности проведения собраний из-за отсутствия членов, задолженность перед бюджетом отсутствует, штатных работников не имеется. Организацией не предоставлена так же отчетность за 2020 год. В соответствии с приказом Минюста России от 31.03.2021 № 50 «О внесении изменения в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 26.05.2020 №122 «Об установлении сроков предоставления некоммерческими организациями отчетности» срок предоставления отчетности ДД.ММ.ГГГГ перенесен на ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени в Главное управление Организацией не представлена отчетность ДД.ММ.ГГГГ До настоящего времени информация о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, и отчетность по форме ОНОООЗ, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» Организацией ДД.ММ.ГГГГ годы не представлена. В соответствии со ст. 29 Закона №82-ФЗ – неоднократное непредставление Организацией в установленный срок сведений о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения Главного управления в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц. В соответствии со ст. 29 Закона № 82-ФЗ – непредставление Организацией в установленный срок сведений об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, является основанием для обращения Главного управления, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц. Таким образом, указанные нарушения действующего законодательства являются основанием для обращения Главного управления в суд с иском о признании данной Организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. В соответствии с п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» - неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Предупреждения, вынесенные Главным управлением Организации, не были обжалованы в вышестоящий орган или суд.
Лица, участвующие в деле извещены о времени и месте судебного заседания.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных ст.150 КАС РФ, судом не установлено. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (части 2, 6, 7 статьи 150 КАС РФ).
Согласно статье 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Судом явка указанных лиц обязательной признана не была. В связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав письменные материалы административного дела, материалы исполнительного производства, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 262 КАС РФ, административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, в том числе право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).
Пунктом 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» на некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 данной статьи 32, предусмотрено, что некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
Ликвидируется общественное объединение по решению суда в случае осуществления им деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (под. 3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).
Функции контроля за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям законом возложены на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, которым в силу под. 30.7 п. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, является Министерство юстиции Российской Федерации.
При осуществлении данного контроля указанный орган вправе, в том числе запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции; в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд (статья 38 Федерального закона «Об общественных объединениях»).
В соответствии с ч. 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю в рамках предоставленных полномочий вынесены и направлены в адрес административного ответчика, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц, письменные предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № о нарушении требований, установленных ст. 29 Закона № 82-ФЗ, выразившиеся в том, что организация не представила документы, содержащие отчет о своей деятельности с указанием действительного места нахождения, о персональном составе руководящих органов за 2018. Организацией не представлены также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за 2018 год по форме, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций». Срок предоставления отчетности установлен постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 «О мерах но реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», а также ст. 38 Закона № 82-ФЗ, выразившиеся в непредставлении Организацией отчетности ДД.ММ.ГГГГ, а также информация о продолжении своей деятельности организацией с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, и отчетность по форме ОНОООЗ, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».
Исходя из конституционно-правового смысла положений ст. 61 и 99 ГК РФ, разъяснений, содержащихся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 № 14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», ст. 61 и 99 ГК РФ, ст. 31 НК РФ и ст. 14 АПК РФ, в связи с жалобами гражданина Б., ЗАО «Медиа-Мост» и ЗАО «Московская Независимая Вещательная Корпорация», юридическое лицо нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности.
Согласно выписке № от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о регистрации юридического лица <данные изъяты> на основании протокола общего собрания № от ДД.ММ.ГГГГ Лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица ЗАБ Учредителями юридического лица являются: ЭНМ ГРХ ЗАБ
Из Устава <данные изъяты> судом установлено, что основными целями юридического лица являются в том числе: развитие волейбола в СКФО, повышение его роли в укреплении здоровья, гармоничном развитии личности и формирования здорового образа жизни. Юридическое лицо ведет образовательную деятельность, занимается обучением детей волейболу, задействовано в социально значимых государственных программах.
Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные им последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, что восстановление законности возможно только путем его ликвидации
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Из представленного заявления ЗАБ от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что организация не смогла реализовать возложенные на нее задачи из-за отсутствия средств, ситуация усугубилась тяжелым положением в стране из-за COVID-2019. За время своего существования Ассоциация смогла провести только один чемпионат СКФО и тот не до конца, в связи с чем, просит ликвидировать организацию по решению суду.
В силу ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
В судебном заседании установлено, что цели, ради которой создано юридическое лицо, не реализованы, в связи с отсутствием финансирования, фактически деятельность юридическим лицом не осуществляется, о чем свидетельствует заявление ЗАБ Суд приходит к выводу, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников), в установленном законном порядке.
Кроме того административные исковые требования о ликвидации юридического лица не заявлены. Заявленные требования о прекращении деятельности юридического лица и исключение записи из ЕГРН через призму судебного решения, противоречат нормам действующего законодательства, в том числе могут привести к нарушению и ущемлению интересов третьих лиц.
Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что законные основания для удовлетворения заявленных исковых требований отсутствуют.
Суд, дав анализ, оценку доказательствам, в соответствии с требованием ст. 84 КАС РФ, принимая во внимание все обстоятельства дела, отказывает в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 264-265, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░