УИД 47RS0005-01-2020-003483-11
Дело № 2-3132/2020 | |
г. Выборг | 2 ноября 2020 года |
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть решения суда объявлена в судебном заседании 2 ноября 2020 года |
Мотивированное решение суда изготовлено 9 ноября 2020 года |
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего - судьи Баширова Т.Н.,
при секретаре - Васиной Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Выборгского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» об обязании провести обследование технического состояния вентиляционной системы,
УСТАНОВИЛ:
Выборгский городской прокурор Ленинградской области обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с иском к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» об обязании провести обследование технического состояния вентиляционной системы.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в рамках исполнения поручения прокуратуры Ленинградской области проведена проверка исполнения действующего законодательства, в ходе которой выявлены нарушения в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7».
Установлено, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» осуществляет образовательную деятельность в здании по адресу: Школьная площадь, д. 4, г. Выборг, Ленинградской области, находящегося в собственности муниципального образования Выборгский муниципальный район Ленинградской области и переданного образовательному учреждению в пользование по договору оперативного управления.
В ходе проведенной проверки установлено, что полномочия, отнесенные действующим законодательством к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» в полном объеме не выполняются.
Ссылаясь на нормы Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189, истец просил обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» провести обследование технического состояния вентиляционной системы здания учреждения в соответствии с п. 6.1. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 и п. 4.3. Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного Приказом Росстандарта от 27.12.2012 №1984-ст; установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» до 01 января 2024 года.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился, в заявлении, адресованном суду, исковые требования признал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Третье лицо, в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом, каких-либо заявлений или ходатайств не представило.
Суд, руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ приходит к следующему.
Суд, исследовав доказательства, принимает признание иска ответчиком.
Из материалов дела усматривается, что в рамках исполнения поручения прокуратуры Ленинградской области проведена проверка исполнения действующего законодательства, в ходе которой выявлены нарушения в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7».
Установлено, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» осуществляет образовательную деятельность в здании по адресу: Школьная площадь, д. 4, г. Выборг, Ленинградской области, находящегося в собственности муниципального образования Выборгский муниципальный район Ленинградской области и переданного образовательному учреждению в пользование по договору оперативного управления.
Частью 1 статьи 43 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на образование.
Согласно части 2 статьи 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон) установлено, что одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.
В соответствии с пунктом 15 части 3 статьи 28 Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с частью 2 статьи 41 Закона организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Согласно пункта 3 части 4 указанной статьи Закона установлено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Пунктом 2 части 3 статьи 28 Закона к компетенции образовательной организации отнесены материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
В соответствии с частью 7 вышеуказанной статьи Закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
С учетом изложенного, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» осуществляет материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемыми в пределах собственных финансовых средств, и несет ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, а также несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательной организации во время образовательного процесса.
В ходе проведенной проверки установлено, что вышеуказанные полномочия, отнесенные действующим законодательством к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» в полном объеме не выполняются.
В соответствии с пунктом 6.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189, обследование технического состояния вентиляции проводится специализированными организациями через 2 года после ввода здания в эксплуатацию, в дальнейшем – не реже 1 раза в 10 лет. При обследовании технического состояния вентиляции осуществляются инструментальные измерения объема вытяжки воздуха.
В нарушение пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункта 6.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10 требований действующего законодательства, в зданиях МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» ни разу не проводилось обследование технического состояния вентиляционной системы.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий
Также, в п.11 ч.1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья относится к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с частью 5 статьи 55.24. Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту – ГрК РФ) эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с ГрК РФ не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
Согласно части 6 статьи 55.24. ГрК РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Части 7, 8 статьи 55.24. ГрК РФ раскрывают понятия эксплуатационного контроля за техническим состоянием зданий, а также техническое обслуживание и текущий ремонт зданий, сооружений. В частности, эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации. Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Согласно части 9 статьи 55.24. ГрК РФ эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.
Статьей 55.25. ГрК РФ предусмотрены обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения.
В частности, в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо. Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации. Если иное не предусмотрено федеральным законом, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.
Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденного Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 (ВСН 58-88 (р)), установлены требования к техническому обслуживанию зданий и объектов.
Так, техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории. Результаты осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В этих документах должны содержаться: оценка технического состояния здания или объект и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтах.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона РФ от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
В соответствии с пунктом 4.1 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного Приказом Росстандарта от 27.12.2012 №1984-ст, обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
Согласно пункта 4.3 ГОСТ 31937-2011 первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через 2 года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже 1 раза в 10 лет. Кроме того, в силу пункта 4.4 названного стандарта обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания.
Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) в соответствии с пунктом 5.1.1 ГОСТ 31937-2011 заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.).
По результатам обследования технического состояния здания составляют паспорт конкретного здания, если он не был составлен ранее, или проводят уточнения паспорта, если он был составлен ранее (пункт 5.1.19 указанного ГОСТ).
В ходе проведения проверки было установлено, что в зданиях МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» технического обследования здания ни разу не проводилось, соответствующий технический паспорт не составлен.
Таким образом, не осуществление контроля со стороны собственника имущества и несвоевременное обследование технического состояния зданий МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» с использованием современных средств технической диагностики может привести к аварийному состоянию (разрушение конструкций и т.п.), что, в свою очередь, может повлечь нарушение работы социально значимого объекта и нарушение прав неопределенного круга лиц.
Нарушения требований действующего законодательства подлежат устранению.
Иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
При этом суд учитывает, что ответчик полностью признал исковые требования, о чем представил письменное заявление.
В соответствии со ст.39 и ст.173 Гражданского процессуального кодекса РФ суд не принимает признание иска только в случае, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Учитывая, что признание ответчиком иска не противоречит закону, каких-либо оснований полагать, что признание иска нарушит права и законные интересы других лиц не имеется, суд полагает возможным принять признание иска ответчиком.
В связи с тем, что истец при обращении в суд освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, в сумме 300 руб. в бюджет Муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 103, 194, 196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Выборгского городского прокурора Ленинградской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» провести обследование технического состояния вентиляционной системы здания учреждения в соответствии с п. 6.1. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 и п. 4.3. Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного Приказом Росстандарта от 27 декабря 2012 года №1984-ст. в срок до 01 января 2024 года.
Взыскать с МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» государственную пошлину в доход государства в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Выборгский городской суд Ленинградской области.
Судья
УИД 47RS0005-01-2020-003483-11
Подлинный документ находится в гражданском деле №2-3132/2020 ~ M-2096/2020 в Выборгском городском суде Ленинградской области.