№ 2-1050/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 апреля 2024 года Кировский районный суд г. Томска в составе
председательствующего Кривошеиной К.Ю.
при секретаре Коркиной А.А.,
помощнике судьи Питашевой А.Ф.,
с участием
процессуального истца Семитко С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по исковому заявлению прокурора /________/ в защиту прав и законных интересов Кострикина АА к Департаменту здравоохранения /________/ о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом, взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата, компенсации морального вреда,
установил:
прокурор /________/ обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Кострикина А.А. к Департаменту здравоохранения /________/ о возложении обязанности обеспечить Кострикина А.А. лекарственными препаратами /________/ в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, взыскать денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарата «/________/ в размере 7098 руб., решение суда в части обеспечения лекарственным препаратом обратить к немедленному исполнению, компенсации морального вреда в размере 10000 руб.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой /________/ проведена проверка по обращению Кострикина А.А., в ходе которой выявлены нарушения прав и законных интересов в сфере обеспечения льготными лекарственными препаратами. Кострикин А.А. является инвалидом третьей группы, имеет ряд хронический заболеваний: /________/ В связи с имеющимися заболеваниями Кострикину А.А. назначено лечение в виде приема медицинских препаратов: /________/ Непринятие соответствующих мер по обеспечению Кострикина А.А. необходимыми лекарственными препаратами ставит под угрозу его жизнь и здоровье.
В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора /________/ г.Томска Семитко С.Е. исковые требования поддержала.
Материальный истец Кострикин А.А. извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Ответчик Департамент здравоохранения /________/, извещенный о времени и месте судебного заседания в суд представителя не направил.
Изучив доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ст. 2, 20 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод – обязанностью государства, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает, что ФИО1 - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции Российской Федерации). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ст. 41 Конституции Российской Федерации).
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни.
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь (аналогичная позиция высказана Верховным Судом Российской Федерации в определении от /________/ /________/-КГ18-13).
Федеральный закон от /________/ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от /________/ № 323-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
В силу ст. 4 Федерального закона от /________/ № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от /________/ № 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от /________/ № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от /________/ № 323-ФЗ).
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (ст. 4 Федерального закона от /________/ № 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от /________/ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 6.1 Федерального закона от /________/ № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от /________/ № 178-ФЗ).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от /________/ № 178-ФЗ в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Статьей 13 Федерального закона от /________/ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 81 Федерального закона от /________/ № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Согласно п.п. 1, 2 Положения о Департаменте здравоохранения /________/, утвержденного Постановлением /________/ от /________/ /________/, Департамент здравоохранения /________/ является исполнительным органом государственной власти /________/, входящим в систему исполнительных органов государственной власти /________/ и финансируемым за счет средств областного бюджета. Целью деятельности Органа является улучшение демографической ситуации путем обеспечения доступной и качественной медицинской и лекарственной помощи населению /________/.
Департамент осуществляет полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от /________/ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; выступает государственным заказчиком в сфере здравоохранения, организации лекарственного обеспечения (в части обеспечения лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение льготных лекарственных препаратов), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд учреждений здравоохранения /________/, подведомственных Департаменту, в том числе в рамках реализации мероприятий, предусмотренных региональным проектом «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» в пределах выделяемых бюджетных средств (подп. 18, 35 п. 10 Положения).
Судом установлено, что Кострикин А.А., является инвалидом третьей группы согласно справке МСЭ-2021, имеет основной диагноз /________/
Кострикин А.А. состоит на диспансерном учете, нуждается в постоянном приеме препаратов: /________/, что следует из письма ОГБУЗ «/________/ больница» от /________/ /________/.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от /________/ /________/-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, в который включены лекарственные препараты: Преднизолон, Омепразол, Лозартан, Фуросемид, Карведилол, Аллопуринол, Аторвастатин, Тамсулозин входят в названный Перечень, не подлежат оплате за счет личных средств граждан (ст. 80 Закона об основах охраны здоровья), они отпускаются в аптечных организациях гражданам бесплатно по рецепту врача.
Согласно ответу ООО «Здоровье» от /________/ Кострикину А.А. за период с /________/ по /________/ выписаны рецепты /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, из которых исполнены рецепты /________/, /________/, остальные поставлены на отсроченное обслуживание.
Из искового заявления, ответа ООО «Здоровье», реестра рецептов отложенного спроса следует, что Кострикин А.А. не обеспечен в полном объеме лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, необходимыми ему по жизненным показаниям.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от /________/ /________/ на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.
В соответствии с пп. 18 п. 10 Положения о Департаменте здравоохранения /________/, утвержденного Постановлением /________/ от /________/ /________/ Департамент здравоохранения осуществляет полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от /________/ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями.
Поскольку финансирование бесплатного обеспечения лекарственными средствами при амбулаторном лечении осуществляется за счет средств областного бюджета, организация обеспечения лекарственными препаратами возложена на Департамент здравоохранения /________/, суд возлагает обязанность по обеспечению Кострикина А.А. лекарственными препаратами /________/ в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.
Учитывая, что рецепты не обслужены в срок, право Кострикина А.А. на получение льготного лекарственного препарата нарушено.
Судом установлено, что /________/ Кострикин А.А. приобрел лекарственный препарат /________/ на сумму 7098 руб., что подтверждается кассовым чеком от /________/.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Судом установлено, что в связи с неосуществлением Департаментом здравоохранения /________/ своевременного контроля за поставкой жизненно важного препарата в нарушение возложенных пп. 18 п. 10 Положения обязанностей, Кострикин А.А. лишен возможности использовать предоставленное ему Федеральным законом от /________/ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, необходимым ему по жизненным показаниями, вследствие чего был вынужден приобрести лекарственный препарат за счет собственных средств.
Поскольку в результате допущенного ответчиком бездействия нарушено неимущественное право Кострикина А.А. на охрану здоровья, по медицинским показаниям, затраты, которые заявлены истцом в размере 7098 руб., согласно кассовому чеку от /________/ подлежат возмещению.
В соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд полагает необходимым привести решение суда в части возложения на Департамент здравоохранения /________/ обязанности организовать обеспечение лекарственными препаратами «Такролимус», «Циклоспорин», «Карведилол», «Железа (III) гидроксид полимальтозат», «Омепразол», «Аллопуринол» и медицинским изделием «Глюкоза ИВД, набор, колориметрическая тест-полоска, экспресс-анализ» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом к немедленному исполнению, поскольку из медицинской документации следует, что неприменение указанных препаратов может привести к ухудшению состояния здоровья, угрозе жизни Кострикина А.А.
Как следует из ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как разъяснено в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от /________/ /________/ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу законов нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо нарушающими имущественные права гражданина.
При определении размера денежной компенсации морального вреда суд в соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации исходит из того, что нарушение неимущественного права Кострикина А.А. на охрану здоровья ответчиком установлено, считает, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация в размере 3 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора /________/ в защиту прав и законных интересов Кострикина АА к Департаменту здравоохранения /________/ удовлетворить частично.
Возложить на Департамент здравоохранения /________/ обязанность обеспечить Кострикина АА, /________/ года рождения, лекарственными препаратами /________/ в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.
Взыскать с Департамента здравоохранения /________/ в пользу Кострикина АА, /________/ года рождения, денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарата /________/ в размере 7098 руб.
Решение суда в части обеспечения лекарственным препаратом обратить к немедленному исполнению.
Взыскать с Департамента здравоохранения /________/ в пользу Кострикина АА, /________/ года рождения, компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение может подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья К.Ю. Кривошеина
Решение в окончательной форме принято /________/.