Дело № 2а-109/2020, 33а-1283/2020
Судья Кострюков П.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тамбов 10 июня 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Епифановой С.А.,
судей: Корнеевой А.Е., Баранова В.В.,
при секретаре Дрожжиной В.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Советского района г. Тамбова в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Тамбова об обязании организовать работы по оборудованию светофорным регулированием и наружного освещения,
по апелляционной жалобе администрации г. Тамбова Тамбовской области на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 21 января 2020 года,
Заслушав доклад судьи Корнеевой А.Е., судебная коллегия,
установила:
Прокурор Советского района г.Тамбова, обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Тамбова об обязании организовать работы по обустройству (с учетом уточнений): светофорным регулированием с применением вызывной фазы для движения пешеходных потоков Т-образного пересечения ул. Гагарина и пер. Ново-рубежный г. Тамбова; светофорным регулированием с вызывной фазой для движения пешеходов пешеходных переходов и дублирующими знаками 5.19.1 «Пешеходный переход» вблизи выезда от дома №193 по ул. Астраханской г. Тамбова, вблизи дома №3А по ул. Бастионной г. Тамбова, вблизи остановочного пункта АО «Тамбовский завод «Октябрь» по адресу: г. Тамбов, ул. Бастионная, д.1, вблизи дома №24 по ул. Бастионной г. Тамбова, а также организовать работы по обустройству наружного освещения на обочине ул. Астраханской г. Тамбова от центрального выезда от дома №193 до поворота к дому №197А.
В обоснование требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой Советского района г. Тамбова с участием специалистов УГИБДД УМВД России по Тамбовской области проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения было установлено, что на пересечении ул. Гагарина и переулка Ново-рубежный г. Тамбова отсутствует светофорное регулирование. Согласно данным УГИБДД УМВД России по Тамбовской области за 2018 год и истекший период 2019 года данное пересечение является местом концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасным участком), на котором за указанный период зарегистрировано 10 дорожно-транспортных происшествий - столкновений транспортных средств, в результате которых пострадало 12 человек; - наличие нерегулируемых пешеходных переходов по следующим адресам г. Тамбова: вблизи выезда от дома № 193 по ул.Астраханская; вблизи дома №3А по улицей Бастионной; вблизи остановочного пункта «АО «Тамбовский завод «Октябрь» дома №1 по улице ул.Бастионная; вблизи дома №24А по улице Бастионная; на улице Авиационная в районе остановочного пункта «Майская» и вблизи пересечения с улицей Майской г.Тамбова. Данные участки дорог имеют по две полосы движения в каждом направлении и не оборудованы светофорным регулированием с вызывной фазой для движения пешеходов и дублирующим знаком 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью.
На данных нерегулируемых пешеходных переходах в 2018 году были зарегистрированы наезды на пешеходов, в результате которых пострадали последние; на участке улицы Астраханской от центрального выезда от дома №193 до поворота к дому №197А на обочине дороги отсутствует уличное освещение. Установленные обстоятельства свидетельствуют о не соблюдении администрацией г. Тамбова положений законодательства о безопасности дорожного движения, Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Отсутствие светофорного регулирования на указанных участках дороги, как и уличного освещения, нарушает права жителей г. Тамбова, владельцев транспортных средств, создает угрозу безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества. 30.07.2019 прокуратурой района в отношении администрации г.Тамбова было вынесено представление об устранении нарушений о безопасности дорожного движения, однако должных мер администрацией г. Тамбова по устранению выявленных нарушений закона принято не было.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 21 января 2020 года на администрацию г.Тамбова возложена обязанность организовать работы по оборудованию светофорным регулированием с применением вызывной фазы для движения пешеходных потоков Т-образного пересечения улицы им. Ю.Гагарина и переулка Ново-рубежный г. Тамбова; вблизи дома №24А по ул. Бастионной г. Тамбова; вблизи остановочного пункта АО «Тамбовский завод «Октябрь» по адресу: г. Тамбов, ул. Бастионная, д.1; вблизи дома №ЗА по ул. Бастионной г. Тамбова; вблизи выезда от дома №193 по ул. Астраханской г. Тамбова и с дублирующими знаками 5.19.1 «Пешеходный переход» на данном участке, а также организовать работы по обустройству уличного освещения на обочине ул. Астраханской г. Тамбова от центрального выезда от дома № 193 до поворота к дому №197А.
В остальной части административного иска отказано.
С данным решением суда, не согласилась администрация города Тамбова Тамбовской области и обратилась с апелляционной жалобой о его отмене и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Мотивирует доводы жалобы тем, что в настоящее время МБУ «Дирекция благоустройства и озеленения» разработана проектно-сметная документация на устройство линии уличного освещения по ул. Астраханской от дома № 193 до поворота к дому № 197, что подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ от 10.12.2019, составленного в рамках исполнения договора от 22.10.2019. Работы по организации уличного освещения на данном участке планируется выполнить в течение 2020 года силами МБУ «Дирекция благоустройства и озеленения» за счет средств, доведенных до учреждения на выполнение муниципального задания в соответствии с лимитами бюджетных обязательств.
Считает, что приведенные выше обстоятельства указывают на то, что работы в данном направлении администрацией города организованы.
Светофорное регулирование на пересечении ул. Ю. Гагарина и пер. Ново- Рубежного на сегодняшний день организовано в соответствии с комплексными схемами организации дорожного движения, утвержденными постановлением администрации города Тамбова от 31.01.2019 № 437 «Об утверждении комплексных схем организации дорожного движения городского округа — город Тамбов на 2019-2034 годы».
В рамках организации светофорного регулирования по адресам, указанным в заявлении постановлением администрации города Тамбова от 31.01.2019 № 437 «Об утверждении комплексных схем организации дорожного движения городского округа — город Тамбов на 2019-2034 годы» утверждены схемы организации дорожного движения, которыми предусмотрено введение светофорного регулирования на указанных участках автомобильных дорог.
Кроме того администрацией города Тамбова Тамбовской области в рамках мероприятий по выработке мер, направленных на снижение аварийности на территории города Тамбова на постоянной основе проводятся заседания рабочей группы с участием представителей ГИБДД.
По итогам проведения таких заседаний в 2019 году был сформирован план работ по введению светофорного регулирования. Учитывая, что средств муниципального бюджета на проведение данных работ недостаточно, администрация города Тамбова обратилась в адрес администрации Тамбовской области о необходимости увеличения финансирования мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения. В настоящее время администрация Тамбовской области прорабатывает вопрос софинансирования мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, за счет средств дорожного фонда Тамбовской области.
Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, законность и обоснованность постановленного решения, выслушав лиц, участвующих в деле судебная коллегия не находит основания для отмены решения суда.
Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (статьи 2, 5 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Пункт 1 статьи 12 указанного Федерального закона устанавливает, что содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные вопросы местного значения указаны в статьях 6, 7 Устава города Тамбова, принятого решением Тамбовской городской Думы от 4 мая 2005 г. № 704.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (подпункта 6 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации»).
При этом автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа (пункт 11 статьи 5 указанного Федерального закона).
Правилами дорожного движения предусмотрено, что дорожные знаки должны соответствовать ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее - ГОСТ Р 52289-2004), утвержденному Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 № 120-ст.
В силу пункта 5.6.24 ГОСТ Р 52289-2004 знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу. При этом в силу пункта 5.1.6 на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении, а также на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью.
В соответствии с пунктом 7.2.14 ГОСТ Р 52289-2004, светофоры Т.1, П.1 и П.2 применяют для регулирования движения на перекрестках и в иных местах, где пересекаются в одном уровне транспортные потоки, а также транспортные и пешеходные потоки.
Указанные светофоры применяются при наличии хотя бы одного из четырех Условий, указанных в названном пункте ГОСТа к таким условиям относятся: интенсивность движения транспортных средств пересекающихся направлений в течение каждого из любых 8 ч. рабочего дня недели не менее значений должно выполняться на 80% или более, а также количество дорожно-транспортных происшествий (не менее трех) за последние 12 месяцев, которые могли быть предотвращены при наличии светофорной сигнализации.
Как следует из материалов административного дела, прокуратурой Советского района г.Тамбова с участием специалистов УГИБДД УМВД России по Тамбовской области проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в рамках которой было установлено, что на пересечении ул. Гагарина и переулка Ново-рубежный г. Тамбова отсутствует светофорное регулирование; наличие нерегулируемых пешеходных переходов по следующим адресам г. Тамбова: вблизи выезда от дома № 193 по ул.Астраханская; вблизи дома №3А по улицей Бастионной; вблизи остановочного пункта «АО «Тамбовский завод «Октябрь» дома №1 по улице ул.Бастионная; вблизи дома №24А по улице Бастионная; на улице Авиационная в районе остановочного пункта «Майская» и вблизи пересечения с улицей Майской г.Тамбова; на участке улицы Астраханской от центрального выезда от дома №193 до поворота к дому №197А на обочине дороги отсутствует уличное освещение.
За 2018 и 2019 годы на Т-образном пересечении ул. им. Ю. Гагарина и пер. Ново-рубежный г. Тамбова зарегистрировано 10 дорожно-транспортных происшествий - столкновений транспортных средств, в результате которых пострадало 12 человек, а интенсивность (в среднем значении) на указанном перекрестке составляет 94% от предъявляемых требований по ГОСТ Р 52289-2004. Также интенсивность движения транспортных средств в районе нерегулируемых пешеходных переходов: - в районе дома 193 по ул. Астраханской г. Тамбова составляет 137% от предъявляемых требований по ГОСТ Р 52289-2004; - в районе дома 3 «А» по ул. Бастионной г. Тамбова – 100%; - в районе дома 1 по ул. Бастионной г. Тамбова – 101%; - в районе дома 24 «А» по ул. Бастионной г. Тамбова – 98%.
Таким образом, на всех спорных участках дорог интенсивность (в среднем значении) движения транспортных средств превышает от предъявляемых требований по ГОСТ Р 52289-2004.
Кроме того, участки дорог в районе всех спорных нерегулируемых пешеходных переходов имеют по две полосы движения в каждом направлении.
Удовлетворяя заявленные административные требования суд первой инстанции пришел к выводу о бездействии органа местного самоуправления по принятию мер по обеспечению безопасности дорожного движения на заявленных участках автодороги, поскольку административный ответчик ненадлежащим образом обеспечивает безопасность дорожного движения, о чем свидетельствует отсутствие на спорных участках автодороги г. Тамбова светофорного регулирования, в том числе и определенным участкам для движения пешеходных потоков, как и отсутствие уличного освещения, что нарушает права участников дорожного движения на личную безопасность и сохранность жизни, здоровья, имущества.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами районного суда, исходит из следующего.
Несмотря на то, что изменения № 3 ГОСТ Р 52289-2004 носят рекомендательный характер, изложенные в нем указания во взаимосвязи с части 1. статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ, статьи 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и части 1 статьи 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» позволяют сделать вывод о необходимости приведения вышеуказанных спорных пешеходных переходов в соответствие с требованиями ГОСТа Р52289-2004 в целях предупреждения опасности возникновения дорожно-транспортных происшествий, то есть в целях защиты жизни и здоровья неопределенного круга граждан.
Обеспечение безопасности дорожного движения в том, числе, посредством соблюдения технических требований к состоянию автомобильных дорог, соответствует целям, перечисленным в Законе о техническом регулировании.
Все требования стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Суд первой инстанции установив, что спорные участки дороги расположены в границах городского округа – город Тамбов, являются собственностью городского округа, отнесены к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, изложенное означает, что поскольку в силу прямого указания в законе содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов городского округа относится к вопросам местного значения округа, пришел к правильному выводу о наличии бездействия со стороны администрации г. Тамбова по установке знаков, светофора с вызывной фазой, уличного освещения, отсутствие которых может привести к аварийности, что нарушает законного права на жизнь и здоровье граждан, участвующих в дорожном движении. Факт отсутствия указанных элементов автодороги административный ответчиком не оспаривался.
При этом судом обосновано учтено, что после вынесения УГИБДД УМВД по Тамбовской области предписания от 31.01.2019 об устранении нарушений в области дорожного движении администрацией г. Тамбова Тамбовской области не произведены все мероприятия, включающие комплект организационно – правовых, организационно технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
При этом разработка схемы с установкой дополнительного светофора на ул. им. Юрия Гагарина, заключение контракта на установку светофорного объекта, на выполнение работ по установке светофорного объекта по установке Т- образных опор и дорожных знаков не свидетельствуют о выполнении всего комплекса мероприятий по их установке. Поскольку меры обеспечивающие безопасность дорожного движения и пешеходов не были приняты своевременно. Мероприятия проведены фактически после заявления прокурором иска и принятия судом решения. Факт установки дорожного знака повышенной информативности 13 января 2020 г. дополнительного светофора не является основанием для отмены судебного акта.
Вопреки доводам жалобы об ограничении права органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, заявление требования прокурора о возложении обязанности по организации работ по обустройству автомобильных дорог не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в нормотворческой деятельности, направлены на понуждение административного ответчика в судебном порядке исполнить, возложенные на него законом обязанности, поэтому не могут расцениваться как вмешательство в компетенцию в области муниципального управления.
Также судебная коллегия не принимает во внимание ссылку об отсутствии денежных средств на строительство сети уличного освещения спорного участка дороги и о возможном исполнении обязательств в 2020 году при достаточном финансировании, так как само по себе отсутствие у городского округа необходимых денежных средств, равно и планирование в будущем осуществления строительства наружного освещения дороги, не является основанием для освобождения от исполнения возложенных законом обязанностей, так как законодательство не связывает реализацию соответствующих полномочий органов местного самоуправления с их наличествующими финансовыми возможностями.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, они фактически сводятся к необходимости переоценки исследованных судом доказательств. Однако, основания для иной оценки, имеющихся в деле доказательств, отсутствуют, поскольку выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Нарушений норм материального и процессуального законодательства, влекущих в безусловном порядке отмену решения суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: