ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении протокола об административном правонарушении
22 августа 2012 г. п. Каменномостский
Мировой судья судебного участка № 2 Майкопского района Республики Адыгея Сапунов М.В.,
при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.25 ч.1 КоАП РФ в отношении Косенко Антона Александровича, зарегистрированного по адресу: Республика <АДРЕС> район х. <АДРЕС> ул. <АДРЕС>, фактически проживающего по адресу: г. <АДРЕС> ул. <АДРЕС>
УСТАНОВИЛ:
22 августа 2012 г. мировому судье судебного участка № 2 Майкопского района Республики Адыгея поступил протокол об административном правонарушении и материалы дела в отношении Косенко А.А. по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья возвращает протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более 3 суток со дня их поступления (получения) от судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются судье в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
· В соответствии с требованиями ч.1 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено по месту его совершения. Поскольку объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, характеризуется бездействием лица, на которое возложена обязанность по уплате административного штрафа, территориальная подсудность таких дел определяется местом, где должна быть выполнена соответствующая обязанность.
Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 (с последующими изменениями) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Статья 5 указанного Закона устанавливает, что регистрация гражданина РФ по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства.
В силу ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Исходя из вышеизложенного и учитывая, что обязанность по уплате административного штрафа лежит на конкретном лице, местом совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, следует считать место фактического жительства лица, не уплатившего административный штраф. Согласно протоколу указано: фактически проживает г. <АДРЕС> ул. <АДРЕС> кор.2. Кроме того, <ДАТА3> привлекался к административной ответственности в виде штрафа за правонарушение совершённое <ДАТА3> так же в г. <АДРЕС>.
· В протоколе от 31 мая 2012 г. 50АМ №319982 полученным мировым судьей судебного участка №2 Майкопского района 22.08.2012 г. имеется ходатайство Косенко А.А. о рассмотрении дела по месту жительства в г. Майкопе.
В соответствии со ст. 29.5 КоАП РФ, лицо, в отношение которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе заявлять ходатайства, в том числе и о рассмотрении дела по месту жительства (в протоколе указано: фактически проживает по адресу: г. <АДРЕС> ул. <АДРЕС>).
Из системного толкования ст. 23.1, ст. 28.2, ст. 28.3, ст. 29.1 и п. 6 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ следует, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности обсуждения ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, о передаче дела на рассмотрение по месту его жительства должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении.
Таким образом, удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, рассмотрение которого находится в исключительной компетенции судьи, должным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, недопустимо.
В случае заявления такого ходатайства при составлении протокола об административном правонарушении должностное лицо, возбудившее дело об административном правонарушении, должно занести его в протокол об административном правонарушении, который должен быть направлен на рассмотрение по подведомственности в сроки, предусмотренные ст. 28.8 КоАП РФ.
Кроме того, право лица, в отношении которого ведется производство по делу о ходатайстве по месту жительства, может быть ограничено при необходимости защиты публичных интересов. Данная позиция содержится в обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за II квартал 2009 г. Утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 года.
Судам разъяснено, что: «право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на рассмотрение дела по месту его жительства может быть ограничено в случае совершении лицом административного правонарушения, санкция за совершение которого предусматривает назначение наказания в виде административного ареста, поскольку из системного толкования положений части 3 статьи 25.1, части 4 статьи 29.6, статьи 32.8 КоАП РФ следует, что такие дела рассматриваются в день получения протокола об административном правонарушении и с обязательным присутствием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении».
Санкция ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного ареста присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным и в соответствии с ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении.
Поскольку лицо, в отношении которого ведется производство по делу, фактически проживает в г. <АДРЕС>, явиться к мировому судье <АДРЕС> района фактически не может, рассмотреть данное дело в день получения протокола об административном правонарушении невозможно.Отложение рассмотрения дел об административных правонарушениях данной категории в связи с неявкой лица, в отношении которого ведется производство по делу, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено.
Кроме того, мировой судья считает, что при составлении протокола и оформлении материалов дела были допущены нарушения норм процессуального и материального права, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела и по представленным материалам не представляется возможным принять законное и обоснованное решение.
На этом основании и согласно ч.1 п. 4 ст. 29.4 КоАП РФ, материал подлежит возвращению в орган, составивший протокол.
На основании изложенного, и руководствуясь ч. 1 п.4 ст. 29.4, ст. 29.12 КоАП РФ, мировой судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.25 ч.1 КоАП РФ в отношении Косенко Антона Александровича зарегистрированного по адресу: Республика <АДРЕС> район х. <АДРЕС> ул. <АДРЕС>, фактически проживающего по адресу: г. <АДРЕС> ул. <АДРЕС>возвратить командиру 7 Батальона ДПС 2 Полка (Южный) ГИБДД ГУ МВД России по МО по адресу: 142000 Московская область г. Домодедово Каширское шоссе д.3, для устранения недостатков.
Мировой судья М.В. Сапунов