Судья Ксендз И.С. |
Дело № 33а-9822/2021 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 23 ноября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Юсуповой Л.А-В.,
судей Агина В.В., Хожаиновой О.В.,
при секретаре Медведевой А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №2а-446/2021 по административному исковому заявлению Аксёновой Н.В. к главному консультанту отдела строительного надзора № 2 Управления регионального государственного строительного надзора в отношении поднадзорных объектов Службы Государственного строительного надзора Республики Крым Якобчаку А.А., главному консультанту отдела строительного надзора № 2 Управления регионального государственного строительного надзора в отношении поднадзорных объектов Службы Государственного строительного надзора Республики Крым Трухину Е.А., Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, заинтересованное лицо – администрация города Алушта, об оспаривании действий должностных лиц,
по апелляционной жалобе Аксёновой Н.В. на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 25 мая 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В., объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
административный истец Аксёнова Н.В. обратилась в Алуштинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором, с учётом уточнений, просила:
- признать недействительными результаты проверки, оформленные актом проверки от 9 сентября 2020 года № 504 органом государственного контроля (надзора) физического лица, составленного Главным консультантом отдела регионального строительного надзора № 2 Управления регионального государственного строительного надзора в отношении поднадзорных объектов Службы Государственного Строительного надзора Республики КрымЯкобчаком А.А., Главным специалистом отдела строительного надзора № 2 Управления регионального государственного строительного надзора в отношении поднадзорных объектов Службы Государственного Строительного надзора Республики КрымТрухиным Е.А.;
- признать незаконной выездную внеплановую проверку, проведённую 9 сентября 2020 года Главным консультантом отдела регионального строительного надзора № 2 Управления регионального государственного строительного надзора в отношении поднадзорных объектов Службы Государственного Строительного надзора Республики КрымЯкобчаком А.А., Главным специалистом отдела строительного надзора № 2 Управления регионального государственного строительного надзора в отношении поднадзорных объектов Службы Государственного Строительного надзора Республики КрымТрухиным Е.А.;
- признать незаконными действия Главного консультанта отдела регионального строительного надзора № 2 Управления регионального государственного строительного надзора в отношении поднадзорных объектов Службы Государственного Строительного надзора Республики КрымЯкобчака А.А.;
- признать незаконными действия Главного специалиста отдела строительного надзора № 2 Управления регионального государственного строительного надзора в отношении поднадзорных объектов Службы Государственного Строительного надзора Республики КрымТрухина Е.А.
Требования мотивированы тем, что административный истец является правообладателем земельного участка, расположенного по адресу:<адрес>, и жилого дома, расположенного на данном земельном участке. 9 сентября 2020 года должностными лицами Службы Государственного строительного надзора проведена внеочередная внеплановая проверка введённого в эксплуатацию указанного жилого дома, составлен акт по результатам проверки № 504 от 9 сентября 2020 года. По мнению административного истца, проверка проведена с грубым нарушением части 1.1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, подпункта 3 пункта 3 Административного регламента осуществления Службой государственного строительного надзора Республики Крым государственного строительного надзора, поскольку государственный строительный надзор не осуществляется в отношении объектов, введённых в эксплуатацию, а также в отношении объектов на которых работы по строительству или реконструкции завершены. В уточнённом административном иске ссылается на те обстоятельства, что нарушены порядок проведения проверки, не приведены основания проведения проверки, в распоряжении не указаны сведения о наличии законных оснований для проведения проверки, в распоряжении о проведении выездной внеплановой проверки не указаны необходимые сведения, данное распоряжение до сведения Аксёновой Н.В. не доводилось, не направлялся запрос о предоставлении документов, отсутствуют сведения о регистрации в журнале проверок, в акте не отражены действия должностных лиц, отсутствуют фотоматериалы, подтверждающие выводы должностных лиц, а также иные требования Административного регламента.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 25 мая 2021 года (с учётом определения суда об исправлении описки от 20 августа 2021 года) административное исковое заявление Аксёновой Н.В. оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, Аксёновой Н.В. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 25 мая 2021 года отменить, и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объёме.
В судебном заседании представитель Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым Сулейманова Ш.Ш. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменений, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Иные лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, правильность применения судом первой инстанции процессуального законодательства в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером №, площадью 684 +/- 9 кв.м, расположенный по адресу:<адрес>, принадлежащийАксёновой Н.В.на праве собственности, имеет вид разрешённого использования – для индивидуального жилищного строительства.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу:<адрес>, находится на земельном участке с кадастровым номером 90:15:040301:1362, правообладателем зарегистрирована Аксёнова Н.В.
В соответствии с распоряжением (приказом) № 516 от 11 августа 2020 года, изданным врио начальника Службы государственного строительного надзора Республики КрымЗахаровым А.В.в отношении Аксёновой Н.В. назначена внеплановая выездная проверка в рамках регионального государственного строительного надзора с целью проверки соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, наличия разрешительной документации на строительство, выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в период с 9 сентября 2020 года по 15 сентября 2020 года.
Как видно из распоряжения, правовые основания проведения проверки установлены частью 1.1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), Административного регламента, утверждённого приказом СГСН РК от 16 июля 2019 года № 207-П, приказа СГСН РК от 1 ноября 2019 года № 306-П «О закреплении за отделами строительного надзора территориальных зон ответственности».
Копия распоряжения направлялась Аксёновой Н.В. почтовой корреспонденцией, о чём свидетельствует отчёт об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 29500049414554, дата вручения адресату 17 августа 2020 года.
Из представления Прокуратуры Республики Крым от 28 мая 2020 года № Прдс-7/2-47-20/-20350001 следует, что выявлены нарушения градостроительного законодательства при возведении объекта капитального строительства на земельном участке на территории <адрес> кадастровым номером №.
Из акта проверки от 9 сентября 2020 года следует, что на основании приказа Службы государственного строительного надзора Республики Крым № 516 от 11 августа 2020 года в отношенииАксёновой Н.В.была проведена внеплановая выездная проверка по адресу:<адрес>, на предмет соответствия параметров объекта капитального строительства предельным параметрам разрешённого строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, в ходе которой установлено, что собственником земельного участка Аксёновой Н.В. при выполнении строительных работ выявлены следующие нарушения:
- строительство ведётся на незавершённом объекте берегоукрепительного сооружения, что является нарушением законодательства и норм строительства Российской Федерации, также указанное сооружение не предназначено для возведения на нём объектов капитального строительства, в том числе и спорного строения;
- неучтённые при проектировании берегоукрепительных сооружений нагрузки от нового строительства могут привести к ускоренному разрушению берегоукрепительного сооружения;
- выполненная на высоту до 7 метров подрезка склона не закреплена, что создаёт угрозу образования оползневых процессов на береговом оползнеопасном склоне;
- мероприятия по закреплению подрезанного склона не проводятся, что является нарушением требований СП 116.13330.2012 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов», согласно которому сооружения по инженерной защите территории должны быть выполнены до начала основного строительства;
- при возведении двухэтажного строения не соблюдены параметры строительства в части минимальных отступов от границ земельного участка, установленных правилами землепользования и застройки;
- в связи с тем, что берегоукрепительное сооружение, на котором производится строительство объекта, было возведено приблизительно в 80-х года, на поверхности берегоукрепительного сооружения присутствуют раковины, сколы, наблюдаются трещины, видна рабочая арматура, чем нарушены требования приложения «Х» СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции», техническое обследование берегоукрепительного сооружения заказчиком строительства не производилось.
В ходе проверки было установлено, что заказчиком Аксёновой Н.В. возведён объект, незавершённый строительством, обладает признаками самовольной постройки и подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, в порядке, установленном статьёй 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Проверка проводилась без участия Аксёновой Н.В., копия акта направлялась Аксёновой Н.В. почтовой корреспонденцией с почтовым идентификатором 29500049417524, дата вручения адресату 15 сентября 2020 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что строительный надзор в рамках оспариваемой внеплановой проверки осуществлялся на основании части 1.1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (что отражено в распоряжении № 516 от 11 августа 2020 года о назначении проверки), с учётом особенностей, установленных частями 6.1 и 6.2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации при наличии представления Прокуратуры Республики Крым о выявленных нарушениях градостроительного законодательства при возведении объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером №. Суд, пришёл к выводу, что должностные лица Службы государственного строительного надзора Республики Крым при проведении внеплановой проверки, по результатам которой составлен акт № 504 от 9 сентября 2020 года действовали в рамках, вверенных им законодательством полномочий, при наличии достаточных оснований, в соответствии с Административным регламентом осуществления Службой государственного строительного надзора Республики Крым государственного строительного надзора на территории Республики Крым, каких-либо прав и законных интересов административного истца при проведении проверки не нарушали. При этом суд указал, что акт проверки не отвечает признакам ненормативного правового акта либо решения органа, наделённого публичными полномочиями, а лишь фиксирует результаты контрольных мероприятий, выявленные в период проведения проверки, в связи с чем, не подлежит оспариванию.
Согласно части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности осуществления градостроительной деятельности в Республике Крым, отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, иным вопросам в сфере градостроительства регулируются Законом Республики Крым от 16 января 2015 года № 67-ЗРК/2015 «О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым».
Согласно части 1 статьи 20 Закона Республики Крым от 16 января 2015 года № 67-ЗРК/2015 «О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым» государственный строительный надзор на территории Республики Крым осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора, кроме объектов, поднадзорных федеральным органам исполнительной власти в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона Республики Крым № 67-ЗРК/2015 разрешительные и регистрационные функции в сфере градостроительной деятельности на территории Республики Крым осуществляются исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора.
Согласно положениям статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, государственный строительный надзор осуществляется при: 1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьёй 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса; 2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьёй 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса.
При строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, а также в отношении таких объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), государственный строительный надзор осуществляется в форме выездной проверки только при наличии оснований, предусмотренных подпунктом «б» пункта 2, подпунктом «б» или «в» пункта 3 части 5 настоящей статьи, либо на основании обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В отношении указанных в настоящей части объектов капитального строительства государственный строительный надзор осуществляется с учётом особенностей, установленных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи (часть 1.1)
Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, является проверка: 1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утверждённой в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации (с учётом изменений, внесённых в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; 2) наличия разрешения на строительство; 3) выполнения требований, установленных частями 2, 3 и 3.1 статьи 52 настоящего Кодекса (часть 2).
Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора (часть 4).
По результатам проведённой проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 6).
Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 1.1 настоящей статьи, являются проверка наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Застройщик обязан обеспечить должностным лицам органа государственного строительного надзора доступ в объекты капитального строительства в целях проведения соответствующей проверки по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного строительного надзора о назначении соответствующей проверки (часть 6.1).
В случае, если по результатам проведённой проверки органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача такого разрешения) или факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с частью 3 статьи 55.32 настоящего Кодекса (часть 6.2).
В силу положений статей 2, 3 Закона Республики Крым от 26 декабря 2018 года № 557-ЗРК/2018 «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым и органами государственной власти Республики Крым» органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление полномочий, указанных в настоящем Законе, является исполнительный орган государственной власти Республики Крым, осуществляющий региональный государственный строительный надзор.
Уполномоченный орган осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления, установленные пунктами 5 и 5.1 части 1, пунктами 5 и 5.1 части 2, пунктами 5 и 5.1 части 3 статьи 8, пунктом 3 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 20 части 1 статьи 14, пунктом 15 части 1 статьи 15, пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в области градостроительной деятельности: 1) полномочия по выдаче разрешений на строительство в соответствии со статьёй 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации; 2) полномочия по направлению уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках в соответствии со статьёй 51.1, частями 17, 19, 20, 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации; 3) полномочия по выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии со статьёй 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства (подпункт 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок осуществления государственного строительного надзора в Российской Федерации, включая порядок организации и проведения проверок деятельности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, при осуществлении указанного надзора установлен Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации».
Пунктом 2 данного Положения установлено, что государственный строительный надзор осуществляется: а) при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит экспертизе в соответствии со статьёй 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации; б) при реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации; в) при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, а также в отношении таких объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), по основаниям, предусмотренным частью 1.1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В пункте 8 Положения установлено, что государственный строительный надзор в отношении объектов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2 настоящего Положения, осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов.
Государственный строительный надзор в отношении объектов, указанных в подпункте «в» пункта 2 настоящего Положения, осуществляется органом государственного строительного надзора в форме выездной проверки только при наличии оснований, предусмотренных подпунктом «б» пункта 2, подпунктами «б» или «в» пункта 3 части 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо на основании обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2 настоящего Положения, установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В соответствии с Административным регламентом осуществления Службой государственного строительного надзора Республики Крым государственного строительного надзора на территории Республики Крым, утверждённым приказом Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 16 июля 2019 года № 207-«П» (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений), государственный надзор исполняется в отношении следующих объектов капитального строительства при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, а также в отношении таких объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), по основаниям, предусмотренным частью 1.1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (подпункт 3 пункта 3 Административного регламента).
Результатами осуществления государственного надзора в случае выявления при проведении проверки нарушения является следующее:
1) при выявлении нарушений в результате проведённой проверки в отношении объектов, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 3 настоящего Регламента, должностным лицом Службы составляется акт, являющийся основанием для выдачи техническому заказчику, застройщику или лицу, осуществляющему строительство (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несёт ответственность за допущенные нарушения), предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
Иные результаты проверки заносятся должностным лицом органа государственного строительного надзора в общий и (или) специальный журналы.
2) в случае если по результатам проведённой проверки в отношении объектов, указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящего Регламента, Службой выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство, или факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, или факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт проверки в 3 экземплярах. Третий экземпляр акта, а также составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы направляются с уведомлением о выявлении самовольной постройки, предусмотренным частью 6.2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории - в орган местного самоуправления муниципального района.
3) в случае если по результатам проведенной проверки Службой выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача такого разрешения) или факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, Служба в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории - в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт (пункт 15 Административного регламента).
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что апелляционная инстанция в соответствии с процессуальным законом проверяет решение суда первой инстанции в полном объёме, доводами апелляционной жалобы лица не связана, судебная коллегия приходит к выводу, что Служба государственного строительного надзора Республики Крым действовала в соответствии с предоставленными ей полномочиями, в соответствии с действующим законодательством, при наличии законных оснований для проведения оспариваемой проверки. Нарушения прав административного истца проведённой проверкой также не установлено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется. Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, переоценке исследованных судом доказательств и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе нарушений ведения аудиопротоколирования, влекущих отмену или изменение решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
С учётом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 25 мая 2021 года по административному делу №2а-446/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Аксёновой Н.В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий |
Л.А-В. Юсупова |
Судьи |
В.В. Агин |
О.В. Хожаинова |