РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 декабря 2019 года г.Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
Председательствующего судьи Баташевой М.В.,
При секретаре Орнацкой Я.А.
с участием помощника прокурора ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону Долгалевой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Плотниковой ЛВ, действующей в своих интересах и интересах Плотникова НА, Плотниковой ЕМ, Плотникова МА к Южной оперативной таможне о взыскании единовременного пособия с учетом индексации
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Плотникова Л.В., действующая в своих интересах и интересах Плотникова НА, Плотников М.А., Плотникова Е.М. обратились в суд с настоящим иском и в обоснование заявленных требований указали, что 17 февраля 2016 годаприказом Южной оперативной таможни №20-к Плотников АС с 18 февраля 2016 года был принят на службу в таможенные органы Российской Федерации. 06 ноября 2016 года Плотников А.С. был госпитализирован в кардиологическое отделение ГБУ РО «Ростовская областная клиническая больница» по срочным показаниям в силу резкого ухудшения состояния здоровья, вызванного развитием прогрессирующей сердечно-сосудистой недостаточностью. 13 ноября 2016 года в 20:15 констатирована биологическая смерть Плотникова А.С. (согласно выписке из протокола патологоанатомического исследования № 290). Причинно-следственная связь биологической смерти Плотникова А.С. в период прохождения службы в таможенном органе Российской Федерации подтверждена вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону ( 22 мая 2018 г. и апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 14 августа 2018 года.
Из решения Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону (гр.дело №2-658/2011 установлено, что общий размер компенсации соответственно 3 000 000 рублей, учитывая, что судом установлено наличие у Плотникова А.С. отца - Плотникова СА, который в момент обращения Плотниковой Е.М., Плотникова Н.А Плотниковой Л.В., Плотникова М.А. в суд, не реализовано право на получение единовременной компенсации в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей 00 копеек пользу каждого соответственно.
В соответствии с ч. 8 ст. 3 Федеральный закон "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 07.11.2011 №06-ФЗ» - в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы (далее - военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семы- погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 (три миллиона) рублей 00 копеек.
Согласно части 11 статьи 3 указанного выше ФЗ №306-Ф3 - членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются:
супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти, признания безвестно отсутствующим или объявления умершим) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в зарегистрированном браке с ним. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию,! установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеет супруга (супруг), не вступившая (не вступивший) в повторный брак, достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом;
родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами;
дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Родственниками в данном случае являются Плотникова ЕМ - мать Плотникова А.С., Плотникова ЛВ, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Плотникова НА - супруга и сын Плотникова А.С., Плотников МА - совершеннолетний сын Плотникова А.С.
А также родственником выступает, исходя из смысла нормы ч. 11 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", - Плотников СА, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" от 28.03.1998 N 52-ФЗ» - выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию (далее - выгодоприобретатели) являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица, в данном случае (абз.: 1, 2, 5, 6):
супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним;
родители (усыновители) застрахованного лица;
несовершеннолетние дети застрахованного лица, дети застрахованного лица старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях;
подопечные застрахованного лица.
К тому же решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону по гражданскому делу №2-1490/2019 по иску Истцов к Южной оперативной таможне о взыскании единовременного пособия, было решено взыскать с Южной оперативной таможни за счет средств федерального бюджета в пользу истцов задолженность по выплате единовременной компенсации с учетом индексации в размере 101 205 рублей 75 копеек в пользу каждого соответственно.
Однако сумма единовременной компенсации с учетом индексации составляла от общей суммы 1/5 части на каждого. Тем не менее, часть компенсации причитается и Плотникову СА.
Между тем, в соответствии с ч. 1 ст. 63, ч. 1 ст. 65 Семейного кодекса РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
Статьей 69 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
В силу положений ч. 1 ст. 71 Семейного кодекса РФ родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих людей.
По смыслу вышеизложенных норм семейного законодательства права родителя, в том числе на получение государственных пособий, не относятся к числу не отчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданин такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.
Таким образом, несмотря на то, что законом предусмотрена возможность лишения родителя права на получение единовременного пособия и единовременной компенсации учетом индексации, исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права), требований добросовестности, разумности и справедливости, лишении такого права возможно при наличии оснований, которые могли бы послужить основаниями к лишению родителя родительских прав.
Свидетельством о рождении погибшего и установленный факт судом родителям Плотникова А.С. являются истец и ответчик.
Брак между Плотниковой Е.М. и Плотниковым С.А. был расторгнут - «04» октября 1984 года (согласно свидетельства о расторжении брака от 04.10.1984г. 1-ОЖ №300674 копия прилагается).
Плотникова Е.М. во времена недостижения детьми совершеннолетнего возраста имела намерения обратиться в суд с исковым заявлением о лишении ответчика - Плотникова С.А. родительских прав, однако не сделала этого в виду трудностей сбора документов, связанных с неизвестностью проживания Плотникова С.А. До настоящего времени истцам неизвестно место нахождения Плотникова С.А., как и неизвестно является или не является Плотников С.А. умершим.
В связи с вышеизложенным установлено, что ответчику - Плотникову С.А. в связи с гибелью его сына при прохождении им военной службы, законом предусмотрены страховые выплаты и единовременное пособие, в размере 1/5 доли от установленного объема выплат.
В то же время достоверно подтверждается, что ответчик - Плотников С.А. также не использовал и своих прав на общение с ребенком, с ним не виделся ни в несовершеннолетнем возрасте, ни в возрасте совершеннолетнего, его судьбой не интересовался.
В соответствии с тем, что семейное законодательство корреспондирует возникновение прав родителя осуществления родителем обязанностей.
Считаем, что иск о лишении права на получение единовременного пособия в связи с гибелью сына подлежит удовлетворению на основании уклонения ответчиком от выполнения обязанностей родителя. А также удовлетворение иска будет соответствовать общим началам и смыслу гражданского законодательства (аналогия права), требованиям добросовестности, справедливости и разумности (аналогия закона).
На основании вышеизложенного просит суд:
Лишить Плотникова СА, ДД.ММ.ГГГГ рождения, права на выплату единовременного пособия, предусмотренного Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 07.11.2011 N 306-ФЗ» и на выплату страховой суммы, предусмотренной Федеральным законом "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" от 28.03.1998 N 52-ФЗ», предназначавшихся в связи с гибелью сына - Плотникова АС.
Взыскать с Южной оперативной таможни 1/5 часть суммы единовременной компенсации, подлежащих выплате Плотникову С.А. в размере 101 205 рублей 75 копеек в пользу каждого истца соответственно.
Впоследствии истцы свои исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ уточнили, указав о том, что ответчик обязан выплатить индексацию по единовременной выплате в размере 25 301 (двадцать пять тысяч триста один) рубль 44 копейки соразмерно каждому истцу, так как отказ в выплате указанной индексации не основан на законе, в окончательной редакции просили суд
Взыскать с ответчика, Южной оперативной таможни, соразмерно всех истцов 1/5 часть от выплаты единовременного пособия, а именно 600 000 (: тысяч) рублей 00 копеек, предусмотренного Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 07.11.2011 №306-ФЗ» и на выплату страховой суммы, предусмотренной Федеральным законом обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующегосоставаорганов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" от 28.03.1998 №52-ФЗ», предназначавшихся в связи с гибелью - Плотникова АС а именно 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек каждому истцу.
Взыскать с ответчика, Южной оперативной таможни за счет федерального бюджета (казны Российской Федерации), соразмерно в пользу задолженность по выплате индексации по единовременной выплате в результате Плотникова АС в размере 25 301 (двадцать пять тысяч триста рубль 44 копейкив пользу каждого истца соответственно.
В судебном заседании истец Плотникова Е.М., ее представитель исковые требования с учетом уточнений поддержала, просила удовлетворить, поддержала доводы иска относительно также того обстоятельства, что отец ее умершего сына никакой помощи не оказывал, она вместе с двум малолетними детьми выполняла обязанности, отец злоупотреблял спиртными напитками, проживал в другом городе, детей не навещал, материальной помощи не оказывал, алименты не платил, поддержки не оказывал, с детьми не общался.
Истцы Плотникова Л.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына Плотникова НА, Плотников М.А., в судебном заседании не присутствуют, извещены о времени и месте судебного заседания, направила заявление с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие, а также своего представителя. Дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.
Представитель истцов – Запорожцев В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования в окончательной редакции в порядке ст.39 ГПК РФ поддержал, просил удовлетворить, указав о том, что право на выплату единовременного пособия установлено решением суда, вступившим в законную силу, при этом также поддержал доводы иска относительно того, что отец Плотников С.А. родительские обязанности не выполнял, фактически членом семьи не является, поскольку утратил связь со своими детьми.
Представитель ответчика Южной оперативной таможни ЮТУ Сердюкова В.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, поддержала доводы письменных возражений на иск.
Представитель ответчика Плотникова С.А. – адвокат Аветисьянц А., привлеченная к участию в деле в порядке ст.50 ГПК РФ, действующая на основании ордера, в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, просила отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, мнение прокурора, полагавшего о наличии оснований для удовлетворения иска, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" членам семьи сотрудника и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трех миллионов рублей в равных долях в случае смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в учреждениях и органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах.
Приказом Федеральной таможенной службы от 6 августа 2013 г. N 1452 утверждены Правила выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и порядка выплаты сумм возмещения имущественного ущерба сотруднику таможенного органа Российской Федерации, членам семьи сотрудника таможенного органа, которые определяют правила выплаты единовременного пособия членам семьи сотрудника таможенного органа Российской Федерации и лицам, находившимся на его иждивении, в случаях его гибели (смерти) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в таможенных органах.
Членам семьи сотрудника и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трех миллионов рублей в равных долях в случае:
гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в таможенных органах;
Членами семьи и лицами, находившимися на иждивении погибшего (умершего) сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в таможенных органах), имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного пунктом 2 настоящих Правил, считаются
1) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти);
2) родители погибшего (умершего);
3) несовершеннолетние дети погибшего (умершего), дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
4) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) или получавшие от него помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Выплата единовременных пособий и ежемесячной денежной компенсации производится за счет средств федерального бюджета (п.24 Правил).
Согласно ч.9 ст.12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размеры единовременных пособий, выплачиваемых в соответствии с частями 2 и 4 настоящей статьи, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Решение об увеличении (индексации) размеров указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации.
Решением Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 22 мая 2018 года разрешен спор по иску Плотниковой ФИО39, действующей в своих интересах и интересах Плотникова ФИО40, Плотниковой ФИО41, Плотникова ФИО42 к Южной оперативной таможне о взыскании единовременного пособия.
Судом постановлено о взыскании с Южной оперативной таможни за счет средств федерального бюджета (казны Российской Федерации) в пользу Плотниковой Ларисы ФИО43, Плотникова ФИО44, Плотниковой ФИО45, Плотникова ФИО46 задолженность по выплате единовременной компенсации в размере 600000 рублей в пользу каждого соответственно.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 14.08.2018г. решение суда оставлено без изменения.
Таким образом, за истцами, как за членами семьи, признано право на получение единовременного пособия в равных долях вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных Плотниковым А.С. в связи с выполнением служебных обязанностей в период прохождения службы в таможенных органах.
Указанное решение обращено к исполнению исполнено в полном обьеме 28 декабря 2018 года.
Решением Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 30 апреля 2019 года денежная сумма, взыскана решением суда от 22.05.2018г. был проиндексирована, в пользу Плотниковой ФИО47, Плотникова ФИО48, Плотниковой ФИО49, Плотникова ФИО50 задолженность по выплате единовременной компенсации в размере 101205 рублей 75 копеек в пользу каждого соответственно.
Решение суда вступило в законную силу, также исполнено в полном объеме.
Поводом для обращения в настоящими иском послужило то обстоятельство, что при определении суммы единовременного пособия, заявленной ко взысканию, не было учтено то обстоятельство, что Плотников С.А., являясь отцом умершего Плотникова А.С., фактически утратил связь семьей, членом семьи умершего сотрудника таможенных органов не являлся, родительские обязанности не выполнял, в связи с чем, право на получение части денежной компенсации не имеет, компенсация подлежит распределению между членами семьи, а именно истцами по делу, в том числе и с учетом индексации денежной суммы.
Давая оценку обстоятельствам дела, представленным доказательствам в их совокупности по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении иска исходя из следующего.
К элементам публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, относятся и такие меры социальной поддержки, как единовременное денежное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.
Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.
Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей), названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 г. N 16-П).
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременное денежное пособие, ежемесячная денежная компенсация, которые подлежат выплате в том числе родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат - компенсировать лицам, в данном случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.
Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ и в статье 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.
Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.
Семейная жизнь в понимании статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и прецедентной практики Европейского Суда по правам человека охватывает существование семейных связей как между супругами, так и между родителями и детьми, в том числе совершеннолетними, между другими родственниками.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (пункт 1 статьи 18, пункт 2 статьи 27).
Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (пункт 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (пункт 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (пункт 1 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке (пункт 4 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу второму статьи 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Пунктом 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" разъяснено, что Семейный кодекс Российской Федерации, закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (пункт 1 статьи 62, пункт 1 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации). Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав (пункт 1 статьи 65, статья 69, статья 73 Семейного кодекса Российской Федерации) (абзацы первый, второй пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44).
Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в статье 69 Семейного кодекса Российской Федерации, перечень которых является исчерпывающим (абзац первый пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44).
В соответствии со статьей 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены судом родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.
Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.
О злостном характере уклонения от уплаты алиментов могут свидетельствовать, например, наличие задолженности по алиментам, образовавшейся по вине плательщика алиментов, уплачиваемых им на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов или судебного постановления о взыскании алиментов; сокрытие им действительного размера заработка и (или) иного дохода, из которых должно производиться удержание алиментов; розыск родителя, обязанного уплачивать алименты, ввиду сокрытия им своего места нахождения; привлечение родителя к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетнего (часть 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, часть 1 статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации) (подпункт "а" пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44).
Из приведенных положений семейного законодательства в их взаимосвязи с нормативными предписаниями Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конвенции о правах ребенка, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ей членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав.
В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.
Ввиду изложенного, а также с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости, общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойным защитником, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.
Положения приведенных норм материального права в их системной взаимосвязи с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о целях правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, подлежат применению к спорным отношениям, анализ которых позволяет прийти к выводу о том, что при наличии доказательств не исключена возможность лишения одного из родителей права на получение единовременной выплаты в связи с гибелью (смертью) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы.
Так, судом установлено, что решением Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 22.05.2018г. установлена причинная связь заболевания, полученного Плотниковым А.С. в период военной службы и приведшего к смерти, и, как следствие, установлено право истцов на получение единовременной компенсации, предусмотренной пунктом 2 части 2 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п.2 Правил выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и порядка выплаты сумм возмещения имущественного ущерба сотруднику таможенного органа Российской Федерации, утвержденным Приказом Федеральной таможенной службы от 6 августа 2013 г. N 1452.
Плотников А.С., погибший при исполнении обязанностей военной службы, является сыном Плотникова С.А., что подтверждается свидетельством о рождении № от 25.02.1974г.
В ходе судебного разбирательства судом установлено то обстоятельство, что Плотников С.А. какого-либо участия в воспитании сына Плотникова А.С. не принимал, не оказывал ему моральную, физическую, духовную поддержку, не содержал сына материально, включая уплату алиментов на его содержание, не предпринимал каких-либо меры для создания сыну Плотникову А.С. условий жизни, необходимых для его развития, между Плотниковым С.А. и сыном Плотниковым А.С. фактические семейные и родственные связи отсутствовали.
Указанное подтверждается:
свидетельство о расторжении брака № от 04.10.1984г., согласно которому брак между Плотниковой Е.М. и Плотниковым С.А. расторгнут 04.10.1984г.
объяснениями матери Плотникова А.С. – истца Плотниковой Е.М., бывшей супруги Плотникова С.А., пояснившей в судебном заседании об отсутствии материальной поддержки, участия в о воспитании сына, отсутствии родственной связи между отцом и сыном ввиду отдельного проживания, непринятия мер со стороны отца в общении с ребенком в течение длительного времени.
исполнительным листом Ленинского районного народного суда г.Грозного о возложении обязанности на Плотникова С.А. по уплате алиментов, на содержание детей, в том числе и сына Плотникова ФИО51, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, в 1\3 части с 30.03.1984г.
определением народного судьи Ленинского районного народного суда г.Грозного от 05.02.1988г. об объявлении розыска Плотникова С.А. в связи с уклонением от уплаты алиментов, из которого также следует, что Плотников С.А. обязан выплачивать алименты на содержание детей, в том числе и сына Плотникова ФИО52, ДД.ММ.ГГГГ. рождения.
письмом Ленинского районного народного суда г.Грозного от 20.12.1989г. о возврате исполнительного листа на Плотникова С.А. о взыскании алиментов в размере 1\3 части ввиду уклонения должника от уплаты алиментов.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства в качестве свидетеле были допрошены Плотников В.С., сын Плотникова С.А., родной брат Плотникова А.С., погибшего при исполнении обязанностей военной службы, а также Антимонова В.М., сестра Плотниковой Е.М., метрии Плотникова А.С., которые также подтвердили факт отсутствия участия ПлотниковаС.А. в воспитании детей, отсутствия какого-либо общения и материальной помощи. отсутствия материальной и психологической поддержки в течение длительного времени, подтвердил факт воспитания и содержания несовершеннолетних детей только их матерью Плотниковой Е.М., которая, переехав с двумя несовершеннолетними детьми в г.Азов Ростовской области из г.Грозного в 1991-1992гг., одна занималась воспитанием и содержанием детей
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что отец погибшего Плотникова А.С. – Плотников С.А. не интересовался судьбой своего сына Плотникова А.С., не принимал мер по его физическому, духовному и нравственному развитию, не использовал свое право на общение с ребенком, фактически не видел его ни в несовершеннолетнем, ни во взрослом возрасте после переезда семьи из г.Грозного в г.Азов Ростовской области вплоть до момента его смерти, злостно уклонялся от исполнения обязанностей родителя, не платил алименты, что свидетельствует об отсутствии права Плотникова С.А. на получение единовременного пособия, предусмотренного положениями Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ и Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ.
Таким образом, учитывая, что размер единовременного пособия составляет 3000 000 рублей, 2400000 рублей из которых решением суда от 22.05.2018г. взысканы в пользу членов семьи Плотникова А.С., истцов по настоящему делу, оставшаяся сумма пособия составляет 600000 рублей, которую суд полагает возможным взыскать в пользу истцов в равных долях, т.е. по150000 рублей, учитывая вышеизложенное, а также отсутствие доказательств обратного в порядке ст.56 ГПК РФ со стороны ответчика.
Кроме того, указанная сумма единовременного пособия подлежит ежегодной индексации..
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 г. N 333 "Об индексации в 2013 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы", страховая сумма, установленная п. 2 ст. 5 Федерального закона N 52-ФЗ, с 01.01.2013 года проиндексирована с применением коэффициента 1,055.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2014 г. N 554 "Об индексации в 2014 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы", страховая сумма, установленная п. 2 ст. 5 Федерального закона N 52-ФЗ, с 01.01.2014 г. проиндексирована с применением коэффициента 1,05.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2014 "Об индексации размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы» исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", произведена индексация с применением коэффициента 1,055 проиндексированных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2014 г. N 554 "Об индексации в 2014 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы":
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2015 г. N 68-ФЗ (в ред. от 19.12.2016 г.) "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" до 1 января 2018 года действие ч.9 ст.12Закна №283-ФЗ приостановлено.
Частью 2 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2015 г. N 68-ФЗ определено, что размер индексации выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что сумма единовременного пособия в размере 600000 рублей с учетом размера индексации постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 г. N 333 - 1,055, с учетом размера индексации, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2014 г. N 554 -1,05, с учетом размера индексации, установленным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2014г. №1609 – 1,055, на дату прекращения службы Плотниковым А.С. в таможенных органах исходя из следующего расчета:
3 000 000,00 руб. х 1,055 х 1,05 х 1,055 = 3 506 028, 75 рублей, где
1,055 к индексации в 2013 году (согласно постановлению Правительства РФ от 12.04.2013 № 333);
1,05 - к индексации в 2014 году (согласно постановлению
Правительства РФ от 17.06.2014 № 554);
1,055 - к индексации в 2015 году (согласно постановлению
Правительства РФ от 30.12.2014 № 1609).
Выплата на дату прекращения службы в таможенных органах составляет: 3 506 028, 75 рублей, а, следовательно, сумма индексации составляет 506028 рублей 75 копеек.
Учитывая изложенное, суд полагает о наличии права у истцов на получение единовременного пособия 600000 рублей в равных долях каждому соответственно) с учетом указанной индексации, размер которой составляет 101 205 рублей 75 копеек, в равных долях каждому соответственно, т.е. по 25301 рубль 44 копейки.
Таким образом, общая сумма единовременного пособия, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истцов составляет по 175301 рубль 44 копейки каждому.
При этом, суд учитывает, что вопрос о наличии права на получение единовременного пособия членами семьи погибшего Плотникова А.С., умершего вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, установлен вступившим в законную силу решением ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 22.05.2018г., и в силу ст.61 ГПК РФ данный обстоятельства не подлежат доказыванию вновь.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Плотниковой ФИО53, действующей в своих интересах и интересах Плотникова ФИО54, Плотниковой ФИО55, Плотникова ФИО56 - удовлетворить.
Взыскать с Южной оперативной таможни за счет средств федерального бюджета (казны Российской Федерации) в пользу Плотниковой ФИО58, Плотникова ФИО59, Плотниковой ФИО57, Плотникова ФИО60 единовременную компенсацию в размере 175301 рубль 44 копейки в пользу каждого соответственно.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решений путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону
Решение суда в окончательной форме изготовлено 25 декабря 2019 года
Председательствующий: