Дело № 2-116/2023
УИД 44RS0015-01-2023-000081-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 апреля 2023г. п. Вохма
Вохомский районный суд Костромской области в составе:
Председательствующего: судьи Белеховой Г.А.,
С участием прокурора Филиппова Н. М.,
Адвоката Буцукина А. В.,
При секретаре Тимониной С. Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Октябрьского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к Дроздову Олегу Владимировичу о возложении обязанности пройти флюорографию или рентгенографию легких,
установил:
Прокурор Октябрьского района Костромской области обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к Дроздову О. В о возложении обязанности пройти флюорографию или рентгенографию легких. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения прокуратурой района проверки соблюдения законодательства об охране здоровья граждан выявлено, что ответчик после освобождения из мест лишения свободы 26.05.2021 не проходил профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза. По сведениям ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница» Пантеллев А. А. проходил флюорографию 01.06.2021.
В судебном заседании прокурор Второва Е. В. заявление поддержала по изложенным в иске доводам.
Ответчик Дроздов О. В. просил рассмотреть дело в свое отсутствие, с иском полностью согласен.
Третье лицо представитель ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница» просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора Октябрьского района законным и подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что ответчик в связи с совершением преступления отбывал наказание в виде лишения свободы, освободился из мест лишения свободы 26.05.2021.
Согласно представленному ответу ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница» от 28.02.2023 Дроздов О. В.. флюорографическое обследование проходил 01.06.2021.
В соответствии с положениями ст.41 Конституции России, каждый имеет право на охрану здоровья.
Аналогичное положение закреплено статьёй 18 Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу положений Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (п.2 ст.2); основными принципами охраны здоровья являются: 1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; 2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; 3) приоритет охраны здоровья детей; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; 6) доступность и качество медицинской помощи; 7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; 8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; 9) соблюдение врачебной тайны (ст.4).
На основании п.2. ст.27 вышеназванного закона, граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
Согласно п.2 ст.8 Федерального закона № 77-ФЗ от 18 июня 2001г. «О предупреждении распространения туберкулёза в Российской Федерации», лица, находящиеся или находившиеся в контакте с больным туберкулезом, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходят обследование в целях выявления туберкулеза.
В соответствии с приказом Минздрава России от 21.03.2017г. № 124-н «Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза», вступившего в силу с 01.09.2017г., профилактические медицинские осмотры населения направлены на своевременное выявление туберкулеза и проводятся в массовом, групповом и индивидуальном порядке в лечебно-профилактических учреждениях по месту жительства, службы, учебы или содержания в следственных изоляторах и исправительных учреждениях. В групповом порядке по эпидемическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза подлежат 2 раза в год следующие группы населения: лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений, - в течение первых 2 лет после освобождения.
Таким образом, ответчик, как лицо, освобожденное из мест лишения свободы, обязан был в течение первых двух лет после освобождения проходить профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза, однако не сделал этого, что нарушает права неопределенного круга лиц на охрану здоровья, так как создает опасность распространения туберкулеза в случае приобретения данного заболевания ответчиком.
При таких обстоятельствах суд полагает, что требования прокурора законны и обоснованы, в связи с чем, подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса России, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика в доход местного бюджета муниципального образования Октябрьский муниципальный район подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Октябрьского района Костромской области удовлетворить.
Обязать Дроздова Олега Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пройти медицинское обследование методом флюроографии легких или рентгегографии легких в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Дроздова Олега Владимировича в доход бюджета Октябрьского муниципального района Костромской области госдарственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Вохомский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: Г. А. Белехова
Мотивированное решение изготовлено 07 апреля 2023г. в 15-00час.