Дело № 2-4423/2024
УИД 26RS0001-01-2024-006799-79
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 сентября 2024 г. г. Ставрополь
Промышленный районный суд г. Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Воробьева В.А.,
при секретаре Никитенко В.Д.,
с участием представителя истца помощника прокурора <адрес> Вороненкова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к АО «Ставропольтехмонтаж» об обязании совершить определенные действия,
установил:
<адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в ходе которой установлено, что на территории <адрес> по адресу: <адрес>, расположено защитное сооружение гражданской обороны (инвентарный номер в реестре ГУ МЧС России по <адрес> 887-27).
По информации Росимущества от дата №-ВК-02/4174 нежилое помещение (ЗС ГО) по адресу: <адрес>, реестровый номер федерального имущества В13280000538, передан по договору о правах и обязанностях от дата № в АО «Ставропольтехмонтаж».
В нарушение п. 3.6 Правил в защитном сооружении документация, необходимая для пользования ЗС ГО, а именно паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений, эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО, инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, сигналы оповещения гражданской обороны находятся в ненадлежащем состоянии, не приведена в соответствие с требованиями законодательства, в связи с чем их использование невозможно, к приему укрываемых не готовы.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района внесено представление об устранении выявленных нарушений требований действующего законодательства, однако до настоящего времени нарушения не устранены.
Просили обязать АО «Ставропольтехмонтаж» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести документацию защитного сооружения гражданской обороны по адресу: <адрес> (инвентарный номер в реестре ГУ МЧС России по <адрес> 887-27), в соответствие с п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от дата №.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Вороненков А.С. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика АО «Ставропольтехмонтаж», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем, на основании ст. 167,233 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке заочного судопроизводства.
В судебное заседание представитель третьего лица ГУ МЧС России по СК, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах не явки суд не уведомил, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебное заседание представитель третьего лица комитета по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации <адрес>, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки суд не уведомил, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим обстоятельствам.
Указом Президента Российской Федерации от дата № «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года» (далее - Указ №) определено, что государственная политика Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - государственная политика в области защиты от чрезвычайных ситуаций) является частью системы государственного управления в сфере национальной безопасности Российской Федераций" и представляет собой совокупность мер, направленных на предупреждение или локализацию чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение угрозы жизни и здоровью граждан от поражающих факторов при чрезвычайных ситуациях и размеров ущерба от них (п. 2).
Согласно п. 5 Указа № федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации осуществляют деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и взаимодействуют в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от дата № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон о гражданской обороне) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.В силу ст. 2 Закона о гражданской обороне к основным задачам в области гражданской обороны являются, из числа прочих, подготовка населения в области гражданской обороны, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Согласно абз. 8 ст. 6 Закона о гражданской обороне Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны.
Согласно п. 2, 10 Постановления Правительства РФ от дата № «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны относятся в том числе, противорадиационные укрытия, которые представляют собой защитные сооружения гражданской обороны, предназначенные для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.
Организации создают в мирное время, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны, обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Согласно ст. 14 Федерального закона от дата № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций входит:
а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или), использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в ходе которой установлено, что на территории <адрес> по адресу: <адрес>, расположено защитное сооружение гражданской обороны (инвентарный номер в реестре ГУ МЧС России по <адрес> 887-27).
По информации Росимущества от дата №-ВК-02/4174 нежилое помещение (ЗС ГО) по адресу: <адрес>, реестровый номер федерального имущества В13280000538, передан по договору о правах и обязанностях от дата № в АО «Ставропольтехмонтаж».
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от дата № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Основным нормативным документом, регламентирующим требования к содержанию и эксплуатации ЗС ГО, является Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуация и ликвидации последствий стихийных бедствий России от дата № "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" (далее - Правила).
Согласно п. 3.6 Правил, в ЗС ГО должна быть следующая документация: паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал оценки технического состояния ЗС ГО; сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкция по обслуживанию ДЭС; инструкция по противопожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал учета работы ДЭС; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов.
В нарушение п. 3.6 Правил в защитном сооружении, расположенном по адресу: <адрес> документация, необходимая для пользования ЗС ГО, а именно паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений, эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО, инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, сигналы оповещения гражданской обороны находятся в ненадлежащем состоянии, не приведена в соответствие с требованиями законодательства, в связи с чем их использование невозможно, к приему укрываемых не готовы.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района внесено представление об устранении выявленных нарушений требований действующего законодательства, однако до настоящего времени нарушения не устранены.
Оценив представленные сторонами доказательства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу о том, что на момент проведения прокурором проверки документация вышеуказанного защитного сооружения гражданской обороны не соответствует п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от дата №, доказательств обратного в материалах дела не имеется, в связи с чем полагает необходимым исковые требования прокурора удовлетворить.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, с учетом вышеназванных положений законодательства, характера действий, которые требуется совершить ответчику для выполнения обязанностей, суд считает возможным установить срок для выполнения возложенных на ответчика обязанностей в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 233-235 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к АО «Ставропольтехмонтаж» об обязании совершить определенные действия - удовлетворить.
Обязать АО «Ставропольтехмонтаж» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести документацию защитного сооружения гражданской обороны по адресу: <адрес> (инвентарный номер в реестре ГУ МЧС России по <адрес> 887-27), в соответствие с п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от дата №.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение изготовлено в окончательной форме дата.
Судья копия верна: В.А.Воробьев