Дело № 2-277/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 января 2019 года г. Киров
Первомайский районный суд г. Кирова Кировской области в составе председательствующего судьи Комаровой Л.В.,
при секретаре Бушковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Камаевой Марины Николаевны к администрации г. Кирова о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Камаева М.Н. обратилась в суд с иском к администрации г. Кирова о предоставлении жилого помещения. В обоснование указала, что родилась в с.Галицкое Санчурского района Кировской области. В период с {Дата} по {Дата} проживала в КОГБУСО «(Данные деперсонифицированы)», в период с {Дата} года по май {Дата} – в (Данные деперсонифицированы), затем с {Дата} по {Дата} проживала в (Данные деперсонифицированы), а в последствии переведена в (Данные деперсонифицированы), где пребывала до {Дата} года, после чего стала проживать в {Адрес}. С {Дата} году осталась без попечения родителей, поскольку мать лишена родительских прав, т.е. является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом жилым помещением в соответствии с требованиями закона не обеспечена, несмотря на то, что достигла совершеннолетия, жилых помещений, пригодных для проживания или находящихся в собственности не имеет, право приватизации не использовала. {Дата} обратилась в управление опеки и попечительства администрации г. Кирова с заявлением о включении в список для получения жилого помещения специализированного жилого фонда. Однако жилым помещением по-прежнему не обеспечена. Просит признать Камаеву М.Н., как лицо, относящееся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в улучшении жилищных условий; обязать администрацию г. Кирова включить Камаеву М.Н. в список для получения жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать предоставить Камаевой М.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с учетом норм (кв.м.), установленных законодательством.
В судебном заседании истец Камаева М.Н., ее представитель – адвокат Карманова А.Н. в судебном заседании исковые требования полагали обоснованными. Пояснили, что требования к администрации г. Кирова заявлены как к надлежащему ответчику, поскольку истец в настоящее время проживает на территории г. Кирова.
Представитель ответчика – администрации г. Кирова Шатун А.А. в судебном заседании исковые требования полагала необоснованными. Приобщила отзыв, доводы которого поддержала в судебном заседании.
Представитель третьего лица – департамента образования администрации г. Кирова в судебное заседание не явился. Уведомлен своевременно и надлежащим образом. Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Направил отзыв.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований исковой стороны по следующим основаниям.
Право каждого на жилище гарантировано Конституцией Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления призваны создавать условия для осуществления права на жилище.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (статья 109.1 Жилищного кодекса РФ).
Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, к числу лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые, когда они находились в возрасте до 18 лет, остались без попечения единственного родителя или обоих родителей, в том числе, в связи с лишением их родительских прав (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
Согласно положениям части 1 статьи 8 Закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей с 01.01.2013), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно редакции этой же статьи, действовавшей до 01.01.2013, указанной категории лиц, не имеющей закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
В силу статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа», действие статьи 8 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ распространено законодателем на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (т.е. до 01.01.2013) в том случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами, что решением Санчурского районного суда Кировской области от {Дата} по гражданскому делу {Номер} Камаева В.А. (мать истца) лишена родительских прав в отношении дочери – Камаевой М.Н., {Дата} г.р., родившейся в {Адрес} Кировской области.
С {Дата} по {Дата} истец обучалась в КОГОБУ «(Данные деперсонифицированы)», а после лишения матери родительских прав находилась в нем на полном государственном обеспечении.
В период с {Дата} по {Дата} проживала в КОГБУСО «(Данные деперсонифицированы)», находилась на полном государственном обеспечении как лицо, оставшееся без попечения родителей.
С {Дата} по {Дата} проживала в (Данные деперсонифицированы), с {Дата} по {Дата} – в (Данные деперсонифицированы), а затем до 2012 года – в (Данные деперсонифицированы).
С 2012 года проживает самостоятельно. Жилого помещения в собственности не имеет.
{Дата} администрацией г. Кирова поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях по единому списку.
При рассмотрении дела установлено, что отец Камаевой М.Н. родительских прав в отношении истца не лишен, умер {Дата}. Однако алиментов на содержание дочери никогда не уплачивал. Истец с даты лишения матери родительских прав пребывала во всех учреждения как лицо, оставшееся без попечения родителей. В связи с этим, суд признает факт принадлежности Камаевой М.Н. к лицам, оставшимся без попечения родителей, установленным.
Однако, несмотря на статус Камаевой М.Н. как лица, оставшегося без попечения родителей, никакого жилого помещения за истцом не закреплялось, нуждающейся в улучшении жилищных условий не признавалась, до настоящего времени жилым помещением Камаева М.Н. не обеспечена, что предоставляет ей право требования жилого помещения специализированного жилого фонда.
Вместе с тем, разрешая вопрос о праве истца на дополнительные гарантии по социальной поддержке в виде предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования «город Киров», суд учитывает следующее.
Как уже отмечалось ранее к числу лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые, когда они находились в возрасте до 18 лет, остались без попечения единственного родителя или обоих родителей.
Камаева М.Н. до достижения возраста 23-х лет являлась лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и в отношении нее распространялись положения Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996.
Порядок предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений регламентирован в Законе Кировской области от 04.12.2012 № 222-ЗО «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию», согласно которому органы местного самоуправления в отношении лиц, оставшихся без попечения родителей, должны принимать меры по учету таких детей и решать вопросы, связанные с предоставлением им жилых помещений.
В свою очередь, согласно редакции ч. 3 ст. 19 Закона Кировской области от 04.12.2012 № 222-ЗО, применимой к правоотношениям сторон на момент их возникновения, в списки органов опеки и попечительства муниципальных образований {Адрес}, {Адрес}, {Адрес} могут быть включены лица, указанные в части 1 настоящей статьи, выявленные и первично учтенные в качестве детей, оставшихся без попечения родителей, соответственно на территории муниципального образования «{Адрес}», муниципального образования «город Киров», муниципального образования «{Адрес}», муниципального образования {Адрес}, муниципального образования «{Адрес}».
Таким образом, поскольку в {Дата} году на момент возникновения у Камаевой М.Н. права на получение специализированного жилого помещения заявитель не проживала на территории муниципального образования «Город Киров», а также не являлась лицом, выявленным и первично учтенным в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей на территории вышеуказанных муниципальных образований, в силу ч. 3 ст. 19 Закона Кировской области от 04.12.2012 № 222-ЗО она не могла получить специализированное жилое помещение на территории названного муниципального образования.
Установив фактические обстоятельства дела и применив к правоотношениям сторон вышеуказанные нормы материального права, суд приходит к выводу, что поскольку Камаева М.Н., являясь лицом, оставшимся без попечения родителей, первично выявлена не на территории муниципального образования «город Киров», в настоящее время достигла возраста 23 лет, ходатайства о восстановлении срока включения в список лиц, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилого фонда, не заявляла, то оснований для удовлетворения иска к избранному ответчику не имеется.
Суд отказывает в удовлетворении исковых требований Камаевой М.Н. к избранному ответчику, что не лишает Камаеву М.Н. обратиться с иском с соблюдением правил подсудности и заявлением сопутствующих требований.
Суд не усматривает оснований для возложения на администрацию г. Кирова обязанности по предоставлению жилого помещения Камаевой М.Н. на территории муниципального образования «город Киров», основываясь на доводах исковой стороны о праве лица, оставшегося без попечения родителей, изменить муниципальное образование.
Безусловно, согласно ч. 2 ст. 19 Закона Кировской области от 04.12.2012 № 222-ЗО «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию» (в редакции Закона Кировской области от 25.12.2015 № 608-ЗО), для включения в список органа опеки и попечительства лица, указанные в части 1 настоящей статьи, или их законные представители представляют в орган опеки и попечительства по месту жительства заявление о включении в список органа опеки и попечительства. Форма заявления утверждается органом исполнительной власти области, осуществляющим государственное управление в сфере образования. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, или их законные представители не позднее одного года до достижения ребенком 18 лет вправе один раз представить в орган опеки и попечительства по месту жительства заявление об изменении выбранного ими муниципального образования.
Однако данная норма к правоотношениям сторон неприменима, поскольку распространяется на правоотношения, возникшие после ее опубликования, спорные же правоотношения возникли в 1995 году.
Судебные расходы истца распределению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Камаевой Марины Николаевны отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья /подпись/ Л.В. Комарова
Решение суда в окончательной форме принято 25.01.2019