Решение по делу № 3а-97/2020 от 17.07.2020

Дело № 3а-97/2020

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров «18» сентября 2020 года

Кировский областной суд в составе:

судьи Моисеева К.В.,

при секретаре Соловьевой Е.В.,

с участием прокурора Русановой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению А к Законодательному Собранию Кировской области о признании недействующим в части Закона Кировской области от 06.11.2012 г. № <данные изъяты> «О реализации на территории Кировской области отдельных положений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»,

установил:

А. обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, к Законодательному Собранию Кировской области о признании недействующим пункта 6 статьи 3 Закона Кировской области от 06.11.2012 г. № <данные изъяты> «О реализации на территории Кировской области отдельных положений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В обоснование заявленных требований указал, что указанным положением дополнительно к местам, установленным Федеральным законом от 19.06.2004 г. № <данные изъяты> «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», отнесены места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий: территории, непосредственно прилегающие к вокзалам, аэропортам, объектам жизнеобеспечения (объекты тепло-, энерго- и водоснабжения, водоотведения, гидротехнические сооружения и др.); зданиям, в которых размещены культурные, просветительские, развлекательные, торгово-развлекательные центры, рынки, культовые организации, а также территории и сооружения, относящиеся к указанным объектам; зданиям, в которых располагаются медицинские, физкультурно-оздоровительные, спортивные, детские и образовательные организации, организации культуры, социальной защиты, а также территории и сооружения, относящиеся к указанным объектам; детским и спортивным площадкам, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти Кировской области или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства. Оспариваемая норма послужила основанием для отказа администрации г. Кирова в согласовании проведения публичного мероприятия со ссылкой на нахождение места проведения планируемого публичного мероприятия в 100 метрах от образовательных, медицинских, спортивных организаций. Ограничения, закрепленные в пункте 6 статьи 3 Закона Кировской области от 06.11.2012 г. № <данные изъяты>, запрещающие проводить публичные мероприятия в радиусе от территорий, занимаемых перечисленными объектами, приводят к невозможности проведения публичных мероприятий в центре города, что создает препятствия в реализации на территории Кировской области права на свободу мирных собраний. Данный запрет на проведение публичных мероприятий, установленный представительным органом Кировской области, противоречит части 2 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», не предусматривающей подобного рода запрета, не соответствует положениям Конституции Российской Федерации и свидетельствует о выходе представительного органа за пределы его компетенции.

Выслушав А. и его представителя К., поддержавших доводы и требования административного искового заявления, представителя Законодательного собрания Кировской области – С., полагавшую административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Русановой О.А., указавшей на отсутствие оснований для удовлетворения административного искового заявления, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно частям 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

В подпункте «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации названного права граждан Российской Федерации направлен Федеральный закон от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Законодательным Собранием Кировской области 06.11.2012 г. принят Закон Кировской области № <данные изъяты> «О реализации на территории Кировской области отдельных положений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», который опубликован в печатном издании «Сборник основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области», 20.12.2012 г. № <данные изъяты>), ст. 5076, являющемся в соответствии с постановлением Законодательного Собрания Кировской области от 26.01.2006 г. № <данные изъяты> источником официального опубликования нормативных правовых актов Законодательного Собрания Кировской области, и вступило в силу с 23.11.2012 г.

Законом Кировской области от 04.08.2015 г. № 557 «О внесении изменений в статью 3 Закона Кировской области «О реализации на территории Кировской области отдельных положений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», принятым постановлением Законодательного Собрания Кировской области от 23.07.2015 г. № <данные изъяты> в статью 3 Закона Кировской области от 06.11.2012 г. № <данные изъяты> внесены изменения, указанная статья изложена в следующей редакции: «Дополнительно к местам, установленным Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», отнести следующие места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий: 1) вокзалы, аэропорты, объекты жизнеобеспечения (объекты тепло-, энерго- и водоснабжения, водоотведения, гидротехнические сооружения и др.); 2) здания, в которых размещены культурные, просветительские, развлекательные, торгово-развлекательные центры, рынки, культовые организации, а также территории и сооружения, относящиеся к указанным объектам; 3) здания, в которых располагаются медицинские, физкультурно-оздоровительные, спортивные, детские и образовательные организации, организации культуры, социальной защиты, а также территории и сооружения, относящиеся к указанным объектам; 4) детские и спортивные площадки; 5) остановки транспорта общего пользования; 6) территории, непосредственно прилегающие к зданиям и территориям указанных в пунктах 1 - 4 настоящей статьи объектов, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти Кировской области или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства.

05.08.2015 г. Закон Кировской области от 04.08.2015 г. № <данные изъяты> опубликован на официальном информационном сайте Правительства Кировской области (http://kirovreg.ru), являющемся в соответствии с постановлением Законодательного Собрания Кировской области от 26.01.2006 г. № <данные изъяты> источником официального опубликования законов Кировской области, и внесенные им изменения вступили в силу 15.08.2015 г.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 33 Устава Кировской области от 27.03.1996 г. № 12-ЗО, принятого Кировской областной Думой 29.02.1996 г., Законодательное Собрание Кировской области является высшим и единственным постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти Кировской области. Законодательное Собрание области осуществляет законодательное регулирование на территории области в пределах ведения области и совместного с Российской Федерацией ведения, а также осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.

Изложенное свидетельствует о том, что Закон Кировской области, оспариваемый в части административным истцом, принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации – Кировской области, уполномоченным на то представительным органом государственной власти Кировской области – Законодательным Собранием Кировской области, в надлежащей форме, с соблюдением процедуры его принятия и правил введения нормативных правовых актов в действие.

Из материалов дела следует, что 06.08.2018 г. А. в администрацию г. Кирова подано уведомление о проведении 22.08.2018 г. двух публичных мероприятий в форме шествия и митинга с указанием цели заявленных публичных мероприятий: «Напоминание о значении российского триколора, который был возвращен после путча 1991 г. как символ политического курса страны на демократизацию и отказа от тоталитарного прошлого, о человеке, его правах и свободах как о высшей демократической ценности» с количеством участников до 50 человек.

Решением администрации г. Кирова от 08.08.2018 года отказано в согласовании проведения заявленных публичных мероприятий в связи с тем, что указанные организатором публичных мероприятий маршрут шествия и место митинга находятся ближе 100 метров от границ территорий, на которых запрещается проведение митингов, шествий.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, частью 2 статьи 8 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ отнесены территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Часть 1.1 статьи 8 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ устанавливает, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места.

Согласно части 2.2 статьи 8 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.

Анализ приведенных положений Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ позволяет сделать вывод, что федеральный законодатель, установив перечень мест, в которых запрещено проведение публичных мероприятий, предоставил субъекту Российской Федерации право дополнительно устанавливать места, в которых запрещается проведение публичных мероприятий в форме собраний, митингов, шествий и демонстраций на территории данного субъекта Российской Федерации.

Таким образом, возможность определения законом субъекта Российской Федерации оспариваемых административным истцом мест в качестве дополнительных мест, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности, предоставлена Федеральным законом от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ, каких-либо норм, имеющих большую юридическую силу и ограничивающих право субъекта Российской Федерации определить места в качестве дополнительных мест, в которых запрещается проведение публичных мероприятий, не имеется.

Реализуя предоставленное федеральным законодателем полномочие, законодательный орган Кировской области в оспариваемом административным истцом пункте 6 статьи 3 Закона Кировской области от 06.11.2012 г. № 215-ЗО дополнительно в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности определил места, на которых проведение публичных мероприятий, запрещается.

При указанных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Ссылки административного истца на несоответствие п. 6 ст. 3 Закона Кировской области от 06.11.2012 г. № 215-ЗО «О реализации на территории Кировской области отдельных положений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» Конституции Российской Федерации судом не могут быть приняты во внимание, поскольку вопрос соответствия оспариваемого положения закона субъекта Российской Федерации Конституции Российской Федерации в соответствии с п. «б» ч. 2 ст. 125 Конституции Российской Федерации, ст. 17 КАС РФ относится к подведомственности Конституционного Суда Российской Федерации и не может являться предметом рассмотрения настоящего дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп., понесенные А. при обращении в суд с настоящим административным исковым заявлением, относятся на него и возмещению не подлежат.

Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления А к Законодательному Собранию Кировской области о признании недействующим пункта 6 части 3 Закона Кировской области от 06.11.2012 г. № <данные изъяты> «О реализации на территории Кировской области отдельных положений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Кировский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Кировского областного суда Моисеев К.В.

3а-97/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ананьин Вадим Аркадьевич
Ответчики
Законодательное собрание Кировской области
Суд
Кировский областной суд
Судья
Моисеев Кирилл Владимирович
Дело на сайте суда
oblsud.kir.sudrf.ru
17.07.2020Регистрация административного искового заявления
17.07.2020Передача материалов судье
20.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
04.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
04.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.08.2020Предварительное судебное заседание
10.09.2020Судебное заседание
17.09.2020Судебное заседание
18.09.2020Судебное заседание
21.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.09.2020Дело оформлено
18.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее