Дело № 2-257/2020
74RS0013-01-2020-000248-81
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
05 июня 2020 г. г. Верхнеуральск
Верхнеуральский районный суд Челябинской области в составе
председательствующего Селецкой Е.П.,
при секретаре Красюк Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхнеуральского района Челябинской области в порядке ст.45 ГПК РФ, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к администрации Кирсинского сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, понуждении к исполнению закона.
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Прокурор Верхнеуральского района Челябинской области в порядке ст.45 ГПК РФ, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском, к администрации Кирсинского сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, понуждении к исполнению закона: - признать незаконным бездействие администрации Кирсинского сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйного имущества сооружение – газопровод, расположенного по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №
Обязать администрацию Кирсинского сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области принять предусмотренные законом меры по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйного имущества сооружение – газопровод, расположенного по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований указано, что Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства при содержании и обслуживании объектов газоснабжения, в ходе которой установлено, что на территории Кирсинского сельского поселения на земельном участке с кадастровым номером № по адресу <адрес> расположено сооружение – газопровод, которое не имеет собственника.
Данное сооружение отсутствует РІ реестре муниципальной собственности РљРёСЂСЃРёРЅСЃРєРѕРіРѕ сельского поселения Рё Верхнеуральского муниципального района, реестре имущества, находящегося РІ государственной собственности Челябинской области. Рспользуется для газоснабжения жилых РґРѕРјРѕРІ РїРѕ <адрес>,
<адрес>.
Таким образом, названное недвижимое имущество в настоящее время ни у кого на балансе не числится, ни за кем не закреплено и фактически никто за его состоянием не следит.
В судебном заседании прокурор Бритова Т.В. исковые требования поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, на их удовлетворении настаивала.
Представитель администрации Кирсинского сельского поселения Светличенко А.А., действующая на основании доверенности ( л.д. 61) в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что после признания данного сооружения бесхозяйным имуществом, администрация поселения вынуждена будет нести дополнительные затраты на обслуживание указанного газопровода, при этом финансирование на это не предусмотрено в бюджете поселения. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель администрации Верхнеуральского района в суд не явился при надлежащем извещении, представлен письменный отзыв по делу, из которого усматривается, что поскольку земельный участок, на котором расположен газопровод, является собственностью Кирсинского сельского поселения, следовательно в соответствии с п.5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэконом развития России от 110.12.2015 за № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества, осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений.
Представитель заинтересованного лица ООО «СтройГарант» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен.
Заинтересованное лицо Верхнеуральский отдел Управления Росреестра по Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом. Просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Суд полагает рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Верхнеуральского района Челябинской области подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства при содержании и обслуживании объектов газоснабжения, в ходе которой установлено, что на территории Кирсинского сельского поселения на земельном участке с кадастровым номером № по адресу <адрес> расположено сооружение – газопровод, которое не имеет собственника.
Данное сооружение отсутствует РІ реестре муниципальной собственности РљРёСЂСЃРёРЅСЃРєРѕРіРѕ сельского поселения Рё Верхнеуральского муниципального района, реестре имущества, находящегося РІ государственной собственности Челябинской области. Рспользуется для газоснабжения жилых РґРѕРјРѕРІ РїРѕ <адрес>,
<адрес>.
Прокурором района ДД.ММ.ГГГГ главе Кирсинского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства с требованием обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имуществ, для постановки на учет указанного газопровода.
Однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ администрация поселения с указанным заявлением не обратилась. При таких обстоятельствах незаконное бездействие со стороны администрации Кирсинского сельского поселения является незаконным и нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
Отсутствие у сооружения – газопровод, расположенного по адресу:
<адрес>, собственника негативно влияет на исполнение органами местного самоуправления обязанностей по обеспечению газоснабжения населения, может повлечь приведение системы газоснабжения в ненадлежащее состояние, что может стать причиной нарушения прав неопределенного круга лиц на получение коммунальных услуг надлежащего качества.
В силу ст.2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится организация в его границах электроснабжения населения. В соответствии с ч. 4 названной статьи на территориях сельских поселений эти вопросы решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе для обеспечения газоснабжения населения.
Согласно ч. 1 ст. 51 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Поскольку бесхозяйное сооружение – газопровод расположено на территории Кирсинского сельского поселения, то отсутствие обращения администрации поселения с заявлением о принятии названного объекта на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п. 3 ст. 225 ГК РФ, в силу которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Таким образом, администрация Кирсинского сельского поселения является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, орган местного самоуправления обязан это делать в силу возложенных на него законом полномочий.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что отсутствие у сооружения – газопровод, расположенного по адресу:
<адрес>, собственника негативно влияет на исполнение органами местного самоуправления обязанностей по обеспечению газоснабжения населения, может повлечь приведение системы газоснабжения в ненадлежащее состояние, что может стать причиной нарушения прав неопределенного круга лиц на получение коммунальных услуг надлежащего качества, суд, считает, что требования прокурора Верхнеуральского района Челябинской области признать незаконным бездействие администрации Кирсинского сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйного имущества сооружение – газопровод, расположенного по адресу: <адрес> (на земельном участке с кадастровым номером №) и обязать администрацию Кирсинского сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области принять предусмотренные законом меры по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйного имущества сооружение – газопровод, расположенного по адресу: <адрес> (на земельном участке с кадастровым номером №) в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия с последующим взысканием с ответчика необходимых расходов.
Прокурор Верхнеуральского района Челябинской области просит установить срок исполнения обязанности по принятию предусмотренных законом мер по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйного имущества сооружение – газопровод, расположенного по адресу: <адрес> (на земельном участке с кадастровым номером №) в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Рсковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Верхнеуральского района Челябинской области РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ СЃС‚.45 ГПК Р Р¤, действующего РІ защиту прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов неопределённого РєСЂСѓРіР° лиц, Рє администрации РљРёСЂСЃРёРЅСЃРєРѕРіРѕ сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Кирсинского сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйного имущества сооружение – газопровод, расположенного по адресу: <адрес> (на земельном участке с кадастровым номером №).
Обязать администрацию Кирсинского сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области принять предусмотренные законом меры по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйного имущества сооружение – газопровод, расположенного по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Верхнеуральский районный суд.
Председательствующий Е.П. Селецкая