Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Симферополь Дело № 2а-34/2019
13.02.2019г.
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.
при секретаре Ёна А.О.,
при участии представителя Коваленко Николая Владимировича ВольскогоА.А., представителя Симферопольского городского совета Республики Крым Шерет Ф.М., представителя Администрации г. Симферополя Республики Крым Лемтюжниковой А.В., представителя Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации г.Симферополя Республики Крым Раджабова Р.Н., прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Бирюк Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Коваленко Николая Владимировича к Симферопольскому городскому совету Республики Крым, заинтересованные лица Администрация г. Симферополя Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации г.Симферополя Республики Крым о признании не действующим в части нормативного правового акта, выслушав объяснения представителей участников процесса, явившихся в судебное заседание, позицию прокурора,
У С Т А Н О В И Л
Симферопольским городским советом Республики Крым на 42 сессии 1созыва 28 апреля 2016 года принято решение № 733 « Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь (город Симферополь) Республики Крым», согласно пункту 1 которого были утверждены временные Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым: карта градостроительного зонирования (приложение 1), карта с особыми условиями использования территории (приложение 2), том 1,2 временных Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым (приложение 3).
Симферопольским городским советом Республики Крым (далее Совет) на 94 сессии 1созыва 25 октября 2018 года было принято решение №1762 «О внесении изменений в решение 42 сессии 1созыва 28 апреля 2016 года № 733 «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь (город Симферополь) Республики Крым» (далее Решение № 1762), согласно подпункту 1.1.1 пункта 1 которого были внесены изменения в карту градостроительного зонирования и в карту зон с особыми условиями использования территории, утвержденные решением 42 сессии 1созыва Совета от 28 апреля 2016 года №733 « Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь (город Симферополь) Республики Крым» (далее Решение № 733).
Пунктом 1.1.3. в карту градостроительного зонирования и карту с особыми условиями использования территории, утвержденные Решением №733, были внесены изменения, в соответствии с которыми территория в границах улиц Бородина - Симеизская приведена в соответствие с Генеральным планом муниципального образования городской округ Симферополь, утвержденным решением 50-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от 25.08.2016 N 888 (приложение 5 к Решению № 1762)
Коваленко Николай Владимирович (далее истец) обратился в Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым с административным исковым заявление к Симферопольскому городскому совету Республики Крым, Администрации города Симферополя Республики Крым, в котором просил признать незаконным бездействие сотрудников администрации города Симферополя Республики Крым и сотрудников Симферопольского городского совета Республики Крым, выразившееся в невнесении соответствующих изменений в Генеральный план муниципального образования городской округ по его обращению, недействующим (незаконным) пункт. 1.1.3 решения № 1762, исключить из приложения № 5 к решению № 1762 принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером №, возложить на администрацию города Симферополя Республики Крым, Совет обязанности внести соответствующие изменения в Генеральный план муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденный решением 50-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от 25 августа 2016 года №888 в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, поз за ГП-22, кадастровый №, принадлежащего ему на праве собственности, приведя его в соответствие с видом разрешенного использования указанном в правоустанавливающих документах.
Определением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12 декабря 2018 года выделены в отдельное производство исковые требования Коваленко Николая Владимировича к Администрации города Симферополя Республики Крым о признании бездействия сотрудников Администрации города Симферополя Республики Крым, выразившееся в не внесении соответствующих изменений в Генеральный план муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым по обращению административного истца, незаконным; о возложении на Администрацию города Симферополя Республики Крым обязанности внести соответствующие изменения в Генеральный план муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденный решением 50-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от 25.08.2016 года № 888 в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, поз за ГП-22, кадастровый №, принадлежащего Коваленко Н.В. на праве собственности, приведя его в соответствие с видом разрешенного использования указанном в правоустанавливающих документах, остальные требования административного искового заявления переданы по подсудности в Верховный Суд Республики Крым.
Определением от 11 января 2019 года принято к производству судьи Верховного Суда Республики Крым административное исковое заявление Коваленко Николая Владимировича к Симферопольскому городскому совету Республики Крым о признании не действующим в части решения № 1762, понуждении совершить определенные действия.
В судебном заседании, которое состоялось 08 февраля 2018 года, руководствуясь статьями 44,45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представитель истца заявил ходатайство об изменении предмета административного искового заявления, просил признать недействующим (незаконным) пункт 1.1.3 решения № 1762, как несоответствующий законодательству Российской Федерации и нарушающий законные права и интересы истца.
В судебном заседании 13 февраля 2019 года представитель истца настаивал на удовлетворении административного искового заявления (с учетом ходатайств), представитель Совета возражал против удовлетворения заявленных требований, представители Администрации г. Симферополя Республики Крым (далее Администрация), Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя Республики Крым (далее Департамент) предоставили письменные пояснения на административное исковое заявление, в которых указали на отсутствие оснований для признания не действующим решения №1762 полностью или в какой-либо части.
Прокурор в судебном заседании 13 февраля 2019 года представил заключение, указав на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы искового заявления, выслушав пояснения участников процесса, представители которых явились в судебное заседание, заключение прокурора, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.
Как указано выше, Советом на 42 сессии 1созыва 28 апреля 2016 года принято решение № 733, согласно пункту 1 которого были утверждены временные Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым, а именно карта градостроительного зонирования, карта с особыми условиями использования территории, том 1,2 временных Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым.
Решением 50 сессии 1 созыва Симферопольского городского совета Республики Крым № 888 от 25 августа 2016 года утвержден Генеральный план муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым согласно (пункт 1), согласно пункту 3 положения Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее Генеральный план) вступают в силу с 01 января 2017 года.
Советом 25 октября 2018 года было принято Решение №1762, согласно подпункту 1.1.1 пункта 1 которого были внесены изменения в карту градостроительного зонирования и в карту зон с особыми условиями использования территории, утвержденные Решением № 733.
Пунктом 1.1.3. подпункта 1.1.1 пункта 1 Решения № 1762 в карту градостроительного зонирования и карту с особыми условиями использования территории, утвержденные Решением №733, были внесены изменения, в соответствии с которыми территория в границах улиц Бородина - Симеизская приведена в соответствие с Генеральным планом, установлен вид функционального использования земель «стадион спортивные арены».
Решение № 1762 было опубликовано в газете «Южная столица Крым» №29(1346) от 27 июля 2018 года, размещено на официальном сайте Симферопольского городского совета (htth://simgov.ru), опубликовано в журнале «Библиополис» №31(72) от 25 октября 2018 года.
В соответствии с положениями части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, соблюдены ли требования по форме и виду, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, соблюдена ли процедура принятия оспариваемого нормативно-правового акта.
Истец, обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, указывает на то, что на основании договора купли-продажи от 05 августа 2016 года ему на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, поз за ГП-22, площадью 1000,00 кв.м, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов – индивидуальное жилищное строительство ( далее земельный участок), право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре на имущество и сделок с ним 18 августа 2016 года под номером 90-90/016-90/016/303/2016-9225/2.
В силу изложенного Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу о том, что нашел подтверждения факт затрагивания прав и законных интересов истца принятием Советом 25 октября 2018 года Решения №1762.
В соответствии с пунктами 28 - 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25декабря 2018 года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» суд должен проверить факт принятие оспариваемого акта в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к его форме, порядку его государственной регистрации, опубликования и вступления в силу.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.
Как установлено статьёй 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ ).
Частями 1 и 4 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) установлено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, частью 1 статьи 7 Закона № 131-ФЗ, пунктом 3 части 3 статьи 8 и частью 1 статьи 32 ГрК РФ, частью 1 статьи 37 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, принятого решением Совета №61 от 13 ноября 2014 года (далее Устав), утверждение Генерального плана городского округа, а также утверждение правил землепользования и застройки являются полномочиями органов местного самоуправлению по решению вопросов местного значения, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Статьёй 31 ГрК РФ установлен порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки, согласно части 5 которой решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации, при этом одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки ( часть 6 в редакции, действовавшей на момент принятии Решения №1762).
Согласно части 15 статьи 31 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятии Решения №1762) после завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.
Порядок утверждения правил землепользования и застройки установлен статьёй 32 ГрК РФ, согласно части 1 которой (в редакции, действовавшей на момент принятии Решения №1762) правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса, обязательным приложением к проекту которых являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту (часть 2 статьи 32 ГрК РФ, в редакции, действовавшей на момент принятии Решения №1762).
Часть 1 статьи 33 ГрК РФ устанавливает, что внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 32 ГрК РФ несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа является основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении в них изменений.
Как указано выше, материалы дела подтверждают, что Советом на 42 сессии 1созыва 28 апреля 2016 года принято Решение № 733, согласно пункту 1 которого были утверждены временные Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым.
Решением 50 сессии 1 созыва Совета № 888 от 25 августа 2016 года утвержден Генеральный план.
Верховным Судом Республики Крым установлено, что в соответствии с письмом Администрации от 24 июля 2018 года № 24/01-41/2847 в Совет поступил пакет документов для организации проведения публичных слушаний по обсуждению проекта о внесении изменений в Решение № 733 для приведения Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым в соответствие с Генеральным планом.
Постановлением председателя Совета от 26 июля 2018 года были назначены публичные слушания по обсуждению муниципального правового акта о внесении изменений в Решение № 733, в том числе и по территории в границах улиц Бородина - Симеизская, где находится принадлежащий истцу земельный участок.
Указанное Постановление и проект решения Совета о внесении изменений в Решение № 733 были опубликованы в газете «Южная столица Крым» выпуск от 27 июля 2018 № 29 (1348).
Согласно пункту 1.1.3. проекта решения предлагалось привести территорию улиц Бородина - Симеизская в соответствие с Генеральным планом, утвержденным Решением № 888. Графическая часть предлагаемых изменений изображена в приложении № 5 к проекту решения, с указанием кадастровых номеров земельных участков, в отношении которых предлагаются изменения.
В соответствии с распоряжением Администрации от 22 октября 2018 года на рассмотрение сессии Совета был внесен проект решения «О внесении изменений в решение 42-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от 28.04.2016 №733 «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым», к которому были приложены протокол публичных слушаний от 20 сентября 2018 года, заключение о результатах публичных слушаний от 20 сентября 2018 года, заключение о проверке проекта муниципального правового акта на соответствие требованиям части 9 статьи 31 ГрК РФ, пояснительная записка к проекту решения.
Материалы дела также свидетельствуют о том, что заключение о результатах публичных слушаний от 20 сентября 2018 года в установленном порядке было опубликовано в газете «Южная столица Крым» выпуск от 05 октября 2018 № 39 (1358).
Советом 25 октября 2018 года большинством голосов от установленной численности депутатов было принято Решение №1762, которым были внесены изменения Решение № 733.
Решение № 1762 было опубликовано в газете «Южная столица Крым» №29(1346) от 27 июля 2018 года, размещено на официальном сайте Симферопольского городского совета (htth://simgov.ru), опубликовано в журнале «Библиополис» №31(72) от 25 октября 2018 года.
В силу изложенного Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается, что Решение №1762 принято полномочным представительным органом местного самоуправления г. Симферополя в пределах компетенции муниципального образования, с соблюдением требований об официальном опубликовании, установленных ст. 58 Устава, процедура принятия этого решения, включающая проведение публичных слушаний, подготовку заключения по результатам публичных слушаний, соблюдена. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
В пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25декабря 2018 года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» установлено, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) одним из принципов, на которых основываются данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и определенному виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В соответствии со статьями 83, 87 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, землями промышленности и иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены среди прочего для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, осуществления иных специальных задач.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Закона № 131 – ФЗ утверждение генерального плана поселения и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Генеральный план городского округа утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа (пункт 1 статьи 24 Закона № 131 – ФЗ).
В соответствии со статьёй 1 ГрК РФ градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений. Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В соответствии с положениями статьи 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
К документам территориального планирования муниципальных образований, в частности, относится генеральный план (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
В соответствии со статьями 18, 23 ГрК РФ генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов.
В части 2 статьи 30 ГрК РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1, частью 6 статьи 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительным регламентом территориальной зоны в составе правил землепользования и застройки, положения которых в силу пунктов 3,9 статьи 31 ГрК РФ должны соответствовать требованиям генерального плана городского округа.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, устанавливающим, в том числе, территориальные зоны, границы которых определяются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
Частью 3 статьи 9, частями 9, 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Из совокупного анализа приведенных выше норм ГрК РФ в их системном единстве следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий муниципального образования городского округа документы территориального планирования, определяющие стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, содержащие в себе долгосрочные ориентиры их развития, призваны обеспечивать не только права и интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и публичные интересы, связанные, в том числе, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований.
Документы территориального планирования определяют назначение территорий для достижения названной цели, а правила землепользования и застройки разрабатываются для создания условий по ее достижению исходя из назначения территорий. При этом правила землепользования и застройки должны соответствовать генеральному плану, поскольку, как указано выше, градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования. Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории в публичных интересах, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки.
Материалы дела свидетельствуют о том, что согласно временным Правилам землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь (город Симферополь) Республики Крым, утвержденным Решением № 733, приобретенный истцом земельный участок расположен в функциональной зоне Ж-1 (для индивидуального жилищного строительства).
В соответствии с Генеральным планом, утвержденным Решением №888, этот земельный участок находится в функциональной зоне Р-2 (озелененные территории общего пользования, спортивного назначения для проектируемого возведения стадионов, спортивных арен). Зона Р-2 является зоной спортивного назначения, включает в себя участки городских территорий, используемые и предназначенные для отдыха, занятий физической культурой и спортом, с расположенными на них спортивными площадками открытого типа, плоскостными сооружениями, в этой зоне запрещается размещение объектов капитального строительства.
Основные виды разрешенного использования земельных участков в функциональной зоне Р-2 спорт (код -5.1), в части устройств теннисных кортов, полей для спортивной игры, размещения открытых спортивных сооружений, спортивных плоскостных сооружений, прокладка дорожно-тропиночной сети, лыжероллейных трасс, велосипедных и беговых дорожек; развлечения ( код-4.8), в части размещения аттракционов и игровых площадок; общее пользование территории (код-12.0), в части размещения пешеходных тротуаров, пешеходных переходов, набережных, других мест, постоянно открытых для посещения без взимания платы; обеспечение внутреннего правопорядка (код – 8.3), в части размещения объектов, обеспечивающих деятельность аварийно-спасательных служб. Вспомогательные виды разрешенного использования автомобильный транспорт (код-7.2), в части оборудования земельных участков для стоянок автомобильного транспорта, а также устройства мест стоянок автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки людей по установленному маршруту, размещение открытых площадок для временной парковки автотранспорта. Условно разрешенный вид использования поля для гольфа или конных прогулок (код- 5.5), в части обустройства мест для игры в гольф.
Верховным Судом Республики Крым при рассмотрении настоящего административного дела установлено, что Совет при принятии решения № 1762, действуя согласно указанным выше положениям ГрК РФ, в порядке, предусмотренном Законом №131-ФЗ, Уставом, внес изменения в утвержденные решением №788 временные Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым, приводя их в соответствие с Генеральным планом.
В силу изложенного, на основании системного анализа приведенных выше норм права в совокупности с установленными в судебных заседаниях обстоятельствами Верховных Суд Республики Крым приходит к выводу, что Совет, принимая Решение № 1762, действовал в пределах своей компетенции, реализуя предоставленные ему права по разрешению вопросов местного значения с целью соблюдения установленного ГрК РФ принципа первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, вследствие чего этот акт не противоречит ни Закону № 131-ФЗ, ни ГрК РФ.
Вопреки доводам представителя истца, на органы местного самоуправления законом не возложена обязанность по определению в генеральном плане функциональных зон в соответствии с фактическим использованием территории.
Как указано выше, из системного толкования приведенных положений ГрК РФ следует, что генеральным планом муниципального образования определяется стратегия градостроительного развития, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем. При этом, приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 года N 931-О-О, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Учитывая изложенное, доводы истца о принятии Советом Решения №1762 без учета существующего порядка землепользования подлежат отклонению.
Не являются основанием для удовлетворения требований, заявленных в административном исковом заявлении, утверждения о том, что решение №1762 не соответствует мнению участников публичных слушаний, состоявшихся 20 сентября 2018 года, в части оставления части земельных участков, расположенных в районе улиц Бородина – Симеизская (в том числе приобретенного истцом) в функциональной зоне Ж-1.
Публичные слушания являются процедурой выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28 марта 2017 года N 10-П подчеркивает, что публичные слушания, не являясь формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
В силу изложенного несовпадение положений Решения №1762 с мнением участников публичных слушаний, состоявшихся 20 сентября 2018 года, не является основанием для признания его не действующим.
Являются безосновательными доводы истца о том, что в результате принятия Советом Решения № 1762 произошло изменение территориальной зоны земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, что в свою очередь делает невозможным его использование в соответствии с видом разрешенного использования, установленного правоустанавливающими документами, препятствует осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно частям 1, 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В силу пунктов 8, 9 статьи 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, отнесение земельного участка, находящегося в собственности истца к функциональной зоне Р-2 не препятствует использованию этого участка в соответствии с видом разрешенного использования, не соответствующего измененному градостроительному регламенту.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, принимая во внимание соблюдение Советом порядка принятия, опубликования и введения в действие оспариваемого в части Решения № 1762, соответствие его положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, обеспечение органом местного самоуправления при регламентации градостроительной деятельности баланса публичных и частных интересов, Верховный Суд Республики Крым в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает необходимым отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215, 295,296 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Коваленко Николая Владимировича к Симферопольскому городскому совету Республики Крым, заинтересованные лица Администрация г. Симферополя Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя Республики Крым.
Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 18.02.2019 г.
Судья подпись С.В. Яковлев
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>