Гражданское дело № 2-665/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2018 года с.Ермаковское
Красноярского края
Ермаковский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Хасаншиной А.Н.,
при секретаре Гордеевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Авдеева А.В. к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Ермаковский детский сад № 4» о взыскании недоначисленной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Авдеев А.В. обратился в суд с иском, в котором просит взыскать с ответчика неначисленную заработную плату за период с декабря 2016 года по февраль 2018 года включительно в размере 58210 рублей.
Свои требования, мотивируя тем, что состоит с ответчиком в трудовых отношениях в должности оператора теплового пункта с заработной платой, которая состоит из оклада, районного коэффициента и северной надбавкой (надбавка за особые климатические условия), доплатой до минимальной оплаты труда. Однако оплата в спорный период начислялась с нарушением действующего законодательства в размере менее величины МРОТ, установленной федеральным законодательством.
Истец Авдеев А.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, ранее в судебном заседании пояснил, что работает в должности оператора теплового пункта в период отопительного сезона. Работа осуществлялась посменно в соответствии с составленным графиком сменности, в том числе и в декабре 2016 года.
Представители ответчика МБДОУ «Ермаковский детский сад № 4», третьих лиц МКУ «Централизованная бухгалтерия по ведению учета в сфере образования», Управление образования администрации Ермаковского района Красноярского края, администрации Ермаковского района Красноярского края, МИФНС России № 10 по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, в направленном отзыве возражали против удовлетворения исковых требований, о причинах неявки суд не известили.
При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ - в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
При этом ст.148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009г. №1160-О-О, от 17 декабря 2009г. №1557-О-О, от 25 февраля 2010г. №162-О-О и от 25 февраля 2013г. №327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст.37, ч.3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 № 160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 года размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ № 49 от 11.09.1995 в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,30, применяется и на территории Ермаковского района.
Из материалов дела следует, что Авдеев А.В. с 16.09.2016 г. на условиях срочного трудового договора №, дополнительного соглашения от 05.12.2016г.) состоял с МБДОУ «Ермаковский детский сад № 4» в трудовых отношениях, занимая на период отопительного сезона (с 16.09.2016г. по 15.05.2017г.) должность <данные изъяты> выполнял работу с нагрузкой 1 ставка. 14.05.2017г. уволен по ст. 79 Трудового кодекса РФ – прекращение срочного трудового договора.
Условиями заключенного трудового договора режим работы определен правилами внутреннего трудового распорядка, установлена продолжительность рабочего времени: 40 часов в неделю.
16.09.2017г. на период отопительного сезона (с 16.09.2017г. по 15.05.2018г.) Авдеев А.В. принят на должность <данные изъяты> выполнял работу с нагрузкой 1 ставка. 14 мая 2018 года уволен на основании п.2 ч.1 ст. 77 ТК РФ – истечение трудового договора.
Условиями заключенного трудового договора установлен сменный режим работы – 1 рабочие сутки чередующиеся с 2 выходными днями в соответствии с графиком сменности. Продолжительность смены составляет 24 часа.
Трудовыми договорами, дополнительными соглашениями Авдееву А.В. установлен оклад, предусмотрен районный коэффициент в размере 30%, северная надбавка в размере 30%.
Из пояснений истца следует, что в спорный период с декабря 2016 года по апрель 2018 года работа им осуществлялась посменно 1 рабочие сутки чередующиеся с 2 выходными днями в соответствии с графиком сменности. Продолжительность смены составляла 24 часа.
Анализируя вышеприведенные нормы, суд приходит к выводу, что трудовое законодательство допускает установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а именно с 01.07.2016г. - 7500 рублей, с 01.07.2017г. -7800 рублей, с 01.01.2018г. – 9489 рублей.
При этом, районный коэффициент и процентная надбавка за особые климатические условия должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
Таким образом, заработная плата работника (в том числе с учетом стимулирующих и компенсационных выплат), полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего норму труда, не может быть ниже: до 01.07.2017г. 7500х1,3х1,3 = 12000 рублей, после 01.07.2017г. 7800х1,3х1,3=12480 рублей, после 01.01.2018г. 9489х1,3х1,3= 15182 рубля 40 копеек.
Применяя установленный Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2016 МРОТ в сумме 7500 руб. в месяц, с 01.07.2017г. - в сумме 7800 руб., после 01.01.2018г. в сумме 9489 руб. в месяц, с начислением на данную сумму районного коэффициента - 30 % и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях - 30 %, с учетом выполнения нормы рабочего времени, с 01.07.2016г. истец должен получать на 1 ставку заработную плату в месяц не менее 12000 руб., с 01.07.2017г. - не менее 12 480 руб. на 1 ставку, 10732 руб. 80 коп., после 01.01.2018г. - не менее 15182 руб. 40 коп. на 1 ставку.
Исходя из представленных сведений об отработанном истцом периоде в каждом месяце и выплаченных ему суммах заработной платы, суд приходит к выводу, что размер заработной платы истца за спорный период не соответствует требованиям трудового законодательства, поскольку был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации.
Вместе с тем, нормами трудового законодательства и трудовым договором не предусмотрено, что оплата за сверхурочную работу, работу в ночное время, праздничные и выходные дни, а также иные дополнительные выплаты должны начисляться на сумму МРОТ. Указанные выплаты производятся в соответствии с условиями договора и только в случае если общая сумма заработной платы ниже МРОТ, работодатель обязан доплатить работнику недостающую разницу в заработной плате.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание выполнения нормы рабочего времени, сменный режим работы, определенный графиком, суд приходит к выводу, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недоначисленная заработная плата в соответствии со следующим расчетом:
за декабрь 2016 года – 2074 руб. (12000 руб.- 9926 руб.); за январь 2017 года – 1378 руб. 68 коп. (12 000 руб. – 10621 руб. 32 коп); за период с февраля 2017 года по апрель 2017 года – 4224 руб. (12000 руб. – 10592 руб.) х 3; за май 2017 года – 1056 руб. (12000 /160 (ч) х 120(ч) = (9000 руб. – 7944 руб.); за сентябрь – 1348 руб. 57 коп. (12480 /168(ч) х 120(ч) = 8914 руб. 28 коп. – 7565 руб. 71 руб.); за период с октября 2017 года по декабрь 2017 года – 5664 руб. (12480 руб. – 10592 руб.) х3; за январь 2018 года – 3298 руб. 42 коп (15182 руб. 40 коп. -11883 руб. 98 коп.); за февраль 2018 года – 4166 руб. 40 коп. (15182 руб. 40 коп. -11016 руб.); за март 2018 года – 4166 руб. 40 коп. (15182 руб. 40 коп. – 11016 руб.).
Из представленных расчетных листков следует, что размер начисленной истцу заработной платы с учетом фактически отработанного периода рабочего времени и выполненных трудовых, ниже минимального размера оплаты труда, с учетом начисленного районного коэффициента и надбавки за особые климатические условия, исходя из чего суд приходит к выводу, о том, что требования истца к Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ермаковский детский сад № 4» о взыскании недоначисленной заработной платы подлежат удовлетворению в размере 27376 рублей 47 копеек.
В связи с удовлетворением исковых требований, в соответствии с требованиями ст.103 ГПК РФ и ст.333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально сумме удовлетворенных исковых требований в размере 1021 рубль 29 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ермаковский детский сад № 4» в пользу Авдеева А.В. недоначисленную заработную плату в сумме 27376 рублей 47 копеек.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ермаковский детский сад № 4» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1021 рубль 29 копеек.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ермаковский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.Н. Хасаншина
Мотивированное решение составлено 19 сентября 2018 года