Решение по делу № 2-25/2022 (2-1424/2021;) от 14.07.2021

32RS0015-01-2021-002690-20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2022 года г. Клинцы

Клинцовский городской суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Кобызь Е.Н.,

при секретаре Самсоновой Е.С.,

с участием помощника прокурора г. Клинцы Брянской области Голофаст М.Г.,

представителя истца, ответчика по встречному иску Клинцовской городской администрации, третьего лица Комитета по управлению имуществом г. Клинцы Ершова Р.Л.,

ответчиков, истцов по встречному иску Осадчей Е.И., Осадчей К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-25/2022 по исковому заявлениюКлинцовской городской администрации к ФИО1, ФИО2 об изъятии жилого помещения многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, путём выкупа, встречному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Клинцовской городской администрации об обязании предоставления в собственность равнозначного благоустроенного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Клинцовская городская администрация обратилась в суд с указанным иском к ФИО1 и ФИО2, в обоснование указав, что ответчики являются собственниками по 1/2 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 10,9 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ данный многоквартирный жилой дом был признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем включён в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа «<адрес>» (2019-2024 годы). В адрес Ответчиков администрацией было направлено требование о сносе вышеуказанного дома собственниками помещений в нём. Снос дома осуществлён не был. Постановлением Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об изъятии у собственников жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным. Постановлением Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об изъятии земельного участка под вышеуказанным домом. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчиков было направлено уведомление с предложением заключить соглашение о выкупе принадлежащего им жилого помещения и доли земельного участка с проектом соглашения, в котором выкупная цена составила 207300 рублей согласно заключению ООО «АН «ИНТЕХГАРАНТ» от ДД.ММ.ГГГГ. Уведомление ответчиками было проигнорировано. Просит суд изъять у ФИО1 и ФИО2 путём выкупа жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по цене 207300 рублей, прекратить право собственности ответчиков на данное жилое помещение и признать право муниципальной собственности на него.

ФИО1 и ФИО2, обратились со встречным иском к Клинцовской городской администрации, в котором просят обязать Клинцовскую городскую администрацию предоставить им в общую долевую собственность взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, равнозначное благоустроенное, отвечающее санитарно-техническим нормам жилое помещение, жилой площадью не менее 10,9 кв.м. В обоснование встречного иска указали, что они имеют право на предоставление им другого жилого помещения либо его выкуп, однако, объекты жилищного фонда для переселения из аварийного жилья Клинцовской городской администрацией им предложены не были.

Судом к участию по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МО по Клинцовскому, Красногорскому и <адрес> и <адрес> Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии <адрес>, Комитет по управлению имуществом <адрес>, Фонд содействия реформированию ЖКХ, Финансовое управление Клинцовской городской администрации, Департамент финансов <адрес>, Министерство финансов в лице УФК по <адрес>, Департамент ТЭК и ЖКХ по <адрес>.

В судебном заседании представитель истца, ответчика по встречному иску Клинцовской городской администрации, третьего лица Комитета по управлению имуществом <адрес> ФИО6 просил суд удовлетворить исковые требования по доводам, изложенным в иске, в удовлетворении встречного иска отказать. Указал, что ответчикам не предлагалось иное жилое помещение взамен изымаемого, в связи с отсутствием в муниципальной собственности таких помещений.

Ответчики, истцы по встречному иску ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании просили суд отказать в удовлетворении иска Клинцовской городской администрации и удовлетворить заявленные ими встречные исковые требования, поскольку на предложение администрации выкупить принадлежащее им помещение они ответили отказом, выбрав иной способ - получение взамен изъятого иного равнозначного благоустроенного жилого помещения. При этом администрацией не предлагалось им иное жилое помещение взамен изымаемого.

В судебное заседание не явились представители третьих лиц МО по Клинцовскому, Красногорскому и <адрес> и <адрес> Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии <адрес>, Фонда содействия реформированию ЖКХ, Финансового управления Клинцовской городской администрации, Департамента финансов <адрес>, Министерства финансов в лице УФК по <адрес>, Департамента ТЭК и ЖКХ по <адрес>, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел настоящее гражданское дело в отсутствие вышеуказанных лиц.

Выслушав лиц участвующих в деле, заключение помощника прокурора, полагавшего первоначальные исковые требования подлежащими отклонению, а встречные – удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО1 и ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ являются собственниками комнаты в <адрес>, жилой площадью 10,9 кв.м., доля в праве каждого составляет 1/2, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельствами о государственной регистрации права 32 – АГ , 32 – АГ от ДД.ММ.ГГГГ.

Многоквартирный жилой <адрес> на основании Технического заключения по результатам обследования технического состояния жилого дома ГУП <адрес> «Межрегиональное бюро технической инвентаризации», Акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ и Заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания от ДД.ММ.ГГГГ был признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

При этом правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.

В пункте 3 статьи 2 этого Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Многоквартирный жилой <адрес> Постановлением Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа «<адрес>» (2019-2024 годы) включен в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа «<адрес>» (2019-2024 годы).

Как следует из текста названной программы, целями программы являются финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов. Задачами названной программы являются формирование финансовых ресурсов для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда, привлечение финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, предоставление жилых помещений переселяемым гражданам. Сроки реализации программы определены с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. Исполнителем программы является Клинцовская городская администрация. Планируемая дата окончания переселения данного дома – ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа «<адрес>» (2019-2024 годы) была изложена в новой редакции, при этом её цель, задачи, исполнитель, этапы и сроки реализации не изменились.

Постановлением<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 148-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории<адрес>» (2019-2023 годы), согласно которой предусмотрено софинансирование указанной программы также Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средствами областного бюджета, в перечень аварийных домов, подлежащих сносу также включён многоквартирный жилой <адрес>.

Судом установлено, что комната, принадлежащая ФИО1 и ФИО2 включена в вышеуказанную региональную адресную программу, ввиду аварийности многоквартирного жилого дома, следовательно, к спорным правоотношениям подлежат применению положения п. 3 ст. 2, ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», по смыслу которых собственник такого жилого помещения имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Как следует из материалов дела, постановлением Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ принято решение изъять у собственников жилые помещения в аварийном многоквартирном <адрес> в <адрес>, в том числе комнату , принадлежащую в равных долях ФИО1 и ФИО2

ДД.ММ.ГГГГ ответчикам было направлено предложение в течение 1 года со дня получения настоящего требования произвести совместно с другими собственниками снос жилого дома по адресу: <адрес>.

Данное требование было оставлено собственниками жилых помещений без удовлетворения.

Постановлением Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ для муниципальных нужд муниципального образования – городской округ «<адрес>» в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу принято решение изъять земельный участок, площадью 948 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве общей долевой собственности собственникам помещений в находящемся на данном земельном участке многоквартирном жилом доме.

Клинцовской городской администрацией в адрес ответчиков ДД.ММ.ГГГГ направлено предложение заключить соглашение о выкупе аварийного жилого помещения по установленной по результатам оценки выкупной цене 207300 рублей, однако собственники комнаты отказались от подписания соглашения о выкупе.

Доказательств, подтверждающих, что ФИО1 и ФИО2 предлагалось жилое помещение в порядке, установленном ст. 32 ЖК РФ, и они отказалась от реализации данного права, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах, поскольку жилой <адрес> в <адрес>, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, собственники аварийного помещения отказались от выкупа изымаемого жилого помещения, и поддержали свой выбор способа реализации жилищных прав в виде предоставления другого жилого помещения взамен аварийного, требование Клинцовской городской администрации об изъятии жилого помещения многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, путём выкупа - удовлетворению не подлежит.

Отсутствие финансовой возможности у Администрации приобрести равнозначное благоустроенное жилое помещение для ответчиков и отсутствие указанных помещений в муниципальной собственностине должно ставить в зависимость их право на получение равнозначного благоустроенного жилого помещения в рамках исполнения вышеуказанной адресной программы, носящей компенсационный характер и гарантирующий гражданам условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

ФИО1 и ФИО2 в качестве способа обеспечения их жилищных прав выбран вариант предоставления жилого помещения взамен изымаемого, соответственно, они имеют право на предоставление в равных долях в собственность благоустроенного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади жилому помещению, занимаемому ранее, которое должно отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

При таких обстоятельствах, требования истцов по встречному иску подлежат удовлетворению, соответственно на ответчика по встречному иску – Клинцовскую городскую администрацию должна быть возложена обязанность предоставить ФИО1 и ФИО2 в равных долях взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу:<адрес>, равнозначное благоустроенное жилое помещение жилой площадью не менее 10,9 кв.м., расположенное в чертег. <адрес>.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в подпункте "л" пункта 20 Постановления Пленума N 14 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).

Совокупность приведенных норм в их системном единстве предполагает, что изъятие жилого помещения, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, с предоставлением равноценного возмещения должно рассматриваться как один из способов прекращения права собственности. Одновременно изъятие жилого помещения и земельного участка представляет собой способ возникновения права собственности у соответствующего муниципального образования. Иной подход, при котором вопрос о правах оставался бы неразрешенным судом, приводил бы к ситуации неопределенности в отношении как субъекта права собственности на конкретное имущество, так и его правового режима.

На основании изложенного, право собственности ФИО1 и ФИО2 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> подлежит прекращению с признанием права собственности муниципального образования городской округ «<адрес>» на указанное жилое помещение.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Клинцовской городской администрации к ФИО1, ФИО2 об изъятии жилого помещения многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, путём выкупа – оставить без удовлетворения.

Встречное исковое заявление ФИО1, ФИО2 к Клинцовской городской администрации об обязании предоставления в собственность равнозначного благоустроенного жилого помещения – удовлетворить.

Обязать Клинцовскую городскую администрацию <адрес> предоставить в равных долях в собственность ФИО1, ФИО2 взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, равнозначное благоустроенное жилое помещение, жилой площадью не менее 10,9 кв.м., в черте <адрес>.

Прекратить право собственности ФИО1, ФИО2 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признать право собственности муниципального образования городской округ «<адрес>» на указанное жилое помещение.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в месячный срок с даты изготовления судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Клинцовский городской суд <адрес>.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.Н. Кобызь

32RS0015-01-2021-002690-20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2022 года г. Клинцы

Клинцовский городской суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Кобызь Е.Н.,

при секретаре Самсоновой Е.С.,

с участием помощника прокурора г. Клинцы Брянской области Голофаст М.Г.,

представителя истца, ответчика по встречному иску Клинцовской городской администрации, третьего лица Комитета по управлению имуществом г. Клинцы Ершова Р.Л.,

ответчиков, истцов по встречному иску Осадчей Е.И., Осадчей К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-25/2022 по исковому заявлениюКлинцовской городской администрации к ФИО1, ФИО2 об изъятии жилого помещения многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, путём выкупа, встречному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Клинцовской городской администрации об обязании предоставления в собственность равнозначного благоустроенного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Клинцовская городская администрация обратилась в суд с указанным иском к ФИО1 и ФИО2, в обоснование указав, что ответчики являются собственниками по 1/2 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 10,9 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ данный многоквартирный жилой дом был признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем включён в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа «<адрес>» (2019-2024 годы). В адрес Ответчиков администрацией было направлено требование о сносе вышеуказанного дома собственниками помещений в нём. Снос дома осуществлён не был. Постановлением Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об изъятии у собственников жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным. Постановлением Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об изъятии земельного участка под вышеуказанным домом. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчиков было направлено уведомление с предложением заключить соглашение о выкупе принадлежащего им жилого помещения и доли земельного участка с проектом соглашения, в котором выкупная цена составила 207300 рублей согласно заключению ООО «АН «ИНТЕХГАРАНТ» от ДД.ММ.ГГГГ. Уведомление ответчиками было проигнорировано. Просит суд изъять у ФИО1 и ФИО2 путём выкупа жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по цене 207300 рублей, прекратить право собственности ответчиков на данное жилое помещение и признать право муниципальной собственности на него.

ФИО1 и ФИО2, обратились со встречным иском к Клинцовской городской администрации, в котором просят обязать Клинцовскую городскую администрацию предоставить им в общую долевую собственность взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, равнозначное благоустроенное, отвечающее санитарно-техническим нормам жилое помещение, жилой площадью не менее 10,9 кв.м. В обоснование встречного иска указали, что они имеют право на предоставление им другого жилого помещения либо его выкуп, однако, объекты жилищного фонда для переселения из аварийного жилья Клинцовской городской администрацией им предложены не были.

Судом к участию по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МО по Клинцовскому, Красногорскому и <адрес> и <адрес> Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии <адрес>, Комитет по управлению имуществом <адрес>, Фонд содействия реформированию ЖКХ, Финансовое управление Клинцовской городской администрации, Департамент финансов <адрес>, Министерство финансов в лице УФК по <адрес>, Департамент ТЭК и ЖКХ по <адрес>.

В судебном заседании представитель истца, ответчика по встречному иску Клинцовской городской администрации, третьего лица Комитета по управлению имуществом <адрес> ФИО6 просил суд удовлетворить исковые требования по доводам, изложенным в иске, в удовлетворении встречного иска отказать. Указал, что ответчикам не предлагалось иное жилое помещение взамен изымаемого, в связи с отсутствием в муниципальной собственности таких помещений.

Ответчики, истцы по встречному иску ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании просили суд отказать в удовлетворении иска Клинцовской городской администрации и удовлетворить заявленные ими встречные исковые требования, поскольку на предложение администрации выкупить принадлежащее им помещение они ответили отказом, выбрав иной способ - получение взамен изъятого иного равнозначного благоустроенного жилого помещения. При этом администрацией не предлагалось им иное жилое помещение взамен изымаемого.

В судебное заседание не явились представители третьих лиц МО по Клинцовскому, Красногорскому и <адрес> и <адрес> Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии <адрес>, Фонда содействия реформированию ЖКХ, Финансового управления Клинцовской городской администрации, Департамента финансов <адрес>, Министерства финансов в лице УФК по <адрес>, Департамента ТЭК и ЖКХ по <адрес>, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел настоящее гражданское дело в отсутствие вышеуказанных лиц.

Выслушав лиц участвующих в деле, заключение помощника прокурора, полагавшего первоначальные исковые требования подлежащими отклонению, а встречные – удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО1 и ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ являются собственниками комнаты в <адрес>, жилой площадью 10,9 кв.м., доля в праве каждого составляет 1/2, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельствами о государственной регистрации права 32 – АГ , 32 – АГ от ДД.ММ.ГГГГ.

Многоквартирный жилой <адрес> на основании Технического заключения по результатам обследования технического состояния жилого дома ГУП <адрес> «Межрегиональное бюро технической инвентаризации», Акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ и Заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания от ДД.ММ.ГГГГ был признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

При этом правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.

В пункте 3 статьи 2 этого Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Многоквартирный жилой <адрес> Постановлением Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа «<адрес>» (2019-2024 годы) включен в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа «<адрес>» (2019-2024 годы).

Как следует из текста названной программы, целями программы являются финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов. Задачами названной программы являются формирование финансовых ресурсов для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда, привлечение финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, предоставление жилых помещений переселяемым гражданам. Сроки реализации программы определены с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. Исполнителем программы является Клинцовская городская администрация. Планируемая дата окончания переселения данного дома – ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа «<адрес>» (2019-2024 годы) была изложена в новой редакции, при этом её цель, задачи, исполнитель, этапы и сроки реализации не изменились.

Постановлением<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 148-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории<адрес>» (2019-2023 годы), согласно которой предусмотрено софинансирование указанной программы также Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средствами областного бюджета, в перечень аварийных домов, подлежащих сносу также включён многоквартирный жилой <адрес>.

Судом установлено, что комната, принадлежащая ФИО1 и ФИО2 включена в вышеуказанную региональную адресную программу, ввиду аварийности многоквартирного жилого дома, следовательно, к спорным правоотношениям подлежат применению положения п. 3 ст. 2, ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», по смыслу которых собственник такого жилого помещения имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Как следует из материалов дела, постановлением Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ принято решение изъять у собственников жилые помещения в аварийном многоквартирном <адрес> в <адрес>, в том числе комнату , принадлежащую в равных долях ФИО1 и ФИО2

ДД.ММ.ГГГГ ответчикам было направлено предложение в течение 1 года со дня получения настоящего требования произвести совместно с другими собственниками снос жилого дома по адресу: <адрес>.

Данное требование было оставлено собственниками жилых помещений без удовлетворения.

Постановлением Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ для муниципальных нужд муниципального образования – городской округ «<адрес>» в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу принято решение изъять земельный участок, площадью 948 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве общей долевой собственности собственникам помещений в находящемся на данном земельном участке многоквартирном жилом доме.

Клинцовской городской администрацией в адрес ответчиков ДД.ММ.ГГГГ направлено предложение заключить соглашение о выкупе аварийного жилого помещения по установленной по результатам оценки выкупной цене 207300 рублей, однако собственники комнаты отказались от подписания соглашения о выкупе.

Доказательств, подтверждающих, что ФИО1 и ФИО2 предлагалось жилое помещение в порядке, установленном ст. 32 ЖК РФ, и они отказалась от реализации данного права, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах, поскольку жилой <адрес> в <адрес>, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, собственники аварийного помещения отказались от выкупа изымаемого жилого помещения, и поддержали свой выбор способа реализации жилищных прав в виде предоставления другого жилого помещения взамен аварийного, требование Клинцовской городской администрации об изъятии жилого помещения многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, путём выкупа - удовлетворению не подлежит.

Отсутствие финансовой возможности у Администрации приобрести равнозначное благоустроенное жилое помещение для ответчиков и отсутствие указанных помещений в муниципальной собственностине должно ставить в зависимость их право на получение равнозначного благоустроенного жилого помещения в рамках исполнения вышеуказанной адресной программы, носящей компенсационный характер и гарантирующий гражданам условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

ФИО1 и ФИО2 в качестве способа обеспечения их жилищных прав выбран вариант предоставления жилого помещения взамен изымаемого, соответственно, они имеют право на предоставление в равных долях в собственность благоустроенного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади жилому помещению, занимаемому ранее, которое должно отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

При таких обстоятельствах, требования истцов по встречному иску подлежат удовлетворению, соответственно на ответчика по встречному иску – Клинцовскую городскую администрацию должна быть возложена обязанность предоставить ФИО1 и ФИО2 в равных долях взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу:<адрес>, равнозначное благоустроенное жилое помещение жилой площадью не менее 10,9 кв.м., расположенное в чертег. <адрес>.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в подпункте "л" пункта 20 Постановления Пленума N 14 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).

Совокупность приведенных норм в их системном единстве предполагает, что изъятие жилого помещения, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, с предоставлением равноценного возмещения должно рассматриваться как один из способов прекращения права собственности. Одновременно изъятие жилого помещения и земельного участка представляет собой способ возникновения права собственности у соответствующего муниципального образования. Иной подход, при котором вопрос о правах оставался бы неразрешенным судом, приводил бы к ситуации неопределенности в отношении как субъекта права собственности на конкретное имущество, так и его правового режима.

На основании изложенного, право собственности ФИО1 и ФИО2 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> подлежит прекращению с признанием права собственности муниципального образования городской округ «<адрес>» на указанное жилое помещение.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Клинцовской городской администрации к ФИО1, ФИО2 об изъятии жилого помещения многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, путём выкупа – оставить без удовлетворения.

Встречное исковое заявление ФИО1, ФИО2 к Клинцовской городской администрации об обязании предоставления в собственность равнозначного благоустроенного жилого помещения – удовлетворить.

Обязать Клинцовскую городскую администрацию <адрес> предоставить в равных долях в собственность ФИО1, ФИО2 взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, равнозначное благоустроенное жилое помещение, жилой площадью не менее 10,9 кв.м., в черте <адрес>.

Прекратить право собственности ФИО1, ФИО2 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признать право собственности муниципального образования городской округ «<адрес>» на указанное жилое помещение.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в месячный срок с даты изготовления судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Клинцовский городской суд <адрес>.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.Н. Кобызь

2-25/2022 (2-1424/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Клинцовская городская администрация
Осадчая Елена Ивановна
Прокурор г.Клинцы
Осадчая Ксения Александровна
Ответчики
Клинцовская городская администрация
Осадчая Елена Ивановна
Осадчая Ксения Александровна
Другие
МО по Клинцовскому, Красногорскому и Гордеевскому района и г.Клинцы Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Брянской области
Фонд содействия реформированию ЖКХ
Министерство финансов в лице Управления Федерального казначейства по Брянской области
Комитет по управлению имуществом г.Клинцы
департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области
Департамент Финансов Брянской области
Финансовое управление Клинцовской городской администрации
Суд
Клинцовский городской суд Брянской области
Судья
Кобызь Евгения Николаевна
Дело на сайте суда
klyncovsky.brj.sudrf.ru
14.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.07.2021Передача материалов судье
19.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2021Подготовка дела (собеседование)
18.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2021Судебное заседание
06.10.2021Судебное заседание
11.11.2021Судебное заседание
06.12.2021Судебное заседание
24.12.2021Судебное заседание
27.01.2022Судебное заседание
21.02.2022Судебное заседание
18.03.2022Судебное заседание
26.04.2022Судебное заседание
29.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее