Дело № 12-79/2019
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
город Миасс 10 апреля 2019 года
Судья Миасского городского суда Челябинской области Сержантов Д.Е., при секретаре Тихоновой О.К.,
рассмотрев РІ помещении Миасского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Челябинской области РІ открытом судебном заседании жалобу общества СЃ ограниченной ответственностью В«РРєРѕ-Сервис» РЅР° постановление государственного инспектора Р Р¤ РІ области охраны окружающей среды РїРѕ Челябинской области главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора РїРѕ Челябинской области Мельникова Р’.РЎ. НОМЕРот 12 февраля 2019 РіРѕРґР° Рѕ назначении административного наказания РІ отношении общества СЃ ограниченной ответственностью В«РРєРѕ-Сервис» (юридический адрес Рё почтовый адрес: 456300, Челябинская область, Рі.Миасс, шоссе РўСѓСЂРіРѕСЏРєСЃРєРѕРµ, Рґ.2/1, каб.12-13, РРќРќ НОМЕР, РљРџРџ НОМЕР, ОГРН НОМЕР),
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Постановлением государственного инспектора Р Р¤ РІ области охраны окружающей среды РїРѕ Челябинской области главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора РїРѕ Челябинской области Мельникова Р’.РЎ. НОМЕРот 12 февраля 2019 РіРѕРґР° РћРћРћ В«РРєРѕ-Сервис» признано виновным РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного СЃС‚. 8.2 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, назначено наказание РІ РІРёРґРµ штрафа РІ размере 100 000 СЂСѓР±. (Р».Рґ. 8-15).
РќРµ согласившись СЃ указанным постановлением, РћРћРћ В«РРєРѕ-Сервис» обратилось РІ СЃСѓРґ СЃ жалобой, РІ которой РїСЂРѕСЃРёС‚ признать его незаконным Рё отменить, ссылаясь РЅР° то обстоятельство, что СЃРѕ стороны Управления Росприроднадзора имелись грубые нарушения требований Федерального закона РѕС‚ 26 декабря 2008 РіРѕРґР° в„– 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц Рё индивидуальных предпринимателей РїСЂРё осуществлении государственного контроля (надзора) Рё муниципального контроля». Р’ постановлении указано: дата выявления правонарушения 19 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2018 РіРѕРґР°, РЅР° основании информации РёР· прокуратуры Челябинской области (РІС…. НОМЕРот 03 декабря 2018 РіРѕРґР°) Рѕ результатах проверки объектов размещения твёрдых бытовых отходов, расположенных РІ Рі.Миассе, проведенной рабочей РіСЂСѓРїРїРѕР№ аппарата полномочного представителя Президента Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ Уральском федеральном РѕРєСЂСѓРіРµ, однако фактически, РІ Миасском РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРј РѕРєСЂСѓРіРµ 19 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2018 РіРѕРґР° проводилось выездное мероприятие аппарата полномочного представителя Президента Р Р¤ РІ Уральском федеральном РѕРєСЂСѓРіРµ СЃ посещением земельного участка «для складирования промышленных Рё твердых бытовых отходов РЅР° административной территории МГО» («Васильевская свалка»). Р’ день проведения мероприятия, представителями аппарата полномочного представителя Президента Р Р¤ РІ Уральском федеральном РѕРєСЂСѓРіРµ акт проверки Рё протокол РѕР± административном правонарушении РЅРµ составлялись, какие-либо документы РЅРµ запрашивались. РџРѕ мнению общества, Управление Росприроднадзора, РІ нарушение требований Закона в„– 294-ФЗ фактически провело внеплановую проверку РІ рамках выездного мероприятия без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), предусмотренные С‡. 1 СЃС‚. 14 Закона в„– 294-ФЗ, РІ нарушение С‡. 16 СЃС‚. 10 Закона в„–294-ФЗ, РІ том числе РћРћРћ В«РРєРѕ-Сервис» РЅРµ было уведомлено Рѕ проведении Управлением Росприроднадзора внеплановой проверки, никаких документов, фиксирующих наличие выявленных правонарушений РЅРµ составлялось. После проведения осмотра Васильевской свалки 19 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2019 РіРѕРґР° без запроса Рё проверки документов, незаконно ссылаться РІ протоколе РѕС‚ 28 декабря 2018 РіРѕРґР° РЅР° отсутствие Сѓ общества документов Рё экспертиз. РљСЂРѕРјРµ того, общество несогласно СЃ СЂСЏРґРѕРј указанных РІ протоколе Рё постановлении Рѕ назначении административного наказания нарушений РїРѕ существу.
Р’ судебном заседании защитники РћРћРћ В«РРєРѕ-Сервис» Гоглачева Р .Р’. Рё Лаврентьева Рў.Р›., действующие РЅР° основании доверенностей, жалобу поддержали, РїРѕ основаниям РІ ней изложенным.
Должностные лица Управления Росприроднадзора РїРѕ Челябинской области Генералов Р.Р’., РљСѓРЅРіСѓСЂРѕРІР° Рђ.Р’., Мельников Р’.РЎ. РІ судебном заседании против удовлетворения жалобы возражали, полагая оспариваемое постановление законным Рё обоснованным, указывая, что основанием для составления протокола РѕР± административном правонарушении послужила информация Рѕ результатах проведенной рабочей РіСЂСѓРїРїРѕР№ аппарата полномочного представителя Президента Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ Уральском федеральном РѕРєСЂСѓРіРµ проверки объектов размещения твёрдых бытовых отходов, расположенных РЅР° территории области. Непосредственно должностное лицо составившее протокол РѕР± административном правонарушении указанные нарушения РЅРµ фиксировало, каких – либо оснований РЅРµ доверять представленным сведениям Сѓ него РЅРµ имелось. РќРµ оспаривается факт отсутствия РІ протоколе указания РЅР° время допущенного нарушения Рё месте его выявления. Полагают, что какие – либо права Рё законные интересы юридического лица нарушены РЅРµ были.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
РР· протокола НОМЕРот 28 декабря 2018 РіРѕРґР° РѕР± административном правонарушении следует, что РІ Управление Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере природопользования (Росприроднадзор) РїРѕ Челябинской области РёР· прокуратуры Челябинской области поступила информация Рѕ результатах проведенной рабочей РіСЂСѓРїРїРѕР№ аппарата полномочного представителя Президента Р Р¤ РІ Уральском федеральном РѕРєСЂСѓРіРµ проверки объектов размещения твёрдых бытовых отходов, расположенных РІ Рі.Миасс (Р».Рґ. 16-20).
Факт проведения в отношении общества выездной проверки подтверждается письмом прокуратуры Челябинской области от 29 ноября 2018 года НОМЕР, из которого следует, что сведения о результатах проведённых выездных проверок направляются для рассмотрения и принятия мер согласно компетенции каждого ведомства (л.д. 42).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что фактически РІ отношении РћРћРћ В«РРєРѕ-Сервис» была проведена выездная внеплановая проверка, Рё выявленные нарушения послужили основанием для вынесения РІ отношении общества протокола РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном СЃС‚.8.2 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений статьи 1.5 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях обязанность представления доказательств Рѕ том, что РІ действиях физического, должностного или юридического лица имеются нарушения определенных РЅРѕСЂРј Рё правил, которые образуют состав административного правонарушения, возложена законом РЅР° орган или должностное лицо, которые приняли решение Рѕ привлечении Рє административной ответственности.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля установлен Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии с ч.4 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.5 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а», «б» и «г» п. 2, п. 2.1 ч. 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с ч.16 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в п.2 ч.2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах, что предусмотрено ст. 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора).
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
К грубым нарушениям относится, в частности, нарушение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля) (п. 4 ч. 2 ст. 20); ч. 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), ч. 12 ст. 9 и ч. 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) ст. 10 настоящего Федерального закона (п. 1 ч.2 ст.20); п. 2 ч. 2, ч. 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), ч. 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) ст. 10 настоящего Федерального закона (п. 2 ч.2 ст.20).
РЎСѓРґ соглашается СЃ доводами защитником РћРћРћ В«РРєРѕ-Сервис» Рѕ том, что РїСЂРё проведении проверки административным органом были допущены грубые нарушения.
Р’ частности, РёР· материалов дела следует, что 19 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2018 РіРѕРґР° рабочей РіСЂСѓРїРїРѕР№ аппарата полномочного представителя Президента Р Р¤ РІ Уральском федеральном РѕРєСЂСѓРіРµ была проведена проверка объектов размещения твёрдых бытовых отходов, расположенных РІ Рі.Миасс, РІ частности РІ отношении РћРћРћ В«РкоСервис». Сведений РѕР± уведомлении РћРћРћ В«РРєРѕ-Сервис» Рѕ дате Рё времени проведения проверки представленные материалы дела РѕР± административном правонарушении РЅРµ содержат. РЎ распоряжением Рѕ проведении внеплановой выездной проверки законный представитель юридического лица РћРћРћ В«РРєРѕ-Сервис» РЅРµ был ознакомлен, данных Рѕ направлении РєРѕРїРёРё вышеуказанных документов РІ адрес законного представителя юридического лица, либо Рѕ вручении РёС… последнему материалы дела РЅРµ содержат, акт РїРѕ результатам проведенной проверки РЅРµ составлялся.
Однако выявленные в результате проверки нарушения послужили основанием для вынесения в отношении общества протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесения постановления о назначении административного наказания.
Допущенные при проверке грубые нарушения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» влекут недействительность её результатов.
Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Кроме того, из разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 следует, что существенным недостатком протокола об административном правонарушении является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Принимая РІРѕ внимание, что РІ протоколе РѕР± административном правонарушении РѕС‚ 28 декабря 2018 РіРѕРґР° РІ отношении РћРћРћ В«РРєРѕ-Сервис» РїРѕ СЃС‚. 8.2 РљРѕРђРџ Р Р¤ отсутствовали сведения Рѕ месте Рё времени совершения административного правонарушения, указание которых является обязательным РІ силу требований С‡. 2 СЃС‚. 28.2 РљРѕРђРџ Р Р¤, что свидетельствует Рѕ том, что протокол РѕР± административном правонарушении составлен должностным лицом СЃ нарушением обязательных требований РљРѕРђРџ Р Р¤. Допущенные сотрудниками Управления Росприроднадзора РїРѕ Челябинской области процессуальные нарушения РїСЂРё составлении протокола РѕР± административном правонарушении являются существенными.
Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
На основании вышеизложенного, протокол об административном правонарушении НОМЕРот 28 декабря 2018 года дата подлежит признанию недопустимым доказательством по делу.
В соответствии с частями 3,4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление не может быть признано законным, обоснованным и в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит отмене с прекращением производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, суд
РЕШРР›:
Постановление государственного инспектора Р Р¤ РІ области охраны окружающей среды РїРѕ Челябинской области, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора РїРѕ Челябинской области Мельников Р’.РЎ. НОМЕРот 12 февраля 2019 РіРѕРґР°, РІ соответствии СЃ которым общество СЃ ограниченной ответственностью В«РРєРѕ-Сервис» привлечено Рє административной ответственности РїРѕ СЃС‚. 8.2 РљРѕРђРџ Р Р¤ РІ РІРёРґРµ штрафа РІ размере 100 000 рублей, отменить.
Производство РїРѕ данному делу РѕР± административном правонарушении РІ отношении общества СЃ ограниченной ответственностью В«РРєРѕ-Сервис» прекратить РЅР° основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ недоказанностью обстоятельств, РЅР° основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Миасский городской суд Челябинской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Сержантов Д.Е.