Дело № 2-856/2018
УИД №29RS0005-01-2018-001040-95
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 декабря 2018 года г.Архангельск
Исакогорский районный суд города Архангельска
в составе председательствующего судьи Костылевой Е.С.,
при секретаре Исуповой А.А.,
с участием заместителя Архангельского транспортного прокурора Смирнова Д.И.,
представителя третьего лица Северного УГМРН Ространснадзора - Нифонтова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Архангельского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Поморская судоверфь» об устранении нарушений требований законодательства,
у с т а н о в и л:
Заместитель Архангельского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с указанным иском к обществу с ограниченной ответственностью «Поморская судоверфь» (далее - ООО «Поморская судоверфь»), сославшись на то, что названное общество, являясь владельцем гребенчатого слипа, расположенного по адресу: г.Архангельск, ул.Центральная, д.2, литера 1, эксплуатирует его без проведения контрольно-инспекторского обследования и в отсутствие паспорта данного гидротехнического сооружения. В связи с этим просил возложить на ответчика обязанность провести контрольно инспекторское обследование вышеуказанного гидротехнического сооружения и разработать паспорт этого слипа в срок до 30 июня 2019 года.
В судебном заседании заместитель Архангельского транспортного прокурора Смирнов Д.И. иск поддержал по изложенным в нём основаниям в полном объёме.
Ответчик ООО «Поморская судоверфь», извещённый о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд своего представителя не направил. В предварительном судебном заседании представитель ответчика Попова К.О. с исковыми требованиями не согласилась, сославшись на то, что из-за противоправных действий посторонних лиц, которые в непосредственной близости от акватории ООО «Поморская судоверфь» в ночное время производят резку судов, указанные суда подводят, в том числе, используя акваторию, где расположен спорный слип, ответчик не может заключить договор с каким-либо подрядчиком на проведение обследования и составление паспорта, поскольку не может гарантировать безопасность водолазов при обследовании подводной части слипа.
Представитель третьего лица Северного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Северное УГМРН Ространснадзора) Нифонтов В.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснив, что Северным УГМРН Ространснадзора в адрес ответчика неоднократно выносились предписания о необходимости проведения контрольно-инспекторского обследования гребенчатого слипа и разработке паспорта вышеуказанного гидротехнического сооружения, однако ответчик данные предписания не выполнил до настоящего времени. Пояснил также, что действия посторонних лиц по резке судов не свидетельствуют о невозможности выполнения требований законодательства ответчиком. При этом отметил, что срок, указанный прокурором в иске, является достаточным.
Выслушав заместителя прокурора, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.4 ст.4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» портовые гидротехнические сооружения - это инженерно-технические сооружения (берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, а также подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ), расположенные на территории морского порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов.
В соответствии с приказом Минтранса России от 07.11.2017 N 475 «Об утверждении Перечня объектов инфраструктуры морского порта» к объектам инфраструктуры морского порта относятся, в том числе, пирсы, иные портовые гидротехнические сооружения.
В соответствии с пунктом 3.6.5 ГОСТ Р 54523-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния, утверждённого и введённого в действие Приказом Росстандарта от 25 ноября 2011 года № 600-СТ, слип - это сооружение для перемещения судно по наклонной плоскости и установки на стапельные площадки.
Пунктом 1 ч.1 ст.16 Федерального Закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что наряду с выполнением требований, установленных ч.2 ст.15 настоящего Федерального закона, операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов.
Постановлением Пправительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 620 утверждён Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта.
В соответствии с п.1 Технического регламента он устанавливает обязательные для соблюдения минимальные требования безопасности объектов морского транспорта, направленные на достижение целей, предусмотренных настоящим техническим регламентом.
Из п.2 Технического регламента следует, что он распространяется на объекты технического регулирования и связанные с требованиями к объектам технического регулирования процессы проектирования (включая изыскания для строительства), строительства, эксплуатации (включая вывод из эксплуатации и ремонт) и утилизации объектов технического регулирования.
В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» настоящий технический регламент применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов технического регулирования, от опасностей, источником которых может стать деятельность морского транспорта и связанная с ним инфраструктура (п.4 названного Регламента).
В силу п.183 Технического регламента эксплуатирующие организации объектов инфраструктуры морского транспорта должны обеспечить выполнение требований безопасности их эксплуатации, предусмотренных пунктами 184 - 198 настоящего технического регламента.
В соответствии с п.184 Технического регламента обеспечение безопасности эксплуатации объектов инфраструктуры морского транспорта должно осуществляться на основе выполнения следующих требований: а) разработка и ведение паспорта объекта инфраструктуры морского транспорта; б) установление и соблюдение режима эксплуатации с учетом вероятности возникновения затрудняющих производство работ неблагоприятных и опасных гидрометеорологических явлений, изменения режима работ или их прекращения при получении штормового предупреждения; в) ведение технического надзора за объектом инфраструктуры морского транспорта.
Согласно п.185 Технического регламента техническую эксплуатацию объекта инфраструктуры морского транспорта осуществляет его владелец.
В силу п.187 названного Регламента каждый объект инфраструктуры морского транспорта должен иметь технический паспорт сооружения и другие предусмотренные законодательством Российской Федерации документы.
Из п.195 Регламента следует, что режим эксплуатации объекта инфраструктуры морского транспорта должен соответствовать его назначению, проектным характеристикам и (или) фактическому техническому состоянию. При возникновении существенных изменений в техническом состоянии объекта инфраструктуры морского транспорта в целях обеспечения безопасной эксплуатации режим эксплуатации должен быть изменен. Изменение режима эксплуатации осуществляет аккредитованный испытательный центр после проведения обследования объекта инфраструктуры морского транспорта. Сведения об изменении режима эксплуатации помещаются в технический паспорт сооружения.
Согласно п.п.1.1.13, 1.2.3, 1.3.2, 1.3.7 «РД 31.35.10-86. Правила технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий», утверждённого Минморфлотом СССР 05.08.1987, техническая эксплуатация портовых сооружений включает: установление режима эксплуатации сооружений и надзор за его соблюдением; наблюдение за сооружениями и постоянное поддержание их в образцовом техническом состоянии; проведение мероприятий по противокоррозионной защите конструкций сооружений; вскрытие резервов несущей способности сооружений с целью повышения эффективности их использования (увеличение нагрузок, глубин, пропускной способности, улучшение условий эксплуатации и т.д.) с минимальными затратами на их усиление и переустройство; перспективное планирование и проектирование реконструкции и ремонта важнейших сооружений в сочетании и увязке с новым строительством; текущий и капитальный ремонт сооружений; составление и ведение паспорта порта и паспортов сооружений.
Техническое состояние и режим эксплуатации портовых сооружений и акваторий должны определяться путём регулярных технических осмотров; периодических технических осмотров; контрольно-инспекторских обследований; внеочередных обследований.
Контрольно-инспекторские обследования включают комплекс работ по изучению состояния портовых сооружений и всех их основных конструктивных элементов с применением различного рода инструментов и аппаратуры, путем взятия и исследования проб материалов, испытаний всего сооружения или его частей и т.п.
Контрольно-инспекторские обследования сооружений должны производиться комиссией, назначаемой приказом по пароходству, под председательством главного инженера предприятия и при участии проектной организации. Результаты контрольно-инспекторских обследований должны оформляться в виде отчетов.
Периодичность проведения контрольно-инспекторских обследований сооружений должна составлять 5 - 8 лет.
Как установлено в судебном заседании, ООО «Поморская судоверфь» на основании договоров аренды № ***** от 8 апреля 2015 года, № ***** от 15 июля 2017 года, заключённых с *****, является владельцем СЛИПА гребенчатого Г-300, инвентарный номер *****, расположенного по адресу: г.Архангельск, ул.Центральная, д.2, литера 1 (л.д.52-54, 55-56, 57).
На основании договора водопользования № ***** от 12 октября 2017 года, заключённого с Двинско-Печорским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов, ООО «Поморская судоверфь» приняло в пользование часть акватории реки Северная Двина (бассейна Белого моря) (л.д.58-59, 60, 61).
В 2015 году Северным УГМРН Ространснадзора проведена внеплановая проверка ООО «Поморская судоверфь», по результатам которой выявлен ряд нарушений, о чём составлен акт от 4 сентября 2015 года № *****.
На основании указанного акта ответчику выдано предписание от 4 сентября 2015 года об устранении выявленных нарушений, в том числе предписано провести контрольно-инспекторское обследование гидротехнического сооружения - СЛИПА гребенчатого Г-300, расположенного по адресу: г.Архангельск, ул.Центральная, д.2, литера 1, а также разработать и представить паспорт данного гидротехнического сооружения в срок до 21 декабря 2015 года (л.д.13-15).
В ходе проверки, проведённой Северным УГМРН Ространснадзора в отношении ответчика 25 июля 2016 года, установлено, что требование о проведении обследования и составлении паспорта слипа не исполнено, в этот же день выдано предписание об устранении данного нарушения в срок до 31 октября 2016 года (л.д.16-17, 18-19).
23 ноября 2016 года проведена аналогичная проверка, выявлено, что предписание от 25 июля 2016 года не исполнено, выдано предписание от 23 ноября 2016 года № *****, срок для устранения нарушения установлен до 31 июля 2017 года (л.д.20-21, 22-23).
Однако и в указанный срок предписание ответчиком исполнено не было, что выявлено в ходе проверки, проведённой Северным УГМРН Ространснадзора в августе 2017 года. ООО «Поморская судоверфь» вновь выдано предписание от 7 августа 2017 года, срок для устранения нарушений установлен до 27 ноября 2017 года (л.д.24, 25-26).
В июле 2018 года Северным УГМРН Ространснадзора проведена проверка ООО «Поморская судоверфь», выявлено, что предписание от 7 августа 2017 года не выполнено, выдано предписание от 19 июля 2018 года о проведении контрольно-инспекторского обследования слипа и составлении его паспорта в срок до 18 декабря 2018 года (л.д.10, 11, 12, 27-28, 29-30).
За невыполнение в установленные сроки предписаний от 4 сентября 2015 года, от 25 июля 2016 года, от 23 ноября 2016 года ООО «Поморская судоверфь» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ постановлениями мирового судьи судебного участка № 1 Исакогорского судебного района г.Архангельска от 30 сентября 2016 года, от 10 января 2017 года, от 22 сентября 2017 года, соответственно (л.д.31-32, 33-34, 35-36, 82-83, 84-85, 86).
9 августа 2018 года в отношении ООО «Поморская судоверфь» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ за невыполнение предписания от 7 августа 2017 года (л.д.37-38).
В связи с систематическим неисполнением требований, изложенных в предписаниях, Северное УГМРН Ространснадзора 23 августа 2018 года обратилось к Архангельскому транспортному прокурору с просьбой принять меры прокурорского реагирования в отношении ООО «Поморская судоверфь» (л.д.9).
На основании указанного обращения Архангельским транспортным прокурором принято решение 30 августа 2018 года о проведении проверки в отношении ответчика (л.д.41, 39, 40).
По результатам проверки выявлено, что ООО «Поморская судоверфь» не провело контрольно-инспекторское обследование и не разработало паспорт указанного гребенчатого слипа, о чём составлен соответствующий акт (л.д.76).
Изложенное подтверждается также сведениями, содержащимися в исковом заявлении (л.д.3-8), письменных объяснениях ООО «Поморская судоверфь» (л.д.42-44, 97-98), техническом и кадастровом паспортах на СЛИП гребенчатый Г-300 (л.д.45-49, 50-51), уставе ООО «Поморская судоверфь» (л.д.62-70), выписке из ЕГРЮЛ в отношении ответчика (л.д.74-75), фотографиях (л.д.99-103).
Оценив представленные доказательства в их совокупности, на основании установленных данных суд приходит к выводу, что ООО «Поморская судоверфь» в нарушение действующего законодательства, являясь владельцем гидротехнического гребенчатого слипа Г-300, инвентарный номер *****, расположенного по адресу: г.Архангельск, п.Турдеево, ул.Центральная, д.2, не провело контрольно-инспекторское обследование и не разработало паспорт данного гидротехнического сооружения.
Довод представителя ответчика о том, что обследование слипа и составление его паспорта не производится из-за неправомерных действий третьих лиц, осуществляющих резку судов и пользование акваторией, переданной ООО «Поморская судоверфь», судом не может быть принят, поскольку данное обстоятельство не является основанием для невыполнения ответчиком требований, установленных законом.
При этом, по мнению суда, при надлежащей организации проведения обследования (в том числе организации водолазных работ) ответчик имеет возможность исполнить требования законодательства. Неисполнение же, в свою очередь, создаёт угрозу жизни или здоровью людей.
В этой связи иск подлежит удовлетворению.
Определяя в соответствии со ст.206 ГПК РФ срок, в течение которого данные требования должны быть выполнены, суд, учитывая сезонность части работ (необходимость исследования части слипа, находящейся под водой, при определённом температурном режиме), полагает разумным и достаточным для исполнения решения суда срок до 30 июня 2019 года.
Поскольку прокурор обратился в суд в защиту прав неопределённого круга лиц, с ответчика на основании ст. 103 ГПК РФ в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 206 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск заместителя Архангельского транспортного прокурора, поданный в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Поморская судоверфь» удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Поморская судоверфь» провести контрольно инспекторское обследование гидротехнического сооружения -СЛИПА гребенчатого Г-300, инвентарный номер *****, расположенного по адресу: г.Архангельск, ул.Центральная, д.2, литера 1, в срок до 30 июня 2019 года.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Поморская судоверфь» разработать паспорт гидротехнического сооружения - СЛИПА гребенчатого Г-300, инвентарный номер *****, расположенного по адресу: г.Архангельск, ул.Центральная, д.2, литера 1, в срок до 30 июня 2019 года.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Поморская судоверфь» в доход бюджета государственную пошлину 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы и принесения представления через Исакогорский районный суд г.Архангельска.
Председательствующий подпись Е.С. Костылева