УИД 74RS0044-01-2023-000073-78
Дело № 2-91/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«16» марта 2023 года с.Чесма
Чесменский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Костенко Е.А.,
при секретаре Белобородовой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чесменского района Челябинской области в интересах Батталовой Фаины Газисовны, Батталовой Фариды Газисоны, Лукьяненко Дмитрия Владимировича, Суворова Александра Анатольевича, Якиной (Крыловой) Ирины Сергеевны, Мурзиной (Самратовой) Дины Владимировны, Ромахина Юрия Юрьевича, Кирик Анастасии Владимировны, Кирик Николая Владимировича, Буяновой (Батраковой) Ксении Андреевны, Пивоваровой (Карповой) Галины Владимировны, Михайленко (Постниковой) Татьяны Михайловны, Жамбаевой Динары Бахчановны, Ложкина Евгения Андреевича, Водолазовой Анастасии Геннадьевны, Бурон Сергея Александровича, Батраковой Светланы Андреевны, Булгакова Артема Евгеньевича, Новгородова Александра Сергеевича, Ерастовой (Ефимовой) Юлии Владимировны, Харитонова (Лучкина) Анатолия Николаевича к администрации Чесменского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности,
установил:
Прокурор Чесменского района Челябинской области (далее по тексту – прокурор) обратился в Чесменский районный суд с иском в интересах Батталовой Фаины Газисовны, Батталовой Фариды Газисоны, Лукьяненко Дмитрия Владимировича, Суворова Александра Анатольевича, Якиной (Крыловой) Ирины Сергеевны, Мурзиной (Самратовой) Дины Владимировны, Ромахина Юрия Юрьевича, Кирик Анастасии Владимировны, Кирик Николая Владимировича, Буяновой (Батраковой) Ксении Андреевны, Пивоваровой (Карповой) Галины Владимировны, Михайленко (Постниковой) Татьяны Михайловны, Жамбаевой Динары Бахчановны, Ложкина Евгения Андреевича, Водолазовой Анастасии Геннадьевны, Бурон Сергея Александровича, Батраковой Светланы Андреевны, Булгакова Артема Евгеньевича, Новгородова Александра Сергеевича, Ерастовой (Ефимовой) Юлии Владимировны, Харитонова (Лучкина) Анатолия Николаевича к администрации Чесменского муниципального района <адрес> (далее по тексту – администрация), Межведомственной комиссии на территории Чесменского муниципального района о возложении обязанности организовать проведение обследования специализированной организацией строительных конструкций жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, 2), 29 (<адрес>), 33 (<адрес>, 3), 38 (<адрес>, 2, 3), 39 (<адрес>, 3), 40 (<адрес>), 41 (<адрес>, 4), 42 (<адрес>, 4), 44 (<адрес>, 4), 45 (<адрес>, 2, 3, 4) Чесменского муниципального района <адрес>, с дальнейшим предоставлением заключения и документов, предусмотренных п. 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №) в Межведомственную комиссию для оценки соответствия жилых помещений установленным Положением требованиям и принять решение в порядке, предусмотренном п. 47 Положения.
В обоснование иска прокурор указал, что в муниципальной собственности имеются жилые помещения: <адрес>, 2), 29 (<адрес>), 33 (<адрес>, 3), 38 (<адрес>, 2, 3), 39 (<адрес>, 3), 40 (<адрес>), 41 (<адрес>, 4), 42 (<адрес>, 4), 44 (<адрес>, 4), 45 (<адрес>, 2, 3, 4). Указанные жилые помещения в виде квартир были переданы по договорам найма специализированного жилого помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ № СФ, ДД.ММ.ГГГГ № СФ, ДД.ММ.ГГГГ № СФ, ДД.ММ.ГГГГ № СФ, ДД.ММ.ГГГГ № СФ, ДД.ММ.ГГГГ № СФ, ДД.ММ.ГГГГ № СФ, ДД.ММ.ГГГГ № СФ, ДД.ММ.ГГГГ № СФ, ДД.ММ.ГГГГ № СФ, ДД.ММ.ГГГГ № СФ, ДД.ММ.ГГГГ № СФ, ДД.ММ.ГГГГ № СФ, ДД.ММ.ГГГГ № СФ, ДД.ММ.ГГГГ № СФ, ДД.ММ.ГГГГ № СФ, ДД.ММ.ГГГГ № СФ, ДД.ММ.ГГГГ № СФ, ДД.ММ.ГГГГ № СФ, ДД.ММ.ГГГГ № СФ, ДД.ММ.ГГГГ № СФ во владение и пользование Батталовой Фаине Газисовне, Батталовой Фариде Газисоне, Лукьяненко Дмитрию Владимировичу, Суворову Александру Анатольевичу, Якиной (Крыловой) Ирине Сергеевне, Мурзиной (Самратовой) Дине Владимировне, Ромахину Юрию Юрьевичу, Кирик Анастасии Владимировне, Кирик Николаю Владимировичу, Буяновой (Батраковой) Ксении Андреевне, Пивоваровой (Карповой) Галине Владимировне, Михайленко (Постниковой) Татьяне Михайловне, Жамбаевой Динаре Бахчановне, Ложкину Евгению Андреевичу, Водолазовой Анастасии Геннадьевне, Бурон Сергею Александровичу, Батраковой Светлане Андреевне, Булгакову Артему Евгеньевичу, Новгородову Александру Сергеевичу, Ерастовой (Ефимовой) Юлии Владимировне, Харитонову (Лучкину) Анатолию Николаевичу. От имени собственника жилья муниципального образования «Чесменский муниципальный район» выступало Управление экономики, недвижимости и предпринимательства Чесменского муниципального района. В соответствии с договорами найма специализированного жилого помещения, заключенными с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в период с 2014 по 2017 г.г., наймодатель обязался передать нанимателю свободное от прав иных лиц пригодное для проживание жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, являющееся благоустроенным применительно к условиям <адрес>. Однако детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставлено жилое помещение, не соответствующее санитарным и техническим нормам, не пригодное для проживания, в связи с чем, указанный договор необходимо расторгнуть. Выявленные неисправности и дефекты в состоянии жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>,2), 29 (<адрес>), 33 (<адрес>,3), 38 (<адрес>,2,3), 39 (<адрес>,3), 40 (<адрес>), 41 (<адрес>,4), 42 (<адрес>,4), 44 (<адрес>,4), 45 (<адрес>, 2, 3, 4) <адрес>, допущенные со стороны администрации Чесменского муниципального района, существенным образом нарушают условия договора о предоставлении благоустроенного и пригодного для проживания жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Прокурор Борисенков Д.А. в судебном заседании доводы по иску поддержал. Указал, что дети-сироты написали в прокуратуру района коллективное обращение. В данном обращении они указывают, что ранее обращались в администрацию района с целью проведения межведомственной комиссии для признания жилья непригодным для проживания. В признании жилья непригодным для проживания им было отказано. О том, что дома непригодны для проживания, администрации известно, в связи с тем, что возбуждены два уголовных дела в отношении Барановой и Стельмах, в которых проведены две экспертизы. Застройщики сказали о том, что все дома построены по одному проекту, из одних и тех же материалов, и являются абсолютно одинаковыми. Администрация, являясь собственником жилых помещений, до настоящего времени не обратилась в жилищную комиссию, не получила заключение специалиста о состоянии несущих конструкций, чем нарушаются права детей-сирот, в связи чем просил иск удовлетворить в полном объеме.
Истцы Пивоварова (Карпова) Г.В., Михайленко (Постникова) Т.М. в судебном заседании требования поддержали.
Истцы Батталова Ф.Г., Батталова Ф.Г., Лукьяненко Д.В., Суворов А.А., Якина (Крылова) И.С., Мурзина (Самратова) Д.В., Ромахин Ю.Ю., Кирик А.В., Кирик Н.В., Буянова (Батракова) К.А., Жамбаева Д.Б., Ложкин Е.А., Водолазова А.Г., Бурон С.А., Батракова С.А., Булгаков А.Е., Новгородов А.С., Ерастова (Ефимова) Ю.В., Харитонов (Лучкин) А.Н. в судебном заседании не участвовали, о времени и месте слушанья дела извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации Чесменского муниципального района Челябинской области Перункова Т.А., с требованиями была согласна.
Представитель ответчика межведомственной комиссии на территории Чесменского муниципального района, в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления экономики, недвижимости и предпринимательства Чесменского муниципального района, в судебном заседании не участвовал, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства социальных отношений Челябинской области в судебном заседании не участвовал, извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
При рассмотрении настоящего спора судом установлено, что жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>,2), 29 (<адрес>), 33 (<адрес>,3), 38 (<адрес>,2,3), 39 (<адрес>,3), 40 (<адрес>), 41 (<адрес>,4), 42 (<адрес>,4), 44 (<адрес>,4), 45 (<адрес>, 2, 3, 4) Чесменского муниципального района <адрес>, находятся в собственности Чесменского муниципального района <адрес> (л.д. 37-100).
С 2013 по 2015 год между Чесменским муниципальным районом в лице администрации Чесменского сельского поселения Чесменского муниципального района и Управления экономики, недвижимости и предпринимательства Чесменского муниципального района с одной стороны и Батталовой Фаины Газисовны, Батталовой Фариды Газисоны, Лукьяненко Дмитрия Владимировича, Суворова Александра Анатольевича, Якиной (Крыловой) Ирины Сергеевны, Мурзиной (Самратовой) Дины Владимировны, Ромахина Юрия Юрьевича, Кирик Анастасии Владимировны, Кирик Николая Владимировича, Буяновой (Батраковой) Ксении Андреевны, Пивоваровой (Карповой) Галины Владимировны, Михайленко (Постниковой) Татьяны Михайловны, Жамбаевой Динары Бахчановны, Ложкина Евгения Андреевича, Водолазовой Анастасии Геннадьевны, Бурон Сергея Александровича, Батраковой Светланы Андреевны, Булгакова Артема Евгеньевича, Новгородова Александра Сергеевича, Ерастовой (Ефимовой) Юлии Владимировны, Харитонова (Лучкина) Анатолия Николаевича с другой стороны, были заключены договоры социального найма.
Батталова Ф.Г., Батталова Ф.Г., Лукьяненко Д.В., Суворов А.А., Якина (Крылова) И.С., Мурзина (Самратова) Д.В., Ромахин Ю.Ю., Кирик А.В., Кирик Н.В., Буянова (Батракова) К.А., Пивоварова (Карпова) Г.В., Михайленко (Постникова) Т.М., Жамбаева Д.Б., Ложкин Е.А., Водолазова А.Г., Бурон С.А., Батракова С.А., Булгаков А.Е., Новгородов А.С., Ерастова (Ефимова) Ю.В., Харитонов (Лучкин) А.Н. по данным договорам выступали Нанимателями жилых помещений общей площадью 35,9 кв.м. по адресу: <адрес>,2), 29 (<адрес>), 33 (<адрес>,3), 38 (<адрес>,2,3), 39 (<адрес>,3), 40 (<адрес>), 41 (<адрес>,4), 42 (<адрес>,4), 44 (<адрес>,4), 45 (<адрес>, 2, 3, 4) Чесменского муниципального района <адрес> (л.д. 115-183).
Из текстов указанных договоров следует, что на Наймодателя возложены обязанности: передать Нанимателю свободное от прав иных лиц, пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиями; принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; заранее уведомлять Нанимателя о предстоящем капитальном ремонте; обеспечить своевременную подготовку жилого дома, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, к эксплуатации в зимний период. Наймодатель вправе требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги; требовать соблюдение правил пользования жилым помещением, обеспечения сохранности жилого помещения, поддержания жилого помещения в надлежащем состоянии, соблюдения прав и законных интересов соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований. Также Наймодатель вправе осуществлять другие права, предусмотренные действующим законодательством, содержащим условия социального найма жилых помещений (Раздел 3 условий договора – л.д.115-183).
В свою очередь Наниматель обязан: использовать жилое помещение по назначению и своевременно вносить за плату за пользование услуг; соблюдать правила пользования жилым помещением; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать в надлежащем состоянии помещение; проводить текущий ремонт жилого помещения; допускать в жилое помещение представителя Наймодателя для осмотра технического состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых работ; при обнаружении неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, немедленно принимать возможные меры к их устранению и в случае необходимости сообщать об указанных неисправностях Наймодателю или в соответствующую эксплуатирующую либо управляющую организацию (Раздел 2 условий договора – л.д. 115-183).
В обращении к <адрес> дети-сироты указывают, что Водолазова А.Г. обратилась в администрацию Чесменского муниципального района с целью проведения обследования представленных им жилых помещений в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, однако обследование до настоящего времени не было проведено, так как, по словам администрации Чесменского муниципального района, комиссия не может принять решение о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания без заключения юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций, по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным Положением требованиям (л.д. 113).
До настоящего времени оценка соответствия жилых помещений по адресу: <адрес>,<адрес>,<адрес> администрацией Чесменского муниципального района как собственником жилых помещений, в Порядке, установленной Постановлением Правительства № не проведена.
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ главе Чесменского муниципального района ФИО27 внесено представление № об устранении нарушений жилищного законодательства (л.д. 109-111).
По результатам рассмотрения представления администрацией дан ответ о невозможности принять решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, без проведения обследования специализированной организации строительных конструкций жилых помещений (л.д. 112).
Заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес> не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в соответствии с п.п. 10, 12, 15 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч.1 ст.5 технического регламента «О безопасности зданий и сооружений», п.п. 3.9, 4.1, 5.10, 8.1.1, 9.18 свода правил 54.13330.2011, раздела 3 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, п.7.4 свода правил 17.13330.2011, свода правил 23-101-2004. Указанные жилые помещения непригодны для постоянного проживания граждан (л.д. 207-218).
Заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что жилые помещения по адресу: <адрес> не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в соответствии с п.п. 10, 11, 12, 15, 21 Постановления Правительства Российской Федерации № (МДС 13-21.2007, ст.48 ГрК РФ, ч.1 ст.5, ст.7, ч.2 ст.15 ТР «О безопасности зданий и сооружений», п.п. 3.9, 4.1, 5.10, 8.1.1, 9.18 СП 54.13330.2011 раздела 3 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, п.7.4 СП 17.13330.2011, СП 23-101-2004. Указанные жилые помещения непригодны для постоянного проживания граждан (л.д. 184-206).
Из Устава Чесменского муниципального района <адрес>, принятого решением Собрания депутатов Чесменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тесту- Устав), следует, что муниципальный район объединяет в своем составе следующие муниципальные образования: 1) Березинское сельское поселение с административным центром в поселке Березинский с населенными пунктами: <адрес>; 2) Калиновское сельское поселение с административным центром в поселке Калиновский с населенными пунктами: <адрес>; 3) Новомирское сельское поселение с административным центром в поселке Новый Мир с населенным пунктом <адрес>; 4) Новоукраинское сельское поселение с административным центром в поселке Новоукраинский с населенными пунктами: <адрес>, поселок, Новоеткульский; 5) Редутовское сельское поселение с административным центром в поселке Редутово; 6) Светловское сельское поселение с административным центром в селе Светлое с населенными пунктами: <адрес>; 7) Тарасовское сельское поселение с административным центром в поселке Тарасовка с населенным пунктом <адрес>; 8) Тарутинское сельское поселение с административным центром в селе Тарутино с населенными пунктами: <адрес>; 9) Углицкое сельское поселение с административным центром в поселке Углицкий с населенными пунктами: <адрес>; 10) Цвиллингское сельское поселение с административным центром в поселке Цвиллинга с населенными пунктами: <адрес>; 11) Черноборское сельское поселение с административным центром в поселке Черноборский с населенным пунктом <адрес>; 12) Чесменское сельское поселение с административным центром в селе Чесма.
Согласно п.3 ч.1 ст. 5 Устава к вопросам местного значения муниципального района в том числе относится, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В целях исполнения Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» на территории Чесменского муниципального района создана межведомственная комиссия (л.д. 224-235).
16.02.2023 утверждено Положение о межведомственной комиссии для оценки и обследования помещений жилищного фонда Чесменского района Челябинской области в целях признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее по тесту – Положение о межведомственной комиссии) (л.д. 229-233).
Из пункта 1 раздела 1 Положения о межведомственной комиссии следует, что комиссии создается для проведения обследования жилых помещений граждан, относящихся к муниципальному или частному жилищному фонду и общего имущества в многоквартирных и частных домах, в которых проживают обследуемые, с целью оценки жилых помещений. Пунктом 3 раздела 1 установлено, что обследование проводиться на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина нанимателя.
Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище
Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти, органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации – далее ЖК РФ).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. 2 ЖК РФ).
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесены признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (п. 8 и п. 10 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ).
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (ч. 3 ст. 15 ЖК РФ).
Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», установлено, что действия настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии.
В соответствии с Положения межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном настоящим Положением.
Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения документы, предусмотренные Положением:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
В силу пункта 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Из приведенных положений законодательства следует, что надлежащее содержание муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также осуществление иных полномочий органов местного самоуправления, в том числе на осуществление безопасных условий проживания граждан, в соответствии с жилищным законодательством относится к полномочиям ответчика.
Из искового заявления следует, что в период с 2012 по 2016 г.г. администрацией района у застройщиков ФИО28, ФИО29 приобретено 66 жилых помещений, впоследствии предоставленных детям-сиротам.
Согласно показаниям застройщиков, все жилые помещения построены из аналогичных строительных материалов по единой технологии.
В ходе расследования уголовных дел выявлены аналогичные нарушения, что свидетельствует о том, что все 66 приобретенных администрацией Чесменского муниципального района жилых помещений имеют аналогичные недостатки и непригодны для проживания, о чем достоверно известно должностным лицам администрации Чесменского муниципального района.
Детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставлено жилое помещение, не соответствующее санитарным и техническим нормам, не пригодное для проживания, что установлено также апелляционным определением Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, которым удовлетворено 10 исковых заявлений прокурора <адрес> об обязании администрации Чесменского муниципального района, управления экономики и предпринимательства администрации Чесменского муниципального района расторгнуть договор найма специализированного жилого помещения, обеспечить детей-сирот отдельным благоустроенным помещением общей площадью не менее 18 кв.м., по договору найма специализированного жилого помещения, находящееся в границах Чесменского муниципального района.
В ходе судебного следствия по указанному гражданскому делу проведено две судебно-строительные экспертизы. Из заключения экспертов от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в квартирах: <адрес>,3, <адрес> вентиляции, конструкция цокольного перекрытия, конструкции стен, параметры микроклимата не соответствуют требованиям действующего законодательства, требованиям пожарной безопасности, тепловой защиты, строительным нормам и правилам.
Из заключений всех указанных экспертиз следует, что все 66 жилых помещений имеют аналогичные недостатки, возникшие в связи с нарушением технологии при их строительстве, а следовательно, имеются основания полагать, что жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, непригодны для проживания.
Администрация Чесменского муниципального района, являясь собственником указанных помещений, достоверно зная о выявленных недостатках жилых помещений, до настоящего времени не провела обследование указанных жилых помещений в порядке, установленном в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Из прямого толкования пункта 3 Положения межведомственной комиссии следует, что обследование проводится на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, а следовательно именно на администрацию Чесменского муниципального района <адрес> может быть возложена обязанность обратиться в межведомственную комиссию с соответствующим заявлением.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что свои публичные полномочия, а именно осуществление муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия органов местного самоуправления, в том числе на осуществление безопасных условий проживания граждан, ответчик надлежащим образом не исполняет.
Ввиду изложенного, и руководствуясь полномочиями межведомственной комиссии, суд полагает верным обязать ответчиков в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать проведение обследования специализированной организацией строительных конструкций жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес> Чесменского муниципального района <адрес>, с дальнейшим предоставлением заключения и документов, предусмотренных п. 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №) в Межведомственную комиссию для оценки соответствия жилых помещений установленным Положением требованиям и принять решение в порядке, предусмотренном п. 47 Положения.
Срок исполнения обязательств, заявленный истцом в исковых требованиях является реальным сроком, позволяющим исполнить возложенные судом обязанности. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения в заявленные сроки, ответчиком не представлено.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 45 ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №) ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 47 ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17.03.2023.