Дело № 2-6767/2024
УИД 50RS0001-01-2024-005790-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июля 2024 года г. Балашиха Московской области
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Богатыревой С.А.,
при секретаре Мазманян К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социального развития Московской области, Окружному управлению социального развития № 1 Министерства социального развития Московской области о признании права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения по месту фактического проживания,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области, Окружному управлению социального развития № 1 Министерства социального развития Московской области о признании незаконным отказ в предоставлении компенсации, расходов на оплату жилого помещения, признании права на предоставление мер социальной поддержки как ветерану боевых действий по месту фактического проживания, обязании предоставления компенсации с ДД.ММ.ГГГГ. Требования мотивированы тем, что истец проходит военную службу по контракту в войсковой части 3187. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ответчику предоставлена мера социальной поддержки по месту регистрации по адресу: <адрес>, мкр. Никольско-Архангельский, шоссе Энтузиастов, вл. 2/7, в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения по месту фактического проживания по адресу: <адрес>, мкр. Никольско-Архангельский, шоссе Энтузиастов, вл. 2, стр. 267, общ. 8, жилой блок № ответчику отказано на основании того, что адрес регистрации истца не совпадает с фактическим местом проживания. Истец и члены его семьи зарегистрированы по адресу воинской части: <адрес>, мкр. Никольско-Архангельский, шоссе Энтузиастов, вл. 2/7. Данная квартира является служебным жилым помещением и предоставлена истцу для проживания совместно с членами семьи по договору найма специализированного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без его участия.
Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области, Окружного управления социального развития № 1 Министерства социального развития Московской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, предоставил письменные возражения относительно исковых требований.
Третье лицо ФИО6 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом, просила о рассмотрении дела без ее участия.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Суд, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и установив нормы права, подлежащие применению в данном деле, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Федеральный закон «О ветеранах») ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1-4 п. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
Меры социальной поддержки, установленные ст.ст. 14-19, 21 Федерального закона «О ветеранах» и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 10).
В соответствии с положениями ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст.ст. 14-19, 21 закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Постановлением Правительства Московской области от 29.03.2022 г. № 299/12 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области (далее - Порядок предоставления мер социальной поддержки).
Из материалов дела следует, что истец проходит военную службу в войсковой части 3187 и имеет статус ветерана боевых действий (удостоверение БД №, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ).
Истцу в связи с прохождением военной службы предоставлена квартира по адресу: <адрес>, мкр. Никольско-Архангельский, шоссе Энтузиастов, вл. 2, стр. 267, общ. 8, жилой блок № на основании договора найма специализированного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ.
В указанное жилое помещение вместе с ним были вселены: жена – ФИО6, дочь – ФИО3
С момента предоставления жилого помещения семья истца проживает по указанному адресу, истец ежемесячно оплачивает коммунальные услуги за указанное жилое помещение. ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, посещает МБОУ г.о. Балашиха «Средняя общеобразовательная школа № им. генерала-лейтенанта ФИО4» по адресу: <адрес>, мкр. Дзержинского, <адрес>.
В силу Федерального закона «О ветеранах» истец имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 названного закона.
При указанных обстоятельствах истец имеет право на предоставление ему такой меры социальной поддержки, как оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, которая предусмотрена пп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», в том числе, на оплату указанного выше жилого помещения.
Истец обратился в Министерство социального развития Московской области в лице Окружного управления социального развития № 1 Министерства социального развития Московской области с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки как ветерану боевых действий, предусмотренных пп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах».
Решением Министерства социального развития Московской области в лице Окружного управления социального развития № 1 Министерства социального развития Московской области от 26.02.2024 года истцу предоставлена мера социальной поддержки по адресу регистрации: Московская область, г. Балашиха, мкр. Никольско-Архангельский, шоссе Энтузиастов, вл. 2/7.
Вместе с этим данные обстоятельства сами по себе не являются основанием для отказа в предоставлении истцу той меры социальной поддержки, за получением которой он обратился к ответчику.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ.
Статьей 2 названного Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 установлено, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 3 названного выше Закона в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
На основании п. 23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 713, регистрация военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, не обеспеченных жилыми помещениями в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части (организации, учреждения, органы), или в близлежащих населенных пунктах, и проживающих совместно с ними членов их семей до получения жилых помещений, в том числе служебных жилых помещений, жилых помещений в общежитиях, по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по месту жительства осуществляется по их желанию по адресам воинских частей (организаций, учреждений, органов), в которых указанные военнослужащие-граждане проходят военную службу, на основании заявления установленной формы о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность.
Таким образом, с учетом положений приведенного федерального законодательства, а также принимая во внимание, что истец и члены его семьи фактически проживают по адресу: <адрес>, мкр. Никольско-Архангельский, шоссе Энтузиастов, вл. 2, стр. 267, общ. 8, жилой блок № на основании заключенного в установленном законом порядке договора найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, истец и совместно проживающие с ним члены семьи не могут быть лишены предоставленного им положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» права на получение мер социальной поддержки, предоставляемых ветеранам боевых действий и членам их семей, только по причине отсутствия регистрации по месту фактического проживания.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца и предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, мкр. Никольско-Архангельский, шоссе Энтузиастов, вл. 2, стр. 267, общ. 8, жилой блок №, по изложенным выше основаниям.
Согласно Постановлению Правительства МО от 29.03.2022 г. N 299/12 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области" компенсация назначается с месяца наступления права на ее назначение, но не более чем за два месяца до подачи заявления.
Право на компенсацию у истца возникло с 18.01.2024 года, с заявлением о предоставлении компенсации истец обратился 15.02.2024 года, следовательно, компенсация подлежит предоставлению ему с 01.01.2024 года.
Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами истца в части признания незаконным отказа ответчика в назначении ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения, поскольку у ответчика не имелось правовых оснований для вывода о постоянном проживании истца по месту пребывания по представленным документам. Министерство социального развития Московской области не наделено правом устанавливать факты, имеющие юридическое значение.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ № ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░. 5 ░. 1 ░░. 16 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № 5-░░ «░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░. ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░. 2, ░░░. 267, ░░░. 8, ░░░░░ ░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ 4603 424826, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 5 ░. 1 ░░. 16 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № 5-░░ «░ ░░░░░░░░░», ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50% ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░. ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░. 2, ░░░. 267, ░░░. 8, ░░░░░ ░░░░ № ░ ░░.░░.░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░