Дело №
Уникальный идентификатор дела 44RS0№-20
Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р• Рќ Р Р•
29 апреля 2021 года <адрес>
Второй кассационный СЃСѓРґ общей юрисдикции РІ составе СЃСѓРґСЊРё Р¤РРћ2, рассмотрев кассационную жалобу Р¤РРћ1 РЅР° определение Свердловского районного СЃСѓРґР° <адрес> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рё апелляционное определение Костромского областного СЃСѓРґР° РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ заявлению ФКУ «Военный комиссариат <адрес>В» РѕР± изменении СЃРїРѕСЃРѕР±Р° Рё РїРѕСЂСЏРґРєР° исполнения решения СЃСѓРґР° (номер материала, присвоенный СЃСѓРґРѕРј первой инстанции, 13-1014/2020),
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Вступившим РІ законную силу решением Свердловского районного СЃСѓРґР° <адрес> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ удовлетворены исковые требования Р¤РРћ1
РЎ Военного комиссариата <адрес> РІ пользу Р¤РРћ1 взыскана задолженность РїРѕ выплате ежемесячной денежной компенсации РІ возмещение вреда, причиненного Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, Р·Р° период СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ размере 19 221,87 СЂСѓР±.
РќР° Военный комиссариат <адрес> возложена обязанность выплачивать Р¤РРћ1 ежемесячную денежную компенсацию РІ возмещение вреда, причиненного Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, начиная СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ размере 13 001,70 СЂСѓР±. СЃ дальнейшей индексацией РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ.
ДД.РњРњ.ГГГГ ФКУ «Военный комиссариат <адрес>В» обратилось РІ СЃСѓРґ заявлением РѕР± изменении РїРѕСЂСЏРґРєР° Рё СЃРїРѕСЃРѕР±Р° исполнения вышеуказанного решения СЃСѓРґР°, указав, что индексация определенной СЃСѓРґРѕРј денежной СЃСѓРјРјС‹ осуществляется Военным комиссариатом <адрес> РІ соответствии СЃ Постановлениями Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. РџСЂРё этом выплачиваемая Р¤РРћ1 индексируемая СЃСѓРјРјР° данной компенсации составляет 20 001,83 СЂСѓР±., РІ то время как РІ соответствии СЃ Постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации выплата РїРѕ второй РіСЂСѓРїРїРµ инвалидности составляет 10 144,84 СЂСѓР±. Данное обстоятельство влечет Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ необоснованную дифференциацию РІ сфере социальной защиты лиц, относящейся Рє той Р¶Рµ категории граждан, что несовместимо СЃ конституционными принципами равенства Рё справедливости. Р’ этой СЃРІСЏР·Рё заявитель РїСЂРѕСЃРёР» СЃСѓРґ изменить РїРѕСЂСЏРґРѕРє Рё СЃРїРѕСЃРѕР± исполнения решения СЃСѓРґР°, применив новый механизм индексации ежемесячной денежной компенсации РІ возмещение вреда Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ, то есть РЅРµ производить индексацию СЃСѓРјРјС‹ возмещения вреда Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ 20 001,83 СЂСѓР±. Р¤РРћ1, РїРѕРєР° РІ 2020 Рі. Рё последующих годах установленная Законом СЃСѓРјРјР° (РІ настоящее время для данной категории инвалидов 10 144,85 СЂСѓР±.) РЅРµ достигнет (превысит) СЃСѓРјРјС‹, выплачиваемой РІ настоящее время Р¤РРћ1
Определением Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Костромского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, заявление ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» удовлетворено.
Рзменен СЃРїРѕСЃРѕР± Рё РїРѕСЂСЏРґРѕРє исполнения решения Свердловского районного СЃСѓРґР° <адрес> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ гражданскому делу в„– РІ части установленной решением обязанности ФКУ «Военный комиссариат <адрес>В» осуществлять индексацию ежемесячной денежной компенсации РІ возмещение вреда, причиненного Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ, РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёРјРѕР№ Р¤РРћ1 РЅР° основании Закона Р Р¤ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ», СЃ возложением РЅР° ФКУ «Военный комиссариат <адрес>В» обязанности осуществлять данную индексацию СЃ даты, РєРѕРіРґР° размер такой выплаты будет равен СЃСѓРјРјРµ, подлежащей выплате РІ счет такой компенсации РїРѕ Постановлению Правительства Р Р¤.
Р’ кассационной жалобе Р¤РРћ1, поданной РІРѕ Второй кассационный СЃСѓРґ общей юрисдикции, ставится РІРѕРїСЂРѕСЃ РѕР± отмене определения Свердловского районного СЃСѓРґР° <адрес> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рё апелляционного определения Костромского областного СЃСѓРґР° РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, как незаконных.
В соответствии с ч. 10 ст. 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Согласно ст. 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Второй кассационный суд общей юрисдикции приходит к следующему.
Положениями ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ст. 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления, вопрос об изменении способа и порядка исполнения.
По смыслу приведенных норм права изменение способа и порядка исполнения судебных актов возможны лишь при наличии обстоятельств, препятствующих их исполнению тем способом и в том порядке, которые установлены первоначально в судебном постановлении.
При этом изменение способа и порядка исполнения является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения, с учетом конкретных обстоятельств дела, а также интересов всех участников производства, при этом изменение решения суда по существу не допускается.
Удовлетворяя заявление ФКУ «Военный комиссариат <адрес>В» РѕР± изменении СЃРїРѕСЃРѕР±Р° Рё РїРѕСЂСЏРґРєР° исполнения решения СЃСѓРґР°, СЃСѓРґ первой инстанции (СЃ которым согласился СЃСѓРґ апелляционной инстанции) руководствовался положениями Закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ», СЃС‚. СЃС‚. 203, 434 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, правовой позицией Конституционного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, изложенной РІ Определении РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-Рћ, Рё РёСЃС…РѕРґРёР» РёР· того, что РІ настоящий момент размеры выплачиваемых Р¤РРћ1 РЅР° основании решения СЃСѓРґР° компенсационных выплат значительно превышают размеры соответствующих выплат СЃ учетом индексации, произведенной РІ установленном Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕСЂСЏРґРєРµ, что свидетельствует Рѕ неравном положении истца РІ сравнении СЃ иными лицами, которым военный комиссариат РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёС‚ такие компенсационные выплаты самостоятельно РЅР° основании соответствующего постановления Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Между тем, обстоятельств, препятствующих исполнению судебного постановления или затрудняющих его исполнение тем способом и в том порядке, которые установлены первоначально в судебном постановлении. судом первой инстанции в обоснование своего вывода об удовлетворении заявления ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» не приведено.
Указание судом первой инстанции на прекращение индексации присужденных истцу сумм фактически изменяет содержание вступившего в законную силу судебного постановления об индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью истца, в установленном законом порядке, что недопустимо.
Суд первой инстанции также не принял во внимание, что согласно разъяснениям п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», если после вынесения решения суда механизм индексации ежемесячных сумм возмещения вреда, определенный в решении, был изменен в законодательном порядке, то это обстоятельство не является основанием для отмены решения, поскольку не влияет на его существо (не изменяет размер возмещения вреда, определенного судом к взысканию, а лишь отражает номинальный рост взысканных сумм в связи с инфляционными процессами). В указанном случае суд, рассмотревший дело, по заявлению участвующих в деле лиц вправе в соответствии со ст. 203 ГПК РФ изменить порядок исполнения этого решения, применив новый механизм индексации.
РР· буквального смысла названного положения следует, что РѕРЅРѕ раскрывает возможность изменения РїРѕСЂСЏРґРєР° исполнения решения СЃСѓРґР° РІ случае изменения механизма индексации.
Суд первой инстанции не учел, что в решении от ДД.ММ.ГГГГ суд постановил применять индексацию согласно действующего законодательства, и размер получаемой взыскателем в настоящее время ежемесячной компенсации зависит не от порядка (механизма) ее индексации, а от первоначально установленного ее размера, который не может быть изменен в рамках рассмотрения заявления об изменении порядка и способа исполнения решения.
Суд апелляционной инстанции применительно к положениям абзаца второго части 1 и 2 статьи 327, части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениям пунктов 21, 22, 24, 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» допущенные судом первой инстанции нарушения не устранил.
В то время как из приведенных норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что суд апелляционной инстанции должен исправлять ошибки, допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела, поэтому он наделен полномочиями по повторному рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных законом для производства в суде апелляционной инстанции.
При таких данных вывод судебных инстанций о наличии оснований для изменения способа и порядка исполнения решения Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признан законным и обоснованным.
Ввиду изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить апелляционное определение Костромского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ и направить заявление на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь ч. 10 ст. 379?, ст.ст. 379?, 379?, 390, 390? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Второй кассационный суд общей юрисдикции
определил:
Апелляционное определение Костромского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Заявление ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» об изменении способа и порядка исполнения решения Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции – Костромской областной суд.
РЎСѓРґСЊСЏ Р¤РРћ2