Судья Нувахова О.А. Изготовлено 15.11.2023г.
Дело № 33-5183/2023
УИД 76 RS0014-01-2022-004724-65
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ярославль
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего Равинской О.А.,
судей Кутузова М.Ю., Фоминой Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Степановой О.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кутузова М.Ю.
27 октября 2023 года
дело по апелляционной жалобе Волкова Евгения Юрьевича на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 24 апреля 2023 года, которым постановлено:
«Исковые требования Волкова Евгения Юрьевича (ИНН №) к Правительству Ярославской области (ИНН №), Департаменту финансов Ярославской области (№), Департаменту охраны объектов культурного наследия Ярославской области (№) оставить без удовлетворения».
По делу установлено:
Волков Е.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к Правительству Ярославской области, Департаменту финансов Ярославской области, Департаменту охраны объектов культурного наследия Ярославской области, в котором просил взыскать с ответчиков убытки в размере 61 950 рублей, причиненные в результате ограничения прав на земельный участок, расходы по уплате госпошлины.
В обоснование исковых требований указал, что в декабре 2019 года приобрел земельные участки с кадастровыми номерами №, общей площадью 1 га, расположенные по адресу: <адрес>. Согласно Градостроительному плану земельного участка (ГПЗУ), основными видами разрешенного использования указанных земельных участков являлись «отдельно стоящие односемейные иди двухсемейные дома с земельными участками», «ведение личного подсобного хозяйства», «гаражи индивидуальные», «бани». То есть на земельных участках было разрешено строительство жилых домов и объектов капитального строительства. На земельном участке с кадастровым номером № истец намеревался построить жилой дом, в связи с чем им были предприняты меры: произведена расчистка этого участка, по заказу изготовлен проект дома, оплачены технические условия по электричеству. Однако Постановлением Правительства Ярославской области от 03.09.2020 г. №711-п в отношении данного земельного участка с кадастровым номером № введены ограничения, запрещено строительство объектов капитального строительства, ограничена хозяйственная деятельность, капитальный ремонт и реконструкция объектов капитального строительства и их частей в целях сохранения и восстановления композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта, запрещено проведение работ, приводящих в изменению ландшафта. Таким образом, в связи с принятием указанного Постановления Правительства Ярославской области на земельном участке истца запрещено какое-либо строительство, в соответствии с ГПЗУ от 12.12.2020 г. земельный участок расположен в зоне охраняемого природного ландшафта, что привело к ограничению прав истца как собственника земельного участка. В связи с наложенным на земельный участок ограничением истцу причинены убытки в виде расходов по оплате технического присоединения к электричеству в размере 550 рублей, оплата по договору проектирования дома 40 000 рублей, оплата расчистки земельного участка – 21 400 рублей.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент финансов Ярославской области, Министерство культуры Российской Федерации, ООО ПСБ «Архитектура ветра», Министерство финансов Российской Федерации, в качестве третьих лиц привлечены администрация Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района, Департамент лесного хозяйства Ярославской области, Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Волкова Е.Ю. ставится вопрос об отмене решения суда, принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Доводы апелляционной жалобы сводятся к несоответствию выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильному применению норм права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела департамент финансов Ярославской области, Министерство культуры РФ, Министерство финансов РФ, ООО ПСБ «Архитектура ветра», администрация Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области, департамент лесного хозяйства Ярославской области, администрация Ярославского муниципального района Ярославской области, о причинах неявки суду не сообщили.
Судебная коллегия, руководствуясь статьей 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, обсудив их, заслушав в поддержание доводов жалобы Волкова Е.Ю. и его представителя по доверенности Каргалова А.С., возражения относительно доводов жалобы представителя государственной службы по охране объектов культурного наследия Ярославской области в лице руководителя Рожковой А.С., представителя Правительства Ярославской области по доверенности Лысовой К.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что с принятием ответчиком Постановления Правительства Ярославской области № 711-п от 03.09.2020 какие-либо новые ограничения, которые не были предусмотрены решением исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 № 362 «Об утверждении зон охраны Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха», в отношении земельного участка с кадастровым номером № для истца не возникли; принадлежащий истцу земельный участок на момент его приобретения Волковым Е.Ю., располагался в границах территории зоны охраны объектов культурного наследия, в отношении которого законодательством были установлены особые требования и ограничения, и поэтому последующее установление защитной зоны объекта культурного наследия не привело к нарушению прав и законных интересов истца.
С данным выводом суда судебная коллегия соглашается, считает его правильным, основанным на материалах дела и законе.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях из защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта (п. 1 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ).
В силу п. 2 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2016г. № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и статью 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», решения об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, принятые в соответствии с законодательством РСФСР и Российской Федерации до дня вступления в силу этого закона, признаются действующими.
Согласно п. 8 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», до 01.01.2022г. зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия решения.
В силу пунктов 9, 10 указанной статьи, в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности. Зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона).
Указом Президента РФ от 20.02.1995 № 176 Государственный литературно - мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова «Карабиха» в с.Карабиха Ярославского района Ярославской области включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Решением исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 № 362 были утверждены зоны охраны государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А.Некрасова «Карабиха», которые содержат текстовое и графическое описание границ данных зон и режимы использования земель.
В соответствии с Законом РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (действовавшим до вступления в силу Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках, истории и культуры) народов Российской Федерации» (пункт 2 статьи 62) памятники истории и культуры подлежали государственной охране.
Согласно статье 33 Закона РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры» в целях обеспечения охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства устанавливаются охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Союза ССР и РСФСР. Проекты районной планировки, генеральные планы городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов, проекты детальной планировки и застройки должны предусматривать охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта.
Согласно статье 35 названного Закона РСФСР в пределах охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта запрещается производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения соответствующих органов охраны памятников СССР или РСФСР. В пределах зон охраны памятников истории и культуры республиканского и местного значения производство указанных работ и хозяйственная деятельность запрещаются без разрешения Министерства культуры РСФСР.
В соответствии с пунктом 5 статьи 63 Федерального закона № 73-ФЗ зоны охраны памятников истории и культуры, установленные в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации, вокруг памятников истории и культуры республиканского и местного значения, отнесены соответственно к зонам охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения.
Поскольку зоны охраны были утверждены решением уполномоченного исполнительного органа государственной власти – решением Исполкома Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989г. № 362, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на момент принятия указанного решения, а также содержали описание местоположения границ зон охраны в текстовой и графической форме, то в силу положений Федерального закона от 03.08.2018г. № 342-ФЗ утвержденные решением исполкома Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989г. № 362 зоны охраны считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со ст. 106 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 64 Федерального закона № 73-ФЗ памятники истории и культуры государственного значения, республиканского значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации, отнесены к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр), с последующей регистрацией данных объектов в Реестре в соответствии с требованиями Закона № 73-ФЗ.
Приказом Минкультуры России от 01.12.2020 № 141308-р Объект культурного наследия федерального значения «Усадьба-музей Некрасова Николая Алексеевича» зарегистрирован в Реестре с присвоением ему регистрационного номера 761421323440006.
Статьей 9.1 Закона № 73-ФЗ установлено, что полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.09.2009 № 759-р, переданы для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, в данном случае - Департаменту охраны объектов культурного наследия Ярославской области.
Из дела следует, что истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, площадью 3 000 кв.м., по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от 27.11.2018г.
Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес>, в соответствии с постановлением Правительства ЯО от 03.09.2020 года № 711-п «Об утверждении границ объединенных зон охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон» расположен в границах единой зоны охраняемого природного ландшафта – участок ЗОПЛ (7).
Режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах единой зоны охраняемого природного ландшафта установлены пунктами 15-17 раздела 3 Проекта объединенных зон охраны, согласно которым в границах территории единой зоны охраняемого природного ландшафта запрещается строительство объектов капитального строительства, проведение работ, приводящих к изменению ландшафта, разрешается проведение работ по регенерации ландшафта, благоустройству и озеленению.
Пунктом 4 постановления Правительства ЯО № 711-п признано недействующим решение исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 года № 362 «Об утверждении зон охраны Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха».
В соответствии с зонами охраны Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха», утвержденными решением исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 № 362, территориально земельный участок с кадастровым номером № также располагался в границах зоны охраняемого ландшафта, на территории которой по условиям режима имелись ограничения и запрет на производство строительных работ, включая строительство жилых объектов.
С учетом перечисленных положений законодательства, представленных доказательств, суд правильно установил, что с принятием постановления Правительства ЯО №711-п от 03.09.2020г. какие-либо новые ограничения, которые не были предусмотрены решением исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 № 362 «Об утверждении зон охраны Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А.Некрасова «Карабиха», для истца, как собственника участка, не возникли. С учетом этого, оснований для возмещения убытков по смыслу ст.15 ГК РФ, ст.57.1 ЗК РФ не имеется.
Проверяя доводы апелляционной жалобы истца Волкова Е.Ю. о том, что по состоянию на 1989г. спорный земельный участок не входил в массив природного ландшафта охранной зоны Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А.Некрасова «Карабиха», судебной коллегией установлено следующее.
Из решения исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 № 362 следует, что институтом «Спецпроектреставрация» объединения «Росреставрация» Министерства культуры РСФСР был выполнен(в 1988г.), согласован в установленном порядке с Министерством культуры РСФСР и Центральным Советом ВООПиК проектный план, содержанием которого явились утвержденные указанным решением зоны охраны государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха» в соответствии с прилагаемыми проектными планами. Исходя из проектного плана юго-западного региона, граница зоны охраняемого ландшафта на востоке(т.1 л.д.45) проходит по кромке леса до деревни Петровское, по западной границе приусадебных участков деревни, по бровке оврага, по восточным границам кварталов ГЛФ №23, 25, 27, 30, 31.
В 2018г. в рамках проведенной государственной историко-культурной экспертизы проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия федерального значения «Усадьба-музей Некрасова Н.А.», «усадьба Некрасова Н.А. нач. 20 века», «Школа, построенная на средства Н.А. Некрасова 1871-1872 г.г.», «Усадьба А.С. Некрасова, где жил поэт Н.А. Некрасов в детские годы (1824-1832), первая пол. 20 века», разработанного ООО «Архитектура Ветра» по заказу ООО «Веб-индустрия» по согласованию с администрацией Ярославского муниципального района проводился анализ изменений градостроительной деятельности на территории зон охраны, утвержденных на основании проекта зон охраны(ПЗО) 1988г.
Указанный проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия был выполнен ООО «Архитектура Ветра» на основании действующего на тот момент проекта зон охраны Государственного литературно-мемориального музея-заповедника музея-усадьбы Н.А. Некрасова «Карабиха», разработанного в 1988г. и утвержденного решением исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 № 362.
В процессе разработки настоящего проекта группой специалистов ООО «Архитектура Ветра» была восстановлена по проектному описанию «ПЗО-88» действительная граница зоны охраняемого ландшафта.
При разработке проекта зон объектов культурного наследия, граница зоны охраняемого природного ландшафта, установленная решением Яроблисполкома от 22.09.1989 №362, была нанесена на историко-культурный опорный план объектов культурного наследия на основании графической схемы ИКОП ПЗО-89, описательной части границы зоны в результате натурных исследований на местности.
Согласно этой схеме земельный участок с кадастровым номером № располагался в границах зоны охраняемого природного ландшафта, установленной решением исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989г. №362.
Установленные ООО «Архитектура Ветра» в проекте объединенной зоны охраны объектов культурного наследия сведения подтвердил и допрошенный в суде апелляционной инстанции в качестве свидетеля сотрудник ООО «Архитектура Ветра» ФИО1., который указал, что он участвовал в разработке опорного плана, на который были нанесены границы зоны охраняемого природного ландшафта по Проекту зон охраны 1988 года, утвержденному решением исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 № 362. При разработке проекта руководствовались картой градостроительного зонирования, действующими правилами застройки, сопоставляли описательную, графическую части проекта зон охраны с фактическим ландшафтом на местности. При определении границ зоны по решению от 1989 года было установлено, что не по всем участкам описательная часть границы совпадала с графической, как, в частности при проверке описания восточной границы не был обнаружен овраг на местности; в этом случае исходили из историко-культурных признаков и природного ландшафта местности. Кадастровые границы участков носили справочный характер. Специалисты организации исследовали состояние среды, которая имела отношение к жизни поэта Некрасова, охранная зона должна была обладать ценными ландшафтными признаками. Таким образом и была определена граница проекта зон охраны по решению от 1989 года в восточной части, где располагается в настоящее время земельный участок истца. Спорная территория обладала такими ландшафтными характеристиками: это открытое место перед лесом, ровная местность по кромке леса, между лесными участками, в этой части и располагается участок истца. По состоянию на 2018г. видно, что ландшафт западнее деревни Шепелево не имел застройки. При этом, свидетелю не требовались и не имели определяющего значения карты, схемы лесных кварталов с координатами лесных участков, а также данные кадастрового учета земельных участков, поставленных на учет на период проведения исследования сотрудниками ООО «Архитектура Ветра».
Участие ФИО1 в разработке проекта ООО «Архитектура Ветра» в качестве руководителя авторского коллектива подтверждено в Акте государственной историко-культурной экспертизы проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия федерального значения «Усадьба – музей Некрасова Николая Алексеевича»(Ярославская область Ярославский район д.Карабиха), «Усадьба Некрасова Н.А. нач. ХХ в.»(<адрес>) – музейный юго-западный регион, от 21.07.2019г.(т.2 л.д.63). Показания свидетеля ФИО1., непосредственно принимавшего участие в историко-культурном исследовании, непротиворечивы, последовательны, раскрывают признаки и особенности, по которым проводилось исследование и формировалась графическая часть опорного плана, в связи с чем принимаются судебной коллегией.
Таким образом, исходя из представленного историко-культурного опорного плана объектов культурного наследия ООО «Архитектура Ветра», содержание которого подтверждено в судебном заседании показаниями свидетеля ФИО1., достоверно следует, что участок истца располагался в пределах зоны охраняемого ландшафта на момент утверждения проекта зон охраны 1988 года решением Исполкома Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989г. № 362, так и на момент принятия постановления Правительства ЯО №711-п от 03.09.2020г., на территории которого по условиям режима ограничений запрещалось производство строительных работ, включая строительство жилых объектов.
Поскольку с принятием Постановления Правительства Ярославской области № 711-п от 03.09.2020 какие-либо новые ограничения, которые не были предусмотрены решением исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 № 362 в отношении земельного участка с кадастровым номером № для истца не возникли, заявленные истцом действия не привели к нарушению его прав и законных интересов.
Утверждения стороны истца об обратном, а также ссылки на заключение кадастрового инженера ФИО2. от 01.07.2022г. о расположении участка с кадастровым номером № за пределами зоны охраняемого ландшафта 1989 года, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции. Данное заключение выполнено кадастровым инженером без учета историко-культурных признаков, которыми руководствовались специалисты ООО «Архитектура ветра» при нанесении зоны охраняемого природного ландшафта по решению Исполкома Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989г. № 362.
По таким же причинам судебная коллегия не установила оснований для удовлетворения ходатайства истца и назначении по делу землеустроительной экспертизы, поскольку объем необходимых специальных познаний выходит за пределы компетенции кадастрового инженера. Кадастровый инженер не обладает специальными познаниями для определения местоположения зоны охраны природного ландшафта как объекта культурного наследия по решению от 1989 года по историко-культурным характеристикам ландшафта местности, при котором не имеют определяющего значения координаты лесных кварталов, данные кадастрового учета земельных участков, которые были сформированы в период составления опорного плана ООО «Архитектура Ветра».
В целом доводы жалобы не опровергают правильность выводов суда и не содержат оснований к отмене решения, поскольку сводятся к переоценке исследованных судом доказательств.
По изложенным мотивам судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
о п р е д е л и л :
решение Кировского районного суда г. Ярославля от 24 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Волкова Евгения Юрьевича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи