Решение по делу № 2-34/2022 (2-949/2021;) от 28.10.2021

УИД 44RS0003-01-2021-002866-22

Дело №2-34/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 января 2022 года                                                                                                   г. Шарья

Шарьинский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Игуменовой О.В.,

с участием представителя истца Овчинникова А.А., представителя ответчика Цымляковой Н.А.

при секретаре судебного заседания Анакиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шатровой Л.М. к Администрации Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области о взыскании компенсации за досрочное прекращение полномочий

установил:

Шатрова Л.М. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области о взыскании компенсации за досрочное прекращение полномочий главы поселения в размере 201 264 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что согласно постановлению избирательной комиссии муниципального образования Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области от 19.09.2016 года истец была избрана на должность главы Шангского сельского поселения с пятилетним сроком полномочий.

Постановлением Костромской областной Думы от 14.03.2018 года было преобразовано в форме присоединения Головинское сельское поселение Шарьинского района Костромской области включением его в состав Шангского сельского поселения Шарьинского района Костромской области.

По указанной причине, как следует из представленной выкопировки из трудовой книжки Истца, Постановлением от 28.11.2018 года 02.12.2018 годаполномочия истца были прекращены досрочно.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 39 Устава муниципального образования Шангское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области, лицам, замещающим муниципальные должности в поселении, установлена, в том числе, гарантия в виде денежной компенсации при досрочном прекращении полномочий в связи с преобразованием сельского поселения.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 Решения Совета депутатов Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области от 12.11.2018 года , лицам, замещающим на постоянной основе выборные муниципальные должности в поселении, установлена, в том числе, гарантия в виде единовременной денежной компенсации в размере шестимесячного денежного содержания, установленного на день прекращения полномочий, при досрочном прекращении полномочий в связи с преобразованием сельского поселения.

Согласно Штатному расписанию по администрации Шангского сельского поселения с 01.01.2018 года, утв. Распоряжением от 29.12.2017 года, размер денежного содержания Истца на момент досрочного прекращения полномочий составлял 33 544 рубля.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

"

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального
образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению
вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных
государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными
законами и законами субъектов Российской Федерации.

муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

Учитывая, что в муниципальном образовании, в котором проходила муниципальную службу истец в должности главы поселения (то есть на выборной должности на постоянной основе), действуют нормативно-правовые акты (Устав и Решение от 12.11.2018 года ), которые регулируют порядок и условия выплаты денежной компенсации, в том числе, главе местной администрации, при досрочном прекращении его полномочий при преобразовании муниципального образования, Ответчик обязан был произвести истцу выплату денежной компенсации в размере шестимесячного денежного содержания - 201 264 рубля (33 544 рубля ежемесячное содержание X 6 месяцев).

Истец неоднократно обращалась к ответчику за выплатой компенсации, но ответчик от выплаты уклоняется, что повлекло обращение Истца в суд за защитой своего законного права.

Истец Шатрова Л.М. просит суд взыскать с ответчика в её пользу денежную компенсацию за досрочное прекращение полномочий главы поселения при преобразовании муниципального образования в размере шестимесячного денежного содержания - в сумме 201 264 рубля.

В судебном заседании истец Шатрова Л.М. не участвовала. Согласно пояснений её представителя истец надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела. Лично участвовать по состоянию здоровья в судебном заседании не желает, желает, что бы её интересы представлял Овчинников А.А.

Представитель истца Овчинников А.А.в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям указанным в иске. суду пояснил, что истец на момент нахождения в должности главы Шангского сельского поселения достигла пенсионного возраста. Данный факт подтверждается представленной суду копией пенсионного удостоверения, согласно которой Истцу назначена пенсия с 04.11.2012 года. В период исполнения обязанностей главы Шангского сельского поселения у истца началось течение серьёзной болезни сердца, случившееся впервые в октябре 2017 года, повторно проявившееся в январе 2018 года. 02.12.2018 года сдав полномочия главы поселения, Истец практически сразу же была госпитализирована, и находилась на лечении в различных состояниях (в том числе, тяжёлом) в лечебных учреждениях в период с 04.12.2018 года по 30.03.2019 года непрерывно. После этого где-либо продолжать трудовую деятельность не смогла, так как любое умственное или физическое напряжение провоцирует ухудшение работы сердца. Копии медицинских документов прилагаются.

Как известно со слов истца, пункт 11 части 1 статьи 39 Устава муниципального образования Шангское сельское поселение распространяется на всех пенсионеров, замещающих муниципальные должности. Норма, на которую ссылается Ответчик, в обоснование отказа в назначении компенсации (часть 2 статьи 39 Устава) фактически указывает лишь на необходимость наличия пенсионного возраста, не более. Как поясняла его доверитель, депутаты, принимавшие данную норму, при её обсуждении также исходили из распространения действия нормы на всех пенсионеров.

В силу положений Устава, Совет депутатов является представительным органом муниципального образования Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области. Указанный Совет состоит из депутатов. К полномочиям представительного органа относится внесение, обсуждение и принятие нормативно-правовых актов, в том числе - Устава муниципального образования (ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Учитывая позицию депутатов, принимавших норму, в совокупности с её содержанием, следует признать доводы стороны ответчика в данной части несостоятельными.

Решение Совета депутатов Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области от 12.11.2018 года прошло согласование с Шарьинской межрайонной прокуратурой. Иные доводы стороны истца наши оппоненты не оспаривают, равно как и размер выплаты, подлежащей взысканию - 201 264 рубля.

Просим взыскать с ответчика заявленную компенсацию в пользу Шатровой Л.М. в связи с преобразованием сельского поселения главой которого она была избрана, достижением истцом пенсионного возраста и то, что полномочия были прекращены досрочно.

Представитель ответчика Администрации Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области Цымлякова Н.А., в судебном заседании с заявленными истцом требованиями была не согласна. Суду пояснила, что с требованиями истца не согласна по следующим основаниям. Истец считает, что согласно пункту 11 части 1 статьи 39 Устава муниципального образования Шангское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области ей полагается денежная компенсация в связи с досрочным прекращением ее полномочий как главы Шангского сельского поселения ввиду объединения Головинского и Шангского сельских поселений. По подсчетам истца сумма компенсации составляет 201264 (двести одна тысяча двести шестьдесят четыре) рубля.

Действительно, такая компенсация предусмотрена п. 11 ч. 1 ст. 39 Устава муниципального образования Шангское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области. Но абзац 2 части 2 ст. 39 Устава гласит: «Положения пункта 11 части 1 настоящей статьи распространяются на лиц, замещавших муниципальные должности на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность».

Что касается больничного листа Шатровой Л.М, о нем мне в отличие от представителя было известно первоначально, я знала о нем еще на первом судебном заседании, и хочу пояснить, что на больничный Шатрова Л.М. ушла 4 декабря 2018 года, а ее полномочия были прекращены 2 декабря 2018 года. Она ушла на больничный лист не в период замещения должности Главы, то есть это не может являться основанием для подробного рассмотрения этого больничного листа. К тому же, Шатрова Л.М. находилась на лечении, а не потеряла трудоспособность, она была выписана с отметкой: «Приступить к работе», то есть никакого отношения болезнь Шатровой к потере трудоспособности не имеет, болеть и потерять трудоспособность это не одно и тоже, на мой взгляд.

Шатрова Л.М. была избрана на должность главы Шангского сельского поселения в возрасте 58 лет, то есть уже 3 года находилась в пенсионном возрасте. Сведений о потере трудоспособности в период исполнения своих должностных обязанностей главы Шангского сельского поселения истец не предоставил.

Исходя из вышеизложенного, администрация Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области считает, что истец Шатрова Л.М. не имеет права на денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 11 части 1 статьи 39 Устава муниципального образования Шангское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области.

На основании вышеизложенного, администрация Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области просит суд в удовлетворении заявленных исковых требований Шатровой Л.М. о взыскании в ее пользу денежной компенсации в связи с досрочным прекращением полномочий отказать.

Они не оспаривают, что в период с 2016 по 2018 года Шатрова Л.М. исполняла обязанности Главы Шангского сельского поселения, была выборным муниципальным служащим. Её полномочия на этой должности были прекращены досрочно в связи с преобразованием Шангского с/п.. Устав Шангское сельское поселение предусматривает, что под компенсацию подпадают именно те, кто на этот период достигли пенсионного возраста либо были признаны нетрудоспособными. Шатрова Л.В. к тому периоду уже 6 лет была на пенсии, а не именно на тот период достигла пенсионного возраста, она должна была именно на тот момент уйти на пенсию, и такие случаи у нас были. Шатрова Л.М. не имеет права на данную компенсацию.

Из письменного отзыва Администрации Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области на исковые требования Шатровой Л.М. следует, что истец считает, что согласно пункту 11 части 1 статьи 39 Устава муниципального образования Шангское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области ей полагается денежная компенсация в связи с досрочным прекращением ее полномочий как главы Шангского сельского поселения ввиду объединения Головинского и Шангского сельских поселений. По подсчетам истца сумма компенсации составляет 201264 рубля.

Действительно, такая компенсация предусмотрена п. 11 ч. 1 ст. 39 Устава муниципального образования Шангское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области. Но абзац 2 части 2 ст. 39 Устава гласит: «Положения пункта 11 части 1 настоящей статьи распространяются на лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность.».Согласно постановлению избирательной комиссии муниципального образования Шангское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области от 19.09.2016 года Шатрова Л. М. избрана на должность главы Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области 18.09.2016 года. В 2016 году возраст выхода женщин на пенсию в РФ- 55 лет. Дата рождения истца - Шатровой Л.М.- ДАТА год. Следовательно, Шатрова Л. М. была избрана на должность главы Шангского сельского поселения в возрасте 58 лет, то есть уже 3 года находясь в пенсионном возрасте. Согласно постановлению Костромской областной думы от 14.06.2018 года, Головинское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области было преобразовано путем присоединения к Шангскому сельскому поселению. Согласно записи в трудовой книжке истца, Шатрова Л. М. досрочно прекратила свои полномочия 02.12.2018 года. Шатровой Л. М. на эту дату уже исполнился 61 год, то есть уже 6 лет находясь в пенсионном возрасте. Сведений о потере трудоспособности в период исполнения своих должностных обязанностей главы Шангского сельского поселения истец не предоставил. Исходя из вышеизложенного, администрация Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области считает, что истец Шатрова Л. М. не имеет права на денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 11 части 1 статьи 39 Устава муниципального образования Шангское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области. Просит суд в удовлетворении заявленных исковых требований Шатровой Л. М. о взыскании в ее пользу денежной компенсации в связи с досрочным прекращением полномочий отказать (л.д.22-23).

Выслушав представителя истца Овчинникова А.А., представителя ответчика Цымлякову Н.А., изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Шатровой Л.М. подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В ст. 131 Конституции Российской Федерации указано, что местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются федеральным законом. Территории муниципальных образований определяются с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом (ч.1).

Согласно ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления; выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия (ч. 1 ст. 37 названного Федерального закона).

Как установлено частью 2 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ, главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года и более пяти лет.

Частью 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ определено, что гарантии осуществления полномочийдепутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лицаместного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации") муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Частью 2 статьи 3 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом.

Муниципальным служащим в соответствии с частями 1, 2 ст. 10 Федерального закона N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

Под должностью муниципальной службы понимается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" данным Федеральным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами (далее - избирательные комиссии муниципальных образований), с правом решающего голоса, поскольку указанные лица не являются муниципальными служащими.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 15-П от 27.06.2013, поскольку выборное должностное лицо местного самоуправления - это лицо, замещающее муниципальную должность в порядке избрания на муниципальных выборах, посредством которых образующие местное сообщество граждане осуществляют местное самоуправление, предполагается, что характер и содержание деятельности выборных должностных лиц местного самоуправления определяются взятыми ими непосредственно перед населением конкретного муниципального образования публично-правовыми обязательствами по решению вопросов обеспечения его жизнедеятельности, надлежащее исполнение которых является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17 июля 2012 года N 1487-О, положение части 3 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва (абзац первый), направлено на обеспечение непрерывности осуществления функций выборной публичной власти на уровне местного самоуправления и как таковое не нарушает какие-либо конституционные права и свободы. Данный вывод относится и к положению абзаца второго части 3 той же статьи, определяющего начало и окончание срока полномочий выборного должностного лица местного самоуправления.

Не может расцениваться как содержащая отступления от конституционных требований и часть 10 статьи 40 названного Федерального закона, допускающая, как следует из ее пункта 10 в системном единстве со статьей 74.1 того же Федерального закона, регулирующей удаление главы муниципального образования в отставку, возможность исключений из общего правила о продолжительности мандата выборного должностного лица местного самоуправления, правомерность которых применительно к процедуре удаления главы муниципального образования в отставку ранее уже получила подтверждение со стороны Конституционного Суда Российской Федерации.

Что касается положения пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, то оно направлено на регулирование трудовых отношений и не распространяется на выборных должностных лиц местного самоуправления, имеющих особый публично-правовой статус, т.е., согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", должностных лиц местного самоуправления, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава или на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенных 15 собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 2).

Следовательно, выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности и тем самым - реализацию норм статьи 32 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 3 (часть 3) и 130.

Соответственно, отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, как обусловленные осуществлением власти самим местным сообществом, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда посредством гарантированного статьей 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации свободного избрания рода деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем.

Суд считает установленным, что согласно постановления Избирательной комиссии муниципального образования Шангское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области от 19 сентября 2016г. признаны состоявшимися и действительными досрочные выборы главы Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области от 18 сентября 2016г.. Избранным главой Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области считается Шатрова Л.М. (л.д.12).

Согласно записи в трудовой книжке Шатровой Л.М. от 01.10.2016г. истец избрана на должность главы Шангского сельского поселения по итогам выборов 18.09.2016г.

14 июня 2018 года Костромской областной Думой принято решение о преобразовании в форме присоединения Головинского сельского поселения Шарьинского района Костромской области, включив его в состав Шангского поселения Шарьинского района Костромской области (л.д.14).

В соответствии с записью в трудовой книжке Шатровой Л.М. от 02.12.2018г. полномочия истца прекращены досрочно в связи с преобразованием Шангского сельского поселения путем объединения с муниципальным образованием Головинское сельское поселение (л.д..13)

Таким образом, Шатрова Л.М. в период с 19.09.2016г. по 02.12.2018г. являлась выборным должностным лицом местного самоуправления - главой Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области.

Согласно п. 12 ч. 6 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 3.1.1, 3.2, 3.3, 4 - 6.2, 7 - 7.2 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования.

Законом Костромской области от 20.06.2018 N 393-6-ЗКО "О преобразовании некоторых муниципальных образований в Шарьинском муниципальном районе Костромской области и внесении изменений в Закон Костромской области "Об установлении границ муниципальных образований в Костромской области и наделении их статусом" (принят Костромской областной Думой 14.06.2018) в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по инициативе органов местного самоуправления и с согласия населения преобразуемых муниципальных образований, выраженного представительным органом каждого из преобразуемых муниципальных образований, преобразовано путем объединения муниципальное образование Головинское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области и муниципальное образование Шангское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области - в муниципальное образование Шангское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области в границах преобразованных муниципальных образований, указанных в настоящей статье, с административным центром село Николо-Шанга (статья 1).

Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципальных образований, преобразованных в соответствии со статьей 1 настоящего Закона, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы, связанные с правопреемством, решаются в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (часть 2 статьи 2).

Согласно ст. 172 ТК РФ гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

В соответствии с ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) выборного должностного лица местного самоуправления.

Согласно ст.40 Федерального закона №1310-ФЗ в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 39 Устава муниципального образования Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области, принятого Советом депутатов Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области решением от 18.01.2019 года), лицам, замещающим муниципальные должности устанавливается гарантия в виде денежной компенсации при досрочном прекращении полномочий по следующим основаниям: а) преобразование сельского поселения; б) утрата поселением статуса сельского поселения в связи с его объединением с городским округом; в) увеличение численности избирателей сельского поселения более чем на 15 процентов, произошедшее вследствие изменения границ сельского поселения или объединения сельского поселения с городским округом ( п.11 ч.1 ст.36).

Глава поселения является высшим должностным лицом поселения, замещает муниципальную должность и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно подпункта «а» пункта 7 части 2 статьи 3 Закона Костромской области от 03.12.2008 N 398-4-ЗКО "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Костромской области" (принят Костромской областной Думой 25.11.2008) Уставами муниципальных образований лицам, замещающим муниципальные должности, может устанавливаться денежная компенсация при досрочном прекращении полномочий в случае преобразования муниципального образования, а также упразднение муниципального образования.

Согласно ст. 3.1 Закона Костромской области от 03.12.2008 N 398-4-ЗКО Положения пункта 7 части 2 настоящей статьи распространяются на лиц, замещавших муниципальные должности на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность (часть 3.1 введена Законом Костромской области от 24.03.2016 N 85-6-ЗКО).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 11 части 1 статьи 39 Устава муниципального образования Шангского сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области лицам, замещающим муниципальные должности, устанавливается денежная компенсация при досрочном прекращении полномочий при преобразование поселения.

Согласно части 2 статьи 39 Устава муниципального образования Шангского сельского поселения положения пункта 11 части 1 статьи 39 Устава муниципального образования Шангского сельского поселения распространяются на лиц, замещавших муниципальные должности на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность.

Исследованными судом доказательствами нашло свое подтверждение, что истец Шатрова Л.М. в период с 1 сентября 2016г. по 02.12.2018г. являлась выборным должностным лицом местного самоуправления замещающей на постоянной основе должность главы Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области.

Полномочия Шатровой Л.М. в качестве главы Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области были досрочно прекращены в связи с преобразованием сельского поселения.

Согласно представленных суду доказательств Шатрова Л.М. на момент досрочного прекращения её полномочий в качестве главы Шангского сельского поселения достигла пенсионного возраста, что подтверждается удостоверением выданным УПФ РФ на имя Шатровой Л.М,(л.д.42).

Суд не может согласиться с утверждениями представителя ответчика, что Шатрова Л.М. не имеет право на денежную компенсацию, предусмотренную п.11. ч.1 ст.39 Устава муниципального образования Шангское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области потому, что её пенсионный возраст наступил не в период исполнения ею обязанности главы Шангского сельского поселения, а ранее.

Суд полагает, что представителем ответчика правовая норма, закрепленная в ч.2 ст.39 Устава муниципального образования Шангское сельское поселения трактуется неверно.

Частью 2 ст.39 вышеуказанного устава предусмотрено, что положения п.11 ч.1 настоящей статьи распространяются на лиц замещающих муниципальные должности на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста.

Суд считает установленным, что в период замещения муниципальной должности главы Шангского сельского поселения Шатрова Л.М. достигла пенсионного возраста, что подтверждается представленными суду доказательствами, а следовательно положения п.11 ч.1 ст.39 Устава на неё распространяются.

При этом суд учитывает, что рассматриваемая денежная компенсация является материальной поддержкой, лицам замещающих муниципальные должности на период прекращения их полномочий по определенным причинам, при этом определены категории таких лиц - достигшие пенсионного возраста и потерявшие трудоспособность. Ограничение, связанные с периодом в течение которого лицо достигло пенсионного возраста, или потеряло дееспособность и соотношение его с периодом замещения муниципальной должности не соответствуют действующему законодательству, гарантирующему социальные гарантии всем гражданам которые на момент досрочного прекращения полномочий достигли пенсионного возраста.

Учитывая, что Закон Костромской области от 03.12.2008 N 398-4-ЗКО, Устав муниципального образования Шангского сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области содержат положения о выплате денежной компенсации при досрочном прекращении полномочий при преобразовании муниципального образования лицам, замещавших муниципальные должности на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста суд считает требования Шатровой Л.М. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно подпункта 2 пункта 1 Решения Совета депутатов Шангского сельского поселения N 29 от 12.11.2018 года лицам, замещающим выборные муниципальные должности Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области на постоянной основе установлена единовременная денежная компенсация при досрочном прекращении полномочий в размере шестимесячного денежного содержания, установленного на день прекращения полномочий в связи с преобразованием поселения (л.д.15).

Согласно штатному расписанию по администрации Шангского сельского поселения с 01.01.2018 года размер денежного содержания истца на момент досрочного прекращения полномочий составлял 33544 рубля (л.д.17).

Решая вопрос о размере подлежащей выплате Шатровой Л.М. денежной компенсации в связи с досрочным прекращением её полномочий суд полагает, что размер денежной компенсации составляет 33 544 руб. Х 6 = 201 264 руб.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шатровой Л.М. к Администрации Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области о взыскании денежной компенсации в связи с досрочным прекращением полномочий,- удовлетворить.

Взыскать с Администрации Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области в пользу Шатровой Л.М. денежную компенсацию в связи с досрочным прекращением полномочий в размере 201 264 (двести одна тысяча двести шестьдесят четыре ) рубля 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шарьинский районный суд.

Председательствующий:                                                        О.В. Игуменова

Мотивированное решение изготовлено 28 января 2022 г.

2-34/2022 (2-949/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шатрова Любовь Михайловна
Ответчики
Администрация Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области
Суд
Шарьинский районный суд Костромской области
Судья
Игуменова О.В.
Дело на сайте суда
sharinsky.kst.sudrf.ru
28.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.10.2021Передача материалов судье
28.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.10.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.12.2021Предварительное судебное заседание
22.12.2021Судебное заседание
24.01.2022Судебное заседание
28.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее