№ 2а-1076/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2018 года гор. Сегежа
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Петровой С.А.,
при секретаре Шараповой Н.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Карелия к Огородниковой Л.А. о взыскании задолженности по налогам и пеней,
установил:
Истец Межрайонная ИФНС России №... по РК обратилась с иском к ответчику Огородниковой Л.А. о взыскании задолженности по налогам и пеней за 2015 год. Требования мотивированы тем, что ответчик имела в собственности недвижимое имущество: квартиру, расположенную по адресу: РК, ..., дата возникновения собственности ХХ.ХХ.ХХ., дата отчуждения ХХ.ХХ.ХХ.; квартиру, расположенную по адресу: РК, ..., дата возникновения собственности ХХ.ХХ.ХХ., дата отчуждения ХХ.ХХ.ХХ.; здание, строение, сооружение, расположенное по адресу: РК, ..., дата возникновения собственности ХХ.ХХ.ХХ., дата отчуждения ХХ.ХХ.ХХ., в связи с чем являлась плательщиком налога на имущество. Также ответчик являлась плательщиком земельного налога, поскольку имела в собственности земельный участок, расположенный по адресу: РК, ..., дата возникновения собственности ХХ.ХХ.ХХ., дата отчуждения ХХ.ХХ.ХХ.. Также ответчик является плательщиком транспортного налога, поскольку имеет в собственности транспортное средство Мазда 6, г.р.з. <...>, дата возникновения собственности ХХ.ХХ.ХХ.. Ответчиком своевременно не уплачены налог на имущество, земельный и транспортный налоги за 2015 год. Ответчику были выставлены требования об уплате налогов и пеней. Указанные требования ответчиком не исполнены. 25 августа 2017 года мировым судьей судебного участка № 1 Сегежского района РК выдан судебный приказ о взыскании с ответчика указанных налогов за 2015 год и пеней, который определением мирового судьи от 26.12.2017 отменен в связи с поступившими от ответчика возражениями. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит взыскать с ответчика задолженность по налогу на имущество за 2015 год в сумме 24 020 руб., пени по налогу на имущество в сумме 121,66 руб., задолженность по земельному налогу за 2015 год в сумме 31 852 руб., пени по земельному налогу в сумме 169,88 руб., задолженность по транспортному налогу за 2015 год в сумме 3600 руб., пени в сумме 1010,09 руб.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 2 по РК в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещена.
Ответчик Огородникова Л.А. в судебном заседании не участвовала, судом принимались меры к её надлежащему извещению.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Обязанность гражданина платить законно установленные налоги установлена ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ.
В силу положений ст. 52, п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ исчисление суммы транспортного налога для физических лиц возлагается на налоговый орган, который обязан не позднее 30 дней до наступления срока платежа направить налогоплательщику налоговое уведомление.
В случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 Налогового кодекса РФ).
Исходя из положений п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 69 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пеней является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, то есть письменного извещения о неуплаченной сумме налога и обязанности уплатить её в установленный срок.
Согласно подп. 2 ст. 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам и сборам относится налог на имущество физических лиц и земельный налог.
В соответствии с ч. 1 ст. 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса (ст. 400 Налогового кодекса РФ).
Согласно ст. 401 Налогового кодекса РФ к объектам налогообложения относятся, в том числе квартиры, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с ч. 2 ст. 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в п. 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абз. 3 п. 1 настоящей статьи.
Статьёй 406 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений п. 5 настоящей статьи. В случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в следующих пределах: до 0,1 процента (включительно) при суммарной инвентаризационной стоимости до 300 000 руб. (включительно), свыше 0,1 до 0,3 процента (включительно) - при суммарной инвентаризационной стоимости свыше 300 000 руб. до 500 000 руб. (включительно), свыше 0,3 до 2,0 процента (включительно) при суммарной инвентаризационной стоимости свыше 500 000 руб.
Решением Совета Сегежского городского поселения от 20.11.2014 № 96 «Об установлении ставок налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Сегежское городское поселение» налога на имущество физических лиц» ставка налога за жилое помещение с суммарной инвентаризационной стоимостью объектов налогообложения свыше 500 000 руб. включительно установлена в размере – 2 %.
Из материалов дела установлено, что Огородниковой Л.А. принадлежали на праве собственности следующие помещения: квартира, расположенная по адресу: РК, ..., дата возникновения собственности ХХ.ХХ.ХХ., дата отчуждения ХХ.ХХ.ХХ.; квартира, расположенная по адресу: РК, ..., дата возникновения собственности ХХ.ХХ.ХХ., дата отчуждения ХХ.ХХ.ХХ.; здание, строение, сооружение, расположенное по адресу: РК, ..., дата возникновения собственности ХХ.ХХ.ХХ., дата отчуждения ХХ.ХХ.ХХ..
Сумма налога на имущество за 2015 год составила 24 020 руб., в том числе:
- за квартиру, расположенную по адресу: РК, ..., 669 руб. (57 350 руб. (инвентаризационная стоимость) х 2 % (ставка) / 12 (количество месяцев в году) х 7 (количество месяцев владения) х 1 (доля);
- за квартиру, расположенную по адресу: РК, ..., 1311 руб. (87 423 руб. (инвентаризационная стоимость) х 2 % (ставка) / 12 (количество месяцев в году) х 9 (количество месяцев владения) х 1 (доля);
- за здание, строение, сооружение, расположенное по адресу: РК, ..., 22 040 руб. (1 469 303 руб. (инвентаризационная стоимость) х 2 % (ставка) / 12 (количество месяцев в году) х 9 (количество месяцев владения) х 1 (доля).
В соответствии с ч. 1 ст. 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Частью 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ определено, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ч. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Как следует из положений статей 390, 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Налоговым периодом признается календарный год (ч. 1 ст. 393 Налогового кодекса РФ).
В силу положений ст. 396 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Согласно ч. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Решением Совета Сегежского городского поселения от 20.11.2014 № 97 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования «Сегежское городское поселение» ставка земельного налога для данной категории земельных участков установлена в размере 1,5 %.
Из материалов дела следует, что ответчик Огородникова Л.А. имела в собственности земельный участок, расположенный по адресу: ..., дата возникновения собственности ХХ.ХХ.ХХ., дата отчуждения ХХ.ХХ.ХХ..
Сумма земельного налога физического лица Огородниковой Л.А. за 2015 год составила 31 852 руб. (2 831 329 руб. (кадастровая стоимость земельного участка) х 1,5 % (ставка) / 12 (количество месяцев в году) х 9 (количество месяцев владения).
В соответствии со ст. 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 357 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Согласно ст. 359 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах отдельно по каждому транспортному средству.
Статьей 361 Налогового кодекса РФ определено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Согласно ст. 6 Закона Республики Карелия «О республиканских налогах (ставках налога) и сборах» от 30.12.1999 № 384-ЗРК (в редакции, действующей на 2015 год) для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно ставка транспортного налога установлена в размере 30 руб. за лошадиную силу.
Из материалов дела следует, что Огородниковой Л.А. принадлежит на праве собственности транспортное средство: Мазда 6, государственный регистрационный знак <...>, дата возникновения собственности ХХ.ХХ.ХХ..
Сумма транспортного налога за 2015 год составила 3600 руб. (30 руб. (ставка) х 120 л.с. (мощность двигателя) / 12 (количество месяцев в году) х 12 (количество месяцев владения).
Ответчику направлялось налоговое уведомление №... от 28.07.2016 с расчётом подлежащих уплате налогов на имущество, земельного и транспортного налогов за 2015 год.
В связи с неуплатой ответчиком налогов в установленный законом срок, истцом в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ начислены пени за период с 02.12.2016 по 17.12.2016: по налогу на имущество в сумме 121,66 руб., по земельному налогу в сумме 169,88 руб., по транспортному налогу в сумме 1010,09 руб.
В связи с неуплатой указанных налогов в установленный срок Огородниковой Л.А. направлялось требование №... по состоянию на 18.12.2016 об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 3600 руб., по налогу на имущество в размере 24 020 руб., по земельному налогу в размере 31 852 руб., пеней по транспортному налогу в размере 19,20 руб., пеней по налогу на имущество в размере 128,11 руб., пеней по земельному налогу в размере 169,88 руб. в срок до 07.03.2017.
Налоговое уведомление и требование об уплате налога и пеней направлялись по адресу регистрации Огородниковой Л.А.
Исходя из положений п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 69 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пеней является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, то есть письменного извещения о неуплаченной сумме налога и обязанности уплатить её в установленный срок.
Пунктом 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 2, 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В судебном заседании установлено, что выданный 25.08.2017 мировым судьей судебного участка № 1 Сегежского района РК, судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц, по земельному и транспортному налогам за 2015 год и пеней был отменён по заявлению Огородниковой Л.А. определением мирового судьи судебного участка № 1 Сегежского района РК от 26.12.2017. Налоговый орган обратился в суд с иском о взыскании с ответчика задолженности по транспортному налогу и пеней 19.06.2018.
Таким образом, срок на обращение в суд с заявлением о взыскании с ответчика задолженности по транспортному налогу и пеней, истцом не пропущен.
Ответчиком доказательств уплаты налогов и пеней за 2015 год суду не представлено.
С учётом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных истцом требований о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, по земельному и транспортному налогам за 2015 год и пеней, в связи с чем полагает их подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.
Таким образом, с ответчика в бюджет Сегежского муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2023,21 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 179 – 180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Карелия удовлетворить.
Взыскать с Огородниковой Л.А., зарегистрированной по адресу: ..., в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Карелия задолженность по налогу на имущество за 2015 год в размере 24 020 руб. (двадцать четыре тысячи двадцать рублей), пени по налогу на имущество за период с 02.12.2016 по 17.12.2016 в размере 121,66 руб. (сто двадцать один рубль 66 копеек), по транспортному налогу за 2015 год в размере 3600 руб. (три тысячи шестьсот рублей), пени по транспортному налогу за период с 02.12.2016 по 17.12.2016 в размере 1010,09 руб. (одна тысяча десять рублей 09 копеек), по земельному налогу за 2015 год в размере 31 852 руб. (тридцать одна тысяча восемьсот пятьдесят два рубля), пени по земельному налогу за период с 02.12.2016 по 17.12.2016 в размере 169,88 руб. (сто шестьдесят девять рублей 88 копеек). (Получатель: Межрайонная ИФНС России № 2 по Республике Карелия, ИНН 1006005550, УФК по Республике Карелия, р/сч № 40101810600000010006 в отделении НБ Республика Карелия г. Петрозаводск, БИК 048602001, код ОКАТО (ОКТМО) 86645101, КБК 18210601030131000110 (налог на имущество физических лиц), КБК 18210601030132100110 (пени по налогу на имущество физических лиц), КБК 18210604012021000110 (транспортный налог), КБК 18210604012022100110 (пени по транспортному налогу), КБК 18210606043131000110 (земельный налог), КБК 1821060643132100110 (пени по земельному налогу).
Взыскать с Огородниковой Л.А. в бюджет Сегежского муниципального района государственную пошлину в размере 2023,21 руб. (две тысячи двадцать три рубля 21 копейка).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.А. Петрова
Справка: мотивированное решение в порядке ст. 177 КАС РФ
изготовлено 21.07.2018.