Судья Ерулаева Р.Ф. УИД № 16RS0040-01-2023-003036-29
дело № 2-2703/2023 (1 инст)
дело №33-3012/2024
учет №115г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 февраля 2024 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Никулиной О.В.,
судей Габидуллиной А.Г., Тазиева Н.Д.
при ведении протокола помощником судьи Закировой А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области – Антоновой Н.И. на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 23 октября 2023 года, которым постановлено:
исковые требования Торицыной Валентины Анатольевны (паспорт .... выдан Отделом УФМС ФИО1 по <адрес> в <адрес> выдан <дата>), Торицына Геннадия Владимировича (паспорт .... выдан Нижне-Вязовским отделением милиции Зеленодольского района Республики Татарстан <дата>), Торицына Владислава Геннадьевича (паспорт .... выдан МВД по Республике Татарстан <дата>) удовлетворить.
Признать за Торицыной Валентиной Анатольевной, Торицыным Геннадием Владимировичем, Торицыным Владиславом Геннадьевичем право общей долевой собственности по .... доле в праве собственности за каждым на квартиру с кадастровым номером .... по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, <адрес> порядке приватизации.
Прекратить право собственности Российской Федерации на квартиру с кадастровым номером .... по адресу: <адрес>, Зеленодольский муниципальный район, <адрес>.
Прекратить право оперативного управления Федерального казенного учреждения «Исправительная колония .... Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» на квартиру с кадастровым номером .... по адресу: <адрес>, Зеленодольский муниципальный район, <адрес>.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав возражения представителя Торицыной В.А. – Лапина А.Е. относительно доводов апелляционной жалобы, объяснения представителя УФСИН России по Республике Татарстан, ФСИН России, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Татарстан – Старостина П.А., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА :
Торицына В.А., Торицын Г.В., Торицын В.Г. обратились в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан» (далее ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Татарстан), УФСИН России по Республике Татарстан, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, ФСИН России о признании права общей долевой собственности по .... доле в праве собственности за каждым на квартиру с кадастровым номером .... по адресу: <адрес>, в порядке приватизации; прекращении права собственности Российской Федерации на указанную квартиру; прекращении права оперативного управления ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Татарстан на указанную квартиру. В обоснование иска указано, что истцы проживают и зарегистрированы в квартире по адресу: <адрес>. С ними заключен договор социального найма жилого помещения. В настоящее время они намерены приватизировать вышеуказанную квартиру, для чего обратились в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Татарстан с заявлением о передачи данной квартиры в собственность, однако, им отказано, поскольку передача жилого помещения в собственность гражданам, которым выделено жилое помещение по договору социального найма органом исполнительной власти, не предусмотрено законом.
В судебном заседании представитель Торицыной В.А. – Лапин А.Е. исковые требования поддержал.
Представитель УФСИН России по Республике Татарстан, ФСИН России, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Татарстан – Щекачева О.А. иск не признала, указав, что ФСИН Росси и УФСИН России по Республике Татарстан являются ненадлежащими ответчикам, так как ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Татарстан является самостоятельным юридическим лицом. ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Татарстан не может передать квартиру в собственность, так как отсутствуют полномочия.
Представитель МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области в судебное заседание не явился.
Суд исковые требования удовлетворил и постановил решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В жалобе ссылается на то, что спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Татарстан, о чем имеется запись в Едином государственном реестре недвижимости ..... Согласно статье 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» спорное жилое помещение не подлежат приватизации. Решение об исключении жилого помещения из числа служебного ни собственником имущества, ни правообладателем имущества, никаким уполномоченным органом не принималось. Также обращает внимание суда на то, что в соответствии с выпиской из протокола заседания жилищной комиссии ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Татарстан от 10 апреля 2023 года о рассмотрении заявления о приватизации жилого помещения, истцу отказано в передаче жилого помещения в собственность. Передача жилого помещения в собственность гражданам, которым выделено жилое помещение по договору социального найма органом исполнительной власти, осуществляется органом местного самоуправления только после передачи жилого помещения в муниципальную собственность.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с п.1 ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В силу ст.60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных названным Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Согласно ч.1 ст.62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
В силу ч.1 ст. 63 Жилищного кодекса РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст.217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст.4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящихся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно ст.6 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии с первым абзацем ст.7 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
Как видно из материалов дела, на основании договора социального найма ....юр от <дата>, заключенного между ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Татарстан и Торицыной В.А., последняя является нанимателем квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены Торицын Г.В., Торицын В.Г.
В спорном жилом помещении зарегистрирована с 15 ноября 2022 года Торицына В.А., с 10 февраля 2023 года Торицын Г.В., Торицын В.Г.
Согласно заявлению Торицыной В.А., Торицына В.Г., Торицына Г.В. они просили разрешить приватизацию <адрес>.
ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Татарстан на обращение Торицыной В.А., Торицына В.Г., Торицына Г.В. отказано в передаче квартиры в собственность в порядке приватизации, поскольку передача жилого помещения в собственность гражданам, которым выделено жилое помещение по договору социального найма органом исполнительной власти, не предусмотрено законом, о чем 10 апреля 2023 года на заседании жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Татарстан вынесено решение.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что истцы ранее правом приватизации не воспользовались, спорное жилое помещение предоставлено Торицыной В.А. и членам ее семьи на условиях социального найма, право на заключение которого ответчиком не оспаривалось, жилое помещение не относится к жилым помещениям, приватизация которых запрещена ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей правовой оценке и соответствуют нормам права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Доводы апелляционной жалобы представителя МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области о том, что спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Татарстан и не было передано в муниципальную собственность, не могут служить основанием для отказа в иске о признании права собственности в порядке приватизации, поскольку факт принадлежности жилого помещения на праве оперативного управления учреждению сам по себе не исключает возможность приватизации данного помещения.
По смыслу вышеприведенных норм Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями на условиях социального найма, могут приобрести в собственность бесплатно жилые помещения, находящиеся не только в муниципальном, но и в государственном жилищном фонде.
Статья 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», а также часть 1 статьи 6 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» призваны обеспечить за счет государственных и муниципальных жилищных фондов, бюджетных средств реализацию конституционного права на жилье для граждан, круг которых определен Жилищным кодексом Российской Федерации, а также сохранение прав граждан, вставших на учет нуждающихся в жилье до 1 марта 2005 года.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 указанного Закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 23 октября 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции
Апелляционное определение суда изготовлено в окончательной форме 19 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи