Дело №2-4975/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г.Волгограда в составе:
председательствующего судьи – Полянского О.А.,
при секретаре судебного заседания – Григоренко К.А.,
с участием истца Сухова Ю.В., представителя ответчика Баева М.А., представителя третьего лица Белоусовой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 октября 2019 года в городе Волгограде гражданское дело по иску Сухова Ю. В. к Военному комиссариату Волгоградской области о возложении обязанностей,
установил:
Истец обратился с иском в суд к ответчику с вышеуказанными требованиями.
Исковые требования мотивированы тем, что Сухов Ю.В. является инвалидом 2 группы вследствие военной травмы и в соответствии Федеральным законом «О ветеранах» имеет право на льготы, предоставляемые инвалидам войны. До ДД.ММ.ГГГГ истец получал денежную компенсацию расходов на бензин, данная компенсация выплачивалась истцу через военный комиссариат Волгоградской области. Однако, после внесенных изменений в действующее законодательство данные выплаты прекращены.
Истец, ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, отраженную в определении от 08.02.2007 № 321-О-П, считает, что внесение изменений в Закон «О ветеранах» не означает, что субъекты Российской Федерации вправе произвольно отказаться от выполнения ранее возложенных на них публично-правовых обязательств, в частности связанных с предоставлением инвалидам войны, имевшим право на получение денежной компенсации эксплуатационных расходов на транспортное средство, соответствующей выплаты в рамках новой системы социальной защиты.
До 2005 выплаты производились по 2000 руб. в квартал, соответственно с ДД.ММ.ГГГГ задолженность по указанным выплатам составила на дату подачи иска 116 000 руб.
На основании изложенных обстоятельств, истец просит обязать Военный комиссариат Волгоградской области выплатить ему денежную компенсацию на бензин в сумме 116000 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, считает их необоснованными, просит в удовлетворении исковых требований отказать. Свои доводы мотивирует тем, что действующим законодательства в настоящее время не предусмотрена выплата компенсации на бензин. Кроме этого, просит применить к заявленным требованиям сроки исковой давности.
Представитель третьего лица – администрации Волгоградской области в судебном заседании также полагала, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований истца.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
В соответствии с пунктом 9 статьи 44 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» признан утратившим силу подпункт 22 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах», предоставлявший инвалидам войны 1 и 2 группы, приобретшим транспортные средства за полную стоимость, выплату денежной компенсации за бензин, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и запасные части к ним в порядке и размерах, определяемых субъектами Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 153 указанного Федерального закона при переходе к основанной на его положениях системе социальной защиты граждан субъекты Российской федерации при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств (преамбул); в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых право на предусмотренные в отменяемых данным Федеральным законом нормах компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, возникло до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании установлено, что Сухов Ю.В. является инвалидом 2 группы вследствие военной травмы и в соответствии Федеральным законом «О ветеранах» имеет право на льготы, предоставляемые инвалидам войны.
До ДД.ММ.ГГГГ истец получал денежную компенсацию расходов на бензин. Данная компенсация выплачивалась истцу на основании подпункта 22 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» через военный комиссариат Волгоградской области.
Как было указано выше, подпункт 22 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» утратил силу ДД.ММ.ГГГГ. После этого указанные выплаты истцу прекращены.
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются и объективно подтверждаются копиями документов, предоставленных истцом.
Вместе с тем, одновременно с отменой ДД.ММ.ГГГГ денежной компенсации за бензин вновь данная компенсация не предусмотрена.
Подпункт 1 пункта 4 статьи 23.1 ФЗ «О ветеранах», введенный в действие ДД.ММ.ГГГГ, не может рассматриваться как исключающий возможность реализации возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных данных Федеральным законом.
В силу пункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации» от 06.10.1999 №184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Субъекты Российской Федерации не вправе произвольно отказаться от выполнения ранее возложенных на них публично-правовых обязательств, в частности связанных с предоставлением инвалидам войны, имевшим право на получение денежной компенсации эксплуатационных расходов на транспортное средство, соответствующей выплаты в рамках новой системы социальной защиты.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 №321-О-П установлено, что внесенные в закон «О ветеранах» изменения не могут рассматриваться как исключающее обязанности государства в лице субъектов Российской Федерации обеспечить инвалидам 2 группы, приобретшим право на получение денежной компенсации эксплуатационных расходов на транспортные средства до 01.01.2005, выплату соответствующей денежной компенсации в объеме, не меньше, чем это имело место до 01.01.2005.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.1995 № 701 «О назначении и выплате отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций расходов на санаторно-курортное лечение, эксплуатацию транспортных средств и транспортное обслуживание» выплата денежных компенсаций на эксплуатационные расходы и транспортное обслуживание инвалидам, пенсии которым выплачиваются Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, другими министерствами и ведомствами Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, осуществляется за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета указанным министерствам и ведомствам.
При этом в настоящее время в Волгоградской области не определен механизм реализации и источник финансирования указанных выше положений.
На основании Указа Президента от 07.12.2012 № 1609 военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.
На основании Указа Президента от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы министерства обороны Российской Федерации» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из вышеприведённых норм закона, военный комиссариат Волгоградской области является территориальным органом исполнительной власти и не наделен законодательными полномочиями. Так как до настоящего времени субъектом Российской Федерации не определен механизм реализации и источник финансирования ранее действующих льгот (компенсации за бензин), то правовых оснований для осуществления ответчиком данных выплат не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца, заявленных к ответчику.
Кроме этого, суд находит заслуживающими внимание доводы представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признаётся срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Исходя из вышеуказанных правовых норм, суд полагает, что к заявленным истцом требованиям подлежит применению срок исковой давности.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Сухова Ю. В. к Военному комиссариату Волгоградской области о возложении обязанностей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца через Центральный районный суд г.Волгограда.
Судья- подпись О.А. Полянский