Решение по делу № 2-1176/2022 (2-6946/2021;) от 29.11.2021

№ 2-1176/2022

УИД: 22RS0068-01-2021-010604-06

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 ноября 2022 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего            Паниной Е.Ю.

секретаря             Пуричи А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к Управлению имущественных отношений Алтайского края, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай, Правительству Алтайского края, администрации г. Барнаула, администрации Центрального района г. Барнаула, администрации Октябрьского района г. Барнаула, ООО «Газпромнефть-Терминал» о возложении обязанности провести рекультивацию земельного участка, загрязненного нефтепродуктами,

УСТАНОВИЛ:

Южно-Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в суд с иском к Управлению имущественных отношений Алтайского края о возложении обязанности провести рекультивацию земельного участка, загрязненного нефтепродуктами.

В обоснование требований указано, что Южно-Сибирским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее также - Управление Росприроднадзора) на основании информации, размещенной в СМИ, о загрязнении земельных участков на территории водоохраной зоны и акватории реки Обь нефтепродуктами, в августе 2021 года проведено выездное обследование территории.

В ходе проведенного выездного обследования установлено и зафиксировано в акте выездного обследования от 26.08.2021 №ВЗ-971-кн, что на земельном участке, расположенном на левом берегу реки Обь, ориентировочно в 1 км выше по течению от старого моста, в районе переулка Нефтяного, на линии, соответствующей протяженности территории нефтебазы, в месте с координатами до , на высоте ориентировочно 5-10 метров от поверхности воды, выявлены пластовые выходы подземных (грунтовых) вод с характерным запахом нефтепродуктов. В месте выхода подземных вод, грунт на береговом склоне черно-желто-бурого цвета, ручьи, сформированные стоком, стекают по уклону местности в реку Обь, где на поверхности воды наблюдаются радужные круги с характерным запахом нефтепродуктов.

Земельный участок, загрязненный нефтепродуктами, находится в кадастровом квартале , собственность на который не разграничена. В ходе осмотра территории хозяйствующий субъект, осуществляющий на земельном участке деятельность, не установлен.

Филиалом «ЦЛАТИ по Алтайскому краю» ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу» произведены отборы проб почвы и назначена экспертиза.

Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ установлено наличие превышения концентрации загрязняющих веществ (нефтепродуктов) в почве. Протоколами испытания проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ , .3Г, от ДД.ММ.ГГГГ определено значительное содержание нефтепродуктов в почве.

Также Управлением в 2020 году, на основании доводов, изложенных в обращении гражданина, проведен рейдовый осмотр территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранного законодательства. Актом обследования территории (акватории) от ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано, что на береговом склоне реки Обь на линии, соответствующей протяженности территории нефтебазы, расположенной по адресу: ...., на высоте ориентировочно 5-10 м от поверхности воды выявлены пластовые выходы подземных (грунтовых) вод с характерным запахом нефтепродуктов. В месте выхода подземных вод, грунт на береговом склоне черно-желто-бурого цвета, ниже по склону родниковый сток объединяется, формируя русла ручейков, которые стекают в залив «Ковш» р.Оби, где на поверхности воды наблюдаются радужные круги с характерным запахом нефтепродуктов. В ходе осмотра территории хозяйствующий субъект, осуществляющий на ней деятельность, не установлен. Филиалом «ЦЛАТИ по Алтайскому краю» ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу» произведены отборы проб почвы и установлен факт порчи плодородного слоя почвы нефтепродуктами, значительно превышающие фоновые значения и допустимый предел содержания их в почве.

В 2020 году Управлением по факту порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления в отношении неопределенного круга лиц по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ проведено административное расследование. В результате которого, не установлены лица, причастные к загрязнению земельного участка.

В связи с тем, что содержание нефтепродуктов значительно превышает фоновые значения, и превышает допустимый предел содержания их в почве (не более 1000 мг/кг) в 12; 3,3; 3,6, 2,5 раз в 2020 году и в 213, 217, 688, 766 раз в 2021 году, в соответствии с Порядком определения размера ущерба от загрязнения земель химическими веществами, утвержденного Роскомземом от ДД.ММ.ГГГГ и Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ, обследуемый земельный участок нуждается в рекультивационных мероприятиях, согласно определяемых показателей.

В силу статьи 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (пункт 5 статьи 13 Земельного кодекса РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 утверждены Правила рекультивации и консервации земель, далее Правила.

Согласно пункту 4 Правил предусмотрено, что если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.

В силу пункта 1.1. положения об Управлении имущественных отношений Алтайского края, утвержденного указом губернатора Алтайского края от 03.11.2016 №    131, Управление имущественных отношений Алтайского края, далее Алтайкрайимущество, в соответствии с полномочиями, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Алтайского края и Положением, является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом Алтайского края, в том числе по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Алтайского края, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, по участию в проведении государственной политики на территории Алтайского края в указанной сфере.

На основании подпункта 3 пункта 2.1.4 положения об Управлении имущественных отношений Алтайского края Алтайкрайимущество осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Барнаул Алтайского края по распоряжению земельными участками, находящимися в границах муниципального образования город Барнаул Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с нормативными правовыми актами Алтайского края.

В соответствии со статьей 1 Закона Алтайского края от 23.12.2014 № 102-ЗС «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Барнаул Алтайского края и органами государственной власти Алтайского края» орган исполнительной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Барнаул Алтайского края по предоставлению земельных участков, находящихся в границах муниципального образования город Барнаул Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставляемых для завершения строительства индивидуальных жилых домов, жилых домов блокированной застройки, для эксплуатации индивидуальных жилых домов, жилых домов блокированной застройки, в том числе самовольно созданных, а также земельных участков, предоставляемых для эксплуатации погребов, гаражей, машино-мест, парковочных мест, иных объектов, расположенных в составе объектов недвижимости гаражного назначения, для размещения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов, индивидуальных погребов и хозяйственных построек, палаток, лотков, киосков, комплексов мелкорозничной торговли и иных объектов розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания, право собственности на которые не подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке; а также земельных участков, предоставляемых гражданам для огородничества, садоводческим, огородническим некоммерческим организациям или их членам в собственность.

На основании изложенного, Алтайкрайимущество уполномочено на управление и распоряжение земельным участком, загрязненным нефтепродуктами.

В адрес Алтайкрайимущества Управлением в 2020 году направлено предостережение об исполнении обязательных требований по проведению рекультивации земель от 07.10. 2020 .

В декабре 2020 в адрес Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора поступили возражения Алтайкрайимущества о невозможности исполнения требований предостережения на основании того, что деятельность по ликвидации загрязнения нефтепродуктами акватории и береговой линии реки Обь на территории города Барнаула не входит в компетенцию Алтайкрайимущества, полномочиями по участию в проведении мероприятий по охране окружающей среды ведомство не наделено, соответствующее финансирование не предусмотрено, надзорные полномочия у Алтайкрайимущества отсутствуют. Данные доводы не были приняты Управлением в качестве основания для невыполнения требований предостережения, Алтайкрайимуществу разъяснено, что обязанность по разработке проекта рекультивации земель и рекультивация указанного земельного участка возникает у Алтайкрайимущества в силу действующего законодательства как у государственного органа, уполномоченного на управление и распоряжение указанным земельным участком.

В марте 2021 года Алтайкрайимущество сообщило, что для принятия решения о рекультивации земельного участка необходимо провести осмотр участка, с целью определения координат и расстояния на местности и получить ответ из Министерства природных ресурсов Алтайского края о местоположении береговой линии реки Обь и границ водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы водного объекта.

Дополнительных сведений о ходе работ по рекультивации загрязненных земель от Алтайкрайимущества в адрес Управления не поступало, проект рекультивации нарушенных земель не предоставлен.

В соответствии с пунктом 4.60 Положения об Управлении, утвержденного Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ , Управление наделено полномочиями предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски, в том числе о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду.

По таким основаниям, заявлены требования о возложении на Управление имущественных отношений Алтайского края обязанности по проведению работ по рекультивации земельного участка, загрязненного нефтепродуктами, расположенного на левом берегу реки Обь, ориентировочно в 1 км выше по течению от старого моста, в районе переулка Нефтяного, на линии, соответствующей протяженности территории нефтебазы, в месте с координатами до , входящем в кадастровый квартал .

В ходе рассмотрения дела исковые требования уточнены, предъявлены также к ответчикам Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай (т. 2 л.д. 106).

В обоснование уточненных исковых требований дополнительно указано, что согласно проведенной по назначению суда экспертизе (заключение эксперта №-95С/22 ООО Центр независимой профессиональной экспертизы «Алтай-Эксперт»), загрязненный нефтепродуктами земельный участок расположен как в водоохраной зоне реки Обь, так и в прибрежной полосе реки Обь. Ширина участка составляет 75 метров, длина около 55 метров. Также определены географические координаты загрязненного земельного участка. Государственная собственность на данный земельный участок не разграничена.

В соответствии с ч.1 ст. 65 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Ширина водоохраной зоны реки Обь составляет 200 м.

Пунктом 6 статьи 6 ВК РФ предусмотрено, что полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 (двадцать) метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.

Согласно п. 2 ст. 414 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В соответствии со ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены    Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Пункт 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 137-ФЗ) устанавливает основания для отнесения земельных участков к федеральной собственности в целях разграничения государственной собственности на землю.

Комплексное толкование ст. 17 Земельного кодекса, п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» позволяет прийти к выводу о том, что земельные участки, расположенные в пределах береговой полосы водоохраной зоны водного объекта, находящегося в собственности Российской Федерации, находятся в собственности Российской Федерации.

Данный довод подтверждается выводами, изложенными в определении Верховного Суда РФ от 21.12.2015 № 308-ЭС15-13877.

В соответствии с пп. 5.35.1. п. 5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) принимает в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не - установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Территориальным органом Росимущества в Алтайском края является Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай.

Таким образом, стороной истца предъявлены требования к Управлению имущественных отношений Алтайского края, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай о возложении обязанности по проведению работ по рекультивации загрязненного земельного участка.

В ходе рассмотрения дела судом привлечены к участию в деле в качестве соответчиков Правительство Алтайского края, администрация г. Барнаула, администрации Центрального и Октябрьского районов г. Барнаула, ООО «Газпромнефть-Терминал».

В качестве третьих лиц привлечены Прокуратура Алтайского края, Министерство природы Алтайского края, АО «Барнаульская генерация», ПАО «НК «Роснефть-Алтайнефтепродукт», ООО «Газпромнефть-Центр».

В судебном заседании представитель истца Крымова Р.А. исковые требования, с учетом уточнения, поддержала в полном объеме.

В настоящем судебном заседании и ранее участвуя в рассмотрении дела, представитель истца поясняла, что выводы эксперта о невозможности рекультивации не препятствуют удовлетворению требований, возможность проведения рекультивации данного земельного участка не исключается, невозможность ее проведения на сегодняшний день не означает, что ее вообще нельзя провести, в заключении эксперта указано, что необходима разработка проекта рекультивации данного земельного участка, факт загрязнения подтвержден. Проект рекультивации будет разрабатываться только в том случае, когда на лицо возложат обязанность по рекультивации земельного участка, поскольку для его разработки требуются значительные средства. Требования о возмещении вреда окружающей среде в денежной форме не намерены предъявлять.

После привлечения судом соответчиков представитель истца поясняла, что выбор надлежащего ответчика оставляют на усмотрение суда. В настоящем судебном заседании настаивала на удовлетворении требований к Управлению имущественных отношений Алтайского края, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай, поскольку полагает, что лицо, ответственное за загрязнение не установлено, указанные лица уполномочены на проведение работ в силу правомочий собственника участка.

Представитель ответчика Управления имущественных отношений Алтайского края Тараненко О.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление. Также указывала, что Управление не является надлежащим ответчиком по предъявленным требованиям. Полагала, что имеется причинитель вреда, на которого подлежит возложению ответственность. Ранее участвуя в рассмотрении дела также ссылались на невозможность проведения работ по рекультивации с учетом выводов судебной экспертизы.

В письменном отзыве на исковое заявление указано, что в декабре 2020 года в Алтайкрайимущество поступило предостережение от 07.10.2020 № 125, в котором предложено принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований по проведению рекультивации загрязненного земельного участка.

В соответствии с законами Алтайского края от 04.02.2007 № 12-ЗС «О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае», от 23.12.2014 № 102-ЗС «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Барнаул Алтайского края и органами государственной власти Алтайского края» в компетенцию Алтайкрайимущества не входит деятельность по ликвидации загрязнения нефтепродуктами акватории и береговой линии р. Оби на территории города Барнаула.

Полномочиями по участию в проведении мероприятий по охране окружающей среды в пределах средств, предусмотренных в бюджете города на эти цели, наделены администрации районов города Барнаула (Положения о районах в городе Барнауле и администрациях районов города Барнаула, утвержденные Решением Барнаульской городской Думы от 27.04.2018 № 117).

Также указано, что полномочия по осуществлению земельного надзора, экологического надзора на Алтайкрайиущество не возложены.

Учитывая изложенное, полагают, что Алтайкрайимущество является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям.

Кроме того, полагают, что истцом не в полной мере проведена проверка в отношении выявления лица, чьи действия привели к соответствующему загрязнению.

Представитель ответчика Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай Воскресенская Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.

Ранее участвуя в рассмотрении дела, представитель пояснил, что возложение обязанности по рекультивации земельных участков возможно только на виновное лицо, поэтому истец должен представить доказательства, что ответчик виноват в данном загрязнении. Таких доказательств в материалах дела нет. Согласно заключению эксперта причиной загрязнения почвы является вымыв грунтовыми водами нефтепродуктов, которые накопились с 1936 по 2005 гг. на территории Нефтебазы. Полагают, что лицом, виновным в загрязнении спорного земельного участка и надлежащим ответчиком по делу, является собственник Нефтебазы.

В письменных возражениях указано, что согласно заключению судебной экспертизы от 30.06.2022 № 95С/22 причиной загрязнения почвы склона реки Обь является вынос грунтовыми водами, выходящими на склоне реки Обь на исследуемом участке, нефтепродуктов, попавших ранее с ДД.ММ.ГГГГ (год демонтажа подземных резервуаров) и накопившихся в грунтах, пропитавших слои водопропускающих грунтов до водонесущего горизонта, а также накопленные в линзах водонесущего горизонта, под территорией нефтебазы. Таким образом, лицом, виновным в загрязнении спорного земельного участка, а также надлежащим ответчиком, является собственник либо лицо эксплуатирующее нефтебазу в период до 2005 года. Согласно заключению судебной экспертизы от 30.06.2022 № 95С/22 из-за особенностей загрязненного земельного участка возможность проведения рекультивации загрязненной почвы отсутствует, технически устранить причину загрязнения подземных вод не представляется возможным по указанным в заключении обстоятельствам. Рекультивация почвы не приведет к прекращению выходов подземных (грунтовых) вод с сверхнормативным содержанием нефтепродуктов и попадания их в воды залива и далее в реку Объ. В связи с чем объективная возможность осуществить работы по рекультивации земельного участка отсутствует, более того такие работы не приведут к положительному результату, требования истца являются неисполнимыми. Ликвидация загрязнения нефтепродуктами акватории и береговой линии реки Объ на территории города Барнаула возможна путем рекультивации земельного участка, расположенного под территорией нефтебазы.

Территориальный орган полагает, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты прав, требования предъявлены к ненадлежащему ответчику. Нахождение участка в пределах береговой полосы федерального водного объекта (река Обь) само по себе не свидетельствует об отнесении такого участка к федеральной собственности. Кроме того, в отношении указанного земельного участка отсутствуют иные критерии отнесения его к федеральной собственности. Участок относится к землям, право государственной собственности, на которые не разграничено, и распоряжение которыми осуществляют, согласно ст. 3.3 Закона №137-ФЗ, органы местного самоуправления.

Представитель ответчика администрации г. Барнаула Насыров О.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.

В письменных возражениях указано, что в соответствии с заключением судебной экспертизы от 30.06.2022 №95С/22 спорный земельный участок расположен как водоохраной зоне реки Обь, так и в прибрежной защитной полосе реки Обь. Из письма комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула от 13.09.2022 №2001/160/отв-5047 следует, что спорный земельный участок частично расположен в границах береговой полосы водного объекта - р.Обь. в соответствии с положениями Водного кодекса РФ спорный земельный участок относится к федеральной собственности и органы местного самоуправления не уполномочены на предоставление таких земель. В силу ст. 1 Закона Алтайского края от 23.12.2014 №102-ЗС «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Барнаул Алтайского края и органами государственной власти Алтайского края» орган исполнительной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Барнаул Алтайского края по предоставлению земельных участков, находящихся в границах муниципального образования город Барнаул Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена. Учитывая указанные обстоятельства, администрация города не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Обязанность по рекультивации спорного земельного участка должна быть возложена на лицо из-за деятельности которого спорный земельный участок грязнен нефтепродуктами.

На территории земельного участка по адресу: ...., кадастровый , расположен комплекс объектов недвижимости (здания, сооружения), предназначенных в том числе для эксплуатации нефтебазы (далее - Барнаульская нефтебаза).

Барнаульская нефтебаза была построена в 1936 г. и является одним из крупнейших хранилищ нефтепродуктов Алтайского края. На территории нефтебазы расположены комплексы хранилищ бензина, масел и дизельного топлива.

Из мониторинга загрязненности нефтепродуктами природной среды Барнаульской нефтебазы, выполненного ОАО «АлтайТИСИз» в 2005 г., следует, что основанием для его проведения явились данные о выявлении в 1999 г. загрязнения нефтепродуктами (радужная пленка, специфический запах) родникового стока и грунтов в подошве Обского склона. Мониторинг загрязнения нефтепродуктами природной среды нефтебазы был выполнен в 2002 - 2004 гг.

В нем отражено, что на объекте проводились работы по реконструкции сооружений нефтебазы, которые осуществлялись с 2002 по 2004 г.г. В частности, произведены диагностика и ремонт резервуаров бензина, дизтоплива и масел, вывод из эксплуатации нескольких резервуаров светлых и темных нефтепродуктов, имеющих 100 % износа, ликвидирована система регенерации и подземных резервуаров отработанных масел, построены новые очистные сооружения для светлых нефтепродуктов, построена новая эстакада для налива светлых нефтепродуктов, испытаны (проверены) трубопроводы нефтепродуктов, заасфальтирована и забетонирована территория нефтебазы и др.

По результатам мониторинга были сделаны в том числе следующие выводы:

длительная эксплуатация нефтебазы (с 1936 г.) привела к значительному износу металлических резервуаров и трубопроводов нефтепродуктов, обусловив их утечки, имеющие как постоянный характер, так и форсмажорный, связанный с аварийными ситуациями;

уровень загрязнения почв территории нефтебазы высокий;

грунтовые воды и как следствие воды ручьев загрязнены нефтепродуктами.

Факт загрязнения спорной территории с 1999 г. и по настоящее время также подтверждается заключением государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ отчетом о проведении геофизических исследований территории Барнаульской нефтебазы ОАО «Сибнефть-Барнаулнефтепродукт, подготовленным ООО «Сибгеотех» в 2003 г., отчетом о проведении экологического мониторинга, подготовленного ООО «Природная диагностика» в 2014 г., постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ, заключением судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, может быть сделан вывод о том, что с 1999 г. и по настоящее время, причиной загрязнения спорного земельного участка является деятельность, которую осуществляет Барнаульская нефтебаза.

В соответствии с Планом приватизации Государственного предприятия «Барнаулнефтепродукт» от ДД.ММ.ГГГГ предприятие было преобразовано в акционерное общество открытого типа «Барнаулнефтепродукт». Из анализа плана приватизации следует, что комплекс объектов недвижимости и сооружений Барнаульской нефтебазы был передан в собственность указанного общества.

В дальнейшем АООТ «Барнаулнефтепродукт» неоднократно изменяло свое наименование: ДД.ММ.ГГГГ наименование изменено на ОАО «Барнаулнефтепродукт»; ДД.ММ.ГГГГ наименование изменено на ОАО «Сибнефть-Барнаулнефтепродукт»; ДД.ММ.ГГГГ наименование изменено на ОАО «Газпромнефть-Алтай».

ОАО «Газпромнефть-Алтай» прекратило свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ в связи с реорганизацией юридического лица в форме присоединения. Правопреемником ОАО «Газпромнефть-Алтай» стало ОАО «Газпромнефть- Новосибирск».

ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» прекратил свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ в связи с реорганизацией юридического лица в форме присоединения. Правопреемником ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» стало ООО «Газпромнефть-Центр».

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Газпромнефть-Центр» следует, что юридическое лицо является действующим, а также имеются сведения о его правопреемнике - АО «Газпромнефть-Терминал».

АО «Газпромнефть-Терминал» прекратил свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ в связи с реорганизацией юридического лица в форме преобразования. Правопреемником АО «Газпромнефть-Терминал» стало ООО «Газпромнефть-Терминал», которое в настоящее время является действующим юридическим лицом.

Из изложенного следует, что юридическое лицо ОАО «Газпромнефть-Алтай» не было ликвидировано, а из анализа выписок из ЕГРЮЛ можно предположить, что его окончательным правопреемником является ООО «Газпромнефть-Центр» либо ООО «Газпромнефть-Терминал».

Таким образом, администрация города полагает, что в рамках настоящего спора обязанность по рекультивации спорного земельного участка должна быть возложена на правопреемника ОАО «Газпромнефть-Алтай», которое изначально и осуществляло эксплуатацию Барнаульской нефтебазы.

Требования о рекультивации спорного земельного участка преждевременны и не исполнимы.

Из материалов дела следует, что выход нефтепродуктов вместе с грунтовыми водами наружу происходит с 1999 г. и по настоящее время, в связи с чем работы по рекультивации спорного земельного участка, не устранят причину его загрязнения.

Рекультивация спорного земельного участка, без проведения специальных работ по изъятию нефтепродуктов, накопленных под земельным участком Барнаульской нефтебазы, будет нецелесообразной, т.к. в дальнейшем спорный земельный участок будет подвержен загрязнению нефтепродуктами путем выхода вместе с грунтовыми водами. Данный вывод подтверждается заключением судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ

Также обращено внимание на то, что согласно выводам заключения судебной экспертизы рекультивация спорного земельного участка невозможна по техническим причинам.

На основании изложенного, администрация города полагает, что требования о проведении рекультивации спорного земельного участка не подлежат удовлетворению.

Представитель ответчика ООО «Газпромнефть-Терминал» Зенков С.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований.

Ранее участвуя в рассмотрении дела представители указанного лица Сапрыкин А.А., Зенков С.И. пояснили, что организация осуществляет деятельность на земельном участке по адресу: ..... Однако, подземные резервуары в деятельности не используются. Деятельность общества осуществляется в соответствии с положениями законодательства. Хранилища, которые имеются сейчас на территории, не являются источником этого загрязнения. Нефтебаза по указанному адресу функционирует с 1936 года, в деле отсутствуют доказательства того, какие нефтепродукты, когда и в каком объеме оказались под земельным участком, который арендует Нефтебаза. Возможно речь идет о накопленном вреде, поскольку в данный момент деятельности по хранению в подземных сооружениях нефтебаза не осуществляет. Полагают, что ООО «Газпромнефть-Терминал» не является причинителем вреда. Сначала появились надземные хранилища, через несколько лет – впервые в 1999 году начался выход нефтепродуктов на берег, после этого хранилища, которые не эксплуатировались, были уничтожены, разобраны. Документов, подтверждающих проведение этих работ, кто, когда проводил, нет, поскольку прошло более 20 лет. Устройство новых хранилищ было произведено до 2000 года. Соарендатором земельного участка по указанному адресу является Роснефть.

Представитель третьего лица Прокуратуры Алтайского края Паршиков И.С. в судебном заседании поддержал требования истца к органам, уполномоченным на распоряжение участками.

В письменном отзыве на исковое заявление указано, что исковые требования Управления Росприроднадзора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В августе 2021 года Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора проведена проверка по факту загрязнения нефтепродуктами земельного участка около водного объекта - реки Обь. По результатам проверки на земельном участке вдоль береговой линии в районе домов .... мост в .... были выявлены пластовые выходы подземных (грунтовых) вод с характерным запахом нефтепродуктов. Земельный участок, на которых зафиксировано загрязнение нефтепродуктами, является участком, собственность на который не разграничена, хозяйственная деятельность на нем не ведется.

С целью установления субъекта, ответственного за разлив нефтесодержащих продуктов, природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка деятельности ООО «Газпромнефть-терминал», расположенного по адресу: ..... В ходе проверки установлено, что на территории нефтебазы разливы нефтесодержащих продуктов на земельном участке отсутствуют. С 2005 года на территории нефтебазы нет подземных резервуаров и трубопроводов для перекачки ГСМ, все конструкции являются наземными и своевременно контролируются в соответствии с требованиями промышленной безопасности.

Согласно абз. 7 ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Порядок проведения рекультивации и консервации земель установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» (далее - Правила), в силу положений которых проведение работ по рекультивации загрязненных участков обеспечивается, в том числе, исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков, либо если таковые не установлены.

Ввиду того, что информация о лицах, чья деятельность привела к загрязнению нефтепродуктами земельного участка, полагают обоснованным предъявление требования к Управлению имущественный отношений Алтайского края, который является органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в границах муниципального образования город Барнаул Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с нормативными правовыми актами Алтайского края.

Представитель третьего лица ПАО «НК «Роснефть-Алтайнефтепродукт» Заика Н.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.

В письменном отзыве на исковое заявление указано, что земельный участок с кадастровым номером , по адресу: ...., находится в совместной аренде ПАО «НК «Роснефть» - Алтайнефтепродукт» и ООО «Газпромнефть-Терминал» (договор аренды заключен с Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула). ПАО «НК «Роснефть» - Алтайнефтепродукт» является собственником трех складских помещений, расположенных на данном земельном участке. Общество не осуществляет деятельность по приему/хранению/отпуску нефтепродуктов на территории вышеуказанного земельного участка. Расположенные на земельном участке складские помещения используются Обществом для хранения ТМЦ. Общество не имеет отношения к загрязнению земельного участка нефтепродуктами, так как деятельности, связанной с использованием нефтепродуктов, на спорном земельном участке не ведет.

В дополнительном отзыве на исковое заявление указано, что ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Администрации Центрального района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ было образовано АООТ «Алтайнефтепродукт» - правопредшественник ПАО «НК «Роснефть-Алтайнефтепродукт». Из анализа плана приватизации следует, что в собственность АООТ «Алтайнефтепродукт» передавались, в том числе, расположенные на территории г. Барнаула здание центрального материального склада, здание склада, здание склада железобетонное, автогараж и дом-контора. Резервуары или какие-либо иные объекты для хранения нефтепродуктов по спорному адресу в г. Барнауле Обществу по плану приватизации не передавались и в последующем не приобретались и не использовались. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 22:63:020523:120, расположенный по адресу: ...., используется Обществом с 1993 года для целей, не связанных с осуществлением деятельности по приему/хранению/отпуску нефтепродуктов. Расположенные на земельном участке складские помещения, используются Обществом для хранения ТМЦ.

Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежаще

В письменных возражениях администрации Центрального района г. Барнаула, администрации Октябрьского района г. Барнаула указано, что не являются надлежащими ответчиками.

В письменном отзыве Правительства Алтайского края указано, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие надлежащее совершение действий, на основании которых можно было установить конкретных лиц, виновных в загрязнении данного земельного участка. Правительство Алтайского края не является участником спорных правоотношений. В компетенцию Правительства Алтайского края не входит проведение работ по рекультивации загрязненных земельных участков, в связи с чем, требования к Правительству Алтайского края, как к ненадлежащему ответчику, не подлежат удовлетворению.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при указанной явке.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Земельный кодекс РФ в пункте 1 статьи 1 определяет землю как природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы, природный ресурс, используемый в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основу осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы.

В соответствии с абз. 1 ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В силу п. 6 ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Целями охраны земель в соответствии со статьей 12 Земельного кодекса РФ являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В силу ст. 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (п. 5 ст. 13 ЗК РФ).

Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 13 ЗК РФ).

Соответствующий порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 №800 «О проведении рекультивации и консервации земель», которым утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, согласно пункту 3 которых проведение рекультивации и консервации земель, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В соответствии с п. 4 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800, в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются:

а) гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков;

б) арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством);

в) исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.

Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ истцом проведено выездное обследование акватории и территории водоохраной зоны р. Обь в черте г. Барнаула земельный участок, расположенный на левом берегу р. Оби ориентировочно в 1 км выше течению от Старого моста, в районе пер. Нефтяного, нефтебазы, от места с координатами до , что подтверждается актом выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 45-46).

Из указанного акта следует, что территория свободна от застройки, какая-либо хозяйственная деятельность на обследуемой территории не ведется.

Согласно протоколам отбора проб почвы филиала «ЦЛАТИ по Алтайскому краю» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» ДД.ММ.ГГГГ, , произведен отбор проб на 3 площадках в районе акватории и территории водоохранной зоны р. Обь в черте г. Барнаула, в районе пер. Нефтяного, нефтебазы, площадка ; , ; площадка ; ; ; (территория, не подверженная загрязнению) (л.д. 27-32).

Согласно экспертному заключению филиала «ЦЛАТИ по Алтайскому краю» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний, проведенных в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора, установлено наличие превышение концентраций загрязняющих веществ в почве (т. 1 л.д. 22).

ДД.ММ.ГГГГ истцом также проводилось обследование (визуальный осмотр) территории (акватории) расположенной в г. Барнауле на левом берегу р. Оби ориентировочно в 800 метрах выше по течению от Старого моста, район примыкания .... на предмет соблюдения природоохранных требований, в ходе которого установлено что на береговом склоне р. Обь на линии, соответствующей протяженности территории нефтебазы, расположенной по адресу: ...., на высоте ориентировочно 5-10 м от поверхности воды выявлены пластовые выходы подземных (грунтовых) вод с характерным запахом нефтепродуктов. В месте разгрузки подземных вод, грунт на береговом сколе черно-желто-бурого цвета, ниже по склону родниковый сток объединяется, формируя русла ручейков, которые стекают в залив «Ковш» р. Оби, где на поверхности воды наблюдаются радужные круги с характерным запахом нефтепродуктов, что свидетельствует о правонарушениях в области охраны окружающей среды. Сведения о лицах, допустивших нарушения законодательства не установлены (т. 1 л.д. 47-48).

Согласно протоколам отбора проб почвы филиала «ЦЛАТИ по Алтайскому краю» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» ДД.ММ.ГГГГ, , произведен отбор проб на 3 площадках в районе акватории и территории водоохранной зоны р. Обь в черте г. Барнаула, в районе пер. Нефтяного, нефтебазы, площадка ; ; площадка ; ; ; (т. 1 л.д. 40-44)

Согласно экспертному заключению от 10.09.2020 №014 на земельном участке, расположенном в Алтайском крае г. Барнауле на левом берегу реки Оби ориентировочно в 800 метрах выше по течению от Старого моста, район примыкания ...., на обследуемой площади выявлен факт порчи плодородного слоя почвы нефтепродуктами до 100 см. Так как содержание нефтепродуктов значительно превышают фоновые значения, и превышают допустимый предел содержания их в почве (не более 1000мг/кг) в 12; 3,6; 3,6; 2,5 раза в соответствии с Порядком определения размера ущерба от загрязнения земель химическими веществами, в результате чего обследуемый земельный участок нуждается в рекультивационных мероприятиях, согласно определяемых показателей (т. 1 л.д. 33-36).

Определением Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования (т. 1 л.д. 52).

Постановлением Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении неустановленного круга лиц по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ прекращено в связи с тем, что субъект правонарушения в ходе административного расследования не установлен (т. 1 л.д. 58).

Истцом направлено в адрес Управления имущественных отношений Алтайского края предостережение от ДД.ММ.ГГГГ о недопустимости нарушения обязательных требований, предложено принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований по проведению рекультивации земли расположенной в г. Барнауле в пределах кадастрового квартала на левом берегу р. Оби ориентировочно в 800 метрах выше по течению от Старого моста, район примыкания .... (т. 1 л.д. 59-62).

На указанное предостережение Управлением имущественных отношений Алтайского края направлен ответ об отсутствии контрольно-надзорных полномочий управления для принятия мер (т. 1 л.д. 63).

Согласно ответу Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ указанная территория включена в предварительный список объектов, обладающих признаками объектов накопленного вреда окружающей среде. Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель проводится органом государственной власти, уполномоченным на предоставление земельного участка (т. 1 л.д. 99).

При рассмотрении дела судом назначена судебная строительно-техническая экспертиза в ООО ЦНПЭ «Алтай-Эксперт».

Согласно заключению эксперта ООО ЦНПЭ «Алтай-Эксперт» от ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ №95С/22 точки с координатами, указанными в вопросе расположены вне исследуемого участка. В приложении к заключению указано исследуемое место с координатами точек из определения, по долготе (Е).

Указано, что загрязненный участок имеет географические координаты точек поворота (определены по данным публичной кадастровой карты и программы Google Earth):

1- ;

2- ;

3- ;

4- .

Участок с местами выхода загрязненных нефтепродуктами подземных источников, выходящих из мест обрыва на высоте 10-20 метров от уровня воды в реке Объ, расположен на крутом обрывистом левом берегу реки Обь, примыкающем непосредственно к территории нефтебазы по адресу: ...., пер. Нефтяного, между островом «Побочень» и территорией нефтебазы, разделен проливом реки Оби - «Ковшом».

Представляет собой крутой глинистый обрывистый берег - склон реки Объ, подходящий к проливу «Ковш», который разделяет обрывистый берег и остров «Побочень».

Исследуемый земельный участок находится на землях, государственная собственность на которые не разграничена (приложение к заключению).

В геоморфологическом отношении Обской склон представляет собой уступ Приобского плато к долине р. Оби. Исследуемый земельный участок расположен на территории Приобского плата на склоне долины реки Объ. На исследуемом участке происходит выклинивание пластовое в виде многочисленных родников и мочажин (выход грунтовой воды или техногенной верховодки на поверхность) в количестве 4 мест на высоте до 20 м от поверхности воды в заливе, из которых образуются ручьи, стекающие в залив «Ковш». Ручьи на территории, указанной в приложении 1, загрязнены нефтепродуктами. От мочажин до поверхности залива грунт вокруг этих ручьев покрыт нефтепродуктами слоем 2-5 см. Ширина участка составляет около 75 метров, длина склона около 55 метров, крутизна склона составляет от 10 до 20 градусов.

Весь исследуемый участок, положение и размеры которого указаны на приложении к заключению, расположен как в водоохраной зоне реки Обь, так и в прибрежной защитной полосе реки Обь.

Также участок находится в опасной оползневой зоне.

На исследуемом участке выявлено наличие четырех мочажин, из которых образуются или образовывались ручьи, стекающие к водам залива. В двух из них поток воды позволял набор воды. Вода в этих ручьях имеет ощутимый оттенок запаха бензина. На всем протяжении от мочажин до берега залива, шириной от метра до четырех метров, грунт покрыт остатками нефтепродуктов, земля пропитана ими на глубину до 5см. При снятии слоя загрязнения, под ним открывается песчаный грунт.

Для определения степени загрязнения грунтовых вод, в двух ручьях и в самом заливе, на грани исследуемого участка по течению реки, взяты пробы воды.

Исследование проб (анализ воды на наличие в ней нефтепродуктов) проводилось в акредитированной лаборатории ООО «Промхимлаб».

По итогам исследований выявлено следующее:

-проба воды ручья левого (взгляд от реки), крайнего водонесущего на участке показала превышение ПДК (фактическое содержание нефтепродуктов в воде - 2210мм/дм3 при нормативе 0,05мм/дм3). Протокол ,

-проба воды ручья правого (взгляд от реки), крайнего, водонесущего на участке показала превышение ПДК (фактическое содержание нефтепродуктов в воде - 521мм/дм3 при нормативе 0,05мм/дм3). Протокол ,

-проба воды, взятая у берега залива у границы исследуемого участка, крайней по течению реки также показала превышение ПДК (фактическое содержание нефтепродуктов в воде - 35мм/дм3 при нормативе 0,05мм/дм3). Протокол .

Причиной загрязнения почвы склона реки Обь является вынос грунтовыми водами, выходящими на склоне реки Объ на исследуемом участке, нефтепродуктов, попавших ранее, с ДД.ММ.ГГГГ (год демонтажа подземных резервуаров) и накопившихся в грунтах, пропитавших слои водопропускающих грунтов до водонесущего горизонта, а также накопленные в линзах водонесущего горизонта, под территорией нефтебазы.

Загрязненный земельный участок находится в оползневой зоне.

В верхней части склона, над загрязненным участком наблюдается повышенная крутизна. Почва загрязненного участка переувлажнена грунтовыми водами.

Сами загрязненные грунты не имеют плодородной почвы, сложены из песка и суглинков.

На сегодняшний день возможность проведения рекультивации загрязненной почвы отсутствует, кроме того, технически устранить причину загрязнения подземных вод не представляется возможным по следующим причинам:

-доступ техники к загрязненному участку по суше отсутствует;

-доступ по воде требует углубления дна залива в месте подхода строительной плавательной техники к загрязненному участку;

-в верхней части склона, над загрязненным участком наблюдается повышенная крутизна. Почва загрязненного участка переувлажнена грунтовыми водами, обводненность грунтов способствует оползнеобразованию;

-снятие грунта вручную может привести к оползням, что грозит угрозой жизни и здоровья работающим.

-для биологической обработки зараженных мест и засыпки загрязненной почвы чистым грунтом требуется доступ техники к загрязненному участку.

Рекультивация почвы не приведет к прекращению выходов подземных (грунтовых) вод с сверхнормативным содержанием нефтепродуктов и попадания их в воды залива и далее в реку Объ.

В ходе рассмотрения дела допрошен эксперт ФИО12, который пояснил, что береговая линия – линия, которая показывает средний уровень стояния воды во время, когда отсутствует ледостав, то есть от нижнего до высшего уровня. Низкий уровень в засушливые годы, высокий в дождливые годы. Линия определяется в течение нескольких лет, от этой линии идет береговая полоса - 20 м. Защитная и водоохранная зона накладывают ограничения на пользование данными участками. Весь участок находится в защитной полосе и водоохранной зоне. По способу устранения источника загрязнения пояснил. Что для этого требуется изъять нефтепродукты, которые находятся в грунте путем перенесения Нефтебазы, разработки котлована под занимаемым нефтебазой участком глубиной 20-30 метров, создать проект по химическому удалению продуктов. Рекультивация загрязненного участка не устранит причину загрязнения. Очистить загрязненный участок невозможно, поскольку возможно обрушение берега. Для исключения обрушения требуется выполнение различных технических мероприятий.

С учетом доводов участников о разграничении полномочий по предоставлению земельных участков в зависимости от расположения его в пределах береговой полосы либо вне ее судом направлен запрос экспертам о предоставлении описания частей загрязненного участка с указанием координат точек поворота в пределах береговой линии и за пределами береговой линии.

Экспертами представлена соответствующая информация (т. 4 л.д. 167-168).

Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу об установлении факта загрязнения нефтепродуктами земельного участка, определенного экспертом.

Указанный участок расположен в кадастровом квартале , собственность на который не разграничена, при этом в части участок находится в пределах береговой полосы реки Обь (земельного участка, расположенного на расстоянии до 20 м. от береговой линии водного объекта).

Факт нахождения в почве нефтепродкутов предполагает причинение вреда почве как сложному объекту окружающей среды, включающему множество взаимодействующих между собой компонентов, в том числе воздуха, воды и живых организмов, а значит, нарушает состояние окружающей среды.

В соответствии с позицией истца, предъявившего требования к ответчикам Управлению имущественных отношений Алтайского края, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай, как лицам, уполномоченным на распоряжение земельным участком, и не настаивавшего на требованиях к иным лицам, ссылаясь на отсутствие доказательств загрязнения участка действия какого-либо лица, суд приходит к выводу, что основанием исковых требований о возложении обязанности по проведению рекультивации является ответственность указанных истцом органов как собственников, уполномоченных им лиц, за содержание принадлежащего имущества. На причинение вреда как основание заявленных требований истец не ссылается.

Правила проведения рекультивации и консервации земель, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 регламентируют порядок проведения рекультивации земельного участка, но не исключают право истца на выбор основания предъявления требований и круг ответчиков, согласно нормам земельного и гражданского законодательства.

С учетом изложенного, исходя из заявленных истцом оснований исковых требований – ответственности собственника (уполномоченного им лица), суд полагает, требования обоснованно предъявлены к Управлению имущественных отношений Алтайского края и МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай.

При этом в части доводов иных участников о наличии причинителя вреда, в связи с действиями которого произошло загрязнение земельного участка, суд учитывает также следующее.

Из вышеприведенных выводов эксперта следует, что загрязнение спорного участка происходит по причине вынос грунтовыми водами нефтепродуктов, попавших ранее, с ДД.ММ.ГГГГ и накопившихся в грунтах, пропитавших слои водопропускающих грунтов до водонесущего горизонта, а также накопленные в линзах водонесущего горизонта, под территорией нефтебазы, расположенной по адресу: .....

Согласно сведений ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по адресу: ...., кадастровый номер , принадлежит городскому округу – город Барнаул Алтайского края, находится в пользовании по договорам аренды у ПАО «НК «Роснефть-Алтайнефтепродукт», ООО «Газпромнефть-Терминал», АО «Барнаульская генерация» (т. 1 л.д. 124,163).

ДД.ММ.ГГГГ между комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула и ПАО «НК «Роснефть-Алтайнефтепродукт» заключен договор аренды указанного земельного участка (т. 1 л.д. 191).

ДД.ММ.ГГГГ между комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула и АО «Газпронефть-Терминал» заключено дополнительное соглашение к данному договору аренды о дополнении преамбулы договора о заключении указанного договора с АО «Газпронефть-Терминал» (т. 1 л.д. 196).

ДД.ММ.ГГГГ между комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула и АО «Барнаульская генерация» заключен соглашение о вступлении в данный договор аренды земельного участка (т. 1 л.д. 199).

Как следует из плана приватизации «Барнаунефтепродукта», утв. ДД.ММ.ГГГГ указанное предприятие находится в Октябрьском районе г. Барнаула на выезде из города по трассе Барнаул-Новосибирск. Территория базового предприятия площадью 14, га граничит с севера – с жилым сектором Барнаулнефтепродукт, с юга жилым сектором овчинно-меховой фабрики, с востока ограничена рекой Обь, с запада ограничена автомобильной трассой Барнаул-Новосибирск. Полноценное наименование: АО «Барнаулнефтепродукт». Адрес: .... (т. 2 л.д. 174- 179).

Из представленных материалов дела усматривается, что указанная организация в последующем неоднократно изменяла наименование, проводилась реорганизация.

ДД.ММ.ГГГГ наименование изменено на ОАО «Сибнефть-Барнаулнефтепродукт»; ДД.ММ.ГГГГ наименование изменено на ОАО «Газпромнефть-Алтай».

ОАО «Газпромнефть-Алтай» ДД.ММ.ГГГГ реорганизовано в форме присоединения к ОАО «Газпромнефть-Новосибирск».

ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» ДД.ММ.ГГГГ реорганизовано в форме присоединения ООО «Газпромнефть-Центр».

ООО «Газпромнефть-Центр» также реорганизовано, одним из правопреемников является АО «Газпромнефть-Терминал».

АО «Газпромнефть-Терминал» ДД.ММ.ГГГГ реорганизовано в форме преобразования в ООО «Газпромнефть-Терминал».

В полном объеме документы (передаточные акты), подтверждающие объем переданных прав при реорганизации указанных организаций не представлены. Лица, участвующие в деле, не настаивали на их истребовании.

При изложенных обстоятельствах, судом не может быть сделан вывод о том, что привлеченное судом в качестве соответчика ООО «Газпромнефть-Терминал» является правопреемником предприятия «Барнаунефтепродукт», ранее осуществлявшего деятельность на территории нефтебазы по адресу: .....

С учетом заявленных истцом оснований исковых требований установление данного обстоятельства не имеет правового значения для разрешения спора.

Согласно плана приватизации объединения «Алтайнефтепродукт» (дочернее предприятие «Барнаунефтепродукта»), утв. ДД.ММ.ГГГГ, адрес организации: ...., на балансе указанной организации имелись объекты производственного назначения, производственное оборудование г. Барнаул (т.4 л.д. 5-11).

По адресу организации .... расположено административное здание.

Из пояснений участников следует, что непосредственно производственные мощности предприятия «Алтайнефтепродукт» также располагались по адресу: .....

Из содержания заключения экспертизы следует, что накопление нефтепродуктов в грунте на спорном земельном участке произошло с ДД.ММ.ГГГГ г.

Оценивая приведенные доказательства, суд приходит к выводу о том, что лицо, в результате действий которого произошло накопление нефтепродуктов под земельным участком, на котором располагалась нефтебаза по адресу: ...., не может быть установлено на основании совокупности доказательств, представленных при рассмотрении настоящего дела, поскольку усматривается, что до 1993 года по указанному адресу осуществляли производственную деятельность несколько предприятий, в том числе «Барнаунефтепродукт» и «Алтайнефтепродукт». Из материалов дела не усматривается когда именно были созданы данные предприятия, а также что накопление нефтепродуктов связано с действиями какого-либо из указанных предприятий. В связи с чем не может быть сделан вывод о том, что ответственность за загрязнение спорного участка подлежит возложению на правопреемников какого-либо из указанных предприятий.

С учетом изложенного, суд полагает, что избранный истцом способ защиты соответствует материальному закону, установленным фактическим обстоятельствам.

В соответствии с положениями ст. 201 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу п. 6 ч.1 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

В соответствии со ст. 1 Закона Алтайского края от 23.12.2014 №102-ЗС «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Барнаул Алтайского края и органами государственной власти Алтайского края» орган исполнительной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Барнаул Алтайского края по предоставлению земельных участков, находящихся в границах муниципального образования город Барнаул Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставляемых для завершения строительства индивидуальных жилых домов, жилых домов блокированной застройки, для эксплуатации индивидуальных жилых домов, жилых домов блокированной застройки, в том числе самовольно созданных, а также земельных участков, предоставляемых для эксплуатации погребов, гаражей, машино-мест, парковочных мест, иных объектов, расположенных в составе объектов недвижимости гаражного назначения, для размещения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов, индивидуальных погребов и хозяйственных построек, палаток, лотков, киосков, комплексов мелкорозничной торговли и иных объектов розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания, право собственности на которые не подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке; а также земельных участков, предоставляемых гражданам для огородничества, садоводческим, огородническим некоммерческим организациям или их членам в собственность. Полномочия, предусмотренные частями 4 - 4.2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», по земельным участкам, находящимся в границах муниципального образования город Барнаул Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования город Барнаул Алтайского края.

Указом Губернатора Алтайского края от 03.11.2016 №131 утверждено Положение об управлении имущественных отношений Алтайского края, согласно которому Управление имущественных отношений Алтайского края (далее – «Управление») в соответствии с полномочиями, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Алтайского края и настоящим Положением, является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом Алтайского края, в том числе по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Алтайского края, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, по участию в проведении государственной политики на территории Алтайского края в указанной сфере.

На основании пп. 4 п. 2.1.4. данного положения об Управлении имущественных отношений Алтайского края Управление осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Барнаул Алтайского края по распоряжению земельными участками, находящимися в границах муниципального образования город Барнаул Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с нормативными правовыми актами Алтайского края.

В силу ст. 1 Водного кодекса РФ водный объект это - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте.

Водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища) являются поверхностными водными объектами, которые состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (статья 5 ВК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса РФ реки относятся к поверхностным водным объектам, состоящим из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (часть 3 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1,2 ч 1 ст. 102 Земельного кодекса РФ к землям водного фонда относятся земли покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах.

Если водные объекты полностью находятся в пределах земель сельскохозяйственного назначения и (или) земель других категорий, такие земли не относятся к землям водного фонда.

Из приведенных норм права следует, что земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах (то есть внутри береговой линии) относятся к землям водного фонда и являются федеральной собственностью.

Согласно п. 5.8 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

В соответствии с п. 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 №470 (далее - Положение).

В соответствии с п.4.1.14. Положения Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью, равной либо меньше десяти гектар, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.

С учетом вышеприведенных положений, надлежащими ответчиком по заявленным требованиям являются Управление имущественных отношений Алтайского края – в отношении части загрязненного земельного участка, находящегося за пределами береговой полосы, как орган, уполномоченный на распоряжение указанным земельным участком на территории г. Барнаула, собственность на который не разграничена, и МТУ «Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай» - в отношении части загрязненного земельного участка, расположенного в пределах береговой полосы реки Оби, как орган, уполномоченный на распоряжение участком, находящимся в федеральной собственности.

Указанные ответчики как органы, уполномоченные на осуществление правомочий собственника земельного участка загрязненного нефтепродуктами, обязаны принять меры к рекультивации земельного участка.

Границы земельных участков, в пределах которых на ответчиков возлагается обязанность по проведению рекультивации, подлежат определению в соответствии с информацией экспертного учреждения.

В дополнительной информации экспертов о расположении участков с местами выхода загрязненных нефтепродуктами подземных источников приведены координаты точек поворота береговой линии, точек поворота границ части участка в пределах береговой линии (до нее) и точек поворота границ части участка за пределами береговой линии (за ней в сторону водного объекта). Сами точки указаны на приложении к письму (т. 4 л.д. 167).

Таблица координат точек поворота границ части участка за пределами береговой линии (в информации указано ошибочно указано «до нее», что не соответствует приведенным в таблице поворотным точкам, отраженным в приложении).

№ точки

Местная система координат (МСК 22 зона 2), м

северное положение

восточное положение

24053(Л2)

А1

А2

24051 (Л1)

24052

24053 (Л2)

Таблица координат точек поворота границ части участка в пределах береговой линии (до нее).

№ точки

Местная система координат (МСК 22 зона 2), м

северное положение

восточное положение

24051 (Л1)

24052

24053 (Л2)

Л3

Л4

24051 (Л1)

С учетом изложенного, обязанность по проведению работ по рекультивации земельного участка, загрязненного нефтепродуктами, расположенного на левом берегу реки Обь, ориентировочно в 1 км. выше по течению от старого моста, на земельном участке, входящем в кадастровый квартал 22:63:020107, подлежит возложению на Управление имущественных отношений Алтайского края в границах земельного участка с координатами поворотных точек в местной системе координат (МСК 22 зона 2) 24053 (Л2) () - А1 () -А2 () - 24051 (Л1) () - 24053 (Л2) (), на МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай в границах земельного участка с координатами поворотных точек в местной системе координат (МСК 22 зона 2) 24053 (Л2) () – Л3 () – Л4 () - 24051 (Л1) () - 24053 (Л2) ().

Выводы эксперта о невозможности проведения рекультивации загрязненного участка по приведенным в заключении причинам, а также доводы участников со ссылкой на указанные вывод не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку соответствующие способы рекультивации с учетом имеющихся фактических условий земельного участка подлежат определению при разработке проекта рекультивации.

Также не является основанием для отказа в удовлетворении требований выводы эксперта о том, что рекультивация загрязненного участка не приведет к прекращению выходов подземных (грунтовых) вод с сверхнормативным содержанием нефтепродуктов.

Данное обстоятельство не исключает право требования восстановления уже загрязненного земельного участка.

Кроме того при разработке проекта рекультивации может быть разрешен и вопрос об устранении причин загрязнения участка.

На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению частично, согласно вышеприведенных выводов.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования удовлетворить в части.

Возложить обязанность по проведению работ по рекультивации земельного участка, загрязненного нефтепродуктами, расположенного на левом берегу реки Обь, ориентировочно в 1 км. выше по течению от старого моста, на земельном участке, входящем в кадастровый квартал , на Управление имущественных отношений Алтайского края в границах земельного участка с координатами поворотных точек в местной системе координат (МСК 22 зона 2) 24053 (Л2) () - А1 () - А2 () - 24051 (Л1) () - 24053 (Л2) (), на МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай в границах земельного участка с координатами поворотных точек в местной системе координат (МСК 22 зона 2) 24053 (Л2) () – Л3 ( – Л4 () - 24051 (Л1) () - 24053 (Л2) ().

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения через Центральный районный суд г. Барнаула.

Судья                              Е.Ю. Панина

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-1176/2022 (2-6946/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Алтайская межрайонная природоохранная прокуратураисключена
Южно-Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфре природопользования ( Росприроднадзор)
Ответчики
МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай
Управление имущественных отношений Алтайского края
Администрация г. Барнаула
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)
ООО «Газпромнефть-Терминал»
Администрация Октябрьского района г. Барнаула
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)
Администрация Центрального района г. Барнаула
Правительство Алтайского края
Другие
Министерство природы Алтайского края
ПАО "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт"
ООО "Газпромнефть-Центр"
АО "Барнаульская генерация"
Прокуратура Алтайского края
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Судья
Панина Елена Юрьевна
Дело на сайте суда
centralny.alt.sudrf.ru
29.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.11.2021Передача материалов судье
06.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.01.2022Предварительное судебное заседание
08.02.2022Судебное заседание
04.03.2022Судебное заседание
11.03.2022Судебное заседание
05.08.2022Производство по делу возобновлено
05.08.2022Судебное заседание
12.08.2022Судебное заседание
14.09.2022Судебное заседание
17.10.2022Судебное заседание
09.11.2022Судебное заседание
16.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.12.2022Дело оформлено
09.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее