Решение по делу № 33-2449/2022 от 19.05.2022

№2-3218/2021

УИД 35RS0001-02-2021-002573-18

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 июня 2022 года № 33-2449/2022

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Жгутовой Н.В.

судей Репман Л.Ю., Сотникова И.А.

при секретаре Кудряшовой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя ФИО4 ФИО6, ФИО2, ФИО3 на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 24 августа 2021 года, апелляционной жалобе представителя ФИО4 Ольги Ивановны ФИО6 на дополнительное решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 11 марта 2022 года,

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жгутовой Н.В., судебная коллегия

установила:

ФИО3, ФИО2, ФИО4 обратились в суд с иском к администрации Череповецкого муниципального района (далее – администрация) о возложении обязанности заключить дополнительные соглашения к договорам аренды земельных участков, заключенным 09 июня 2015 года на срок по 15 ноября 2020 года, увеличив срок аренды на три года.

Кроме того, ФИО4 просила признать незаконным изложенный в письме от 28 октября 2020 года отказ администрации в заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка.

Исковые требования мотивированы тем, что до истечения срока действия договоров истцы обращались с заявлениями о продлении срока аренды, поскольку в связи с введением режима повышенной готовности не смогли завершить строительство. В заключении дополнительных соглашений им необоснованно отказано.

Решением и дополнительным решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционных жалобах представитель ФИО4 ФИО6 ФИО2, ФИО3 по мотиву нарушения норм материального и процессуального права просят отменить судебные акты суда первой инстанции, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

В возражениях на апелляционные жалобы представитель администрации Череповецкого муниципального района и Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области ФИО10 просит судебные акты суда первой инстанции оставить без изменения.

Определением от 14 июня 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда перешла к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции, в качестве ответчика к участию в деле привлечен Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истцов ФИО3, ФИО2 - ФИО11, представитель ФИО4 ФИО6 поддержали изменённые исковые требования, согласно которым ФИО2, ФИО3, ФИО4 просят признать незаконными изложенные в письмах от 27 октября 2020 года и 28 октября 2020 года отказы администрации в заключении дополнительных соглашений, а также просят обязать Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области заключить соответствующие дополнительные соглашения к договорам аренды земельных участков, увеличив срок аренды на три года с даты вступления в законную силу настоящего судебного постановления.

Иные участвующие в деле лица не явились, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежаще.

Заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с переходом к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции с принятием по делу нового решения по следующим основаниям.

Согласно части 3 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор аренды заключается на срок, определенный договором.

    В силу части 6 статьи 19 Федерального закона от 01 апреля 2020 года
№98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» до 01 марта 2021 года арендатор земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что:

1) договор аренды земельного участка заключен до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации;

2) на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо в суд арендодателем не заявлено требование о расторжении такого договора аренды;

3) на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.

Срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с дополнительным соглашением, определяется арендатором, но не может превышать срок действия договора аренды земельного участка, согласованный сторонами до его увеличения, или три года, если срок действия договора составляет более чем три года. При этом положения пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации не применяются (часть 7 статьи 19 Федерального закона от 01 апреля 2020 года
№98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»).

Арендодатель обязан без проведения торгов заключить соглашение, указанное в части 6 настоящей статьи, в срок не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о его заключении ( часть 7 статьи 19 вышеуказанного закона).

Как следует из материалов дела, 01 декабря 2011 года ... администрацией муниципального образования Югское (далее администрация МО «Юское») выдано разрешение №№... на строительство детско - юношеского спортивно-оздоровительного комплекса на земельном участке площадью 55000 кв.м с кадастровым номером №..., расположенном по адресу: <адрес> сроком действия до 01 декабря 2014 года (том 1 л.д.73).

На основании свидетельства о государственной регистрации права, выданного 09 октября 2014 года, ФИО3 принадлежит объект незавершенного строительства площадью 312,8 кв.м со степенью готовности 20% по адресу: <адрес>» (том 1 л.д.41,77).

ФИО4 принадлежит объект незавершенного строительства площадью 312,8 кв.м со степенью готовности 20%, находящийся по адресу: <адрес> (том 1 л.д.135).

Решением администрации Череповецкого муниципального района от
31 декабря 2014 года утверждена схема расположения земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером №... на 8 участков (том 1 л.д.75-76).

Между администрацией МО «Югское» и ФИО2. заключены
09 июня 2015 года договоры аренды №... земельных участков с кадастровыми номерами №... со сроком аренды по 15 ноября 2020 года (том 1 л.д.36-37,80-103,136-146).

30 июля 2015 года ФИО2 уступил ФИО3 право аренды земельного участка с кадастровым номером №... (том 1 л.д.39-40).

Между ФИО2 и ФИО4 заключен договор уступки права аренды земельного участка с кадастровым номером №...

Таким образом, ФИО2, ФИО3, ФИО4 с 09 июня 2015 года являются обладателями права аренды земельных участков из земель муниципальной собственности Череповецкого муниципального района Вологодской области.

Каждому из истцов предоставлено право аренды на срок не менее пяти лет, т.е. по 15 ноября 2020 года.

Режим повышенной готовности на территории Вологодской области введён с 17 марта 2020 года на основании постановления Правительства Вологодской области от №229 «О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Вологодской области» от 16 марта
2020 года.

ФИО3, ФИО2, ФИО4 обратились в орган местного самоуправления с заявлениями о заключении дополнительных соглашений к договорам аренды земельных участков 09 октября 2020 года, 16 октября 2020 года, 20 октября 2020 года, соответственно.

На дату обращения с вышеуказанными заявлениями срок действия всех договоров аренды не истек.

Информация о нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании земельных участков, допущенных арендаторами ФИО3, ФИО2, ФИО4, выявленных в рамках государственного земельного надзора, но не устранённых на даты обращения истцов с заявлениями о заключении дополнительных соглашений в администрации района или в Комитете имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области отсутствовала.

Доказательств обратному материалы дела не содержат.

Истребование земельных участков у ФИО2, ФИО3, ФИО4 на дату их обращения с заявлениями о заключении дополнительных соглашений арендодателем не производилось.

К арендатору ФИО2 исковых требований о расторжении договора аренды не заявлено.

Исковые заявления о расторжении договоров аренды с ФИО3 и ФИО4 были поданы Комитетом имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области в Череповецкий районный суд Вологодской области 12 апреля 2021 года.

На дату рассмотрения настоящего дела судом апелляционной инстанции судебные акты по искам Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области к ФИО3 и ФИО4 о расторжении договоров аренды не вступили в законную силу и судебная коллегия полагает исходить из того обстоятельства, что все сделки по аренде земельных участков, заключенные с ФИО2, ФИО3 и ФИО4, являются действующими.

Вышеизложенное неоспоримо свидетельствует о том, что правоотношения сторон по делу должны регулироваться правилами, изложенными в статье 19 Федерального закона от 01 апреля 2020 года №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», и поводов для отказа в удовлетворении просьбы арендаторов о продлении договоров аренды земельных участков на три года у ответчиков не имелось.

Несмотря на соблюдение арендаторами земельных участков всех предусмотренных законом условий, первым заместителем руководителя администрации Череповецкого района ФИО12 27 октября 2020 года и 28 октября 2020 года отказано от имени администрации Череповецкого муниципального района в заключении с ФИО2, ФИО3, ФИО4 дополнительных соглашений, о чем им высланы письма (том 1 л.д. 52-53, 104, 147-148).

С учетом установленных по делу обстоятельств отказы органа местного самоуправления следует признать не соответствующими федеральному законодательству и нарушающими право истцов на продление срока аренды земельных участков.

В соответствии с Положением о Комитете имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области, утвержденным 14 декабря 2016 года Решением Муниципального Собрания района, Комитет является самостоятельным юридическим лицом, наделённым полномочиями на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности района (том 3 л.д. 17-20 оборот).

Следовательно, нарушенные права истцов подлежат восстановлению путем возложения на Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области обязанностей по заключению дополнительных соглашений к договорам №... аренды земельных участков.

При этом, исходя из буквального толкования положений части 7 статьи 19 Федерального закона от 01 апреля 2020 года №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», истцы имеют право на увеличение срока аренды земельных участков по 15 ноября 2023 года.

Оснований для понуждения ответчиков к предоставлению истцам права аренды на срок три года со дня вступления настоящего определения в законную силу не имеется, поскольку предельный срок продления права пользования муниципальной землей без проведения торгов ограничен вышеприведенной нормой права, поэтому в части увеличения срока аренды земельных участков в удовлетворении иска ФИО2, ФИО3, ФИО4 судебная коллегия полагает отказать.

Имеющие в материалах дела документы о проведении в отношении ФИО2, ФИО3 мероприятий государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля не могут быть признаны поводом для отказа в удовлетворении изменённых исковых требований по следующим основаниям.

Согласно пункту 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации, должностные лица органов государственного земельного надзора, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора, в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия выдают контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием срока их устранения.

В случае неустранения в установленный срок нарушений, указанных в предписании, орган государственного земельного надзора, выдавший такое предписание, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, связанном с неисполнением такого предписания, информирует о его неисполнении с приложением соответствующих документов орган местного самоуправлени в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 6 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации).

Материалами дела подтверждается, что 13 октября 2020 года в отношении ФИО2 и ФИО3 отделом государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области проводилась внеплановая проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, выразившиеся в неиспользовании земельных участков с кадастровыми номерами №... согласно целям, для которых они были предоставлены (том 1 л.д.19-35, 121-131).

ФИО2 и ФИО3 13 октября 2020 года вынесены предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации в срок до 19 марта 2021 года (том 1 л.д.19-21, том 3 л.д.97-100).

Определением от 19 марта 2021 года Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области ФИО3 продлен срок исполнения предписания от 13 октября 2020 года до 06 августа 2021 года (том 1 л.д.50).

Несмотря на продление срока исполнения предписания, постановлениями о назначении административного наказания от <ДАТА> ФИО3, ФИО2 привлечены к административной ответственности по части 3 стать 8.8 КоАП РФ и эти постановления вступили в законную силу 03 июня
2021 года (том 1 л.д.61-67,117-120, том 2 л.д. 20-23).

Согласно части 6 статьи 19 Федерального закона от 01 апреля 2020 года №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», для отказа в удовлетворении просьбы арендатора о продлении срока действия договора аренды земельного участка необходимо установить, что на дату обращения с заявлением в уполномоченный орган имелась информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.

Исходя из дат обращений ФИО3 и ФИО2 в администрацию Череповецкого муниципального района с заявлениями о продлении срока действия договоров аренды земельных участков, состоявшихся
09 октября 2020 года и 16 октября 2020 года, применяя вышеизложенную норму права, судебная коллегия приходит к выводу, что предусмотренное пунктом 3 части 6 статьи 19 Федерального закона от 01 апреля 2020 года №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» основание для отказа в пролонгации договоров аренды отсутствует, так как срок исполнения предписаний, выданных ФИО2 и ФИО3 отделом государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, был установлен до 19 марта 2021 года.

Таким образом, документы, оформленные органом государственного земельного надзора, не могут служить поводом для отказа в удовлетворении изменённых исковых требований ФИО2 и ФИО3

В силу статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения, копия указанного акта направляется в орган государственного земельного надзора.

Главным специалистом отдела земельного и экологического контроля администрации Череповецкого муниципального района ФИО13 <ДАТА> составлен акт осмотра территории, согласно которому, на земельных участках с кадастровыми номерами №... располагаются разрушающиеся фундаменты, на земельном участке с кадастровым номером №... находится мусор (том 1 л.д.234-243).

Само по себе составление акта осмотра специалистом муниципального земельного контроля не породило никаких негативных последствий для заявителей ФИО2, ФИО3, ФИО4, поскольку данный акт не носит властно-распорядительного характера, не содержит обязательных предписаний или распоряжений, влекущих какие-либо юридические последствия для истцов, не устанавливает, не изменяет и не прекращает их прав и обязанностей, не определяет их меру ответственности.

Поводом для отказа в удовлетворении просьбы истцов о продлении договоров аренды земельных участков акт осмотра от <ДАТА> признан быть не может.

Факт отклонения заявления ФИО2 о выдаче разрешения на строительство в границах земельного участка с кадастровым номером №... не может быть признан основанием для отказа в удовлетворении изменённых исковых требований ФИО2, так как статья 19 Федерального закона от 01 апреля 2020 года №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» не связывает возможность отказа в пролонгации договоров аренды земельных участков с отсутствием разрешения на строительство.

Судебная коллегия полагает, что доводы возражений на изменённые исковые требования подлежат отклонению в целом, а истцы как арендаторы земельных участков имеют право на применение в отношении них законодательства, гарантирующего дополнительные меры поддержки в условиях распространения новой короновирусной инфекции.

Руководствуясь статьей 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 24 августа 2021 и дополнительное решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 11 марта 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области удовлетворить.

Признать незаконными отказы администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области от 27 октября 2020 года и 28 октября 2020 года в заключении с ФИО2, ФИО3, ФИО4 дополнительных соглашений к договорам аренды земельных участков с кадастровыми номерами №...

Исковые требования ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Комитету имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области удовлетворить частично.

Обязать Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области заключить с ФИО2 дополнительное соглашение к договорам аренды №... земельных участков с кадастровыми номерами №..., продлив срок действия договоров аренды по 15 ноября
2023 года.

Обязать Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области заключить с ФИО3 дополнительное соглашение к договору аренды №... земельного участка с кадастровым номером №..., продлив срок действия договора аренды по 15 ноября 2023 года.

Обязать Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области заключить с ФИО4 дополнительное соглашение к договору аренды №... земельного участка с кадастровым номером №..., продлив срок действия договора аренды по 15 ноября 2023 года.

В удовлетворении исковых требований к Комитету имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области о продлении договоров аренды земельных участков на три года с даты вступления настоящего определения в законную силу ФИО2, ФИО3, ФИО4 отказать.

Председательствующий    

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 29 июня 2022 года.

20.05.2022Передача дела судье
14.06.2022Судебное заседание
14.06.2022Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
29.06.2022Судебное заседание
05.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.07.2022Передано в экспедицию
29.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее