Судья Пчелкина Н.Ю. №33-6865\19
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 июля 2019 г. г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.
судей Бусиной Н.В., Тертишниковой Л.А.
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Сенецкого АБ на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 13 мая 2019 года по иску Сенецкого АБ к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Алтайского края» о восстановлении права на получение пенсии, взыскании недополученной пенсии,
Заслушав доклад судьи Кузнецовой С.В.,
У С Т А Н О В И Л А:
Сенецкий А.Б. обратился в суд с иском к ответчику о восстановлении с 01.01.2019 права на получение пенсии в размере, исчисленном в соответствии с ч.2 ст.43 Закона РФ №4468-1 от 12.02.1993, исходя из размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со ст. 43 Закона РФ №4468-1, 74, 23% от размера указанного денежного довольствия, взыскании с ответчика недополученной пенсии за январь 2019 года в сумме 796 руб. 09 коп..
В обоснование требований указано, что Сенецкий А.Б. проходил военную службу в Вооруженных силах РФ. Пенсия за выслугу лет назначена с 25.10.2010 на основании Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Денежное довольствие лиц, проходивших военную службу, согласно ч. 2 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% и начиная с 01.01.2013 ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.1 Федерального закона от 11.12.2018 №460-ФЗ «О приостановлении действия части 2 ст.43 Закона РФ» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» действие ч.2 ст.43 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 приостановлено до 01.01.2020. С 01.01.2019, как и ранее, размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, составляет 72,23 % от размера указанного денежного довольствия.
Ссылаясь на обсуждения данного закона в Комитете Государственной Думы по обороне, истец указывает, что Федеральный закон от 11.12.2018 № 460-ФЗ не соответствует п.6 ст.192 Бюджетного кодекса РФ, Позиции Конституционного Суда РФ.
Поскольку Военным комиссариатом Алтайского края не произведен перерасчет пенсии истца с 01.01.2019, нарушено его право на получение пенсии в размере, исчисленном, исходя из размера денежного довольствия, установленного ст.43 Закона РФ №4468-1. Сумма недополученной пенсии за январь 2019 года составляет 796 руб. 09 коп..
В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика Маслова Т.А. против удовлетворения требований возражала.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13.05.2019 исковые требования Сенецкого Алексея Борисовича оставлены без удовлетворения.
С решением суда не согласился истец.
В апелляционной жалобе истец просит приостановить производство по делу и направить запрос в Конституционный Суд Российской Федерации для проверки на соответствие Конституции Российской Федерации Федерального закона от 11.12.2018 года № 460-ФЗ «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В обоснование жалобы указано на то, что суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о соответствии указанного акта Конституции Российской Федерации, в связи с чем суд применил закон, неподлежащий применению.
Суд не принял во внимание доказательства истца о том, что спорный закон не соответствует п.6 ст.192 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Размещенные на официальном сайте Государственной Думы Российской Федерации заключение комитета по обороне от 06.11.2018 свидетельствует о том, что финансовое обеспечение обязательств перед военными пенсионерами достаточно, поэтому спорный ФЗ не соответствует Конституции, поэтому не должен применяться.
В судебное заседании суда апелляционной лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
На основании положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Сенецкий А.Б., как бывший военнослужащий, с 25.10.2010 года является получателем пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее по тексту - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, Закон)
С 01.01.2012 указанная пенсия выплачивалась истцу из расчета 54% от суммы денежного довольствия военнослужащего, в последующем, ежегодно производилась индексация в соответствии с ч.2 ст.43 Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1.
В силу ч.2 ст.43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 30.04.2019) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
Действие части 2 ст.43 Закона приостановлено до 01.01.2020 Федеральным законом от 11.12.2018 № 460-ФЗ. Этим же ФЗ установлено, что с 01.01.2019 при исчислении пенсии денежное довольствие учитывается в размере 72,23 процентов, с 01.10.2019 - 73,68 процентов.
Размер денежного довольствия для исчисления пенсии истца в настоящее время составляет 72,23% от размера денежного довольствия.
Суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства, руководствуясь подлежащими применению нормами права, пришел к выводу, что права истца на получение пенсии не нарушены, поскольку ответчиком пенсия истцу назначена и выплачивается в соответствии с действующим законодательством, которым на 01.01.2019 года размер денежного довольствия для исчисления пенсии установлен 72.23% от размера денежного довольствия.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с судом первой инстанции.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации" в целях дальнейшего совершенствования военной службы в Российской Федерации Правительству Российской Федерации поручено обеспечить ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции.
Согласно пункту "а" статьи 14 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсия за выслугу лет лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим выслугу 20 лет и более устанавливается в следующих размерах: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона, за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.
В соответствии со статьей 43 данного Закона пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента (ч.2 ст.43 Закона).
В соответствии с п.6 ст.192 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае, если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект федерального закона об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.
Федеральным законом от 11.12.2018 N 460-ФЗ приостановлено до 1 января 2020 года действие части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Установлено, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", с 1 января 2019 года составляет 72,23 процента, с 1 октября 2019 года - 73,68 процента от размера указанного денежного довольствия.
Суд первой инстанции, проанализировав нормы действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу о том, что увеличение пенсии в размере, превышающем 2 процента, законодатель ставит в зависимость от Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Поскольку Федеральным законом от 05.12.2017 N 362-ФЗ (ред. от 29.11.2018) "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" не предусмотрено повышение размера пенсии с учетом инфляции пенсионерам, которым пенсия выплачивается по Закону № 4468-1, суд верно указал, что назначенная истцу пенсия выплачивается с учетом норм действующего законодательства.
Не может судебная коллегия согласиться с доводами жалобы истца о необоснованном отказе суда первой инстанции в приостановлении производства по делу для направления запроса в Конституционный суд Российской Федерации.
Отказывая в приостановлении производства по делу, суд указал, что не усматривается оснований для вывода о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, подлежащего применению им в указанном деле.
В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 8 от 31.10.1995 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" в случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции подлежащий применению по конкретному делу закон, суд обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности этого закона. Такой запрос в соответствии со ст. 101 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" может быть сделан судом любой инстанции и в любой стадии рассмотрения дела.
Поскольку суд первой инстанции не пришел к убежденности в неконституционности подлежащих применению норм, постольку судом верно было отказано истцу в приостановлении производства по делу и направлении запроса в Конституционный суд.
Судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции, что, исходя из правовой природы бюджета, являющегося финансовой основой функционирования государства, средства которого расходуются на государственные и общественные нужды в интересах всех граждан, проживающих на его территории, и из необходимости целевого расходования бюджетных средств федеральный законодатель вправе и обязан установить такое правовое регулирование, которое препятствует возможности произвольного расходования средств бюджета.
Таким образом, ссылки истца в жалобе на запланированный профицит бюджета 2019 года не могут являться безусловным основанием для вывода о том, что общий объем расходов для финансового обеспечения установленных законодательством расходных обязательств является достаточным, и для вывода о неконституционности оспариваемого истцом Федерального закона.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Поскольку содержащиеся в апелляционной жалобе доводы выводов суда первой инстанции не опровергают и основанием к отмене решения суда не являются, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истца Сенецкого АБ на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 13 мая 2019 года оставить без удовлетворения, решение суда – без изменения.
Председательствующий:
Судьи: