дело № 3а-240/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Астрахань 14 ноября 2019 годаАстраханский областной суд в составе:
председательствующего судьи Обносовой М.В.,
при секретаре Мязиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-240/2019 по административному исковому заявлению Арзановой Т.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
установил:
Арзанова Т.А. обратилась в Астраханский областной суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, указав, что она является арендатором земельного участка, площадью ..... кв.м., кадастровый №, из категории земель земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации административного здания (литер №), гараж (литер №), расположенного по <адрес>
По результатам государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым № составляет 3681082,08 руб.
Административный истец не согласен с указанной кадастровой стоимостью земельных участков, считает ее завышенной и не соответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются его права как плательщика арендной платы, исчисляемой исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Просит установить по состоянию на 22 июля 2014 года кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, установленной оценщиком индивидуальным предпринимателем Демус В.А., в соответствии с отчетом об оценке от 17 июля 2019 года земельного участка, площадью ..... кв.м., кадастровый №, из категории земель земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации административного здания (литер №), гараж (литер №), расположенного по <адрес> в размере 2306 000 рублей.
Административный истец Арзанова Т.А. в судебное заседание не явилась, о дне судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца по доверенности Старкова С.А. в судебном заседании поддержала заявленные административные требования, просила установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 2306 000 рублей.
Представитель административного ответчика Правительства Астраханской области Музалевская О.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения административного искового заявления и установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствии с ее рыночной стоимостью.
Представители Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Астраханской области, Управления Росреестра по Астраханской области, администрации муниципального образования «Город Астрахань» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
При таких обстоятельствах, на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка представителей заинтересованных лиц не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, пояснения оценщика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации регламентировано, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В соответствии со статьей 11 Закон об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды № 1350/2015 от 9 октября 2015 года и дополнительного соглашения от 13 марта 2019 года Арзанова Т.А. является арендатором земельного участка, площадью .... кв.м., кадастровый №, из категории земель земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации административного здания (литер №), гараж (литер №), расположенного по <адрес>
Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена 22 июля 2014 года исходя из расчета удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории города Астрахани, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 25 декабря 2013 года № 584-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Астраханской области», составила 3681082,08 рублей.
Установленная кадастровая стоимость земельного участка затрагивает права и обязанности Арзановой Т.А., как арендатора земельного участка, в связи с чем она вправе требовать ее пересмотра при определении рыночной стоимости объекта недвижимости в силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ.
В силу части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым № внесены в Единый государственный реестр недвижимости 22 июля 2014 года. С административным иском административный истец обратился 27 сентября 2019 года, то есть с пропуском срока.
Учитывая, что кадастровая стоимость объекта недвижимости, исходя из которой рассчитываются арендные платежи, является актуальной для административного истца, в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, с учетом конкретных обстоятельств дела, и руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд считает возможным восстановить Арзановой Т.А. срок для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Оспаривая результаты кадастровой стоимости спорного земельного участка, административный истец представил суду отчёт об оценке от 17 июля 2019 года № 03/ОК/3-07-19, подготовленный оценщиком индивидуальным предпринимателем Демус В.А., согласно которому рыночная стоимость по состоянию на 22 июля 2014 года земельного участка, площадью ..... кв.м., кадастровый № составляет 2306 000 рублей.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
В соответствии с общими требованиями, установленными к содержанию отчета, отчет об оценке объекта оценки не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете (часть 3 статьи 11 Закона об оценочной деятельности).
Федеральным стандартом оценки N 3 "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 N 299 предусмотрено, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов:
в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки;
информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена;
содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Проверяя соответствие отчета, выполненному оценщиком, законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки, суд приходит к выводу о том, что указанный отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости соответствует требованиям федерального законодательства.
На основании изложенного суд считает возможным принять указанный выше отчет об оценки объекта недвижимости в качестве надлежащего доказательства и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу.
Суд считает, что административное исковое заявление Арзановой Т.А. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка подлежит удовлетворению, и полагает возможным установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью ..... кв.м., кадастровый №, из категории земель земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации административного здания (литер №), гараж (литер №), расположенного по <адрес> на 22 июля 2014 года в размере 2306 000 руб.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусматривают, что сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Датой обращения административного истца с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в суд является 27 сентября 2019 года. Следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость объектов недвижимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяется с 01 января 2019 года, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
восстановить Арзановой Т.А. срок на обращение в суд с иском об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Административное исковое заявление Арзановой Т.А. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым № площадью ... кв.м., из категории земель земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации административного здания (литер № гараж (литер № расположенного по <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 22 июля 2014 года в размере 2306 000 рублей на период с 1 января 2019 года и до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определённой в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления считать 27 сентября 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.