Решение по делу № 3а-1094/2020 от 13.07.2020

                                                                                                          дело № 3а-1094/2020

Р Е Ш Е Н И Е

       ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Брянск                                                                                       16 декабря 2020 года

         Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи                        Богородской Н.А.,

при секретаре                                                     Кравцовой М.В.,

с участием прокурора                                      Дзех К.А.,

представителя административного истца Скляра О.В. - Домашневой Я.А., представителя административного ответчика Брянского городского Совета народных депутатов - Малюкова А.В., представителя заинтересованного лица Брянской городской администрации – Маслова Д.А., представителя заинтересованного лица управления по строительству и развитию территории города Брянска Новиковой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Скляра Олега Валерьевича о признании недействующим в части решения Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска» в редакции решения Брянского городского Совета народных депутатов от 25 июня 2019 года № 1226 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденную Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405»,

                                                         У С Т А Н О В И Л:

        Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405, опубликованным в муниципальной газете «Брянск» 29 апреля 2016 года, №17, утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска (далее по тексту - Схема размещения нестационарных торговых объектов; Схема).

        В указанную Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска по Советскому району в разделе «ПАВИЛЬОНЫ», согласно позиции 28, включено место для размещения павильона по ул. Брянского Фронта, д.20, специализация нестационарного торгового объекта – торговля продтоварами, для использования субъектами малого или среднего предпринимательства.

        Пунктом 1.6 решения Брянского городского Совета народных депутатов от 25 июня 2019 года № 1226 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденную Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405» из раздела «ПАВИЛЬОНЫ» по Советскому району исключены позиции 28, 30, 44, 45.

       Решение Брянского городского Совета народных депутатов от 25 июня 2019 года № 1226 опубликовано в муниципальной газете «Брянск» 28 июня 2019 года               № 25(1023).

       Административный истец Скляр О.В. обратился в Брянский областной суд с административным иском о признании не действующим пункта 1.6 решения Брянского городского Совета народных депутатов от 25 июня 2019 года № 1226 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденную Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405» в части исключения из раздела «ПАВИЛЬОНЫ» по Советскому району позиции 28 с адресным ориентиром: гор.Брянск, Советский район, ул. Брянского Фронта, д.20. В обоснование заявленных требований указано, что административный истец длительное время добросовестно осуществлял предпринимательскую деятельность в торговом павильоне, расположенном по указанному адресному ориентиру, включенном решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405 в Схему размещения нестационарных торговых объектов, и возведенном в соответствии с действующими нормами, замечаний или нарушений при размещении нестационарного торгового объекта выявлено не было, исключение из Схемы указанного нестационарного торгового объекта без предоставления компенсационного места является незаконным и нарушает его право на ведение предпринимательской деятельности. Считает, что в данном случае исключение нестационарного торгового объекта из Схемы размещения нестационарных торговых объектов противоречит положениям части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», а также Правилам включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года № 772, Порядку разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденному приказом управления потребительского рынка Брянской области от 24 ноября 2016 года № 589, и Положению о порядке подготовки материалов для разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, принятому решением Брянского городского Совета народных депутатов от 01 июля 2011 года № 556.

         Административный истец Скляр О.В. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении дела не заявлял.

         В судебном заседании представитель административного истца Скляра О.В. – Домашнева Я.А. административный иск поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Уточнив заявленные требования, просила признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска» в редакции пункта 1.6 решения Брянского городского Совета народных депутатов от 25 июня 2019 года № 1226 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденную Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405» в части исключения из раздела «ПАВИЛЬОНЫ» по Советскому району позиции 28 с адресным ориентиром: гор.Брянск, ул.Брянского Фронта, д.20, как противоречащего нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и нарушающим права и законные интересы административного истца, дополнительно пояснив, что, несмотря на то, что в настоящее время принадлежащий административному истцу торговый павильон, расположенный по адресу: гор.Брянск, Советский район, ул.Брянского Фронта, о/д 20, был добровольно демонтирован Скляром О.В. во исполнение постановления Брянской городской администрации от 10 сентября 2018 года № 2750-п, права Скляра О.В. нарушаются оспариваемой нормой, поскольку он лишен права на размещение нестационарного торгового объекта на указанном месте путем участия в аукционе. Учитывая длительное осуществление торговой деятельности индивидуальным предпринимателем Скляром О.В. именно в данном месте, у него сформировался круг потребителей, приобретающих у него товар. Изменение места осуществления торговой деятельности объективно приведет к необходимости формирования нового круга потребителей, потере уже сформированного потока покупателей, что приводит к отсутствию стабильности бизнеса. Считает, что административным ответчиком не представлено доказательств соответствия оспариваемого нормативного правового акта действующему законодательству, поскольку представленные сетевой организацией документы составлены в период рассмотрения настоящего спора, а не на дату принятия оспариваемого решения, данных о выносе границ кабелей и охранной зоны не имеется, в связи с чем оснований для исключения из Схемы места размещения нестационарного торгового объекта, в котором административный истец осуществлял торговую деятельность, не имелось.

         Представитель административного ответчика Брянского городского Совета народных депутатов Малюков А.В. административный иск не признал, просит отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Считает, что изменения в Схему размещения нестационарных торговых объектов, в части исключения из раздела «ПАВИЛЬОНЫ» по Советскому району позиции 28, внесены в установленном порядке с соблюдением требований действующего законодательства. Оспариваемое решение принято на основании поступившего предложения Брянской городской администрации, поскольку спорный нестационарный торговый объект располагался в охранной зоне, где находится силовой кабель, при этом согласование сетевых организаций на    размещение торгового объекта получено не было.

        Представитель заинтересованного лица Брянской городской администрации Маслов Д.А. полагал, что административный иск не подлежит удовлетворению, поскольку спорный торговый павильон размещается в охранной зоне кабельной линии. Доводы административного истца о произвольном принятии оспариваемого решения считает необоснованными, т.к. основанием для его принятия послужили письма Брянской городской администрации от 03 апреля 2019 года № 1/15-3561, от 26 апреля 2019 года № 1/15-3561 и от 20 мая 2019 года № 1/15-3561, в которых содержалось предложение об исключении спорного торгового объекта с мотивированным обоснованием его исключения – в связи с нарушением действующих нормативных требований и отказом в согласовании места размещения нестационарного торгового объекта филиалом ООО «БрянскЭлектро» в связи с прохождением в данном месте кабельных линий 6кВ.

       Представитель заинтересованного лица управления по строительству и развитию территории города Брянска Новикова Г.А. считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, пояснив, что основанием для исключения позиции 28 из Схемы размещения нестационарных торговых объектов по Советскому району города Брянска послужило нахождение в данном месте охранной зоны, в связи с чем не было получено согласование сетевой организации, что исключало возможность нахождения объекта в данной Схеме.

       Заинтересованное лицо ООО «БрянскЭлектро» в лице филиала в гор. Брянске о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился, ходатайств об отложении дела не заявлено. В судебных заседаниях 14 октября 2020 года, 02 ноября 2020 года, 18 ноября 2020 года и 27 ноября - 03 декабря 2020 года представитель филиала ООО «БрянскЭлектро» в гор.Брянске Новиков А.А. пояснил, что при выходе на место размещения нестационарного торгового объекта по ул.Брянского Фронта, д.20 в гор.Брянске, было установлено, что торговый павильон расположен на расстоянии менее 1 метра, а именно 70 см, от проложенного под землей высоковольтного кабеля, что является нарушением требований действующего законодательства, в связи с чем полагает, что оснований для удовлетворения административного иска Скляра О.В. не имеется.

        В соответствии с требованиями статей 150, 152, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Скляра О.В. и представителя заинтересованного лица ООО «БрянскЭлектро» в лице филиала в гор.Брянске.

        Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, специалистов – ведущего специалиста отдела по организации торговли, общественного питания и бытовых услуг Брянской городской администрации ФИО1 и начальника центра организации работ филиала ООО «БрянскЭлектро» в гор.Брянске ФИО2, заключение прокурора Дзех К.А., полагавшей административные исковые требования Скляра О.В. подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

        Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

         В соответствии с частью 3 статьи 3 и частью 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ) орган местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

          Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (пункт 2); принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности ( пункт 3).

          Согласно статье 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).

          В соответствии с частью 1 статьи 29 Устава города Брянска (принят постановлением Брянского городского Совета народных депутатов 30 ноября 2005 года № 213-п) Брянский городской Совет народных депутатов является представительным органом местного самоуправления, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории города Брянска.

           Пунктом 26.1 пункта 2 статьи 30 Устава города Брянска предусмотрено, что городской Совет народных депутатов разрабатывает и утверждает схему размещения нестационарных торговых объектов.

           Как установлено судом, решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, в которую         по Советскому району в разделе «ПАВИЛЬОНЫ» включено место для размещения павильона по ул. Брянского Фронта, д.20, специализация нестационарного торгового объекта – торговля продтоварами, для использования субъектами малого или среднего предпринимательства (позиция 28). Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 июня 2019 года № 1226 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденную Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405» из раздела «ПАВИЛЬОНЫ» по Советскому району исключены позиции 28, 30, 44, 45 ( пункт 1.6).

         Указанные решения Брянского городского Совета народных депутатов опубликованы в муниципальной газете «Брянск» соответственно 29 апреля 2016 года № 17 и 28 июня 2019 года № 25(1023), что соответствует порядку, установленному решением Брянского городского Совета народных депутатов от 30 января 2008 года № 893 «Об определении официального источника опубликования муниципальных правовых актов города Брянска».

         Таким образом, решения Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405 и от 25 июня 2019 года № 1226 приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования, что не оспаривается административным истцом.

         В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

         Согласно части 1 статьи 10 указанного Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

        Порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ).

         Частью 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ предусмотрено, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

         В соответствии с пунктом 2 Правил включения нестационарных торговых объектов, распложенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года № 772, включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.

         Приказом управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области от 24 ноября 2016 года № 589 утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов, который в силу пункта 1.1 распространяется на отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов на земельных участках, а также в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности (далее – Порядок от 24 ноября 2016 года № 589).

           Согласно пункту 2.7 названного Порядка от 24 ноября 2016 года № 589 не допускается включать (дополнять) в схему размещения нестационарные торговые объекты: с нарушением существующих градостроительных и других нормативов, регулирующих размещение объектов мелкорозничной сети; на территории дворов жилых зданий; в арках зданий, на газонах, цветниках, площадках (детских, отдыха, спортивных), тротуарах (где затрудняется движение пешеходов и транспорта и усложняется проведение механизированной уборки); в охранной зоне инженерных коммуникаций без согласования сетевых организаций, под железнодорожными путепроводами и автомобильными эстакадами, на территориях отвода железной дороги, а также на расстоянии менее 10 метров от входов (выходов) в подземные пешеходные переходы; нарушающие движение транспорта и пешеходов; в зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры); в случае если размещение нестационарных торговых объектов препятствует свободному подъезду пожарной, аварийно-спасательной техники или доступу к объектам инженерной инфраструктуры.

          В соответствии с пунктом 3.7 Порядка от 24 ноября 2016 года № 589 внесение изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов в части исключения мест размещения объектов не может повлечь за собой прекращение прав на размещение до предоставления компенсационного места и легальных оснований размещения на нем.

          Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 01 июля 2011 года № 556 утверждено Положение о порядке подготовки материалов для разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, пунктом 4 которого предусмотрено, что схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска разрабатывается и утверждается Брянским городским Советом народных депутатов в целях создания условий для обеспечения жителей города Брянска услугами торговли. Нестационарные торговые объекты размещаются на земельных участках, а также в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории города Брянска, в местах определенных схемой.

           При этом в пункте 17 Положения о порядке подготовки материалов для разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов от 01 июля 2011 года № 556 (в редакции решения Брянского городского Совета народных депутатов от 28 февраля 2018 года № 929), содержатся условия, при которых недопустимо включение в схему нестационарных торговых объектов, аналогичные условиям, содержащимся в указанном выше пункте 2.7 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного приказом управления потребительского рынка Брянской области от 24 ноября 2016 года № 589.

         Судом установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Уставом города Брянска, в целях создания условий для обеспечения жителей города Брянска услугами торговли решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 апреля 2012 года № 781 была утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, в которую в разделе «ПАВИЛЬОНЫ» по Советскому району включено место для размещения павильона по ул. Брянского Фронта, д.20, специализация нестационарного торгового объекта – торговля продтоварами, для использования субъектами малого или среднего предпринимательства, период функционирования нестационарного торгового объекта – 1 год ( позиция 20).

         ИП Скляр О.В. на конкурсной основе получил право на размещение нестационарного торгового объекта - торговый павильон, адресный ориентир объекта – Советский район, ул.Брянского Фронта, о/д 20 ( место № 20).

         14 августа 2013 года Скляру О.В. выдан паспорт временного объекта                           № С-0064/13 от 27 июня 2013 года со сроком действия до 27 июня 2018 года на размещение торгового павильона, адресный ориентир объекта - Советский район, ул.Брянского Фронта, о/д 20 ( место № 20).

         19 декабря 2014 года между управлением имущественных отношений Брянской области (арендодатель) и Скляром О.В. (арендатор) заключен договор аренды № 48083 земельного участка, находящегося в государственной собственности, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из категории земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 32:28:0030504:1456, находящийся по адресу: гор.Брянск, Советский район, ул.Брянского Фронта, о/д 20 (место № 20), для использования в целях: под торговый павильон, для временного размещения без права капитальной застройки. Срок аренды земельного участка установлен 3 года               6 месяцев 8 дней – с 19 декабря 2014 года по 27 июня 2018 года.

        На указанном земельном участке в соответствии с паспортом временного объекта от 27 июня 2013 года № С-0064/13 административным истцом возведен торговый павильон, в котором им осуществлялась торговая деятельность.

         Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405 указанное выше решение Брянского городского Совета народных депутатов от 25 апреля 2012 года № 781 признано утратившим силу и утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, в которую в разделе «ПАВИЛЬОНЫ» по Советскому району место для размещения павильона по ул. Брянского Фронта, д.20, специализация нестационарного торгового объекта – торговля продтоварами, для использования субъектами малого или среднего предпринимательства, включено в позиции                 № 28.

         В ходе рассмотрения дела представителем административного ответчика не оспаривалось и не было представлено доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо замечаний или выявленных нарушениях при размещении Скляром О.В. нестационарного торгового объекта, а также в период осуществления им предпринимательской деятельности по указанному адресу.

         Постановлением Брянской городской администрации от 10 сентября 2018 года № 2750-п «О демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных нестационарных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, размещенных на территории Советского, Фокинского и Бежицкого районов города Брянска» утвержден перечень незаконно размещенных нестационарных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, размещенных на территории Советского района города Брянска, подлежащих демонтажу и (или) перемещению, согласно приложению № 1 к настоящему постановлению, в котором под пунктом 2 включен нестационарный объект (киоск), расположенный по адресному ориентиру: гор. Брянск, ул. Брянского Фронта, о/д 20, на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена. В качестве основания для включения в перечень данного объекта указан акт о выявлении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, от 11 июля 2018 года, требование о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, от 11 июля 2018 года, истечение срока добровольного             перемещения – 21 июля 2018 года.

         Как установлено судом, Скляр О.В., желая продолжить торговую деятельность, обращался в Брянскую городскую администрацию с заявлением о продлении срока действия паспорта временного объекта, т.к. указанный выше паспорт временного объекта № С-0064/13 от 27 июня 2013 года был выдан ему позже даты, указанной в паспорте.

         Согласно письму Брянской городской администрации от 18 июня 2018 года № 7/28-6335 Скляру О.В. отказано в продлении паспорта временного объекта на нестационарный торговый объект, установленный по адресу: гор.Брянск, ул.Брянского Фронта, о/д 20, поскольку действующей нормативной правовой базой, регламентирующей размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, продление паспортов временных объектов не предусмотрено.

          Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 16 января 2019 года по делу № 09-6645/2018 заявление индивидуального предпринимателя Скляра О.В. к Брянской городской администрации о признании недействительным решения об отказе в продлении действия паспорта временного объекта № С-0064/13 от 27 июня 2013 года, выданного в отношении торгового объекта (торговый павильон): адресный ориентир объекта - Советский район, ул.Брянского Фронта, о/д 20 (место № 20), оформленного письмом № 7/28-6335 от 18 июня 2018 года, оставлено без удовлетворения.

         Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 июня 2019 года № 1226 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденную Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405» из раздела «ПАВИЛЬОНЫ» по Советскому району позиция 28 исключена ( пункт 1.6).

         Из материалов административного дела следует, что решением Арбитражного суда Брянской области от 10 сентября 2019 года по делу № А09-10471/2018 были частично удовлетворены исковые требования Скляра О.В., торговый объект, расположенный по адресному ориентиру: гор.Брянск, Советский район, ул.Брянского Фронта,о/д 20, признан объектом капитального строительства.

          В рамках рассмотрения указанного дела определением Арбитражного суда Брянской области от 28 сентября 2018 года удовлетворено заявление Скляра О.В. об обеспечении иска. Брянской городской администрации запрещено сносить, демонтировать, перемещать нестационарный торговый объект, расположенный по указанному адресному ориентиру, а также выставлять на аукцион (лот) право размещения нестационарного торгового объекта по данному адресному ориентиру.

          Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 декабря 2019 года решение Арбитражного суда Брянской области от 10 сентября 2019 года № А09-10471/2018 в части признания торгового объекта, расположенного по адресу:гор.Брянск, Советский район, ул.Брянского Фронта, о/д 20, объектом капитального строительства отменено, в удовлетворении исковых требований в указанной части отказано.

         Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 09 июня 2020 года постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 декабря 2019 года по делу № А09-10471/2018 оставлено без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

          Определением Арбитражного суда Брянской области от 30 июня 2020 года удовлетворено заявление Брянской городской администрации об отмене принятых по делу обеспечительных мер. Обеспечительные меры в виде запрета Брянской городской администрации сносить, демонтировать, перемещать нестационарный торговый объект, адресный ориентир объекта – гор.Брянск, Советский район, ул.Брянского Фронта, о/д 20, а также выставлять на аукцион (лот) право размещения нестационарного торгового объекта по данному адресному ориентиру, принятые определением Арбитражного суда Брянской области от 28 сентября 2018 года по делу № А09-10471/2018 отменены.

           Как следует из объяснений ведущего специалиста отдела по организации торговли, общественного питания и бытовых услуг Брянской городской администрации ФИО12 аукцион на право размещения нестационарного торгового объекта по указанному адресному ориентиру до настоящего времени не проводился, поскольку место для размещения данного объекта исключено из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска. Вопрос о возможности предоставления административному истцу компенсационного места не рассматривался.

          При этом согласно объяснениям представителя административного истца Домашневой Я.А., в настоящее время спорный торговый объект административным истцом демонтирован в добровольном порядке с учетом указанных выше судебных постановлений Арбитражного суда Брянской области и во исполнение постановления Брянской городской администрации от 10 сентября 2018 года № 2750-п.

          Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года № 225-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) – с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем, чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.

          В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06 декабря 2018 года № 3111-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Чебоксары на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации и частью 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» отмечено, что согласно части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. При этом осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер.

          Таким образом, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, исключение нестационарного торгового объекта из схемы размещения нестационарных торговых объектов не может быть произвольным, без учета потребности населения в предоставлении торговых услуг в указанном месте, других заслуживающих внимания обстоятельств в целях обеспечения стабильности прав добросовестных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, чтобы обеспечить им возможность долгосрочного планирования своего бизнеса, в целях недопущения передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности.

        В соответствии с пунктом 19 Положения о порядке подготовки материалов для разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов от 01 июля 2011 года № 556, подготовка материалов для внесения изменений в схему осуществляется в порядке, установленном пунктами 5-11,15,16,17 настоящего Положения.

         Исключение из схемы нестационарных торговых объектов осуществляется Брянским городским Советом народных депутатов: на основании письменного предложения Брянской городской администрации с мотивированным обоснованием исключения; на основании письменных предложений контролирующих, надзорных и правоохранительных органов с мотивированным обоснованием исключения; в случае изменения градостроительной ситуации до истечения установленного в схеме периода функционирования.

           С учетом изложенного, в соответствии с требованиями действующего федерального и регионального законодательства решение органа местного самоуправления об исключении нестационарного торгового объекта из схемы нестационарных торговых объектов должно быть мотивированным.

          Вместе с тем, решение Брянского городского Совета народных депутатов от 25 июня 2019 года № 1226 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденную Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405» об исключении из раздела «ПАВИЛЬОНЫ» по Советскому району позиции 28 с адресным ориентиром: гор.Брянск, ул.Брянского Фронта, д.20, не содержит правового обоснования.

         При этом в ходе рассмотрения административного дела административным ответчиком в обоснование доводов о законности оспариваемого решения представлены письменные предложения Брянской городской администрации от 03 апреля 2019 года № 1/15-3561, от 26 апреля 2019 года № 1/15-3561 и от 20 мая 2019 года № 1/15-3561 об исключении спорного торгового объекта в связи с нарушением действующих нормативных требований и отказом в согласовании места размещения нестационарного торгового объекта филиалом ООО «БрянскЭлектро» в связи с прохождением в данном месте кабельных линий 6 кВ, а также письмо филиала ООО «БрянскЭлектро» от 11 января 2019 года № 01-17638-ВХ/ф-и, из которого следует, что в предполагаемом месте размещения нестационарного торгового объекта по адресному ориентиру ул.Брянского Фронта,д.20 проходят кабельные линии 6 кВ, принадлежащие Обществу, в связи с чем филиал ООО «БрянскЭлектро» в гор.Брянске не может согласовать размещение указанного торгового павильона, и заключение управления по строительству и развитию территории города Брянска от 08 февраля 2019 года № 28/1204 об исключении из Схемы позиции 28, поскольку с учетом отказа в согласовании филиалом ООО «БрянскЭлектро» в гор.Брянске, отсутствия согласования ГУП «Брянсккоммунэнерго», размещение нестационарного торгового объекта по ул.Брянского Фронта,д.20 в Советском районе города Брянска (в Схеме № 28) не предоставляется возможным в связи с нарушением действующих нормативных требований.

          Сведений об отказе в согласовании филиалом ООО «БрянскЭлектро» или иными органами и(или) сетевыми организациями размещения нестационарного торгового объекта по указанному адресному ориентиру в связи с наличием иных оснований не представлено.

          Оценивая доводы представителей административного ответчика и заинтересованных лиц о несоответствии места размещения нестационарного торгового объекта (позиция 28) требованиям действующего законодательства, суд приходит к следующему.

           Согласно пункту 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации охранные зоны являются зонами с особыми условиями использования территорий.

         Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, согласно которым в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий (пункт 2), границы охранных зон определяются в соответствии с настоящими Правилами (пункт 3).

         В соответствии с Требованиями к границам установления                               охранных зон объектов электросетевого хозяйства, которые                                являются приложением к указанным Правилам установления                               охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условийиспользования земельных участков, расположенных в границах таких зон, охранные зоны устанавливаются: вдоль подземных кабельных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли, расположенного под ней участка недр (на глубину, соответствующую глубине прокладки кабельных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних кабелей на расстоянии 1 метра (при прохождении кабельных линий напряжением до 1 киловольта в городах под тротуарами - на 0,6 метра в сторону зданий и сооружений и на 1 метр в сторону проезжей части улицы).

        В ходе рассмотрения дела административным ответчиком не представлено, а судом не добыто доказательств, подтверждающих, что изначально внесение спорного павильона в Схему размещения нестационарных торговых объектов было осуществлено с нарушением установленных требований действующего законодательства, а также о том, что данное место расположено в охранной зоне инженерных коммуникаций, где не допускается размещение нестационарных торговых объектов без согласования сетевых организаций.

        При этом суд принимает во внимание, что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта Брянским городским Советом народных депутатов мотивированного обоснования для исключения спорного нестационарного торгового объекта из Схемы размещения нестационарных торговых объектов по основанию, указанному в отзыве на административный иск Скляра О.В., как расположенного в охранной зоне инженерных коммуникаций, не имелось, потребность населения в размещении нестационарного торгового объекта в                    указанном месте не исследовалась.

         Административным ответчиком достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акт в месте, где согласно паспорту временного объекта от 27 июня 2013 года № С-0064/13 и приложенной схеме размещения временного объекта на топографической основе до 27 июня 2018 года было разрешено размещение нестационарного торгового объекта, размещение спорного павильона невозможно по причине отнесения указанного места к охранной зоне, где расположены кабельные линии 6 кВ, не представлено.

         Сведений о том, что земельный участок с кадастровым номером 32:28:0030504:1456, находящийся по адресу: гор.Брянск, Советский район, ул.Брянского Фронта, о/д 20 (место № 20), предоставленный административному истцу по договору аренды для использования в целях: под торговый павильон, для временного размещения без права капитальной застройки, полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, в материалах дела не имеется и в ходе рассмотрения дела представлено не было.

         Как следует из объяснений представителя заинтересованного лица филиала ООО «БрянскЭлектро» в гор.Брянске Новикова А.А. и привлеченного к участию в деле в качестве специалиста начальника центра организации работ филиала ООО «БрянскЭлектро» в гор.Брянске ФИО2, место размещения нестационарного торгового объекта по адресному ориентиру: гор.Брянск, ул.Брянского Фронта, д.20, согласно топосъемке и проведенному в период рассмотрения настоящего административного дела осмотру места размещения спорного объекта, входит в охранную зону кабельных линий 6 кВ, принадлежащих Обществу, т.к. расстояние от места размещения данного объекта до проложенных кабельных линий составляет 70 см, т.е. менее 1 метра. Указанные кабельные линии по данному адресу имелись, в том числе, и на момент первоначального включения указанного места размещения нестационарного объекта в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, однако, вопрос о согласовании данного места размещения нестационарного торгового объекта на момент включения его в Схему не рассматривался.

         В подтверждение указанных обстоятельств соответствующий акт осмотра не представлен, расстояние, на котором расположены принадлежащие Обществу кабельные линии относительно спорного нестационарного торгового объекта, отмечены специалистом на представленной в суд топосъемке (том 2 л.д. 136-137).

         Данных, подтверждающих, что на момент исключения их Схемы места размещения спорного нестационарного торгового объекта, в Едином государственном реестре недвижимости имелись сведения об установлении охранной зоны объекта электросетевого хозяйства по указанному адресу и ее границах, не имеется.

          Таким образом, указанные обстоятельства не могут свидетельствовать о законности исключения места размещения спорного объекта из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, поскольку обоснование о невозможности размещения нестационарного торгового объекта по указанному выше адресу в ранее согласованных размерах из-за проложенных кабелей в охранной зоне, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, отсутствовало.

          Суд также принимает во внимание, что согласно статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение, что указывает на возможность устранения допущенных нарушений не только путем исключения места из Схемы размещения нестационарных торговых объектов, но и размещения места за пределами охранной зоны в случае ее установления.

          В соответствии с частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

        Вместе с тем, представителем административного ответчика не представлено допустимых доказательств, подтверждающих, что по адресу: гор.Брянск, Советский район, ул.Брянского Фронта,д.20, невозможно размещение торгового павильона с характеристиками, указанными в ранее действовавшем ( до 27 июня 2018 года) паспорте временного объекта № С-0064/13 от 27 июня 2013 года с приложенной к нему схемой размещения временного объекта на топографической основе.

           Стратегией развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и на период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России от 25 декабря 2014 года № 2733, предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжить торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип «меняется место - сохраняется бизнес» ( п.3.2.2).

         Однако, предусмотренные требования и предписания, подлежащие применению при решении вопроса об исключении из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска позиции 28 в соответствии с решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 июня 2019 года № 1226 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденную Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405», административным ответчиком не выполнены.

        Исходя из положений части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ, которая содержит гарантии осуществления предпринимательской деятельности для лиц, эксплуатирующих нестационарные торговые объекты на соответствующей территории, и направлена на исключение создания каких-либо препятствий эксплуатации торговых объектов, размещенных ранее утверждения новой схемы, изменение схемы размещения нестационарных торговых объектов в случае невозможности размещения торгового места в охранной зоне не должно носить произвольный характер, в каждом конкретном случае необходим баланс интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования: органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.

           С учетом анализа норм федерального законодательства, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что административным ответчиком не доказана обоснованность исключения спорного места из Схемы размещения нестационарных торговых объектов в связи с нахождением в охранной зоне кабельной линии 6кВ, принадлежащей ООО «БрянскЭлектро» в лице филиала по гор.Брянску, в связи с чем, данное место не могло быть произвольно исключено из Схемы без предоставления компенсационного места.

         Принимая во внимание, что право на размещение нестационарного торгового объекта по указанному адресному ориентиру Скляр О.В. получил в 2013 году и длительное время добросовестно осуществлял торговую деятельность в размещенном по данному адресу торговом павильоне, включенном решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405 в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска (позиция 28 в разделе «ПАВИЛЬОНЫ» по Советскому району), суд полагает обоснованными доводы административного истца о несоответствии оспариваемых положений нормативного правового акта требованиям действующего законодательства, имеющего большую юридическую силу, и нарушении его права на ведение предпринимательской деятельности при принятии оспариваемого решения Брянского городского Совета народных депутатов, т.к. достоверных доказательств возникновения причин для исключения спорного торгового места из Схемы размещения нестационарных торговых объектов административным ответчиком не представлено.

         На основании изложенного административные исковые требования Скляра О.В. о признании не действующим решения Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска» в редакции пункта 1.6 решения Брянского городского Совета народных депутатов от 25 июня 2019 года № 1226 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденную Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405» в части исключения из раздела «ПАВИЛЬОНЫ» по Советскому району позиции 28 с адресным ориентиром: гор.Брянск, ул.Брянского Фронта, д.20, подлежат удовлетворению.

       Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

        В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

         На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

           административное исковое заявление Скляра Олега Валерьевича удовлетворить.

          Признать не действующим со дня вступления в законную силу решения суда решение Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска» в редакции пункта 1.6 решения Брянского городского Совета народных депутатов от 25 июня 2019 года № 1226 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденную Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405» в части исключения из раздела «ПАВИЛЬОНЫ» по Советскому району позиции 28 с адресным ориентиром: гор.Брянск, ул.Брянского Фронта, д.20.

         Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в муниципальной газете «Брянск» или в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором подлежат опубликованию муниципальные правовые акты Брянского городского Совета народных депутатов.

            Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

             Судья                                                                           Н.А.Богородская

3а-1094/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Скляр Олег Валерьевич
Ответчики
Брянский городской Совет народных депутатов
Суд
Брянский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.brj.sudrf.ru
13.07.2020Регистрация административного искового заявления
13.07.2020Передача материалов судье
16.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2020Подготовка дела (собеседование)
03.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.08.2020Судебное заседание
21.09.2020Судебное заседание
14.10.2020Судебное заседание
02.11.2020Судебное заседание
18.11.2020Судебное заседание
20.11.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
27.11.2020Судебное заседание
03.12.2020Судебное заседание
16.12.2020Судебное заседание
30.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2021Дело оформлено
16.03.2021Дело передано в архив
16.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее