Дело № 3а-35/2021
55OS0000-01-2020-000292-71
Строка стат. отчета 3.121
Омский областной суд
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Илларионова А.В.
при секретаре Шевелевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 апреля 2021 года в г. Омске административное дело по административному исковому заявлению Администрации города Омска к Министерству имущественных отношений Омской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости,
установил:
Администрация города Омска обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <...> в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 1 января 2014 года утверждена приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 20 ноября 2014 года № 50-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области» и составляет <...> рублей.
Считая размер кадастровой стоимости заниженным, Администрация города Омска обратилась в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее – Комиссия) с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, представив отчет об оценке № 08/08/2019-1 от 29 августа 2019 года, согласно которому размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...> составляет <...> рублей.
Решением Комиссии от 16 октября 2019 года № 233 заявление Администрации города Омска было удовлетворено, кадастровая стоимость земельного участка определена в размере рыночной согласно отчету.
Решением Омского областного суда от 23 июля 2020 года по делу № 3а-170/2020 вышеуказанное решение Комиссии было отменено и на Комиссию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Администрации города Омска.
При повторном рассмотрении представленных материалов Комиссия решением от 25 ноября 2020 года № 136 отклонила заявление Администрации города Омска в связи с наличием замечаний к отчету об оценке.
Указывая на несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости, что затрагивает права муниципального образования как получателя арендных платежей, ссылаясь на выводы отчета об оценке, административный истец просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> в размере его рыночной стоимости в сумме <...> рублей, восстановить срок обращения в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
Впоследствии административный истец уточнил свои требования, просит суд установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере <...> рублей на период действия с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года; датой подачи заявления считать 25 сентября 2019 года (т. 4, л.д. 9).
В судебном заседании представитель административного истца Окишев К.В. поддержал заявленные требования с учетом уточнения.
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области Махалов А.Г. не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Верзаков А.Н. полагал возможным удовлетворение требований административного истца и установление кадастровой стоимости в размере, определенном в заключении эксперта.
Представители административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, заинтересованных лиц – департамента имущественных отношений Администрации города Омска, ООО «Партнер-Инвест», АО «Омскэлектро», заинтересованные лица Агальцов Д.В., Неверов О.А. в судебном заседании не участвовали при надлежащем извещении. Неверов О.А. направил в суд ходатайство, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие (т. 2, л.д. 254).
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 6 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» положения данного Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу данного Федерального закона.
Согласно части 7 той же статьи государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу вышеуказанного Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).
Исходя из части первой статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть четвертая статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Частью одиннадцатой статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (часть тринадцатая статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с частями двадцать девятой и тридцатой статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, а также бездействие Комиссии, выразившееся в нерассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в установленный законом срок, являются для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления условием для обращения в суд с требованием о пересмотре кадастровой стоимости и не могут быть предметом оспаривания при рассмотрении заявлений о пересмотре кадастровой стоимости.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее также – ЕГРН) от 17 июля 2019 года, земельный участок с кадастровым номером № <...> расположен в г. Омске, данные о правообладателе указанного земельного участка отсутствуют, в отношении названного земельного участка была зарегистрирована аренда с 31 октября 2017 года сроком действия 2 года 11 месяцев 29 дней в пользу ООО «Партнер-Инвест» (т. 1, л.д. 10-12).
Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Статьей 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации к неналоговым доходам бюджетов городских округов, в частности, отнесены: доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков; доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов.
Исходя из пункта 3 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденному постановлением Правительства Омской области от 26 декабря 2018 № 419-п, расчет размера арендной платы за использование земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 – 9 данного Порядка, осуществляется на основании кадастровой стоимости земельного участка.
Кроме того, пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. При этом цена земельных участков, продаваемых без проведения торгов, зависит от его кадастровой стоимости (статья 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Омской области от 05.10.2015 г. № 275-п).
С учетом изложенного Администрация города Омска имеет право на обращение в суд с данным административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...>.
Исходя из части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Согласно выписке из ЕГРН от 25 декабря 2020 года сведения об оспариваемой административной истцом кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...> внесены в ЕГРН 20 января 2015 года, указанная кадастровая стоимость определена по состоянию на 1 января 2014 года и составляет <...> рублей, реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости: № 50-п от 20 ноября 2014 года, данные о дате начала применения названной кадастровой стоимости отсутствуют (т. 2, л.д. 1).
Согласно выписке из ЕГРН от 4 февраля 2021 года сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...>, определенной по результатам очередной государственной кадастровой оценки, внесены в ЕГРН 20 января 2021 года. По состоянию на 1 января 2020 года кадастровая стоимость названного земельного участка составляет <...> рублей. Реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости: № 45-п от 20 ноября 2020 года, дата начала применения указанной кадастровой стоимости: 1 января 2021 года (т. 3, л.д. 26).
Таким образом, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка является архивной.
Вместе с тем оспариваемая кадастровая стоимость являлась действующей на дату обращения Администрации города Омска в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости (25 сентября 2019 года) и на дату подачи настоящего административного искового заявления в Омский областной суд – 22 декабря 2020 года (т. 1, л.д. 95).
В этой связи требование Администрации города Омска о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, подлежит рассмотрению судом по существу (абзац второй пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»), так как на дату обращения в Комиссию и в суд у административного истца сохранялось право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости для целей, установленных законодательством.
Абзацем первым статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен предварительный порядок обращения в Комиссию, который является досудебным порядком урегулирования спора.
Как следует из материалов дела, 25 сентября 2019 года в Комиссию поступило заявление представителя Администрации города Омска Окишева К.В. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...>
Решением Комиссии от 16 октября 2019 года № 233 заявление Администрации города Омска было удовлетворено, кадастровая стоимость земельного участка определена в размере рыночной согласно отчету об оценке № 08/08/2019-1 от 29 августа 2019 года в сумме <...> рублей (т. 1, л.д. 14-16).
Решением Омского областного суда от 23 июля 2020 года по делу № 3а-170/2020 вышеуказанное решение Комиссии было отменено и на Комиссию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Администрации города Омска.
При повторном рассмотрении представленных материалов Комиссия решением от 25 ноября 2020 года № 136 отклонила заявление Администрации города Омска, так как оценщиком использована в расчетах недостоверная и неподтвержденная информация о наличии инженерных коммуникаций (т. 1, л.д. 17-19).
Учитывая изложенное, Администрация города Омска реализовала право на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением с соблюдением установленного порядка.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что, если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Учитывая, что на дату обращения административного истца в суд оспариваемая кадастровая стоимость являлась действующей, очередные результаты определения кадастровой стоимости в отношении вышеназванного земельного участка в ЕГРН на указанную дату не внесены, суд приходит к выводу о возможности восстановления Администрации города Омска срока для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости. Кроме того, суд, восстанавливая административному истцу вышеуказанный срок, принимает во внимание, что Администрация города Омска в течение установленного срока обратилась в Комиссию.
В соответствии с частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 данного Кодекса, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, лежит на административном истце.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...>, Администрация города Омска представила отчет об оценке № 08/08/2019-1 от 29 августа 2019 года, подготовленный оценщиком ООО «Центр интеллектуальных технологий» Воловиком Д.П.
В то же время, учитывая указанные Комиссией нарушения в представленном Администрацией города Омска отчете об оценке рыночной стоимости, заявленное в порядке реализации процессуального права на назначение экспертизы ходатайство представителя административного истца, определением Омского областного суда от 8 февраля 2021 года по настоящему делу назначена экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...>, проведение которой было поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью «Центр интеллектуальных технологий» Баженову В.В.
Согласно поступившему в суд заключению эксперта № 04/02/2021-Э от 19 февраля 2021 года, выполненному экспертом Баженовым В.В., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> по состоянию на 1 января 2014 года составляет <...> рублей (т. 3, л.д. 45 – 220).
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Оценивая представленное заключение эксперта № 04/02/2021-Э от 19 февраля 2021 года, суд не усматривает оснований сомневаться в достоверности и обоснованности выводов эксперта о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...> по состоянию на вышеуказанную дату оценки.
В данном заключении отражена полная, достоверная и непротиворечивая информация об объекте экспертизы (земельном участке с кадастровым номером № <...> и об объектах-аналогах с учетом произведенных корректировок (поправок), учитывающих характер и степень отличия каждого аналога от объекта экспертизы, содержатся все необходимые сведения, влияющие на определение рыночной стоимости рассматриваемого объекта экспертизы.
Оценка проводилась экспертом по состоянию на 1 января 2014 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...>.
Оцениваемый земельный участок отнесен экспертом к 7 виду разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения). Экспертом произведен анализ фактических данных о ценах предложений с объектами недвижимости, имеющими сходные или смежные с объектом экспертизы варианты разрешенного использования за 2013 год (до даты оценки); проведен анализ ценообразующих факторов (в том числе, учтено отсутствие на дату оценки на рассматриваемом земельном участке инженерных коммуникаций); описан выбор и применение подхода и метода оценки. В заключении эксперта произведен расчет рыночной стоимости объекта недвижимости в рамках сравнительного подхода методом сравнения продаж. В качестве объектов-аналогов для оценки объекта экспертизы сравнительным подходом в итоге выбраны 19 объектов-аналогов (т. 3, л.д. 107).
Достоверность выводов эксперта об итоговой величине рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...> на дату оценки не подвергнута сомнению участниками процесса. Каких-либо доказательств, опровергающих достоверность заключения эксперта и свидетельствующих об иной рыночной стоимости данного земельного участка, чем отражено в заключении эксперта, суду не представлено. Участвующие в деле лица о назначении повторной судебной экспертизы по вопросу об определении рыночной стоимости названного земельного участка не просили.
Заключение эксперта № № 04/02/2021-Э от 19 февраля 2021 года подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования. Предусмотренных законом оснований для отвода эксперта судом не установлено, наличие у него необходимых специальных знаний документально подтверждено. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного заключение эксперта № № 04/02/2021-Э от 19 февраля 2021 года признается судом относимым, допустимым и достоверным доказательством по настоящему делу.
При таких обстоятельствах суд, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным установить по состоянию на 1 января 2014 года архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> в размере его рыночной стоимости в сумме <...> рублей в соответствии с заключением эксперта № 04/02/2021-Э от 19 февраля 2021 года.
Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
Согласно части четвертой статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие, в частности, установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости (часть пятая статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ).
В случае наличия нескольких применяемых в один момент времени кадастровых стоимостей, определенных на одну дату, применяется наименьшая из таких стоимостей (часть шестая статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ).
Таким образом, вышеприведенными положениями статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ предусмотрено ретроспективное применение кадастровой стоимости, которая была установлена на основании решения суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, на весь период со дня начала применения первоначальной кадастровой стоимости в случае ее уменьшения.
Вместе с тем Администрация города Омска обратилась в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 25 сентября 2019 года, то есть до внесения изменений в статью 24.20 Закона об оценочной деятельности Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ, и при этом установленная в ходе судебного разбирательства по настоящему административному делу рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка по состоянию на дату оценки превышает оспариваемую архивную кадастровую стоимость.
Согласно абзацу пятому статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действовавшей на момент обращения Администрации города Омска в Комиссию) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, с учетом положений законодательства период действия установленной настоящим решением суда архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...> в размере рыночной стоимости этого земельного участка следует определить с 1 января 2019 года (то есть с 1 января года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости) по 31 декабря 2020 года (дата окончания применения оспариваемой архивной кадастровой стоимости).
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости для юридических лиц является дата обращения в комиссию. В этой связи датой подачи Администрацией города Омска заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...> следует считать 25 сентября 2019 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
восстановить Администрации города Омска срок обращения в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...> в размере рыночной стоимости.
Административное исковое заявление Администрации города Омска об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости удовлетворить.
Установить по состоянию на 1 января 2014 года архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> в размере его рыночной стоимости в сумме <...> рублей на период действия с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года.
Датой подачи заявления считать 25 сентября 2019 года.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Омского областного суда А.В. Илларионов
Мотивированное решение суда составлено 27 апреля 2021 года.