Дело № 2а-546/2021
УИД: 29RS0028-01-2021-000833-30
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Мирный 03 декабря 2021 года
Мирнинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Охотиной М.М.,
при секретаре судебного заседания Максимовой Е.А.,
с участием представителя административного истца помощника военного прокурора гарнизона Мирный Крутина Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя военного прокурора гарнизона Мирный Григорьева В.В. о признании информации, размещенной на сайтах в информационно-коммуникационной сети Интернет с URL-адресами ***, запрещенной к распространению,
у с т а н о в и л:
Военный прокурор гарнизона Мирный обратился в суд с административным исковым заявлением о признании запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации, распространяемой посредством сети Интернет. Требования мотивирует тем, что в ходе проведенной военной прокуратурой проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, установлены сайты информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых содержится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу жизни и здоровью, размещенная на сайтах с URL-адресами ***. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства. Так, в социальной сети «Вконтакте» по URL-адресу *** размещено видео под названием «Наша маленькая СПАРТАААА!!!111», на котором подростки совершают поездку на крыше железнодорожного подвижного состава. На странице видеохостинга YouTube по URL-адресу *** на видео под названием «Зацеперы залезли на автобус» подростки совершают поездку на крыше и с задней стороны автобуса. Указанные интернет ресурсы находятся в открытом доступе. Согласно данным ОМВД России по ЗАТО Мирный установить администраторов доменных имен, наименование и местонахождение владельцев указанных Интернет-ресурсов не представляется возможным. Просит признать информацию, размещенную на сайтах в информационно-коммуникационной сети Интернет с URL-адресами *** *** распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Помощник военного прокурора Крутин Д.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Архангельской области и НАО просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представили суду письменный отзыв на иск.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя административного истца, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Пунктами 1 и 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, учитывающие уровни безопасности, и в том числе для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта, установлены статьей 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел
Постановлением Правительства РФ от 15.11.2014 № 1208 утверждены требования по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта.
Согласно п.1 ст. 21 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования).
Приказом Минтранса России от 08.02.2007 № 18 утверждены Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути (Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2007 № 9154)
Пунктом 12 указанных Правил установлены действия граждан, которые не допускаются при пользовании железнодорожным подвижным составом: подходить к вагонам до полной остановки поезда; прислоняться к стоящим вагонам; оставлять детей без присмотра при посадке в вагоны и (или) высадке из вагонов (гражданам с детьми); осуществлять посадку и (или) высадку во время движения; стоять на подножках и переходных площадках; задерживать открытие и закрытие автоматических дверей вагонов; высовываться из окон вагонов и дверей тамбуров; проезжать в местах, не приспособленных для проезда; повреждать железнодорожный подвижной состав; подлезать под железнодорожным подвижным составом и перелезать через автосцепные устройства между вагонами; подниматься на крыши железнодорожного подвижного состава; курить в вагонах пригородных поездов; курить в местах, не предназначенных для курения, в пассажирских поездах.
За совершение действий, угрожающих безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, в том числе нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта предусмотрена административная ответственность по ст. 11.1 КоАП РФ.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом утверждены Приказом Минтранса России от 30.04.2021 № 145 (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2021 № 63707).
В соответствии с Методическими рекомендациями по профилактике зацепинга среди несовершеннолетних (приложение к Письму Минобрнауки России от 24.05.2017 № 07-2732 Зацепинг, или трейнсерфинг (от англ. Train surfing), - езда на крыше транспортных составов (электрички, метро, автобуса), между или под вагонами. Зацепинг – это социально опасное явление, схожее с мелким хулиганством, одно из проявлений девиантного поведения молодежи.
Проезд в местах, не приспособленных для проезда, является противоправным деянием, за что законодателем предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 11.17 КоАП РФ.
Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности влечет привлечение к административной ответственности по ст. 11.15.1 КоАП РФ
Статьей 263.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности.
В силу ст. 267.1 УК РФ совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств наказывается штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Уголовная ответственность пассажира, пешехода или другого участника движения (кроме лиц, указанных в статьях 263 и 264 настоящего Кодекса) за нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств также предусмотрена статьей 268 УК РФ.
Отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции, регулирует Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ. В частности, согласно п.1) ч.2 ст. 5 настоящего Федерального закона к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий.
Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет административною ответственность по ст. 6.17 КоАП РФ
Таким образом, вышеуказанными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о нарушении требований безопасности на железнодорожном и автомобильном транспорте, о совершении действий, угрожающих безопасности движения, побуждающей детей к совершению действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий.
В ходе проведенной военной прокуратурой гарнизона Мирный проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, установлены сайты информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с URL-адресами: ***, на которых распространяется вышеуказанная информация.
Указанные интернет ресурсы находятся в открытом доступе, вход на сайты свободный, не требуют предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном виде может любой пользователь Интернет. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют.
Согласно ч.ч. 1-3 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 настоящей статьи, являются, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ).
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На момент проверки страница сайта, на которой размещена указанная информация, в «Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», отсутствует.
В соответствии с сообщением ОМВД России по ЗАТО Мирный сведений о полном наименовании администратора доменного имени, владельце сайта и авторах размещения информации на указанных Интернет-ресурсах не имеется.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в нарушение вышеуказанных норм на сайтах в информационно-коммуникационной сети Интернет с URL-адресами ***, на территории России распространяется информация о нарушении требований безопасности на железнодорожном и автомобильном транспорте, о совершении действий, угрожающих безопасности движения, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий.
В целях защиты прав неопределенного круга лиц, пресечения возможного нарушения прав граждан, информация, размещенная на указанных сайтах, подлежит признанию запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. При этом установить владельцев сайтов не представляется возможным.
Принимая во внимание изложенное, у суда имеются правовые основания для удовлетворения административных исковых требований.
Административный истец освобожден от уплаты госпошлины в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, поэтому судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на основании части 3 статьи 114 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление заместителя военного прокурора гарнизона Мирный Григорьева В.В. удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», размещенную по URL-адресам ***, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы или представления через Мирнинский городской суд Архангельской области.
Председательствующий М.М. Охотина
Мотивированная часть решения
изготовлена 03 декабря 2021 года.