Решение
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена в судебном заседании 05 июля 2018 года.
Решение в окончательном виде изготовлено 09 июля 2018 года.
05 июля 2018 года г. Выборг
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Грачевой Ю.С.,
при секретаре Даниловой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» к Коноваловой Наталии Евгеньевне о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» обратилось в Выборгский городской суд Ленинградской области с иском к Коноваловой Н.Е. о взыскании денежных средств в размере 124 747 рублей 83 копеек.
В обоснование иска истец указал, что старшина 2 статьи Коновалова Наталия Евгеньевна проходила военную службу в войсковой части 02511.
На основании приказов командира войсковой части 02511 Коноваловой Н.Е. были предоставлены отпуска по беременности и родам с 05.02.2013г. по 24.06.2013, отпуск по уходу за ребенком по достижению им возраста полутора лет с 25.06.2013г. по 18.10.2014г. и отпуск по уходу за ребенком по достижению им возраста 3 лет с 19.10.2014 по 18.04.2016г.
В периоды с 01.10.2013г. по 30.11.2013г. и с 15.11.2014г. по 28.02.2015г. с лицевого счета Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее - ЕРЦ МО РФ) ответчику были перечислены денежные средства в размере 129 619,83 руб. а именно денежное довольствие (не полагающееся ей по закону, в связи с нахождением в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком до 1,5 и 3 лет). Произведенная выплата подтверждается расчетными листками за указанный период, а так же заявками на кассовый расход и реестрами на зачисление денежных средств.
ФКУ «ЕРЦ МО РФ» осуществляет свою деятельность на основании Устава ФКУ «ЕРЦ МО РФ» и Временного порядка взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчета денежного довольствия, заработной платы в Едином расчетном центре Министерства обороны Российской Федерации (далее - Временный порядок), с использованием специального программного обеспечения «Алушта» (далее - Единая база данных).
Согласно Временному порядку, приказы по личному составу и строевой части в Единый расчетный центр не поступают, расчет денежного довольствия и заработной платы производится на основании сведений, содержащихся в Единой базе данных. Внесение сведений в Единую базу данных возложено на кадровые органы МО РФ в соответствии с границами ответственности.
Сведения о нахождении ответчика в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком до 1,5 и 3 лет в Единую базу данных введены в сентябре 2015 г.
Поскольку, ответчик в периоды с 25.06.2013г. по 18.10.2014г. и с 19.10.2014 по 18.04.2016г. находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора и трех лет, права на получение денежного довольствия за указанные периоды она не имела.
Так как действующее законодательство о прохождении военной службы не предусматривает одновременное получение военнослужащим за один и тот же период денежного довольствия и пособия по уходу за ребенком, выплаченные Коноваловой Н.Е. денежные средства в размере 129 619,83 руб. подлежат возврату.
В марте 2017г. в адрес ФКУ «ЕРЦ МО РФ» поступило заявление Коноваловой Н.Е. о согласии на удержание излишне выплаченных денежных средств ежемесячно, в связи с чем, при выплате ей денежного довольствия было удержано 4 872,00 руб. Таким образом, сумма задолженности военнослужащего составила 124 747,83 руб.
В судебное заседание представитель истца и ответчик, третье лицо, извещенные о слушании дела надлежащим образом, не явились.
Исследовав материалы дела, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 13 ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим женского пола предоставляются отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок предоставления отпусков по беременности и родам, а также отпусков по уходу за ребенком регулируется Указом Президента РФ от 16 сентября 1999г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы».
В соответствии с п. 156 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011г. № 2700 (далее - Порядок), военнослужащим женского пола за время отпуска по беременности и родам выплачивается пособие по беременности и родам в размере денежного довольствия, получаемого ими ко дню убытия в указанный отпуск.
За период нахождения в отпуске по уходу за ребенком военнослужащие обеспечиваются положенными пособиями, согласно абз. 2 ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995г. № 81- ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей».
При этом в соответствии с п. 160 Порядка денежное довольствие не выплачивается за период нахождения военнослужащего в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Согласно Федеральному закону от 07 ноября 2011 г. № ЗОб-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат, установленных Правительством Российской Федерации по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в зависимости от общей продолжительности военной службы, характера служебной деятельности и достигнутыми результатами, климатических и экологических условий военной службы.
Из этих положений закона следует, что военнослужащий не приобретает права собственности на денежные средства, полученные сверх установленного месячного размера денежного довольствия (пособия по уходу за ребенком) за очередной месяц, поэтому обязан добровольно возвратить приобретенное вопреки требованиям закона имущество.
Кроме того, на Министре обороны Российской Федерации, в соответствии с его компетенцией, лежит обязанность не только выплатить военнослужащему причитающиеся ему выплаты, но и истребовать от военнослужащего излишне выплаченные ему денежные средства, что само по себе не влечёт нарушение права военнослужащих на получение причитающихся по закону денежного содержания и отдельных выплат, направлено на обеспечение социальных гарантий военнослужащих и законного вознаграждения за исполнение обязанностей военной службы.
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2001 г. № 5-П, не должен нарушаться справедливый баланс между правом военнослужащего на получение денежного довольствия в качестве вознаграждения за службу и правомерными интересами общества и государства, в соответствии с которыми подлежит признанию и защите имущество, находящиеся в федеральной собственности, в том числе денежные средства, выплаченные военнослужащему в большем, чем следовало размере.
Требование о возврате не полагающихся по закону денежных средств, выплаченных военнослужащему, направлено на своевременное и справедливое финансовое обеспечение военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации, сбалансированность и стабильность бюджетной системы Российской Федерации и является одним из способов контроля Министра обороны Российской Федерации за целевым расходованием бюджетных средств в соответствии с его компетенцией.
Созданный в соответствии со статьей 4 ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» фонд денежного довольствия военнослужащих устанавливает максимальную сумму расходов федерального органа на цели обеспечения военнослужащих положенными видами выплат.
Единственным источником формирования данного фонда являются выделяемые из федерального бюджета средства, поэтому планирование и последующее формирование фонда являются составной частью единого бюджетного процесса страны.
Из положений федеральных законов «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Бюджетного кодекса Российской Федерации и находящихся с ними во взаимосвязи постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2011 № 992 следует, что они полностью соответствуют принципу финансовой стабильности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, не нарушают справедливого баланса между интересами общества и государства, основываются на конституционно значимых целях и ценностях, защищаемых Конституцией Российской Федерации, в том числе на ст. ст. 8, 35, 37, 45, 46, 55, 59.
Судом установлено, что Коновалова Наталия Евгеньевна проходила военную службу в войсковой части 02511.
На основании приказов командира войсковой части 02511 Коноваловой Н.Е. были предоставлены отпуска по беременности и родам с 05.02.2013г. по 24.06.2013, отпуск по уходу за ребенком по достижению им возраста полутора лет с 04.08.2013г. по 18.10.2014г. и отпуск по уходу за ребенком по достижению им возраста 3 лет с 19.10.2014 по 18.04.2016г.
В периоды с 01.10.2013г. по 30.11.2013г. и с 15.11.2014г. по 28.02.2015г. с лицевого счета Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее - ЕРЦ МО РФ) ответчику были перечислены денежные средства в размере 129 619,83 руб. а именно денежное довольствие (не полагающееся ей по закону, в связи с нахождением в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком до 1,5 и 3 лет). Произведенная выплата подтверждается расчетными листками за указанный период, а так же заявками на кассовый расход и реестрами на зачисление денежных средств.
ФКУ «ЕРЦ МО РФ» осуществляет свою деятельность на основании Устава ФКУ «ЕРЦ МО РФ» и Временного порядка взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчета денежного довольствия, заработной платы в Едином расчетном центре Министерства обороны Российской Федерации (далее - Временный порядок), с использованием специального программного обеспечения «Алушта» (далее - Единая база данных).
Согласно Временному порядку, приказы по личному составу и строевой части в Единый расчетный центр не поступают, расчет денежного довольствия и заработной платы производится на основании сведений, содержащихся в Единой базе данных. Внесение сведений в Единую базу данных возложено на кадровые органы МО РФ в соответствии с границами ответственности.
Сведения о нахождении ответчика в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком до 1,5 и 3 лет в Единую базу данных введены в сентябре 2015 г.
Поскольку, ответчик в периоды с 25.06.2013г. по 18.10.2014г. и с 19.10.2014 по 18.04.2016г. находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора и трех лет, права на получение денежного довольствия за указанные периоды она не имела.
Так как действующее законодательство о прохождении военной службы не предусматривает одновременное получение военнослужащим за один и тот же период денежного довольствия и пособия по уходу за ребенком, выплаченные Коноваловой Н.Е. денежные средства в размере 129 619,83 руб. подлежат возврату.
В марте 2017г. в адрес ФКУ «ЕРЦ МО РФ» поступило заявление Коноваловой Н.Е. о согласии на удержание излишне выплаченных денежных средств ежемесячно, в связи с чем, при выплате ей денежного довольствия было удержано 4 872,00 руб. Таким образом, сумма задолженности военнослужащего составила 124 747,83 руб.
Расчет судом проверен, признан правильным. Возражений ответчик не представил.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит уплате государственная пошлина в размере 3694 рублей 96 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК, суд
РЕШИЛ:
иск Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» к Коноваловой Наталии Евгеньевне о взыскании денежных средств – удовлетворить.
Взыскать с Коноваловой Наталии Евгеньевны в пользу Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» денежные средства в размере 124 747 рублей 83 копеек.
Взыскать с Коноваловой Наталии Евгеньевны в пользу муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области государственную пошлину в размере 3694 рублей 96 копеек.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Выборгский городской суд.
Судья: Ю.С. Грачева