Дело №2а-555/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 февраля 2022 года город Уфа
Орджоникидзевский районный суд г. Уфы в составе:
председательствующего судьи Попеновой Т.В.,
при секретаре Якуповой А.Р.
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Агафонова А. А. к Администрации Орджоникидзевского района го г. Уфа об оспаривании решения органа власти,
УСТАНОВИЛ:
Агафонов А. А. обратился в суд с административным иском к Администрации Орджоникидзевского района го г. Уфа об оспаривании решения органа власти, указывая на следующее.
Агафонов А. А. является участником (ветераном) боевых действий, что подтверждается удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ (серия РМ №). С ДД.ММ.ГГГГ состоит в списке очередников на получение жилой площади на основании постановления главы муниципального образования Орджоникидзевского района г. Уфы № от ДД.ММ.ГГГГ по категории первоочередной как участник боевых действий в Республике Чечня. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец значился в указанном списке под номером №, что подтверждается учетной карточкой очередников на получение жилой площади. Как ветеран боевых действий, нуждающийся в улучшении жилищных условий и вставший на учет до ДД.ММ.ГГГГ, истец имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Администрация Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан письмом от ДД.ММ.ГГГГ № уведомила истца о том, что на основании распоряжения Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № он снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет более учетной нормы). ДД.ММ.ГГГГ ответчик, направил в адрес истца заверенную выписку из распоряжения Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) из которой следует, что основаниями для снятия истца с учета являются пункты 2, 3 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Истец считает пункт 2.1. распоряжения главы Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия с учета Агафонова А. А. незаконным и необоснованным. У истца, на основании договора № участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома от 29 ноября 2016 года, в совместной собственности с супругой имеется однокомнатная квартира, расположенная по адресу; <адрес>, общей площадью 40.9 кв.м., общей площадью жилого помещения — 38,8 кв.м., жилой площадью 18,2 кв.м., в которой истец проживает с членами своей семьи. У истца имеются двое несовершеннолетних детей — Агафонов К. А. (ДД.ММ.ГГГГ.р.) и Агафонов М. А. (ДД.ММ.ГГГГ г.р.). Таким образом, обеспеченность жилой площадью у истца и членов его семьи составляет 9,7 кв. м. на каждого члена семьи (38,8 кв.м. 4 чел.), что служит основанием для сохранения права на получение жилого помещения на условиях договора социального найма и других мер поддержки для лиц, нуждающихся в жилом помещении в связи с постановкой их на учет до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Поскольку истец состоял в очереди на улучшение жилищных условий до введения Жилищного кодекса Российской Федерации, является нуждающимся в жилом помещении до настоящего времени, то он не может быть снят с учета на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. При таких обстоятельствах, оспариваемые решение комиссии Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ, а также пункт 2.1. распоряжения главы Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № в части снятия с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях Агафонова А. А. являются незаконными. На основании изложенного, административный истец просил признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Агафонова А. А. решение комиссии Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ, отраженного в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях Агафонова А. А.; Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Агафонова А. А. пункт 2.1, распоряжения главы Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №-р в части снятия с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях Агафонова А. А.; Обязать Администрацию Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение 30 дней после вступления судебного акта в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, совершив действия по восстановлению Агафонова А. А. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Административный истец в суд не явился, просил дело рассмотреть без его участия.
Представитель административного истца Агафонова А.А. – Шерстнева А.Г., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. за № заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Администрации Орджоникидзевского района ГО г.Уфа в суд не явился, о дне и времени слушания дела был извещен.
Заинтересованное лицо Агафонова О.В. в суд не явилась, о дне и времени слушания дела была извещена, просила дело рассмотреть без ее участия.
С учетом надлежащего извещения неявившихся лиц, мнения представителя административного истца, суд полагает возможным рассмотреть дело без их участия.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 13 ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, предоставление жилых помещений.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 статьи 3 настоящего Федерального закона, к которым относится истец, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3.2 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», по письменным заявлениям ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г., обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения имеют ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 г.
Согласно действующему законодательству основанием для обеспечения указанной категории граждан жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. № 714, является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Согласно статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления. Для отдельных категорий граждан законами субъектов РФ могут устанавливаться иные нормы предоставления и учетные нормы площади жилого помещения.
Под нормой предоставления понимается минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Учетная норма - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Правила статьи 33 Жилищного кодекса РСФСР, действующие до 01 марта 2005 г., предусматривали, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете и нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки. Перечень категорий граждан, пользующихся правом на первоочередное предоставление жилых помещений, был определен статьей 36 ЖК РСФСР и отдельными нормативными актами.
Согласно статье 32 ЖК РСФСР, действовавшего в период постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и до 1 марта 2005 г., истец мог быть снят с указанного учета, в частности, в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
При этом уровень жилищной обеспеченности таких граждан следует проверять на предмет его соответствия норме жилья, но при этом сама норма должна определяться в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем на данные правоотношения нормы, предусмотренные ст. 22 Жилищного кодекса Республики Башкортостан, распространяться не могут.
Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 08.06.2006 №12/22 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан» установлена учетная норма площади жилого помещения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, менее 12 кв.м, общей площади на одного человека.
Согласно первоначальной редакции подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений, что означало наличие у них приоритета только перед гражданами, состоящими в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилья.
Реализация жилищных прав лиц, включенных в списки на первоочередное получение жилья, зависит от срока включения в список по каждой конкретной категории, в том числе и ветеранов боевых действий.
Норма статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ, а также взаимосвязанные с ней положения статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» закрепляют как право ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, так и целевой порядок формирования и расходования этих средств с передачей соответствующих полномочий субъектам Российской Федерации. Подобное правовое регулирование, устанавливающее, в том числе принцип целевого финансирования обязательств государства перед ветеранами боевых действий в жилищной сфере, призвано конкретизировать эти обязательства. Формой предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в статьи 16 Федерального закона «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий является предоставление единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений.
Установлено, что Агафонов А. А. является участником (ветераном) боевых действий, что подтверждается удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ (серия РМ №).
Постановлением главы муниципального образования Орджоникидзевского района г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ № Агафонов А.А.. поставлен на первоочередный учет согласно п.1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах».
Как ветеран боевых действий, нуждающийся в улучшении жилищных условий и вставший на учет до ДД.ММ.ГГГГ, истец имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
При постановке на учет Агафонов А.А. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> составом семьи: Агафонова В. С., Агафонов А. А.ович, Ширяева Т. А., Ширяева А. О..
ДД.ММ.ГГГГ отделом по учету и оформлению жилья Администрации района в связи плановой проверкой учетных дел, был направлен межведомственный запрос в МУП ЕРКЦ ГО г.Уфа РБ с просьбой представить справку о регистрации и копии лицевого счета на жилое помещение по адресу: 1) <адрес>; 2) <адрес>, а также указанием когда и куда выбыл Агафонов А. А., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Справкой о регистрации № Агафонов А.А. снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ. по заявлению по адресу: <адрес>, куда: <адрес>.
Согласно справке о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ № Агафонов А.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> составом семьи: Агафонов М. А., Агафонов К. А..
Согласно копии лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ № собственником является Агафонова О.В., количество проживающих - 3.
Собственником квартиры является Агафонова О. В., которая зарегистрирована по месту жительства по адресу: ул.<адрес>.
Согласно справке о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №, копии лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ № зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>: Агафонов А. А., Агафонов М. А., Агафонов К. А. в квартире общей площадью 38,8 кв.м.
Администрация Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан письмом от ДД.ММ.ГГГГ № уведомила истца о том, что на основании распоряжения Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №-р он снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет более учетной нормы).
ДД.ММ.ГГГГ ответчик, направил в адрес истца заверенную выписку из распоряжения Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №-р. (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) из которой следует, что основаниями для снятия истца с учета являются пункты 2, 3 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела Актом о совместном проживании, за подписью жильцов <адрес> подтверждено, что в квартире, по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. проживает семья, состоящая из 4 человек: Агафонов А.А. – супруг, Агафонова О.М. – супруга и их несовершеннолетние дети: Агафонов М.А., Агафонов К.А. (л.д.206), что также было подтверждено рапортом УУП ОП № Управления МВД Росси по г. Уфе капитаном полиции Ибрагимовым Г.М. (л.д. 205), данное обстоятельство было подтверждено показаниями свидетеля Ахмадуллина А.А., допрошенному в ходе рассмотрения дела (л.д.213-115).
Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос о возможности принятия к рассмотрению жалобы гражданина М.И. Водэ об оспаривании конституционности части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, указал, что предусмотренное названной нормой требование об определении уровня обеспеченности общей жилой площади исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, принадлежащих членам одной семьи, направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам с учетом уровня обеспеченности их жильем в составе семьи, что соответствует правовой природе жилищных гарантий, а также общеправовому принципу справедливости. При этом право выбора формы обеспечения жильем принадлежит самим гражданам (определение от ДД.ММ.ГГГГ №-О).
С учетом приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, исходя из предписаний статьи 2, частей 1 - 3 статьи 31 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которым, в их системном единстве, супруги являются членами одной семьи независимо от места их пребывания и проживания, при определении уровня обеспеченности Агафонова А.А. общей площадью жилого помещения подлежала учету площадь, занимаемая им, супругой и их двумя общими детьми.
Таким образом, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения семьи Агафонова А.А., состоящей из четырех человек составляет 9,7 кв.м. (38,8 кв.м./4 человека), то есть менее учетной нормы (12 кв. м).
Следовательно, административный ответчик неправомерно снял Агафонова А.А. с учета нуждающихся в жилищных помещениях.
Кроме указанного выше обстоятельства, ответчик в своих возражениях ссылается на то, что Агафонов А.А. являлся собственником 1/5 доли квартиры, находящейся по адресу: <адрес>. Договором дарения доли квартиры от ДД.ММ.ГГГГ Агафонов А. А. подарил указанную долю квартиры Агафоновой В. С.. В связи с чем, полагают, что данные действия совершены с целью ухудшения своих жилищных условий.
Однако, ответчик не предоставил доказательств, подтверждающих намеренное ухудшение своих жилищных условий, более того, доля административного истца составляла 1/5 часть квартиры, общей площадью 39,7кв.м., что соответствует 7,94кв.м.
Таким образом, даже с учетом указанной подаренной доли, истец продолжал бы быть нуждающимся в улучшении жилищных условий, исходя из следующего расчета: (38,8 кв.м. + 7,9 кв.м.) /4 =11,6 кв.м., что менее учетной нормы.
Соответственно, дарение вышеуказанной доли в квартире, по адресу: <адрес>, не могло повлиять на его нуждаемость в жилом помещении.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Однако, требования административного истца в части сообщить об исполнении решения в тот же срок в Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан, рассмотрению не подлежат, поскольку в случае неисполнения решения, вступившего в законную силу предусмотрено его принудительное исполнение.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░..
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ 2.1, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░..
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░ ░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░