О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
10 апреля 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Синани А.М.,
судей: Буровой А.В.,
Кирюхиной М.А.,
при секретаре Бочеговой А.С.,
с участием: прокурора Ислямовой М.В.,
представителя Федерального
государственного казенного
учреждения «Крымское
территориальное управление
имущественных отношений»
Министерства обороны России Мануйлова В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Администрации Оленевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым к Калинову Сергею Ивановичу о выселении без предоставления иного жилого помещения, по встречному исковому заявлению Калинова Сергея Ивановича к Администрации Оленевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России, Министерству имущественных и земельных отношений о признании незаконным решения о приватизации, признании права собственности в порядке приватизации, по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России на решение Черноморского районного суда Республики Крым от 06 октября 2016 года,
у с т а н о в и л а:
в мае 2016 года Администрация Оленевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым обратилась в суд с иском к Калинову С.И. о выселении без предоставления иного жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что Калинов С.И. является военным пенсионером, проживает в ДОС № кв. № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной в в/ч № <адрес>. Военный городок № № в/ч А №, переданной в коммунальную собственность Оленевского сельского совета на основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с директивой Министра обороны Украины № № от ДД.ММ.ГГГГ, а также решением Оленевского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии в коммунальную собственность военного городка». В связи с ликвидацией Оленевского сельского совета имущество передано актом приема-передачи Администрации Оленевского сельского поселения Черноморского района. Военный городок № № находится на балансе и в муниципальной собственности Оленевского сельского поселения. Правоустанавливающие документы и документы, подтверждающие правомерность вселения и проживания Калинова С.И. в спорной квартире у ответчика отсутствуют. Жилищной комиссией администрации Оленевского сельского поселения принято решение о выселении Калинова С.И. без предоставления иного жилого помещения. Просила выселить Калинова С.И. из ДОС № кв. № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной в в/ч № <адрес>.
Калинов С.И. в мае 2016 года обратился в суд с встречным иском о признании незаконным решения о приватизации и признании права собственности в порядке приватизации, мотивируя свои требования тем, что с 15.06.1992 он проходил воинскую службу по контракту в воинской части в <адрес>. По распоряжению командира части ему предоставлена квартира в ДОС № № кв. №, где и зарегистрировано его место проживания. В Украине он принят на квартирный учет. После принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, его поставили на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий. 06.04.2016 он обратился в Администрацию Оленевского сельского поселения с заявлением о передаче в собственность квартиры, в которой он проживает, в порядке приватизации. Письмом от 22.04.2016 ему сообщено, что решением комиссии, созданной распоряжением главы Администрации Оленевского сельского поселения (протокол № № от ДД.ММ.ГГГГ), отказано в приватизации жилья. Комиссией установлено, что он проживает один в двухкомнатном жилом помещении, общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>, является военным пенсионером, отсутствуют документы правомерности вселения и проживания в данном помещении, в связи с чем, комиссия считает неправомерным проживание его в квартире и целесообразным отказать в передаче в частную собственность жилого помещения по адресу его проживания. Считает отказ в приватизации квартиры незаконным, поскольку он вселился на основании распоряжения командира воинской части в 1991 году, когда военный городок находился в ведении Министерства обороны Украины. Как указано в акте приема-передачи военного имущества, в квартире № № ДОС № военного городка проживает пенсионер ВСУ Калинов С.И. с 1991 года. Право на приватизацию он не использовал, что подтверждается справкой КРП БРТИ Евпатории от ДД.ММ.ГГГГ и Уведомлением об отсутствии в ЕГРП сведений о праве собственности на недвижимое имущество у Калинова С.И.
Решением Черноморского районного суда Республики Крым от 06 октября 2016 года исковые требования Администрация Оленевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым оставлены без удовлетворения, встречные исковые требований Калинова С.И. удовлетворены. Признано незаконным и отменено решение Администрации Оленевского сельского поселения Черноморского района № № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в приватизации квартиры. Признано за Калиновым С.И. право собственности в порядке приватизации на квартиру № № площадью <данные изъяты> кв.м. в ДОС № № в <адрес> в целом.
В обоснование апелляционной жалобы Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит: решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Калинову С.И. отказать.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 6 марта 2024 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве соответчика Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России и Министерство имущественных и земельных отношений.
В возражениях на исковое заявление Министерство обороны Российской Федерации просит апелляционную жалобу ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России удовлетворить, решение отменить, принять новое, которым отказать в удовлетворении исковых требований администрации и встречных исковых требований Калинова С.И.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России, прокурора, поддержавших апелляционную жалобу, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению
В соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценивает имеющиеся в деле доказательства.
Судом установлено, что Калинов С.И. является военным пенсионером (л.д. 53, 54), проживает в ДОС № кв. № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной в в/ч № с<адрес>.
Военный городок № № в/ч А № передан в коммунальную собственность Оленевского сельского совета на основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Директивой Министра обороны Украины № № от ДД.ММ.ГГГГ, а также решения Оленевского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии в коммунальную собственность военного городка».
В связи с ликвидацией Оленевского сельского совета имущество передано актом приема-передачи Администрации Оленевского сельского поселения Черноморского района. Таким образом, военный городок № № находится на балансе и в муниципальной собственности Оленевского сельского поселения.
В 1991 году Калинов С.И. приехал в с<адрес> в воинскую часть по месту службы. По распоряжению командира части ему предоставлена квартира в ДОС № № кв№, где зарегистрировано его место проживания.
С 15.06.1992 он проходил воинскую службу в воинской части А №.
В Украине он поставлен в очередь на получение жилья от Министерства Обороны, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ.
После принятия Республики Крым в состав Российской Федерации Калинов С.И. поставлен на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, что подтверждается постановлением главы Администрации Оленевского сельского поселения № № от ДД.ММ.ГГГГ.
06.04.2016 Калинов С.И. обратился в Администрацию Оленевского сельского поселения с заявлением о передаче ему в собственность квартиры, в которой он проживает в порядке приватизации.
Согласно ответу Администрации Оленевского сельского поселения № № от ДД.ММ.ГГГГ, Калинову С.И. отказано в передаче в частную собственность жилого помещения по адресу его проживания, поскольку у Калинова С.И. отсутствуют документы правомерности вселения и проживания в данном помещении.
Протоколом № 5 Жилищной комиссии Администрации Оленевского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ принято решение о выселении Калинова С.И. без предоставления иного жилого помещения.
Право на приватизацию им не использовано, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Администрации Оленевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым и удовлетворяя исковые требования Калинова С.И., суд первой инстанции исходил из того, что Федеральный закон от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в статье 5 определил, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В постановлении от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» Пленум Верховного Суда РФ разъяснил: так как отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение, статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому, к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом. Например, нормы части 4 статьи 31 ЖК РФ о правах собственника жилого помещения в отношении бывшего члена его семьи подлежат применению и к тем жилищным правоотношениям, которые возникли до вступления в силу данного Кодекса.
Отсутствие договора социального найма не может являться основанием для отказа в приватизации жилого помещения.
Согласно акту приема-передачи военного имущества от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного решением Оленевского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ, военный городок № № воинской части №, включая ДОС № № кв. №, является муниципальной собственностью Оленевского сельского совета и расположен в <адрес>.
Статья 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.
Свое право на приватизацию Калинов С.И. не может реализовать по не зависящим от него обстоятельствам.
В соответствии с ст. 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6- ЖЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных вдов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и Лицензий (разрешений) на осуществление деятельности не кредитных финансовых организаций), изданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения».
Судебная коллегия не соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом не правильно.
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно статье 4 названного Закона, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, по общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
В соответствии с и. 6 постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 № 1745-6/14 «О независимости Крыма» государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым.
Согласно ст. 12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014 «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики рым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Пунктами 1, 2 постановления Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 № 2085-6/44 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» установлено, что на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью все государственное имущество (государства Украина) учитывается как собственность Республики Крым.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований Администрации Оленевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, не наделенной полномочиями собственника в отношении спорного имущества.
Статьей 10 Закона Республики Крым № 38-3PK от 31.07.2014 «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» определено, что безвозмездная передача имущества, находящегося в собственности Республики Крым, в федеральную собственность осуществляется на основании заявления уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, а также прилагаемых к нему документов.
Согласно ст. 7 Закона Республики Крым № 46-ЗРК от 08.08.2014 «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым», имущество Республики Крым может быть передано в безвозмездное пользование федеральным органам государственной власти Российской Федерации для их размещения, а также осуществления управленческих целей. Решения о передаче имущества Республики Крым в безвозмездное пользование принимаются Советом министров Республики Крым.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 (в ред. от 12 декабря 2017 года) "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 указанного постановления, Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
17 декабря 2014 года создано ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, которое является территориальным подразделением Департамента военного имущества Минобороны России по осуществлению функции распоряжения недвижимым имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации в Республике Крым и городе Севастополе.
В силу ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее специализированные жилые помещения) относятся: служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях; жилые помещения маневренного фонда; жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан; жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В силу ч. 3 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, приложением 4 к распоряжению Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № № «Перечень жилых помещений специализированного жилого фонда, передаваемых из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность» и уточненным актом приема - передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ Министром имущественных и земельных отношений Республики Крым, спорное жилое помещение специализированного жилого фонда закреплено на праве оперативного управления ФГКУ «Крымское ТУПО» Минобороны России.
Оспаривание данного распоряжения в ином гражданском процессе не является основанием для приостановления производства по данному делу, поскольку в силу ст. 216 ГПК РФ, суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого в гражданском, административном или уголовном производстве, а также дела об административном правонарушении.
Однако, результат рассмотрения дела по иску о признании незаконным распоряжения Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № № не может повлиять на законность/незаконность решения Администрации Оленевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым о приватизации Калиновым С.И. квартиры, поскольку, как указанно выше, собственником квартиры на момент принятия соответствующего решения, являлась Республика Крым.
Решение о передаче спорной квартиры в муниципальную собственность уполномоченным органом не принималось.
В соответствии с Уставом, утвержденным приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации № № от ДД.ММ.ГГГГ, предметом и целями деятельности ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил (п. 12). Полномочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4). Имущество находится в федеральной собственности и закрепляется за Учреждением на праве оперативного управления, предоставляется на праве постоянного (бессрочного) пользования или предоставляется ему в безвозмездное пользование собственником имущества (п. 28).
Согласно ст. 118 ЖК Украины, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Статья 122 ЖК Украины определяет, что на основании решения о предоставлении служебного помещения исполнительный комитет районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов выдает гражданину специальный ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное служебное жилое помещение.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 г. № 405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения», ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится и решения о его передаче в муниципальную собственность ни Республикой Крым ни Министерством обороны Российской Федерации не принималось.
Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что истец не может занимать спорное жилое помещение по договору социального найма, и не имеет право приватизировать его.
Материалы дела не содержат доказательств, что Калинов С.И. является военным пенсионером Минобороны России, а также периода прохождения им военной службы, увольнения в запас, нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае увольнения в запас из Вооруженных Сил Украины до 18 марта 2014 года без предоставления жилья.
Довод Калинова С.И о том, что спорная квартира не относится к служебному жилому помещению и не находится в ведении Минобороны, право собственности и оперативного управления не зарегистрировано, в связи с чем может быть приватизирована, судебная коллегия отклоняет, поскольку отсутствие регистрации права оперативного управления, права собственности при наличии распоряжения Совета министров Республики Крым о передаче квартиры в федеральную собственность для нужд Министерства обороны Российской Федерации в качестве специализированного жилья не свидетельствует об отсутствии права собственности Министерства обороны Российской Федерации и законности решения суда первой инстанции при отсутствии на момент его принятия, соответствующих прав у органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований Калинова С.И. также следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а:
решение Черноморского районного суда Республики Крым от 06 октября 2016 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Администрации Оленевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым к Калинову Сергею Ивановичу о выселении и требований Калинова Сергея Ивановича к Администрации Оленевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны обороны России, Министерству имущественных и земельных отношений о признании незаконным решения о приватизации, признании права собственности в порядке приватизации, отказать.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 11 апреля 2024 года.
Судьи: