Судья Андриенко Т.И. Дело № 2-997/2023
Докладчик Кузовкова И.С. Дело № 33-9171/2024
УИД 54RS0008-01-2024-000800-30
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Коваленко В.В.,
судей Кузовковой И.С., Жегалова Е.А.,
при секретаре Частниковой А.В., Миловановой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес> 03 октября 2024 года гражданское дело по апелляционной жалобе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> в лице представителя Илларионовой В. В. на решение Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску Поляковой В. А. к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о признании незаконным отказа об исключении из специализированного жилого фонда жилого помещения, исключении из специализированного служебного фонда РФ жилого помещения, признании права собственности на жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кузовковой И.С., объяснения представителя ТУФА НСО – Домашовой В.А., поддержавшей доводы жалобы, пояснения представителя Поляковой В.А. – Иванкова Н.О., который возражал по доводам жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Истец Полякова В.А. обратилась в Первомайский районный суд <адрес> с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о признании незаконным отказа об исключении из специализированного жилого фонда жилого помещения, исключении из специализированного служебного фонда РФ жилого помещения, признании права собственности на жилое помещение, просил суд:
- признать незаконным отказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении из специализированного жилого фонда квартиры, общей площадью 56,8 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>;
- исключить из специализированного служебного фонда Российской Федерации, закрепленную на праве оперативного управления за Арбитражным судом <адрес> квартиру общей площадью 56,8 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>;
- признать за Поляковой В.А. право собственности на квартиру общей площадью 56,8 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>;
- указать, что данное решение является основанием для погашения записей об отнесении квартиры, расположенной по адресу: <адрес> специализированному жилому служебному фонду, о праве собственности Российской Федерации, об отнесении к оперативному управлению Арбитражного суда <адрес>, а также основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> за Поляковой В. А..
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности РФ на квартиру общей площадью 56,8 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, а также право оперативного управления на указанную квартиру за Арбитражным судом <адрес>.
Распоряжением председателя Арбитражного суда НСО от ДД.ММ.ГГГГ №, жилое помещение специализированного жилого фонда – квартира по адресу: <адрес>, передана в пользование судье Поляковой В.А..
Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-л/с утверждено решение Комиссии Судебного департамента по рассмотрению вопросов предоставления судьям единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или предоставления жилого помещения в собственность (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) о предоставлении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 56, 8 кв.м., в собственность судье Арбитражного суда <адрес> Поляковой В. А..
Согласно пункту 8.2 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-л/с Арбитражному суду <адрес> предписано принять меры по исключению жилого помещения из специализированного жилищного фонда Российской Федерации. В соответствии с пунктом 8.4 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-л/с после исключения жилого помещения из специализированного жилого фонда Российской Федерации Арбитражному суду <адрес> подготовить и направить в соответствующее территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом пакет документов для передачи жилого помещения в собственность судье Арбитражного суда <адрес> Поляковой В.А..
Вместе с тем, письмом от ДД.ММ.ГГГГ № территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом <адрес> сообщило о невозможности исключения жилого помещения из специализированного жилищного фонда Российской Федерации.
Таким образом, до настоящего времени спорное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Российской Федерации не исключено по вине незаконного бездействия территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-л/с не исполнен.
Решением Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Поляковой В.А. удовлетворены частично, судом постановлено:
признать незаконным отказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ №-№ об исключении из специализированного жилого фонда <адрес>.
Исключить из специализированного служебного фонда Российской Федерации, закрепленную на праве оперативного управления за Арбитражным судом <адрес> квартиру с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>.
Признать за Поляковой В. А. (паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ) право собственности на квартиру с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение является основанием для погашения записей об отнесении квартиры с кадастровым номером № расположенной по адресу: <адрес> специализированному жилому служебному фонду, о праве собственности Российской Федерации, об отнесении к оперативному управлению Арбитражного суда <адрес>, а также основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве собственности на квартиру с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес> за Поляковой В. А. (паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ).
С данным решением не согласились ответчики Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, в апелляционной жалобе представитель Илларионова В.В. просит решение суда отменить, отказав в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт, ссылаясь на положения ст. 19, 92, 93, 100, 104 Жилищного кодекса РФ, указывает, что действующим законодательством однозначно определено, что служебное жилье, как разновидность специализированного жилого фонда, не может быть приватизировано.
При этом, в договоре найма от ДД.ММ.ГГГГ указано на статус предоставляемого жилого помещения – служебное жилье. В п. 4 договора указано, что жилое помещение предоставляется на определенный срок – период осуществления нанимателем полномочий судьи.
Кроме того, указывает, что приказы Судебного департамента, на которые ссылается истец, в Росимущество на согласование не поступали.
При этом, Судебный департамент не наделен полномочиями по изданию (принятию) общеобязательных нормативных актов. Приказы от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ являются внутренними документами, в связи с чем, они не имеют прямого распространения на иные хозяйствующие субъекты.
Апеллянт полагает, что порядок реализации решений о предоставлении жилых помещений судьям в собственность ничем не определен, в том числе не предусмотрена возможность исключения из жилых помещений из специализированного жилищного фонда РФ.
Ссылается на позицию Минфина России о несогласовании проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 21.03.2008 №192», в том числе, по причине того, что Судебному департаменту ежегодно предусматриваются бюджетные ассигнования на указанные цели.
Апеллянт полагает, что определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обуславливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.
Кроме того, ссылаясь на п. 26 ст. 19.1 Закона РФ, указывает, что лица, проживающие в служебных жилых помещениях, получившие в соответствии с настоящей статьей единовременную социальную выплату или жилое помещение в собственность, сохраняют право на проживание в этих служебных жилых помещениях в течение трех месяцев с даты предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность.
Таким образом, пунктом 26 подтверждается предоставление иного жилого помещения в собственность судьям, а не служебного.
Представителем Поляковой В.А. – Иванковым Н.О. представлены возражения на апелляционную жалобу ответчиков, согласно которым истец полагает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Информация о рассмотрении апелляционной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Новосибирского областного суда в сети Интернет (https//oblsud.nsk.sudrf.ru/).
Учитывая надлежащее извещение всех участников процесса о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в целях обеспечения соблюдения разумных сроков судопроизводства жалоба рассмотрена при имеющейся явке.
Рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, является собственность Российской Федерации (л.д.38), включена в состав специализированного жилищного фонда, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.30-31,49-53, 54-55).
Распоряжением Арбитражного суда <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение специализированного жилого фонда – квартира, общей площадью 56,8 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, предоставлено в пользование судье Арбитражного суда <адрес> Поляковой В.А. (л.д.39-40).
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в НСО №-р от ДД.ММ.ГГГГ, квартира общей площадью 56,8 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, включена в состав специализированного жилищного фонда (л.д.29).
Протоколом заседания комиссии по жилищным вопросам Арбитражного суда <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ Полякова В.А. восстановлена на учете в качестве судьи, не имеющей жилого помещения по месту нахождения суда (л.д.36-37).
Приказом №-л/с от ДД.ММ.ГГГГ в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 56,8 кв.м., утверждено решение Комиссии Судебного департамента по рассмотрению вопросов предоставления судьям единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или предоставления жилого помещения в собственность (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) о предоставлении жилого помещения в собственность судье Арбитражного суда <адрес> Поляковой В. А.. Арбитражному суду <адрес> поручено принять меры по исключению жилого помещения из специализированного жилищного фонда Российской Федерации. Размер оплаты общей площади жилого помещения, превышающей установленный размер общей площади жилого помещения, судье Арбитражного суда <адрес> Поляковой В. А. не устанавливается. После исключения жилого помещения из специализированного жилищного фонда Российской Федерации Арбитражному суду <адрес> подготовить и направить в соответствующее территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом пакет документов для передачи жилого помещения в собственность судье Арбитражного суда <адрес> Поляковой В. А.. Судье Арбитражного суда <адрес> Поляковой В. А. представить в финансовую службу Арбитражного суда <адрес> документ, подтверждающий факт регистрации права собственности на это жилое помещение, в течение одного месяца со дня государственной регистрации права собственности (л.д.24-25).
Во исполнение приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-л/с Арбитражным судом <адрес> в адрес Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в НСО направлено обращение от ДД.ММ.ГГГГ №№ об исключении вышеуказанного жилого помещения из специализированного жилищного фонда и передаче в собственность истца( л.д. 26).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №-ОГ/579/08 Росимущество уведомило Арбитражный суд <адрес> о том, что Российской Федерацией не установлен порядок реализации решений о предоставлении жилых помещений судьям в собственность, в том числе не предусмотрена возможность исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда РФ ( л.д. 27).
Суд первой инстанции, разрешая дело, руководствовался ст. 92 Жилищного кодекса РФ, положениями Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом от 30.10.2018 № 375-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», статьи 6 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» и признании утратившими силу пунктов 10 и 11 Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» Федерального закона от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», Положением о порядке признания судей нуждающимися в жилых помещениях и не имеющими жилых помещений по месту нахождения суда, принятия таких судей на учет, снятия их с учета и ведения соответствующих видов учета, утвержденным приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 07.06.2012 № 122, Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42, Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», пришел к выводу о том, что издание Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации приказа от 28.12.2021 № 1462-л/с о предоставлении вышеуказанного жилого помещения в собственность Поляковой В.А., по смыслу ст. 19.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 12 Правил № 42, п. 1, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2010 № 179, п. 3.10 Положения № 108, п. 4.1 и 4.2 Положения № 109 возлагает на Росимущество и по его поручению Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в НСО обязанность принять меры по исключению такого жилого помещения из специализированного жилищного фонда для его последующей передачи в собственность истца.
В связи с чем, пришел к выводу о том, что отказ ФА по управлению государственным имуществом (Росимущество) и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в НСО, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №-№, положениям законодательства не соответствует и нарушает права истца, в связи с чем, подлежит признанию незаконным.
В целях восстановления нарушенных прав истца, суд указал на необходимость исключения из специализированного жилищного фонда жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, и передачи его в собственность Поляковой В.А., удовлетворив заявленный иск в полном размере.
Оснований не согласиться с принятым судебным актом, судебная коллегия не усматривает, поскольку положенные в их основу выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Выводы суда по доводам жалобы подробным образом мотивированы, содержат ссылки на нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, которым дано их верном правоприменительное толкование.
Фактически доводы жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность решения, исходя из положений ст. 327.1 ГПК РФ, в целях проверки доводов апелляционной жалобы, принял и приобщил к материалам дела новые доказательства
Из представленных дополнительных доказательств следует, что, согласно Указу Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Полякова В. А. назначена судьей Арбитражного суда <адрес>.
Согласно протоколу № заседания жилищной комиссии Арбитражного суда <адрес> от 17-ДД.ММ.ГГГГ заявление судьи Поляковой В.А. от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет в качестве лица, нуждающегося в обеспечении жилой площади, было удовлетворено.
Согласно договору найма служебного жилого помещения № № от ДД.ММ.ГГГГ Арбитражным судом <адрес> передано во владение и пользование жилое помещение специализированного жилищного фонда, находящиеся в оперативном управлении по адресу: Новосибирск, <адрес>, площадью 56,8 кв.м. для проживания в нем по акту приема-передачи жилого помещения.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона Российской Федерации 26.06.1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" независимость судьи обеспечивается, помимо прочего, предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
В соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 30.10.2018 года N 375-ФЗ, обеспечение судей жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета путем предоставления судьям единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 1).
Судьям на основании их заявления вместо единовременной социальной выплаты при наличии предусмотренных настоящей статьей оснований и условий ее получения могут предоставляться жилые помещения в собственность (пункт 2).
Порядок признания судей нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность, порядок признания судей не имеющими жилых помещений по месту нахождения суда в целях предоставления служебных жилых помещений, порядок принятия судей на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность, порядок принятия судей на учет в качестве не имеющих жилых помещений по месту нахождения суда в целях предоставления служебных жилых помещений, порядок ведения соответствующих видов учета и порядок принятия решений о предоставлении судьям единовременной социальной выплаты, жилых помещений в собственность и служебных жилых помещений устанавливаются Верховным Судом Российской Федерации для судей Верховного Суда Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с Советом судей Российской Федерации для судей судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов (пункт 27).
Подпунктом 18 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 08.01.1998 года N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" установлено, что к полномочиям Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации относится полномочие по установлению порядка признания судей нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность, порядка принятия решений о предоставлении судьям единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, о предоставлении судьям жилых помещений в собственность и служебных жилых помещений.
Порядок принятия решения о предоставлении судьям жилых помещений в собственность урегулирован согласованным постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 08.07.2020 года N 501 и утвержденным приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 31.07.2020 года N 108 Положением (далее Положение N 108).
Положение о специализированном жилищном фонде и порядке предоставления судьям служебных жилых помещений утверждено Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 31.07.2020 года N 109 (далее Положение N 109).
Согласно Положению N 108, право на получение единовременной выплаты или жилого помещения в собственность имеют судьи федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, мировые судьи, судьи, пребывающие в отставке, лица, указанные в пункте 18 статьи 19.1 Закона, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Положением о порядке признания судей нуждающимися в жилых помещениях и не имеющими жилых помещений по месту нахождения суда, принятия таких судей на учет, снятия их с учета и ведения соответствующих видов учета (п. 1.3).
Единовременная выплата или жилое помещение в собственность предоставляется судье, замещающему должность судьи не менее 10 календарных лет, один раз за весь период пребывания в должности судьи (п. 1.4).
Предоставляемые в собственность жилые помещения передаются после исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда в порядке, установленном Положением о специализированном жилищном фонде и порядке предоставления судьям служебных жилых помещений, и после оплаты лицом, указанным в п. 1.3 настоящего Положения, общей площади жилого помещения, превышающей установленный размер общей площади жилого помещения. Одновременно (в случае необходимости) заключается соглашение о расторжении договора найма служебного жилого помещения (п. 3.10).
Порядок исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда регулируется Положением N 109, согласно которому в случае принятия Комиссией Судебного департамента по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность решения о передаче жилого помещения в собственность лицу, указанному в п. 1.3 Положения о порядке предоставления судьям единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность, и издания соответствующего приказа Судебного департамента служебное жилое помещение исключается из специализированного жилищного фонда.
В иных случаях исключение служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда не допускается (п. 4.1).
Для исключения служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Судом или Управлением в адрес соответствующего территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) направляется обращение с приложением копии приказа Судебного департамента и копии соглашения об оплате площади жилого помещения, превышающей установленный размер общей площади жилого помещения (при наличии) (п. 4.2).
Таким образом, как верно было отмечено судом первой инстанций, положениями федерального законодательства полномочия по вопросам обеспечения судей жилыми помещениями предоставлены Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, возможность исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда предусмотрена соответствующими Положениями, которые обязывают Росимущество, в случае утверждения приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации принятого Комиссией решения о предоставлении жилого помещения в собственность судьи, исключить такое жилое помещение из специализированного жилищного фонда и передать его судье.
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2008 года N 192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров, и сотрудников следственного комитета Российской Федерации, нуждающимися в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями", которое действует до внесения соответствующих изменений в законодательство и не предусматривает возможность исключения жилого помещения из специализированного жилищного фонда, вопреки утверждениям апеллянта, также не может служить основанием для отмены судебного постановления, поскольку предметом регулирования указанного постановления Правительства РФ являются отношения по поводу приобретения (строительства) жилых помещений для определенной категории лиц.
При этом принятым впоследствии Федеральным законом от 30.10.2018 года N 375-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", статью 6 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" и признании утратившими силу пунктов 10 и 11 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", урегулированы вопросы предоставления жилых помещений судьям, установлены в указанной сфере полномочия Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, которым, в свою очередь, утверждены вышеприведенные Положения N 108 и N 109.
Доводы жалобы о том, что обязанность собственников жилищного фонда, уполномоченных ими органов, предприятий и учреждений, за которыми закреплен жилищный фонд, предоставлять служебные жилые помещения в собственность бесплатно не предусмотрена Законом Российской Федерации от 04.07.1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", не влечет отмены состоявшегося по делу судебного постановления, поскольку с учетом предмета и оснований заявленных требований указанный закон сложившиеся правоотношения не регулирует.
Доводы жалобы на то, что предоставленное спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду, является служебным жилым помещением, правоотношения по использованию которого регулируются положениями статей 99 - 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, которыми установлен законодательный запрет на их отчуждение, а также о том, что ни Законом Российской Федерации от 26.06.1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", ни постановлениями Правительства Российской Федерации, ни иными нормативными правовыми актами не установлен порядок реализации решений о предоставлении жилых помещений судьям в собственность, в том числе не предусмотрена возможность их исключения из специализированного жилищного фонда Российской Федерации, судебной коллегией отклоняются ввиду их несостоятельности по изложенным выше мотивам.
Приведенные судом в оспариваемом судебном постановлении выводы соответствуют правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 31.01.2008 года N 2-П, а также в Определении от 28.03.2024 года N 678-О.
В приведенных актах Конституционным Судом Российской Федерации отмечено, что федеральный законодатель относит к числу одной из дополнительных гарантий надлежащего осуществления судьей деятельности по отправлению правосудия, право судьи, нуждающегося в улучшении жилищных условий, на обеспечение за счет средств федерального бюджета благоустроенным жилым помещением.
Финансирование судов не может произвольно определяться по усмотрению законодательной или исполнительной власти, поскольку необходимые расходы федерального бюджета на суды защищены непосредственно самой Конституцией Российской Федерации и не могут быть ниже такого уровня, который обеспечивал бы выполнение ее требований.
Законодатель определил, что нуждающиеся в улучшении жилищных условий судьи обеспечиваются жилыми помещениями, которые приобретаются за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, которым во исполнение полномочия, возложенного на него федеральным законом, издало Постановление от 06.12.2005 года N 737 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями в 2005 году", с отнесением таковых к специализированному жилищному фонду.
Таким образом, федеральный законодатель отменил ранее установленный им механизм предоставления местными администрациями судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в течение шестимесячного срока во внеочередном порядке за счет бюджетных средств, включая передачу им этих помещений в собственность бесплатно, и делегировал полномочие по обеспечению реализации соответствующей гарантии независимости судей Правительству Российской Федерации, которое, в свою очередь, урегулировало указанными подзаконными актами порядок использования средств федерального бюджета, выделяемых на улучшение жилищных условий судей, и некоторые элементы правового режима, распространяющегося на передаваемые им жилые помещения.
Ссылки апеллянта на позицию Минфина России и необходимость избрания в качестве приоритетного способа обеспечения жилым помещением получение социальной выплаты в связи с формированием отдельных статей в бюджете под указанные цели, правового значения не имеют и на правильность выводов суда не влияют, поскольку положения статьи 19.1 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", закрепляя право судей на получение в централизованном порядке единовременной социальной выплаты за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, позволяющей самостоятельно выбрать предпочтительный для них вариант приобретения жилого помещения в рамках гражданско-правовых соглашений, одновременно сохраняют возможность - при желании судей и на альтернативной основе - получить в собственность жилые помещения за счет государственного жилищного фонда.
Такое право выбора и было реализовано Поляковой В.А. по настоящему делу.
Иные доводы заявителя об ошибочности выводов суда не свидетельствуют и не влекут отмену обжалуемого решения.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе оставить без изменения.
Апелляционную жалобу представителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> - Илларионовой В.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Судьи