Дело № 2а-327/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«06» мая 2020 г. г. Рассказово
Рассказовский районный суд Тамбовской области в составе:
судьи Кондаковой А.Ю.,
при секретаре Сомовой Н.Ю.,
с участием представителя административного истца помощника Рассказовского межрайпрокурора Караулова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Рассказовского межрайонного прокурора Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Рассказовского района Тамбовской области, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Верхнеспасская СОШ», об обеспечении структурного подразделения образовательного учреждения системой видеонаблюдения,
УСТАНОВИЛ:
Рассказовский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным иском.
В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии с приказом Генеральной прокуратуры РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» Рассказовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в части соблюдения требований о безопасности образовательных учреждений района.
В ходе проведенной проверки установлено, что на территории района функционирует МБОУ «Верхнеспасская СОШ» имеющее в своей структуре <адрес> где обучаются и воспитываются несовершеннолетние.
Как показала проверка, в <адрес> МБОУ «Верхнеспасская СОШ» система видеонаблюдения не обеспечивает видеонаблюдение всех потенциально опасных участков и критических элементов территории. Вместе с тем, в образовательной организации проводятся занятия с несовершеннолетними детьми. Данный контингент в силу своих физических и психологических данных при возникновении угрозы террористического акта не сможет оценить опасность сложившейся ситуации и принять конкретные меры по её устранению. Следовательно, отсутствие охранного видеонаблюдения всех потенциально опасных участков и критических элементов территории дает возможность беспрепятственного доступа посторонних лиц на территорию образовательной организации, что может привести к совершению противоправных действий с последующими непредсказуемыми последствиями.
Истец указывает, что администрацией образовательного учреждения меры к надлежащей безопасности не принимаются, чем нарушаются права и охраняемые законом интересы детей на сохранение и укрепление здоровья во время образовательного процесса.
Административный истец просит обязать администрацию Рассказовского района Тамбовской области обеспечить МБОУ «Верхнеспасская СОШ» соответствующим достаточным финансированием на установку системы видеонаблюдения в <адрес> МБОУ «Верхнеспасская СОШ» и обязать администрацию МБОУ «Верхнеспасская СОШ» Рассказовского района Тамбовской области при поступлении на расчетный счет соответствующего финансирования в течение двух месяцев устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму путем установки системы видеонаблюдения на прилегающей к зданию территории.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Караулов Д.А., на удовлетворении требований настаивает по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Рассказовского района Тамбовской области в судебное заседание не явился, в представленном отзыве глава Рассказовского района Поздняков А.А. просит рассмотреть дело без участия их представителя, с заявленными требованиями согласен.
Представитель административного ответчика МБОУ «Верхнеспасская СОШ» Рассказовского района Тамбовской области директор школы Матюкова Е.В. в судебное заседание не явилась, в представленном заявлении просит рассмотреть дело в ее отсутствие, против административного иска возражений не имеет.
В силу ст.150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административных ответчиков.
Заслушав доводы помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п.7 ст.2 Федерального закона от 6 марта 2006г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу п.п."д" п.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Согласно п.2 и п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;
При этом п.2 ч.6 и ч.7 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к её компетенции, и в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2009г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (п.1 и п.2 ч.13 ст.30) для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:
1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;
2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Сводом правил "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" (п.6.48), введенных в действие с 1 января 2013г., утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011г. N 635/10 "Об утверждении свода правил "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112". При этом из приложения "В" к указанному своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются также на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Таким образом, учитывая системное толкование приведенных норм закона, установление системы видеонаблюдения в образовательном учреждении является обязательным, выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности. Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта.
Согласно п.4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму определяется как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
На основании Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п.42).
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений (п.3 ч.1 ст.17).
Письмом Рособразования от 16 января 2009г. N16-2235/07-02 "О финансировании мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности" предусмотрено предоставление образовательными учреждениями отчетов о выполнении антитеррористических мероприятий, в числе которых значится установка системы видеонаблюдения.
Приказом Рособразования от 11 ноября 2009г. N2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование муниципальных образовательных учреждений.
Согласно Уставу МБОУ «Верхнеспасская СОШ» школа имеет филиалы, в том числе <адрес>
Учредителем и собственником имущества школы является Рассказовский район Тамбовской области.
Акт от дд.мм.гггг проведенной проверки Рассказовской межрайонной прокуратуры по вопросу исполнения законодательства в части соблюдения требований о безопасности образовательных учреждений района подтверждает, что в <адрес> МБОУ «Верхнеспасская СОШ» система видеонаблюдения не обеспечивает видеонаблюдение всех потенциально опасных участков и критических элементов территории. В дд.мм.гггг году было установлено видеонаблюдение в здании и на прилегающей территории при входе в здание. В соответствии с новыми требованиями законодательства необходимо видеонаблюдение всех уязвимых мест и критических элементов территории. Система видеонаблюдения по периметру здания отсутствует, что может способствовать проникновению нарушителей через окна здания, а также возможности заложить подозрительные предметы в места, не подлежащие постоянному обозрению.
Отсутствие системы видеонаблюдения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования прокурора о возложении обязанности по оборудованию здания школы системой видеонаблюдения, как на муниципальную образовательную организацию, так и на учредителя - администрацию Рассказовского района, поскольку орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование учреждения.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 07.05.2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░