Решение по делу № 8а-5151/2021 [88а-5913/2021] от 04.03.2021

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                                                                                                       № 88А-5913/2021

г. Кемерово                                                                                    14 апреля 2021 г.

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Пушкаревой Н.В.,

судей Мишиной И.В., Конаревой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Майорова Александра Анатольевича, поданную через суд первой инстанции 17 февраля 2021 г., на решение Карымского районного суда Забайкальского края от 6 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 23 декабря 2020 г.

по административному делу № 2а-421/2020 по административному исковому заявлению Майорова Александра Анатольевича к Управлению исполнения приговоров и специального учета ФСИН России о возложении обязанности направить для дальнейшего отбывания наказания в исправительные учреждения Приморского и Хабаровского края.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В., Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Майоров А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о возложении обязанности направить для дальнейшего отбывания наказания в исправительные учреждения Приморского и Хабаровского края.

Требования мотивированы тем, что в период предварительного следствия вынесено постановление следователя о применении к нему мер государственной защиты, в виде направления в исправительное учреждение близлежащее к его месту жительства (Магаданская область), кроме ИК-4 Магаданской области, где отбывает наказание лицо, изобличенное истцом в совершении преступлений. Истец просил направить его в исправительное учреждение Хабаровска или Владивостока, однако был распределен в ФКУ ИК-2 ФСИН России по Забайкальскому краю, где находится с января 2020 г. Считает, что действиями должностных лиц созданы неоправданные препятствия в осуществлении им гарантированных прав, в результате чего, он лишен возможности получать свидания с родственниками и поддерживать с ними связь, поскольку они не имеют средств для оплаты проезда из Магаданской области в п. Шара-Горохон Карымского района Забайкальского края. На заявление о переводе его из Забайкальского края было отказано. Просит возложить обязанность на ФСИН России направить для отбывания наказания Майорова А.А. в исправительные учреждения Приморского и Хабаровского края.

Решением Карымского районного суда Забайкальского края от 6 октября 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 23 декабря 2020 г., в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В кассационной жалобе административный истец просит отменить судебные акты, удовлетворить заявленные требования. В обоснование доводов указывает о том, что судом первой инстанции не дана оценка документам, приложенным к исковому заявлению, а также необоснованно отказано в удовлетворении заявленных ходатайств. Судом апелляционной инстанции жалоба рассмотрена без участия заявителя, чем нарушено его право на участие в судебном разбирательстве. Судами не был принят во внимание Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 96-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации».

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Такие нарушения допущены по настоящему делу.

Из материалов дела следует и установлено судами, что приговором Магаданского городского суда Магаданской области от 23 июня 2016 г. Майоров А.А. осужден по <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> годам лишения свободы, с отбыванием наказания в колонии особого режима.

Из указанного приговора суда Магаданского городского суда следует, что на момент ареста Майоров А.А. был зарегистрирован и проживал в <данные изъяты>, не женат, имеет <данные изъяты> малолетних детей ДД.ММ.ГГГГ. Ранее неоднократно судим, отбывал наказание, в том числе в виде лишения свободы.

19 июля 2019 г. Майоровым А.А. подано заявление следователю ОМВД России по Ольскому району Рябченко А.А. о применении мер государственной защиты в виде направления для отбывания наказания после вынесения приговора за пределы Магаданской области, в связи с дачей показаний изобличающих преступную деятельность в отношении ряда лиц.

Постановлением следователя ОМВД России по Ольскому району ФИО9 в отношении Майорова А.А. были применены меры безопасности, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» по уголовному делу , поскольку, в связи с дачей показаний изобличающих преступную деятельность в отношении ряда лиц, на Майорова А.А. могло быть оказано психическое давление, применено насилие, вплоть до физического уничтожения. Постановление направлено в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Магаданской области для исполнения.

По результатам заключения проверки от 11 октября 2019 г., проведенной УФСИН России по Магаданской области на основании заключения проверки ФКУ СИЗО-1 от 24 сентября 2019 г., в целях обеспечения личной безопасности, для отбывания назначенного наказания, Майоров А.А. на основании персонального наряда ФСИН России от 25 ноября 2019 г. направлен из СИЗО-1 УФСИН России по Магаданской области в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, где содержится с января 2020 г.

1 апреля 2020 г. ФСИН России было разрешено обращение Майорова А.А. о его переводе для отбывания наказания в исправительное учреждение ближе к места жительства, оснований для перевода осужденного не было усмотрено, в соответствии с положениями части 2 статьи 81 УИК РФ.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, проанализировав представленные доказательства на соответствие требованиям статей 73, 81 УИК РФ, пунктов 9, 11 Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 января 2018 г. № 17, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых ответов на обращения Майорова А.А. о переводе в иное исправительное учреждение незаконными.

Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции. Судебная коллегия указала, что Майоров А.А. был направлен для отбывания назначенного судом наказания из СИЗО-1 УФСИН России по Магаданской области в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю в целях обеспечения личной безопасности. При этом, каких-либо требований от Майорова А.А. и его родственников о размещении осужденного в определенное исправительное учреждение до принятия соответствующего решения ФСИН России не выдвигалось, заявления указанными лицами не подавались. Обстоятельства, препятствующие дальнейшему нахождению осужденного в исправительном учреждении ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю не были установлены.

Вместе с тем судами не было учтено следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Перевод осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 названного кодекса, для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается также по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы. Порядок перевода осужденных определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Аналогичная норма содержится в пунктах 8, 9 Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое, утвержденного Приказом Минюста России от 26 января 2018 г. № 17(в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

Приведенное правовое регулирование не предполагает произвольного определения места отбывания осужденным наказания и корреспондирует положениям международных правовых актов, регламентирующих права осужденных, в частности Европейским пенитенциарным правилам (2006 год), согласно которым заключенные должны по возможности направляться для отбытия наказания в расположенные вблизи от дома или мест социальной реабилитации пенитенциарные учреждения (согласно части 4 статьи 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей).

На данное обстоятельство неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 28 марта 2017 г. № 562-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Украины Афанасьева Геннадия Сергеевича на нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 73 и частью второй статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», № 599-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Асташина Ивана Игоревича на нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 73 и частью второй статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации».

Европейский Суд по правам человека в постановлении от 7 марта 2017 г. дело «Полякова и другие (Polyakova and Others) против Российской Федерации» отметил, что Конвенция о защите прав человека и основных свобод не предоставляет осужденным права выбирать место отбывания наказания. Однако для того, чтобы обеспечить уважение достоинства, присущего человеческой личности, целью государств должно стать поощрение и поддержание контактов заключенных с внешним миром. Для достижения этой цели национальное законодательство должно предоставить заключенному, а при необходимости и его родственникам реальную возможность выдвигать свои требования до того, как государственные органы власти примут решение о размещении его в определенное исправительное учреждение, а также убедиться в том, что какие-либо другие их распоряжения соответствуют требованиям статьи 8 указанной конвенции (пункт 100).

В указанном постановлении содержится вывод об отсутствии в российском законодательстве требования, обязывающего ФСИН России рассматривать перед отступлением от общего правила распределения осужденных возможные последствия географического расположения исправительных учреждений на семейную жизнь заключенных и их родных, о непредоставлении реальной возможности перевода заключенного в другое место заключения на основаниях, относящихся к праву уважения семейной жизни, а также о невозможности для лица добиться судебного пересмотра решения ФСИН России в части пропорциональности его или ее заинтересованности в поддержании семейных и общественных связей. Данные обстоятельства, в свою очередь, приводят к нарушению статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (пункты 116 - 118).

Часть 2 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации содержит открытый перечень исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в конкретном исправительном учреждении, при установлении которых допускается перевод осужденных в другое исполнительное учреждение.

Исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека иными исключительными обстоятельствами, препятствующими дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении, признается невозможность заключенного поддерживать семейные связи во время отбытия наказания в виде лишения свободы.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из того, что отказ в переводе истца для отбывания наказания в исправительные учреждения Приморского либо Хабаровского краев является обоснованным, основан на положениях уголовно-исполнительного законодательства, поскольку основания для перевода в исправительное учреждение того же типа отсутствуют. При этом судами было указано, что удалённость исправительного учреждения в Забайкальском крае от места жительства его близких родственников, не свидетельствует о создании истцу препятствий для поддержания контактов с членами семьи и сохранения социально-полезных связей. Кроме того, по мнению судов отсутствовали данные о возможности обеспечения безопасности осужденному при переводе в иные исправительные учреждения.

Судебная коллегия полагает, что указанные выводы судебных инстанций сделаны без установления и учета конкретных обстоятельств дела, имеющих существенное правовое значение для его правильного разрешения и без учета норм международного права, позиции Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации. Судами не проверены обстоятельства, указанные в обращении, а также в административном исковом заявлении Майорова А.А. указанные в качестве мотивов перевода в исправительное учреждение Хабаровского края и Приморского края, в том числе о затруднительном социальном, физическом и финансовом положении близких родственников, что лишает его возможности поддерживать личные семейные связи с семьей. Судами не были установлены и проверены обстоятельства возможной реализации перевода Майорова А.А. в находящееся на территории Хабаровского либо Приморского краев исправительное учреждение особого режима.

Оставив без внимания и проверки приведенные выше обстоятельства, судебные инстанции преждевременно пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований. В этой связи Судебная коллегия полагает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Карымского районного суда Забайкальского края от 6 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 23 декабря 2020 г. отменить. Административное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 апреля 2021 г.

Председательствующий

Судьи

8а-5151/2021 [88а-5913/2021]

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ суда 1-й инстанции ОТМЕНЕНО с возвращением на новое рассмотрение
Истцы
Майоров Александр Анатольевич
Ответчики
УФСИН России по Забайкальскому краю
УФСИН России по Магаданской области
Начальник УИПСУ ФСИН России Вединяпин И.В.
Первый заместитель начальника УИПСУ ФСИН России Лещев И.В.
ФСИН России
Ст. оперуполномоченный ГООРДОО УФСИН России по Магаданской области Солнцев А.А.
УИПСУ ФСИН России
Начальник оперативного отдела УФСИН России по Магаданской области Моисеенко С.А.
Другие
Начальник ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Пушкарева Н.В.- Судья АДМ
Дело на сайте суда
8kas.sudrf.ru
14.04.2021Судебное заседание
14.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее