Дело №12-10/2024
РЕШЕНИЕ
г. Новороссийск 28 марта 2024 года
Судья Ленинского районного суда г. Новороссийск Краснодарского края Пупынина С.М.,
при секретаре Абрамовой В.А.,
с участием представителя юридического лица, привлеченного к административной ответственности – ООО «НЗТ» Асатурян А.М. по доверенности,
представителя Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Коновалов И.В. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Новороссийский зерновой терминал» (ООО «НЗТ») на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Коновалов И.В. № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица ООО «НЗТ» к административной ответственности по ст. 8.1, ч. 4 ст. 8.13, ч. 1 ст. 8.45, ч. 9 ст. 8.2, ч. 10 ст. 8.2, ст. 8.5, ч. 2 ст. 8.4, ч. 1 ст. 8.14, ч. 3 ст. 8.21, ст. 8.41 КоАП РФ,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Черноморо-Азовское морское управление Росприроднадзора) Коновалов И.В. от ДД.ММ.ГГГГ № Общество с ограниченной ответственностью «Новороссийский зерновой терминал» (далее – ООО «НЗТ») признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.1, ч. 4 ст. 8.13, ч. 1 ст. 8.45, ч. 9 ст. 8.2, ч. 10 ст. 8.2, ст. 8.5, ч. 2 ст. 8.4, ч. 1 ст. 8.14, ч. 3 ст. 8.21, ст. 8.41 КоАП РФ. В соответствии с ч. 2-4 ст. 4.4 КоАП РФ ООО «НЗТ» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, управляющий директор ООО «НЗТ» Жуков В.В. обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, в которой просит его отменить в части установления ответственности по ч. 4 ст. 8.13, ч. 9 ст. 8.2, ч. 10 ст. 8.2, ч. 2 ст. 8.4, ст. 8.5, ст. 8.41 КоАП РФ, а также снизить размер административного штрафа до 250 000 рублей с учетом смягчающих обстоятельств.
В обоснование доводов жалобы указано, что ДД.ММ.ГГГГ. в отношении ООО «НЗТ» были составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1, ч. 4 ст. 8.13, ч. 1 ст. 8.45, ч. 9 ст. 8.2, ч. 10 ст. 8.2, ст. 8.5, ч. 2 ст. 8.4, ч. 1 ст. 8.14, ч. 3 ст. 8.21, ст. 8.41 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ. было вынесено постановление, в соответствии со ст. 4.4 КоАП РФ наказание назначено по ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей. ООО «НЗТ» не согласно с выводами должностного лица о наличии в действиях Общества состава административных правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 8.13, ч. 9 ст. 8.2, ч. 10 ст. 8.2, ч. 2 ст. 8.4, ст. 8.5, ст. 8.41 КоАП РФ исходя из следующего. По мнению Росприроднадзора в акваторию Черного моря попадала зерновая пыль и лузга, при этом отбор проб не делался, а визуально определить, что находится в акватории Черного моря невозможно. Также в рамках проверки не проводилась соответствующая экспертиза, которая могла бы определить к какому виду и/или классу отходов относятся вещества, находящиеся в акватории. В соответствии с Заключением Новороссийского учебного и Научно-Исследовательского Морского Биологического Центра «Исследование влияния процесса погрузки зерна ООО «НЗТ» у Причалов № на состояние Морских систем», исследуемые гидрометеорологические и большинство химических показателей в акватории ООО «НЗТ» в момент погрузки зерна или сразу после в период с ДД.ММ.ГГГГ. соответствовали нормативам для воды рыбохозяйственных водоемов и были сопоставимы с фоном, не выявлено специфического влияния на качество воды, донные отложения и биологические сообщества деятельности ООО «НЗТ», связанной с погрузкой зерна. Появление в морской воде и донных отложениях в результате деятельности ООО «НЗТ» маркеров специфического загрязнения, связанного с поступлением зерновой пыли и шелухи, таких как жиры, пестициды - не зафиксировано.
ООО «НЗТ» исполняет обязанность по очистке акватории от мусора. В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенным ООО «НЗТ» с ФГБУ «Морспасслужба», Исполнитель оказывает услугу по обходу и сбору плавающего мусора с акватории Цемесской бухты.
Вывод Росприроднадзора в части того, что причал № в полном объеме не оборудован сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, а именно вдоль причала установлены бетонные бордюры со сквозными отверстиями, которые не оборудованы сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, является необоснованным. На территории причала № пристани №, эксплуатируемого ООО «НЗТ», установлены колесоотбойные брусья для соблюдения мер безопасности, а не бетонными бордюрами со сквозными отверстиями, как указано в качестве выявленного нарушения, в связи с чем позиция надзорного органа является необоснованной. Указанный причал оборудован водоводными лотками с ливнестоками и причальными очистными сооружениями, что является сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.
В настоящее время ООО «НЗТ» заключен Договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ № с ООО «СКЕМА Инжиниринг» на выполнение проектных работ по объекту «Реконструкция очистных сооружений, ливневой канализации», расположенному по адресу: <адрес>, земельные участки с кадастровыми номерами: №». В рамках указанного проекта на вышеуказанном земельном участке будут разработаны отведения (сбросы) сточных (ливневых) вод в систему ливнеотведения с последующей обработкой на очистных сооружениях. Общество и ранее заключало договоры на выполнение указанных работ (Договор подряда № от ДД.ММ.ГГГГ, Договор подряда № от ДД.ММ.ГГГГ), но из-за недобросовестных подрядчиков, работы в настоящее время не выполнены. Общество предпринимает все шаги к устранению нарушения, что является смягчающим обстоятельством для применения положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и снижения размера штрафа до 250 000 рублей.
В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ № у ООО «НЗТ» отсутствует необходимость в отнесении отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I-V классов опасности (мусор наплавной от уборки акватории) в связи с тем, что ООО «НЗТ» не является отходообразователем, так как вид отхода «мусор наплавной от уборки акватории» не образуется в процессе деятельности предприятия, а образуется Исполнителем в результате оказания услуги по очистке акватории от мусора.
В части установленных мобильных туалетных кабин на земельном участке ООО «НЗТ» с кадастровым номером №, у ООО «НЗТ» имеется Паспорт отходов I - IV классов опасности, который составлен на «мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), образованный в процессе деятельности юридического лица непроизводственной деятельности персонала организации состоящий из бумаги, картона; пищевых отходов; текстиля; металла, стекла, пластмасса, пыли, песка», и Паспорт отходов I - IV классов опасности, который составлен на «Жидкие отходы очистки накопительных баков, мобильных туалетных кабин, образованный в процессе деятельности юридического лица очистки накопительных баков мобильных туалетных кабин, состоящий из азота, белков, жиров, железа, алюминия, свинца, калия, минеральных составляющих».
У ООО «НЗТ» заключен договор с региональным оператор ООО «ЭкоЮг» на оказание услуги по обращению с ТКО, а также договор с ООО «Благобиосервис» на транспортировку жидких отходов очистки накопительных баков мобильных туалетных кабин. ООО «НЗТ» имеет все материалы по отнесению вышеперечисленных отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности и, соответственно, паспорта на них.
У ООО «НЗТ» отсутствует необходимость по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления (мусор наплавной от уборки акватории) в связи с тем, что ООО «НЗТ» не является отходообразователем, так как вид отхода мусор наплавной от уборки акватории не образуется в процессе деятельности предприятия, а образуется Исполнителем в результате оказания услуги по очистке акватории от мусора. ООО «НЗТ» не образует, не собирает и не осуществляет передачу вышеуказанного вида отхода другим лицам.
ООО «НЗТ» ведет учет в области обращения с отходами производства и потребления. Общество предоставляет ежегодно сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления по форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) в Управление Росприроднадзора.
Росприроднадзор пришел к выводу, что в заключении экспертной комиссии государственной экологической экспертизы документации «Экологическое обоснование хозяйственной деятельности ООО «НЗТ» во внутренних морских водах РФ, утв. приказом Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ №, отсутствует оценка воздействия на окружающую среду при попадании зерновых культур (зерновая пыль, лузга) в водный объект в результате деятельности по погрузке (отгрузке) с суда, расположенные во внутренних морских водах, а также отсутствуют сведения об образовании отхода «Мусор наплывной от уборки акватории». Однако при прохождении Государственной экологической экспертизы (далее - ГЭЭ) ООО «НЗТ» был представлен том 5 «Оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания...», согласно которому дана оценка воздействия на водную поверхность при выполнении перегрузочных работ. ООО «НЗТ» получено положительное заключение от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в обжалуемом постановлении указывается образование у ООО «НЗТ» вида отхода «пыль зерновая», которая не предусмотрена документацией, получившей положительное заключение ГЭЭ. Вышеуказанный вид отхода не относится к ООО «НЗТ», так как в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов образуется в результате производства продуктов мукомольной и крупяной промышленности.
Росприроднадзор пришел к выводу, что отчет об организации и осуществлении производственного экологического контроля ООО «НЗТ» за ДД.ММ.ГГГГ не содержит сведения об образовании отхода - плавающего мусора (древесины, бумаги, резины, упаковочных материалов, стекла, пластмассы, текстиля и др. мусора, находящегося на поверхности (кроме нефтепродуктов).
В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ №, у ООО «НЗТ» отсутствует необходимость по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления (мусор наплавной от уборки акватории) и отражении его в Отчете об организации и осуществлении производственного экологического контроля в связи с тем, что ООО «НЗТ» не является отходообразователем и не осуществляет деятельность по обращению с видом отхода мусор наплавной от уборки акватории.
В ходе проверки Росприроднадзором установлено, что ООО «НЗТ» представлены недостоверные сведения, отраженные в декларации о воздействии на окружающую среду. Росприроднадзор ссылается на Распоряжение Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды и признании утратившими силу некоторых Постановлений Правительства РФ», в котором действительно для атмосферного воздуха под пунктом 14 разъясняются Взвешенные вещества (разнородные по составу твердые частицы, содержащиеся в выбросах загрязняющих веществ и не поименованные в настоящем разделе). При этом плановая выездная проверка проведена с ДД.ММ.ГГГГ, в период, когда вышеуказанное Распоряжение Правительства РФ не вступило в законную силу, следовательно проверка проводилась в период действия распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №
Загрязняющее вещество, выбрасываемое из источников №№, является пылью зерновой с № (как и отражено во всей экологической документации ООО «НЗТ», но не «взвешенные вещества»), которая отсутствует в вышеуказанном Перечне.
Росприроднадзор ссылается на Письма министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №. При этом Письмо от ДД.ММ.ГГГГ № отсутствует в общем доступе, а Письмо от ДД.ММ.ГГГГ № направлено в адрес ООО «ЭКО Центр». Данная информация также отсутствует на официальном сайте Росприроднадзора в порядке представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом у ООО «НЗТ» отсутствовала возможность знать об указанных разъясняющих письмах. ООО «НЗТ» заполняло декларацию о воздействии в соответствии с действующим законодательством РФ на момент проверки.
Ст. 8.41 КоАП РФ предусмотрена ответственность за не внесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. ООО «НЗТ» внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки.
При этом нормативы допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по взвешенным веществам ООО «НЗТ» не рассчитаны в связи с тем, что от источников № выбрасывается в атмосферу вещество пыль зерновая с кодом №, но не взвешенные вещества с кодом №.
Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, который действовал в момент проверки до ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому к веществу пыль зерновая не применялись меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды. В связи с этим пыль зерновая не нормируется.
В Распоряжении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды для атмосферного воздуха под пунктом 12 указаны взвешенные вещества, информация о зерновой пыли отсутствует.
В судебном заседании защитник юридического лица ООО «НЗТ» Асатурян А.М. поддержала жалобу, просила ее удовлетворить по основаниям, указанным в ней и отменить постановление в части привлечения юридического лица - ООО «НЗТ» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13, ч. 9 ст. 8.2, ч. 10 ст. 8.2, ч. 2 ст. 8.4, ст. 8.5, ст. 8.41 КоАП РФ, в части привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ изменить, снизив размер штрафа до 250 000 рублей.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Коновалов И.В. в судебном заседании просил в удовлетворении жалобы ООО «НЗТ» отказать. При этом пояснил, что на основании решения Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ. № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «НЗТ» проведена плановая выездная проверка, установлено что Общество осуществляет хозяйственную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) № Производственная площадка Новороссийский зерновой терминал, 2-я категория, категория риска - высокая. По результатам данной проверки выявлены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования РФ, которые зафиксированы в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: не осуществляется контроль очищенных сточных вод по веществу БПКполн.; ДД.ММ.ГГГГ в ходе осмотра территории объекта НВОС Производственная площадка Новороссийский зерновой терминал установлено, что у причала № пристани № в порту Новороссийск отшвартовано правым бортом судно «SANTA CRUZ», в указанное судно с помощью перегрузочного комплекса осуществлялась погрузка (отгрузка) зерновых культур, в ходе проведения работ наблюдалось пыление, в результате чего зерновая пыль, лузга, частично осаждалась на поверхность причала № пристани № и водного объекта акватории Черного моря вдоль правого борта судна, а также в районе причала №, на поверхности водного объекта Черного моря между стенкой причала № и отшвартованным судном зафиксировано плотное скопление отходов на площади 20 кв.м.; эксплуатируемый ООО «НЗТ» участок территории пристани № (причал №) в полном объеме не оборудован сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды; ДД.ММ.ГГГГ в ходе осмотра территории объекта НВОС установлено, что в туалетных кабинах выявлены жидкие отходы жизнедеятельности человека, перчатки, стеклянные и пластиковые бутылки, использованная туалетная бумага, морфологический состав фактически образуемого отхода не соответствует морфологическому составу, отраженному в утвержденном паспорте. Также были обнаружены и установлены иные нарушения, которые отражены в данном акте. По результатам проверки были составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1, ч. 4 ст. 8.13, ч. 1 ст. 8.45, ч. 9 ст. 8.2, ч. 10 ст. 8.2, ст. 8.5, ч. 2 ст. 8.4, ч. 1 ст. 8.14, ч. 3 ст. 8.21, ст. 8.41 КоАП РФ. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении (данные протоколы объединены в одно производство ДД.ММ.ГГГГ) представителем ООО «НЗТ» были даны письменные объяснения по каждому правонарушению, в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ подробно изложены доводы, а также основания для привлечения к ответственности по указанным статьям КоАП РФ, в связи с чем постановление полностью обосновано, имеется достаточно доказательств для привлечения юридического лица к ответственности.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
Как указано в ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 9 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности.
Частью 10 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.
Частью 2 ст. 8.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Статьёй 8.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных частями 13 и 14 статьи 8.2, статьями 8.5.2, 8.5.3, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса.
Частью 4 ст. 8.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса.
Статьёй 8.41 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Частью 1 ст. 8.45 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.
Как следует из материалов дела, на основании решения Черноморо-Азовского морского управления Росдрироднадзора от ДД.ММ.ГГГГ № (учетный номер выездной проверки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий №) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Новороссийский зерновой терминал» проведена плановая выездная проверка. Установлено, что ООО «НЗТ» осуществляет хозяйственную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект HBOC) № Производственная площадка Новороссийский зерновой терминал, II-я категория, категория риска - высокая (2).
По результатам данной проверки выявлены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования РФ, которые зафиксированы в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ №.
Так, ДД.ММ.ГГГГ в ходе осмотра территории объекта HBOC № Производственная площадка Новороссийский зерновой терминал установлено, что у причала № пристани № в порту Новороссийск ошвартовано правым бортом судно «SANTA CRUZ». В указанное судно с помощью перегрузочного комплекса осуществлялась погрузка (отгрузка) зерновых культур. В ходе погрузочных работ наблюдалось пыление, в результате чего зерновая пыль, лузга частично осаждалась на поверхность причала № пристани № и водного объекта акватории Черного моря вдоль правого борта судна «SANTA CRUZ», а также в районе причала №.
Так, на поверхности водного объекта Черного моря между стенкой причала № и ошвартованным судном зафиксировано плотное скопление отходов на площади 20 кв.м. (длина 20 м, ширина 1 м). На поверхности водного объекта Черного моря между у стенки причала № зафиксировано плотное скопление отходов на площади 22,5 кв.м. (длина 15 м, ширина 1,5 м). На момент осмотра меры по очистке (уборке) акватории Черного моря от мусора (отходов) не предпринимались.
Указанные обстоятельства отражены в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. № (ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ).
ДД.ММ.ГГГГ в ходе осмотра территории объекта HBOC № Производственная площадка Новороссийский зерновой терминал установлено, что эксплуатируемый ООО «НЗТ» участок территории пристани № (причал №) в полном объеме не оборудован сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, а именно вдоль причала установлены бетонные бордюры со сквозными отверстиями, которые не оборудованы сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения.
В границах водоохранной зоны Черного моря на земельном участке с кадастровым номером № (<адрес>) осуществляется стоянка грузовых транспортных средств. Указанная территория не оборудована сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Поверхность земельного участка уложена бетонными плитами. Между бетонных плит имеются щели, стыки негерметичны. На территории земельного участка с трех сторон бетонные плиты соприкасаются с грунтовой поверхностью. Участок территории, не имеет сооружений и систем для отведения (сброса) сточных (ливневых) вод в систему ливнеотведения, в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
Указанные обстоятельства отражены в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. № (ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ).
ДД.ММ.ГГГГ Управлением выявлен факт причинения ООО «НЗТ» вреда водному объекту — Черное море в связи с установлением факта загрязнения акватории Черного моря отходами производства и потребления (зерновой пылью и лузгой). Площадь загрязнения составила 81 кв.м. Сумма вреда оплачена ООО «НЗТ» в полном объеме. В соответствии с актами приемки работ за период ДД.ММ.ГГГГ г., выполненных по Договору № от ДД.ММ.ГГГГ, АЧФ ФГБУ «Морспасслужба» оказана услуга по обходу и сбору плавающего мусора (древесины, бумаги, резины, упаковочных материалов, стекла, пластмассы, текстиля и др. мусора, находящегося на поверхности (кроме нефтепродуктов) с акватории ООО «НЗТ». Однако, в результате изучения данных учета в области обращения с отходами установлено, что образованные вышеуказанные отходы за период ДД.ММ.ГГГГ гг., в результате деятельности ООО «НЗТ» не были учтены Обществом в материалах учета.
Вместе с тем, отчет об организации и осуществлении производственного экологического контроля за ДД.ММ.ГГГГ не содержит сведения об образовании вышеуказанного отхода. В ходе проверки установлено, что ООО «НЗТ» представлены недостоверные сведения, отраженные в Декларации о воздействии на окружающую среду.
Раздел IV «Масса выбросов загрязняющих веществ» не содержит сведений о выбросах взвешенных веществ в атмосферный воздух, выброс которых осуществляется от источников №№.
Кроме того, на земельном участке с кадастровым номером № (<адрес>) установлены два мобильных туалета (биотуалета), предназначенные для хозяйственно-бытовых нужд.
В соответствии с паспортом отхода у ООО «НЗТ» в результате очистки накопительных баков мобильных туалетных кабин образуется следующий вид отхода: жидкие отходы очистки накопительных баков (код по ФККО - №) состоящий из компонентного состава: азот (общий) — 0,2%, белки — 1,2 %, жиры — 0,6 %, железо — 0,4 % алюминий — 0,3 %, свинец — 0,5%, калий — 0,1 %, минеральные составляющие —1,2%, вода — 95,5 %. Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ в ходе осмотра территории объекта HBOC установлено, что в туалетных кабинах выявлены жидкие отходы жизнедеятельности человека, перчатки, стеклянные и пластиковые бутылки, использованная туалетная бумага. Установлено, что морфологический состав фактически образуемого отхода не соответствует морфологическому составу, отраженного в утвержденном паспорте. Кроме того, внутри туалетных кабин имеются металлические баки, заполненные использованной туалетной бумагой и пластиковой тарой.
Вместе с тем, паспортизация фактически образующихся и накапливаемых вышеуказанных отходов (Мусор наплавной от уборки акватории, содержащий, в том числе зерновую пыль; использованная туалетная бумага; жидкие отходы, в составе которых присутствовали перчатки, пластиковые и стеклянные бутылки, туалетную бумагу) не проведена. Материалы по отнесению вышеперечисленных отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения, а также соответствующие паспорта, не относящиеся к V классу опасности, предусмотренные ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» у Общества отсутствовали.
Указанные обстоятельства отражены в протоколах об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ №, №, № (ч. 9, 10 ст. 8.2, ст. 8.5 КоАП РФ).
ДД.ММ.ГГГГ в ходе осмотра территории объекта HBOC № Производственная площадка Новороссийский зерновой терминал установлено, что у причала № пристани № в порту Новороссийск ошвартовано правым бортом судно «SANTA CRUZ». В указанное судно с помощью перегрузочного комплекса осуществлялась погрузка (отгрузка) зерновых культур. В ходе погрузочных работ наблюдалось пыление, в результате чего зерновая пыль, лузга частично осаждалась на поверхность причала № пристани № и водного объекта акватории Черного моря вдоль правого борта судна «SANTA CRUZ», а также в районе причала №.
Так, на поверхности водного объекта Черного моря между стенкой причала № и ошвартованным судном зафиксировано плотное скопление отходов на площади 20 кв.м. (длина 20 м, ширина 1 м). На поверхности водного объекта Черного моря между у стенки причала № зафиксировано плотное скопление отходов на площади 22,5 кв.м. (длина 15 м, ширина 1,5 м). На момент осмотра меры по очистке (уборке) акватории Черного моря от мусора (отходов) не предпринимались.
У ООО «НЗТ» имеется заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы документации «Экологическое обоснование хозяйственной деятельности ООО «НЗТ» во внутренних морских водах РФ», утверждённое приказом Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - заключение ГЭЭ).
В ходе изучения заключения ГЭЭ установлено, что оценка воздействия на окружающую среду (водный объект - Черное море) при попадании зерновых культур (зерновая пыль, лузга) в водный объект в результате деятельности по погрузке (отгрузке) в суда, расположенные во внутренних морских водах, не давалась. Образование вышеуказанного вида отхода не предусмотрено документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы. Также в разделе «Оценка воздействия на окружающую среду при обращении с отходами производства и потребления» заключения ГЭЭ отсутствуют сведения об образовании отхода «Мусор наплавной от уборки акватории», тем самым оценка воздействия на окружающую среду (водный объект – Черное море) не дана.
Указанные обстоятельства отражены в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № (ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ).
В рамках проверки установлено, что нормативы допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по взвешенным веществам ООО «НЗТ» не рассчитаны. Раздел IV «Масса выбросов загрязняющих веществ» Декларации о воздействии на окружающую среду ООО «НЗТ» не содержит сведений о выбросах взвешенных веществ в атмосферный воздух, выброс которых осуществляется от источников №№. Таким образом, Обществом необоснованно не рассчитана и не внесена часть платы за негативное воздействие на окружающую среду (протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Черноморо-Азовское морское управление Росприроднадзора) Коновалов И.В. от ДД.ММ.ГГГГ. № Общество с ограниченной ответственностью «Новороссийский зерновой терминал» (далее – ООО «НЗТ») признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.1, ч. 4 ст. 8.13, ч. 1 ст. 8.45, ч. 9 ст. 8.2, ч. 10 ст. 8.2, ст. 8.5, ч. 2 ст. 8.4, ч. 1 ст. 8.14, ч. 3 ст. 8.21, ст. 8.41 КоАП РФ. В соответствии с ч. 2-4 ст. 4.4 КоАП РФ ООО «НЗТ» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Признавая вину ООО «НЗТ» в совершении вышеуказанных административных правонарушений, административный орган исходил из того, что юридическим лицом были нарушены положения Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации», Федерального закона «Об отходах производства и потребления», положения иных нормативно-правовых актов, при этом юридическим лицом не были приняты необходимые и своевременные меры, направленные на недопущение правонарушения, не представлено доказательств, подтверждающих невозможность соблюдения требований законодательства в силу непредвиденных и непредотвратимых событий и обстоятельств.
Оснований не согласиться с данными выводами административного органа, судом не установлено.
Довод юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, о незаконном привлечении по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, не находит своего подтверждения материалами дела.
Частью 1 ст. 56 Водного кодекса РФ установлено, что сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.
Согласно ч. 1, 2 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 04.08.2023, действовавшей на момент проверки) «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 вышеуказанного Федерального закона, эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В силу п. 8 ст. 14 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» оператор морского терминала - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 15 данного Федерального закона, операторы морских терминалов, иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта, капитаны судов, другие лица, которые осуществляют деятельность и (или) находятся в морском порту, обязаны обеспечивать меры по предотвращению загрязнения территории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 16 этого же Федерального закона установлено, что Наряду с выполнением требований, установленных частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов.
В соответствии с п. 170 Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 № 620 (ред. от 07.10.2019) «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта» проектировщики, строители и эксплуатирующие организации объектов инфраструктуры морского транспорта должны обеспечить выполнение требований их экологической безопасности, предусмотренных пунктами 171 - 178(1) настоящего технического регламента.
В случаях, не предусмотренных настоящим техническим регламентом, объекты инфраструктуры морского транспорта должны соответствовать требованиям, установленным международными договорами о предотвращении загрязнения с судов, защите и сохранении морской среды, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и водным законодательством Российской Федерации (п. 178 вышеуказанного Технического регламента).
Загрязнение акватории Черного моря мусором (отходами зерновой пыли, лузги) при производственной деятельности ООО «НЗТ» подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в частности протоколом осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ. с фототаблицей к нему, где отражено нахождение указанного мусора на поверхности акватории Черного моря вдоль правого борта судна «SANTA CRUZ», а также в районе причала № ООО «НЗТ».
Довод представителя ООО «НЗТ» о незаконном привлечении к административной ответственности по ч. 9, 10 ст. 8.2 КоАП РФ судом не принимается исходя из следующего.
На основании ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, а также вскрышные и вмещающие горные породы, которые подлежат использованию в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-I «О недрах».
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (ч. 3 ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Пунктом 3 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2020 № 61836) установлено, что паспортизация отходов I - IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица). При паспортизации отходов I - IV классов опасности составляются паспорта отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (далее - ФККО), и паспорта отходов, не включенных в ФККО.
На основании п. 3 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2020 № 61782) учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, I - IV категории (далее - объекты НВОС), и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом.
Учету в области обращения с отходами подлежат: все виды отходов I - V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели; все виды отходов I - V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (п. 4 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1028).
Учет в области обращения с отходами ведется на основании измерений фактического количества образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. В случае отсутствия средств для проведения измерения фактического количества образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, учет ведется с использованием расчетного метода, в котором используются сведения из технической и технологической документации, данные учета рабочего времени, результаты бухгалтерского учета, показатели нормативов образования отходов, вместимость мест (площадок) накопления отходов, мощности объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и их загрузка, иные данные, характеризующие деятельность, связанную с образованием и обращением с отходами, на основании которых может быть рассчитано количество образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Документами, подтверждающими количество переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, являются договоры, акты приема-передачи и акты выполненных работ, а также другие документы, подтверждающие проведение сделки об отчуждении отходов (п. 8 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1028).
Объекты инфраструктуры морского транспорта обеспечиваются техническими средствами и специализированными судами в достаточном количестве для уборки территории и очистки акватории от мусора, нефтепродуктов и других вредных веществ, а также для приема с судов нефтесодержащих и сточных вод и мусора (п. 176 Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 № 620 (ред. от 07.10.2019) «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта»).
Ссылка заявителя на имеющийся паспорт отхода «Мусор от офисных и бытовых помещений организации не сортированный (исключая крупногабаритный)» несостоятельна, поскольку в ходе осмотра туалетных кабин ДД.ММ.ГГГГ (протокол осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ) выявлены жидкие отходы жизнедеятельности человека в смеси с перчатками, стеклянными и пластиковыми бутылками и иными отходами. Морфологический состав фактически образуемого отхода не соответствует морфологическому составу, отраженному в утвержденном паспорте отхода «Жидкие отходы очистки накопительных баков мобильных туалетных кабин».
Кроме того, в силу вышеуказанных норм, ООО «НЗТ» обязано осуществлять очистку эксплуатируемой акватории от мусора, в том числе от зерновой пыли, учитывать образуемые (накапливаемые) в результате выполнения работ, в программе экологического контроля, а также в материалах учета в области обращения с отходами, иметь паспорт указанных видов отходов.
В части довода заявителя о незаконном привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.5 КоАП РФ, суд приходит к следующему.
Факт загрязнения ДД.ММ.ГГГГ ООО «НЗТ» акватории Черного моря зерновой пылью, образующейся в процессе хозяйственной деятельности Общества, установлен решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, вступившим в законную силу. Вместе с тем, программа экологического контроля ООО «НЗТ» не содержит такого вида образуемых отходов как зерновая пыль.
ООО «НЗТ» отнесено к операторам морского порта Новороссийск в соответствии с распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ №, и эксплуатирует акваторию, прилегающую к пристани № морского порта Новороссийск.
В ходе плановой выездной проверки, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ООО «НЗТ» представлены недостоверные сведения, отраженные в декларации о воздействии на окружающую среду. Раздел IV «Масса выбросов загрязняющих веществ» не содержит сведений о выбросах взвешенных веществ в атмосферный воздух, выброс которых осуществляется от источников №№
Взвешенные вещества – твердые частицы, находящиеся во взвешенном состоянии в атмосфере («РД 52.04.893-2020. Руководящий документ. Массовая концентрация взвешенных веществ в пробах атмосферного воздуха. Методика измерений гравиметрическим методом» (введен в действие Приказом Росгидромета от 03.07.2020 № 247). Зерновая пыль состоит из твердых частиц мелкой фракции, включающей в себя мельчайшие частички соломы и колосьев, сорных трав и зародышей зерна, чешуек оболочек, в связи с чем зерновая пыль подлежит учету в качестве взвешенных веществ. ООО «НЗТ» не отражены в декларации о воздействии на окружающую среду указанные взвешенные вещества.
В части довода заявителя о незаконном привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ, суд считает его необоснованным, исходя из следующего.
У ООО «НЗТ» имеется заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы документации «Экологическое обоснование хозяйственной деятельности ООО «НЗТ» во внутренних морских водах РФ», утвержденное приказом Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ. №. В ходе изучения указанного заключения установлено, что оценка воздействия на окружающую среду (водный объект – Черное море) при попадании зерновых культур (зерновая пыль, лузга) в водный объект в результате деятельности по погрузке (отгрузке) в суда, расположенные во внутренних морских водах, не давалась. Образование вышеуказанного вида отхода не предусмотрено документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы. Также в разделе «Оценка воздействия на окружающую среду при обращении с отходами производства и потребления» заключения государственной экологической экспертизы отсутствуют сведения об образовании отхода «Мусор наплавной от уборки акватории», тем самым оценка воздействия на окружающую среду (водный объект – Черное море) не дана.
Довод представителя ООО «НЗТ» о незаконном привлечении к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ, также не может быть принят судом как обоснованный.
В ходе плановой выездной проверки, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлено, что нормативы допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по взвешенным веществам ООО «НЗТ» не рассчитаны. Раздел IV «Масса выбросов загрязняющих веществ» не содержит сведений о выбросах взвешенных веществ в атмосферный воздух, выброс которых осуществляется от источников №№ №
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов), в том числе складирование побочных продуктов производства, признанных отходами в соответствии с пунктом 8 статьи 51.1 настоящего Федерального закона, хранение вскрышных и вмещающих горных пород, признанных отходами производства и потребления в соответствии со статьей 23.5 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I «О недрах».
Согласно положениям ч. 1 ст. 16.2 вышеуказанного Федерального закона платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).
В силу ч. 1 ст. 16.3 данного Федерального закона Плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.
Таким образом, ООО «НЗТ» необоснованно не рассчитана и не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду выбросом взвешенных веществ от источников №№.
Кроме того, в ходе проведения плановой выездной проверки специалистами аккредитованной лаборатории филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по <адрес> произведены отборы проб (образцов) промышленных выбросов на источниках №, определяемый показатель – взвешенные вещества, что подтверждается протоколами отбора проб (образцов) промышленных выбросов № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленным протоколам испытаний (измерений) проб промышленных выбросов № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что с вышеуказанных источников осуществляется выброс вредных загрязняющих веществ – взвешенных веществ.
Рассматривая довод заявителя ООО «НЗТ» об изменении постановления № от ДД.ММ.ГГГГ в части назначенного наказания по ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Основанием для снижения установленной минимальной суммы штрафа, ООО «НЗТ» указывает Договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ № с ООО «СКЕМА Инжиниринг» на выполнение проектных работ по объекту «Реконструкция очистных сооружений, ливневой канализации», расположенному по адресу: <адрес>, Земельные участки с кадастровыми номерами: №». В рамках указанного проекта на вышеуказанном земельном участке будут разработаны отведения (сброса) сточных (ливневых) вод в систему ливнеотведения с последующей обработкой на очистных сооружениях. Указанные работы из-за недобросовестных подрядчиков, в настоящее время не выполнены, что, по мнению ООО «НЗТ», является смягчающих обстоятельством.
Однако, положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ не содержат нормы, указывающей на возможность снижения штрафа при наличии смягчающих обстоятельств, а лишь содержит указание на исключительные обстоятельства, которые связаны с характером административного правонарушения, имущественным и финансовым положением привлекаемого лица.
ООО «НЗТ» не представлено доказательств, свидетельствующих об их затруднительном финансовом положении, в связи с чем оплата штрафа в назначенном размере ими невозможна. Состав вмененного правонарушения посягает на установленный и охраняемый государством порядок в области природопользования и охраны окружающей среды, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену по делу постановления, допущено не было.
Все собранные по делу об административном правонарушении доказательства оценены по правилам статьи 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
При рассмотрении дела административным органом все фактические обстоятельства были установлены полно и всесторонне, они подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания, получившими правильную оценку в постановлении. Мотивы, по которым в основу постановления были положены одни доказательства и отвергнуты другие, подробно изложены в обжалуемом постановлении.
Несогласие заявителя с выводами административного органа, оценкой фактических обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствует об ошибочности таких выводов и незаконности вынесенного по делу судебного акта.
Постановление о привлечении юридического лица ООО «НЗТ» к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.1, ч. 4 ст. 8.13, ч. 1 ст. 8.45, ч. 9 ст. 8.2, ч. 10 ст. 8.2, ст. 8.5, ч. 2 ст. 8.4, ч. 1 ст. 8.14, ч. 3 ст. 8.21, ст. 8.41 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено юридическому лицу ООО «НЗТ» в соответствии с ч. 2-4 ст. 4.4 КоАП РФ в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа, а именно в пределах санкции ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ в минимальном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1, 30.7 КоАП РФ, суд,
решил:
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Коновалов И.В. № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица ООО «НЗТ» к административной ответственности по ст. 8.1, ч. 4 ст. 8.13, ч. 1 ст. 8.45, ч. 9 ст. 8.2, ч. 10 ст. 8.2, ст. 8.5, ч. 2 ст. 8.4, ч. 1 ст. 8.14, ч. 3 ст. 8.21, ст. 8.41 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Новороссийский зерновой терминал» (ООО «НЗТ»), - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Новороссийска в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ленинского
районного суда г.Новороссийска подпись С.М. Пупынина
Мотивированное решение изготовлено 01.04.2023г.
УИД 23RS0032-01-2024-000178-41