КОПИЯ
дело № 2-7193/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 декабря 2023 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего (судьи) Липковой Г.А.,
при секретаре В.,
при помощнике судьи М.,
с участием:
истца К.,
представителя истца Р.,
представителя ответчика О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. к Военному комиссариату Камчатского края о взыскании пенсионных выплат, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
истец К. обратился в суд с иском к ответчику Военному комиссариату Камчатского края о взыскании пенсионных выплат, компенсации морального вреда.
В обоснование своих исковых требований истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации.
Срок службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям установлен более 20 лет.
С ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия за выслугу лет на основании Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
Начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ему выплачивалась пенсия без учета районного коэффициента, а начиная с января 2023 года, выплата прекратилась.
В связи с этим, обратился в Военный комиссариат Камчатского края с соответствующим заявлением о выплате пенсии, однако, обоснованного ответа не получил.
Из ответа ответчика следует, что его проживание на территории Камчатского края, начиная с 2012 года, не установлено.
Между тем, факт проживания на территории г. Петропавловска-Камчатского полностью подтверждается материалами гражданского дела №, рассмотренного Петропавловск-Камчатским городским судом Камчатского края.
Кроме того, в соответствии со справкой УУП ОУУП и ПДН полиции ОП № УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому полностью подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает по адресу: <адрес>.
Таким образом, действия ответчика являются незаконными, нарушающими право на своевременное получение пенсионных денежных выплат, что является нарушением основных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации.
Задолженность по пенсионным выплатам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила в размере 546 528 рублей.
Действиями ответчика ему причинены сильные моральные и нравственные страдания.
Обстоятельства произошедшего, а также последующие события в жизни вызвали нервную и стрессовую обстановку, привели к значительному ухудшению здоровья.
Начиная с 2021 года, на нервной почве начались боли в области голеностопных суставов, появились нарушения функции ходьбы и ограниченность движений, постоянное чувство тошноты, появился дискомфорт в области эпигастрия, поставлены диагнозы: М10.9 подагра неуточненная; К29.5 Хронический гастрит неуточненный; М10.0 Вторичный артроз других суставов. Стал замкнутым, испытывает глубочайшие нравственные страдания, до настоящего времени не может прийти в себя, не может ни нормально спать, ни есть, пережил сильнейший нервный стресс. На протяжении длительного периода времени ответчик ни разу не попросил прощения, от чего, делает вывод, о высказывании ответчиком своей небрежности к происходящему. Ответчик ведет себя безнаказанно, в связи с чем, чувствует себя униженным и теряет чувство собственного достоинства.
Оценивает моральный вред в размере 50 000 рублей.
Просил суд взыскать с ответчика денежные средства в размере 546 564 руб. 31 коп. в счет невыплаченных пенсионных выплат, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
В судебном заседании истец К. увеличил исковые требования и просил суд взыскать с ответчика денежные средства в размере 614 349 руб. 16 коп. в счет невыплаченных пенсионных выплат, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Указанные исковые требования, с учетом их увеличения, поддержал по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно суду пояснил, что к ответчику по вопросу прекращения ему выплаты пенсии не обращался из-за нежелания с ним общаться, после того как в 2013 году на основании решения суда ему была возобновлена выплата пенсии, приостановленной по этой же причине.
В судебном заседании представитель истца Рак С.А., допущенный судом к участию по устному ходатайству истца, исковые требования, с учетом их увеличений, поддержал по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика Военного комиссариата Камчатского края О., действующая на основании доверенности, увеличенные исковые требования не признала. Представила письменные возражения на иск, в которых указала и суду пояснила, что истец состоит на пенсионном учете в военном комиссариате Камчатского края и является получателем пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1. В связи с тем, что выслуга лет в районах Крайнего Севера К. составила 7 лет 5 месяцев 6 дней, он не приобрел право на выплату пенсии с учетом районного коэффициента при перемене места жительства и выезде в другой регион. При назначении ему пенсии за выслугу лет действующее законодательство в части пенсионного обеспечения было соблюдено и, на период проживания в указанной местности пенсия истцу была назначена и исчислялась с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей – 1,6 с момента назначения, так как при написании заявления о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ К. указал адрес своего проживания: <адрес>. Ссылаясь на положения ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указывала, что пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельства, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты. В нарушение п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» истец не подавал заявление в военный комиссариат и не подтверждал свое проживание в районах Крайнего Севера. Письма о предоставлении указанного заявления были направлены пенсионеру 20 января, 27 июля, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Так как К. в военный комиссариат не обращался, и сведений о его месте нахождения не имелось, направлялись запросы по установлению его места жительства. Однако в связи с отсутствием в военном комиссариате согласия К. на обработку его персональных данных в предоставлении сведений было отказано. Работниками военного комиссариата проводилось посещение пенсионера по адресу проживания в 2012 году, в 2021 году, однако К. застать дома не удалось. Таким образом, в военном комиссариате не имеется сведений о проживании пенсионера с 2012 года, и установить место его фактического проживания не представлялось возможным. В связи с отсутствием сведений о нахождении в Камчатском крае истцу был произведен перерасчет пенсии без учета районного коэффициента с ДД.ММ.ГГГГ. Однако истец в военный комиссариат не обратился, и с ДД.ММ.ГГГГ на основании решения военного комиссара Камчатского края выплата пенсии была приостановлена в связи с неизвестным местонахождением получателя. С ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии К. была возобновлена. Для осуществления доплаты пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МВД запрошены сведения по установлению прибытия и убытия К. на территорию Камчатского края, так как размер пенсии зависит от места фактического проживания. Однако сведения представлены не были в связи с отсутствием согласия на обработку персональных данных. С расчетом задолженности по пенсионным выплатам, представленным истцом не согласны, поскольку истцом в расчете применяется коэффициент 1,5 вместо применяемого в Камчатском крае коэффициента 1,6. Возможно, тем самым истец подтверждает, что не проживал в указанный период на территории Камчатского края. В силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации Министерство обороны Российской Федерации как главный распорядитель бюджетных средств несет ответственность только в пределах средств, выделенных ему на указанные цели из федерального бюджета. Таким образом, оснований для возложения ответственности по возмещению компенсации морального вреда на военный комиссариат как подведомственное учреждение Министерства обороны Российской Федерации с учетом действующего законодательства не имеется. Просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1). Государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, осуществляется в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1).
В соответствии с пунктом «а» статьи 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются, в том числе на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, органах государственной охраны, федеральном органе исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте «б» настоящей статьи, и их семей).
Согласно статье 43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Статьей 48 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 установлено, что пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона), исчисляются с применением коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5.
В судебном заседании установлено и сторонами по делу не оспаривалось, что с ДД.ММ.ГГГГ Киселёв В.В. является пенсионером Министерства обороны РФ. Срок службы истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям установлен более 20 лет.
Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, пенсия истцу была назначена и исчислялась с применением соответствующего коэффициента – 1,6, так как при написании заявления о назначении пенсии К. указал адрес своего проживания: <адрес>.
Однако в период с февраля 2021 года по декабрь 2022 года К. производилась выплата пенсии без учета районного коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы, а начиная с января 2023 года на основании решения военного комиссара Камчатского края выплата пенсии была приостановлена, в связи с неизвестным местонахождением получателя.
Полагая действия ответчика незаконными, К. обратился в суд с данным иском, ссылаясь на те обстоятельства, что из ответа ответчика следует, что его проживание на территории Камчатского края, начиная с 2012 года, не установлено. Однако факт его проживания на территории г. Петропавловска-Камчатского полностью подтверждается материалами гражданского дела №, рассмотренного Петропавловск-Камчатским городским судом Камчатского края. Кроме того, в соответствии со справкой УУП ОУУП и ПДН полиции ОП № УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому полностью подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает по адресу: <адрес>.
В подтверждение своих доводов стороной истца представлены письменные доказательства: справка, выданная ООО «Электронный мир» от ДД.ММ.ГГГГ №, из которой следует, что в период с января 2021 года по октябрь 2023 года К. были произведены пополнения транспортной карты №.
Возражая против удовлетворения исковых требований, сторона ответчика ссылалась на те обстоятельства, что в нарушение п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 № 249 «Об утверждении Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» истец не подавал заявление в военный комиссариат и не подтверждал свое проживание в районах Крайнего Севера. Письма о предоставлении указанного заявления были направлены пенсионеру 20 января, 27 июля, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Так как К. в военный комиссариат не обращался, и сведений о его месте нахождения не имелось, направлялись запросы по установлению его места жительства. Однако в связи с отсутствием в военном комиссариате согласия К. на обработку его персональных данных в предоставлении сведений было отказано. Работниками военного комиссариата проводилось посещение пенсионера по адресу проживания в 2012 году, в 2021 году, однако К. застать дома не удалось. Таким образом, в военном комиссариате не имеется сведений о проживании пенсионера с 2012 года, и установить место его фактического проживания не представлялось возможным. В связи с отсутствием сведений о нахождении в Камчатском крае истцу был произведен перерасчет пенсии без учета районного коэффициента с ДД.ММ.ГГГГ. Однако истец в военный комиссариат не обратился, и с ДД.ММ.ГГГГ на основании решения военного комиссара Камчатского края выплата пенсии была приостановлена в связи с неизвестным местонахождением получателя. С ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии К. была возобновлена. Для осуществления доплаты пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МВД запрошены сведения по установлению прибытия и убытия К. на территорию Камчатского края, так как размер пенсии зависит от места фактического проживания. Однако сведения представлены не были в связи с отсутствием согласия на обработку персональных данных.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно сведениям, представленным ОАСР УВМ УМВД России по Камчатскому краю по запросу суда, К. с ДД.ММ.ГГГГ значится зарегистрированным по месту жительства: <адрес>
Из информации, представленной УМВД России по Камчатскому краю по запросу суда, сведения о прибытии и убытии К. на территорию Камчатского края в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в ПТК «Розыск-Магистраль» отсутствуют.
Из ответа ГБУЗ КК «Петропавловск-Камчатская городская поликлиника №» на судебный запрос следует, что К. с 2014 года прикреплен в ГБУЗ КК «Петропавловск-Камчатская городская поликлиника №». ДД.ММ.ГГГГ К. обратился в учреждение с заявлением о предоставлении ему амбулаторной медицинской карты за период с 2013 года по 2021 год и был проинформирован, что согласно данным медицинской информационной системы, обращения за медицинской помощью в период с 2013 года по 2020 год не зарегистрированы. Однако ДД.ММ.ГГГГ К. однократно обращался к врачу-терапевту, о чем соответствует запись в медицинской карте. Медицинская карта амбулаторного пациента была направлена в ГБУЗ КК «Городская больница №». Проверить факт обращения гражданина К. в учреждение в 2013 году не представляется возможным, так как архивная документация 2013-2014 испорчена и не подлежит восстановлению, что подтверждается актом о расследовании порчи архивных документов по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и приложением к акту б/н от ДД.ММ.ГГГГ. Адрес проживания К. соответствует 19 участку, согласно описи п. 3 архивная документация 19 участка за 2013 год признана неисправимо поврежденной и уничтожена.
Каких-либо доказательств того, что истец выехал на постоянное место жительства за пределы Камчатского края, и проживает в местности, где районный коэффициент не установлен, ответчиком в лице его представителя не представлено и таковых материалы дела не имеется. Доводы истца не опроверг.
Установив вышеприведенные обстоятельства, заслушав стороны, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу, что факт проживания К. на территории г. Петропавловска-Камчатского в спорный период нашел своего подтверждения в ходе судебного расзбирательства.
В соответствии с постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 02.06.2011 № 11-П по делу о проверке конституционности статьи 56 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может сам по себе служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.
В силу положений статьи 56 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 выплата пенсий, предусмотренных данным Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 этого Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания.
По смыслу вышеприведенных положений, необходимость указания пенсионером в личном заявлении места жительства или места его пребывания при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации предусмотрена только в случае переезда пенсионера на новое место жительства или место пребывания.
Выплата пенсии по прежнему месту жительства пенсионера прекращается только в случае переселения пенсионера на другое место жительства или пребывания.
В данном случае, как усматривается из материалов дела, пенсия истцу назначена и выплачивалась Военным комиссариатом Камчатского края с 1984 года.
Обязанность ежегодно подтверждать свое место жительства (пребывания) в целях сохранения установленного размера пенсии при обстоятельствах, не связанных с выездом из районов Крайнего Севера на другое место жительства, вопреки утверждению представителя ответчика, законом на истца не возложена.
Выплата пенсии с применением районного коэффициента производится с целью компенсировать лицам, работающим и проживающим на Крайнем Севере или в приравненных местностях, повышенные затраты труда и удорожание стоимости жизни по сравнению со средними показателями, сложившимися в Российской Федерации, размеры районных коэффициентов дифференцированы в зависимости от природно-климатических условий в различных районах Крайнего Севера и в приравненных местностях.
Между тем, ответчик произвел перерасчет пенсии, исключив с ДД.ММ.ГГГГ районный коэффициент, при наличии у истца регистрации по месту жительства в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края и в отсутствие каких-либо сведений об изменении им места жительства, с выездом из территории Камчатского края, чем безосновательно лишил К. права на предоставленную государством гарантию в связи с проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
Согласно произведенному ответчиком контррасчету по выплате пенсии К. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, её размер составил 614 349 рублей 16 копеек, с которым истец согласился и судом признан правильным.
При таких обстоятельствах, в целях восстановления нарушенных прав истца, суд приходит к выводу, что исковые требования истца о взыскании с ответчика денежных средств в размере 614 349 рублей 16 копеек в счет невыплаченных пенсионных выплат законным, являются законными и подлежащими удовлетворению в заявленном размере.
Рассматривая исковые требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей, суд исходит из следующего.
Так, в силу ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ об обязательствах вследствие причинения вреда и ст. 151 ГК РФ, устанавливающей, что суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага.
Положения ст. 150 ГК РФ к нематериальным благам относят принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом блага, в том числе жизнь и здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личную и семейную тайну, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство.
Положения ч. 2 ст. 1099 ГК РФ устанавливают, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Как разъяснено в п. 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда, исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ, не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года за № 4468-1, регулирующий назначение пенсии военнослужащим, также не содержит норм, которые предусматривали бы возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав гражданина в сфере указанных отношений.
Поскольку обстоятельства, на которые истец ссылается в обоснование своих требований о компенсации морального вреда, с учетом требований закона не доказывают факт причинения ему вреда, выразившегося в нарушении личных неимущественных прав в том понимании, как это трактуется законодателем, а оснований, предусмотренных для компенсации морального вреда, независимо от вины причинителя, предусмотренных статьей 1100 ГК РФ не представлено, то в данной части требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования К. удовлетворить частично.
Взыскать с Военного комиссариата Камчатского края в пользу К. денежные средства в размере 614 349 руб. 16 коп. в счет невыплаченных пенсионных выплат.
В остальной части исковых требований К. отказать.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца с даты составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Г.А. Липкова
подлинник решения находится в деле
Петропавловск-Камчатского городского суда
Камчатского края № 2-7193/2023
УИД № 41RS0001-01-2023-011407-26