11RS0001-01-2021-017550-66 дело №2а-1117/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Саенко О.Л.,
при секретаре Крыжевской А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 31 марта 2022 года административное дело по административному иску Котельва Александра Владимировича к УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания,
установил:
Котельва А.В. обратился в суд с иском к УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда в размере 1 285 000 рублей, указав в обоснование требований на нарушения положений части 3 статьи 80 УИК РФ в период содержания под стражей в СИЗО-2 и отбывания им наказания в исправительной колонии №19.
Иск принят к рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
К участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Российская Федерация в лице ФСИН России, заинтересованными лицами привлечены ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми и ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми.
В судебном заседании административный истец требования поддержал.
Представитель административных ответчиков иск не признал.
Представители заинтересованных лиц в суд не явились.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
15.07.2017 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью ... Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).
По подозрению в совершении указного преступления 15.07.2017 задержан Котельва А.В.
Постановлением Ухтинского городского суда Республики Коми от 17.07.2017 в отношении Котельва А.В. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу с содержанием в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми.
Приговором Ухтинского городского суда Республики Коми от 24.11.2017, вступившим законную силу 12.12.2017, Котельва А.В. осужден по части ... УК РФ к ... лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Зачтено в срок отбывания наказания время содержания под стражей в период с 15.07.2017 до 23.11.2017.
29.12.2017 Котельва А.В. прибыл в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми.
17.04.2018 ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми направило запрос в Военный комиссариат Республики Коми о предоставлении информации о прохождении Котельва А.В. службы во внутренних войсках МВД РФ.
В ответе от 03.05.2018 Военный комиссар Республики Коми указал, что Котельва А.В. проходил военную службу по призыву в составе войсковой части .... Данная войсковая часть относится к внутренним войскам МВД РФ.
На основании рапорта от 17.05.2018 начальником ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми в УФСИН России по Республике Коми запрошен наряд на этапирование Котельва А.В. в исправительное учреждение общего режима для соответствующей категории осужденных.
22.05.2018 УФСИН России по Республике Коми подготовлено заключение о целесообразности перевода осужденного Котельва А.В. в исправительную колонию общего режима для бывших работников судов и правоохранительных органов. В связи с отсутствием в структуре УФСИН России по Республике Коми исправительной колонии для бывших работников судов и правоохранительных органов, материалы проверки для принятия решения направлены во ФСИН России.
13.06.2018 ФСИН России выдан персональный наряд, в соответствии с которым Котельва А.В. направлен для дальнейшего отбывания наказания в колонию общего режима, предназначенную для содержания осуждённых – бывших сотрудников судов и правоохранительных органов, УФСИН России по Кировской области.
Данный наряд поступил в УФСИН России по Республике Коми 25.06.2018, в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми – 17.07.2018.
10.08.2018 ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми направлена заявка на конвоирование, на основании которой 11.08.2018 Котельва А.В. убыл в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области.
Котельва А.В. в иске указывает, что допущенные нарушения условий содержания, связанные с нахождением его в период с 14.07.2017 по 11.08.2018 в исправительных учреждениях с общим контингентом осужденных, не относящихся к числу бывших сотрудников правоохранительных органов, причинили ему нравственные и физические страдания, связанные с переживаниями за жизнь и здоровье и нарушением права на безопасность.
Согласно части 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1).
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на личную безопасность и охрану здоровья (в частности, статьи 20, 21, 41 Конституции Российской Федерации, пункты 2, 8 части 1 статьи 7, статьи 9, 14 Федерального закона от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», пункты 2, 9 статьи 17, статьи 19, 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», части 3, 6, 6.1 статьи 12, статьи 13, 101 УИК РФ, часть 2 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», подпункт 1 пункта 9 статьи 15 Федерального закона от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).
Согласно части 2 статьи 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 73 УИК РФ осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их письменного согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.
Порядок направления осужденных в исправительное учреждение определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть 1 статьи 75 УИК РФ).
Согласно части 3 статьи 80 УИК РФ в отдельных исправительных учреждениях содержатся осужденные - бывшие работники судов и правоохранительных органов. В эти учреждения могут быть направлены и иные осужденные.
В силу частей 1, 2 статьи 81 УИК РФ осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одной исправительной колонии. Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Порядок перевода осужденных определяется Министерством юстиции Российской Федерации.
Пунктом 5 Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения, утвержденной Приказом Минюста России от 26.1.2018 №17 (далее - Инструкция), установлено, что в отдельные исправительные учреждения направляются осужденные - бывшие работники судов и правоохранительных органов. В эти учреждения могут быть направлены и иные осужденные (часть 3 статьи 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, пунктом 18 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста от 14.10.2005 №189, установлено, что размещение по камерам осуществляется в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона от 15.7.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Исходя из положений абзаца седьмого пункта 2 части 2 статьи 33 Федерального закона №103-ФЗ отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, органов принудительного исполнения Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащими внутренних войск федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, военнослужащими и сотрудниками войск национальной гвардии Российской Федерации.
Таким образом, поскольку Котельва А.В. проходил военную службу по призыву в составе войсковой части ... внутренних войск МВД РФ в период с ..., он относится к числу бывших сотрудников правоохранительных органов, и в силу абзаца 7 пункта 2 статьи 33 Федеральный закон №103-ФЗ должен был содержаться в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми отдельно от других подозреваемых и обвиняемых, а на основании части 3 статьи 80 УИК РФ отбывать наказание в исправительной колонии для бывших работников судов и правоохранительных органов.
В соответствии с частью 5 статьи 227.1 КАС РФ при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Согласно статье 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (часть 1).
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2).
Как разъяснено в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», в силу части 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Согласно пункту 18 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 14.10.2005 №189, размещение по камерам осуществляется в соответствии с требованиями статьей 33 Федерального закона на основании плана покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, утвержденного начальником СИЗО либо лицом, его замещающим.
Таким образом, праву подозреваемого (обвиняемого), являющегося бывшим сотрудником правоохранительного органа, корреспондирует обязанность администрации изолятора обеспечить его содержание отдельно от других подозреваемых и обвиняемых. Реализация этого права не должна зависеть от волеизъявления подозреваемого (обвиняемого), нормы закона о раздельном содержании являются императивными. Следовательно, из обязанности администрации изолятора по отдельному содержанию подозреваемых (обвиняемых), являющихся бывшими сотрудниками правоохранительных органов, вытекает обязанность установить наличие или отсутствие у подозреваемого (обвиняемого), поступившего в изолятор, специального статуса.
Согласно пункту 5 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы прием подозреваемых и обвиняемых в СИЗО производится круглосуточно дежурным помощником начальника СИЗО (далее - дежурный помощник) или его заместителем, который проверяет наличие документов, дающих основание для приема лица, доставленного в СИЗО, проводит опрос данного лица и сверяет его ответы со сведениями, указанными в личном деле.
При отсутствии в личном деле подозреваемого (обвиняемого) копий военного билета и иных документов, содержащих сведения о наличии у него специального статуса, данный вопрос подлежит выяснению путем получения объяснений в рамках опроса.
Проведение опроса является обязанностью сотрудников изолятора.
Таким образом, применительно к рассматриваемому спору административные ответчики должны доказать принятие мер к выяснению вопроса о наличии или отсутствии у административного истца статуса бывшего сотрудника правоохранительных органов с целью надлежащего исполнения требований статьи 33 Федерального закона от 15.7.1995 №103-ФЗ и статьи 80 УИК РФ.
Из материалов дела следует, что по прибытию в учреждения ФКУ СИЗО-2 и ИК-19 данных о том, что Котельва А.В. являлся бывшим сотрудником органов правоохранительных органов не имелось, устных либо письменных заявлений от Котельва А.В. не поступало.
Вместе с тем, административными ответчиками не представлено доказательств, подтверждающие, что при поступлении 15.07.2017 Котальва А.В. в СИЗО-2 сотрудники изолятора выясняли у него сведения о наличии специального статуса при отсутствии в личном деле соответствующих документов.
Согласно карточке размещения комиссией ФКУ СИЗО-2 принято решение о размещении Котельва А.В. в общей камере.
Действия по выяснению статуса Котельва А.В. предприняты сотрудниками ИК-19 только в апреле 2018 года.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что Котельва А.В. имеющий статус лица, относящегося к категории бывших сотрудников правоохранительных органов, с 15.07.2017 по 28.12.2017 содержался в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми в общей камере, а не отдельно от других подозреваемых и обвиняемых, и с 29.12.2017 по 10.08.2018 отбывал наказание в местах лишения свободы на общих основаниях, а не в отдельном специализированном исправительном учреждении.
Указанные обстоятельства свидетельствует о нарушении в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми и ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми условий содержания лишенных свободы лиц, что по смыслу положений части 5, 7 статьи 227.1 КАС РФ само по себе является достаточным основанием для присуждения административному истцу компенсации.
Оснований для отказа в иске по причине пропуска срока обращения в суд, о применении которого заявлено представителем административных ответчиков, не имеется, поскольку случаях, когда имело место нарушение условий содержания лишенных свободы лиц, не подпадающих под действие Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, возможно применение общих положений (в том числе закрепленных статьями 151, 1069, 1070 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации) об ответственности государства за вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов, должностных лиц, иных публичных образований, что не исключает возможности взыскания вреда в общем порядке за допущенные виновные действия (бездействие).
В силу части 4 статьи 227.1 КАС РФ при рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, осуществляет ФСИН России (подпункт 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1314).
Таким образом, надлежащим административным ответчиком по выплате компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является ФСИН России.
Оснований для взыскания такой компенсации с УФСИН России по Республике Коми не имеется.
Определяя размер компенсации, суд исходит из объема нарушенных прав, фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и, принимая во внимание, что нахождение совместно с другими осужденными не привело к негативным последствиям, считает необходимым присудить Котельва А.В. компенсацию в размере 15 000 рублей.
Указанная сумма компенсации подлежит взысканию с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 227.1 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 000 ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░:
...
...
...
...
...
...
...
...
...
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 14.04.2022.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░