Решение по делу № 2-41/2018 от 19.01.2018

Дело № 2-41/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Мороковой О.В.

при секретаре Кныш Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

01 февраля 2018 года гражданское дело по исковому заявлению Федюневой А.А. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района», администрации муниципального образования сельского поселения «Объячево» об отмене уведомления, обязании предоставить субсидию, постоянную регистрацию

установил:

Федюнева А.А. обратилась в суд с иском к ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» об отмене уведомления, обязании предоставить субсидию на оплату жилого помещения и ЖКУ, постоянную регистрацию. В обоснование иска указано, что проживает временно по договору найма жилого помещения. Жилье предоставлено администрацией СП «Объячево» в результате признания непригодным для проживания жилого дома, принадлежащего истцу. Договор коммерческого найма заключается с истцом ежегодно на условиях временного проживания. При оформлении субсидии на следующее полугодие, истцу было отказано в предоставлении субсидии, в связи с чем, последняя вынуждена обратится в суд с настоящим иском.

Определением суда от 19.01.2018г. в качестве соответчика по настоящему делу привлечена администрация муниципального образования сельского поселения «Объячево».

В судебном заседании истец не присутствует, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель ответчика ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» в суде не присутствует, извещены надлежащим образом о месте и времени слушания дела, просили его рассмотреть без участия представителя. До начала судебного заседания представили возражения на иск, в которых просили в удовлетворении иска Федюневой А.А. отказать.

Представитель соответчика администрация СП «Объячево» в суде не присутствует, извещены надлежащим образом о месте и времени слушания дела, просили его рассмотреть без участия представителя. До начала судебного заседания представили заявление, в котором просили рассмотреть дело без их участия, оставили решение вопроса на усмотрение суда.

Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев личное дело Федюневой А.А., суд приходит к следующему.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрены ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации. Названные субсидии являются одной из гарантий социальной защиты граждан при осуществлении ими права на жилище (часть 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

Частью 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Согласно частям 2 и 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

На основании части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В силу пункта 3 Правил право на субсидии имеют, в том числе пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде.

Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Федюнева А.А. является нанимателем жилого помещения – <адрес> в с. Объячево Прилузского района РК, находящегося в муниципальной собственности.

Жилое помещение предоставлено истцу на основании договора коммерческого найма от 11 декабря 2017 года, заключенного с администрацией СП «Объячево». Срок найма жилого помещения установлен с 11.12.2017г. по 10.12.2018г.

В указанной квартире Федюнева А.А. зарегистрирована по месту пребывания с 13.12.2017г. по 10.12.2018г.

На основании уведомления ГБУ от 20.12.2017 года принято решение об отказе Федюневой А.А. в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с отсутствием регистрации по месту жительства.

Не согласившись с решением ответчика, Федюнева А.А. обратилась в суд с настоящим иском.

В соответствии с Положением "О Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Коми", утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 11.12.2015 N 519, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в сфере социальной защиты населения и социального обслуживания исполняет функции по организации предоставления государственными учреждениями Республики Коми гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (пп. 25 а. 11.4 Положения).

Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении государственных учреждений Республики Коми, определенных Правительством Республики Коми.

На основании Приказа Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 11.01.2016 N 2а полномочиями Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом в денежной форме наделены государственные бюджетные учреждения Республики Коми, в т.ч. "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района".

Как следует из возражений ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района», Федюнева А.А. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на муниципальную квартиру по адресу: <адрес>. По месту постоянного жительства в указанной квартире истец не зарегистрирована. По мнению ответчика, оснований для предоставления истцу субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не имелось, в связи с чем, ответчиком было принято решение об отказе Федюневой А.А. в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Из материалов дела также следует, что Федюнева А.А. является пенсионером по старости.

Приказом Минстроя России N 1037/пр, Минтруда России N 857 от 30.12.2016 года утверждены Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761".

Согласно п. 24 Методических рекомендаций субсидия предоставляется по месту жительства заявителя с учетом особенностей, установленных подпунктом "а" пункта 8 Правил для заявителя, проходящего военную службу по контракту. Подтверждением места жительства заявителя является его регистрация по месту жительства в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713.

Рекомендуется учитывать, что гражданин, пользующийся несколькими жилыми помещениями по основаниям, указанным в пунктах 3 и 5 Правил, может претендовать на субсидию для оплаты жилого помещения, в котором он зарегистрирован по месту жительства. Рекомендуется учитывать, что возможность предоставления субсидий гражданам по месту их временного пребывания Правилами не предусмотрена (п. 25, 26 Методических рекомендаций).

Как следует из выписки из ЕГРН от 26.01.2018г. , Федюнева А.А. в собственности жилых помещений не имеет.

Актом обследования жилищно-бытовых условий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий АСП «Читаево» от 09.08.2010 года, установлено, что дом, расположенный по адресу: <адрес> Республики Коми, в котором проживала Федюнева А.А., является неблагоустроенным. Федюнева А.А. является тружеником тыла, проживает в доме с печным отоплением, дом покосившийся, требуется капитальный ремонт. Кроме того, Федюнева А.А. является инвалидом по зрению, ей требуется посторонний уход, близких родственников не имеет, в связи с чем комиссией было принято решение поставить Федюневу А.А. на учет по улучшению жилищных условий в категорию «инвалиды».

Постановлением от 08.02.2012г. Федюневой А.А. предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> по договору коммерческого найма.

11 декабря 2017 года между администрацией СП «Объячево» и Федюневой А.А. заключен договор коммерческого найма от 11.12.2017 года, по условиям которого администрация предоставила истцу в срочное возмездное владение и пользование жилое помещение – квартиру по адресу: РК, <адрес>15, являющееся муниципальной собственностью. Срок найма жилого помещения установлен с 11.12.2017г. по 10.12.2018г.

Ранее, аналогичный договор заключался администрацией СП «Объячево» с Федюневой А.А. 13 декабря 2016 года, в котором срок найма жилого помещения по вышеуказанному адресу был установлен с 13.12.2016г. по 12.12.2017г.

Согласно адресных справок, Федюнева А.А. зарегистрирована по месту пребывания в жилом помещении по адресу: РК, <адрес>, с 18.12.2014г. по 14.12.2015г., с 15.12.2015г. по 13.12.2016г., с 15.12.2016г. по 12.12.2017г., затем с 13.12.2017г. по 10.12.2018г.

Сведений о том, что истец имеет иное жилое помещение для постоянного проживания помимо муниципальной квартиры по вышеуказанному адресу, материалы дела не содержат, данный факт ответчиком не оспаривается.

При таких обстоятельства, руководствуясь приведенными нормами, суд приходит к выводу о том, что Федюнева А.А. как наниматель помещения муниципального жилищного фонда относится к категории граждан, имеющих в силу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

Суд также исходит из того, что Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761, и Методические рекомендации по применению правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные Приказом Минстроя России N 1037/пр, Минтруда России N 857 от 30.12.2016 года, прямо предусматривают предоставление гражданам, входящим в определенные законом категории, субсидий для оплаты жилого помещения в котором они постоянно проживают.

По мнению суда, вышеуказанное жилое помещение является местом постоянного жительства истца, в правовом смысле, придаваемом данному понятию статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" даны определения понятий места пребывания и места жительства.

При этом, под местом пребывания подразумевается временное пребывание гражданина в различного рода учреждениях (в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах и других подобных учреждениях), а также в жилых помещениях, не являющихся местом постоянного жительства.

Под местом жительства подразумевается постоянное или преимущественное проживание в жилых помещениях в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Суд принимает во внимание, что сама по себе регистрация является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или месту жительства, что в силу части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации не препятствует свободному передвижению и выбору места жительства. Наличие ограниченной определенным сроком регистрации Федюневой А.А. в жилом помещении само по себе не свидетельствует о том, что указанное жилое помещение является местом временного пребывания истца.

Отсюда, учитывая, что на данный момент проживание в муниципальной квартире является постоянным местом жительства для истца, за данное жилое помещение ею оплачиваются коммунальные услуги, по месту ее постоянной регистрации субсидию она не получает, суд полагает возможным требования Федюневой А.А. удовлетворить, обязать ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 декабря 2017 года.

Учитывая, что судом принято решение о предоставлении истцу субсидии на оплату жилого помещения и ЖКУ имеются основания для отмены уведомления ГБУ от 20.12.2017 года.

Рассматривая требования истца об обязании АСП «Объячево» обеспечить постоянную регистрацию, суд руководствуется следующим.

В силу статьи 3 Закона N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Часть 1 статьи 6 вышеназванного Закона устанавливает обязанность гражданина Российской Федерации, изменившего место жительства, не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.

Согласно п. 26 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года N 288, для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию: документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Регламента.

Исходя из п 25 Административного регламента для регистрации по месту пребывания гражданин представляет: документ, являющийся основанием для временного проживания в жилом помещении (договор найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение для временного проживания). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 29 Регламента.

Отсюда, учитывая, что истец проживает в муниципальной квартире по договору коммерческого найма жилого помещения, заключенного на определенный срок с 11.12.2017г. по 10.12.2018г., оснований для регистрации истца по месту жительства не имеется. Следовательно, требования истца об обязании предоставить постоянную регистрацию по месту жительства удовлетворению не подлежат.

Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Федюневой А.А. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района», администрации муниципального образования сельского поселения «Объячево» об отмене уведомления, обязании предоставить субсидию, постоянную регистрацию – удовлетворить в части.

Отменить уведомление Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» от 20 декабря 2017 года об отказе Федюневой А.А. в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» предоставить Федюневой А.А. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 декабря 2017 года.

Иск Федюневой А.А. к администрации муниципального образования сельского поселения «Объячево» об обязании предоставить регистрацию по месту жительства – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.

Председательствующий

2-41/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Федюнева Анна Алексеевна
Федюнева А.А.
Ответчики
ГБУРК ЦСЗН Прилузского района
АСП Объячево
ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района"
Суд
Прилузский районный суд Республики Коми
Дело на сайте суда
priluz.komi.sudrf.ru
19.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.01.2018Передача материалов судье
19.01.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2018Судебное заседание
01.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее